ФЭНДОМ

"Безумный год"
Основной конфликт: Войны на пост-имперском пространстве
Красные идут
Дата

Январь 1922 - январь 1923

Место

Российская Демократическая Федеративная Республика и окрестности

Причина

Желание большевиков прийти к власти; стремление национальных окраин обрести независимость.

Итог

Подавление мятежей, правый тренд в российском обществе.

Изменения

Ликвидация среднеазиатских автономий

Противники
Герб РДР Президент РДФР

Красный флаг Правительство РДФР

Красный флаг Парламент РДФР

Красный флаг Российская Свободная армия

Красный флаг "Щит России" (ПСР)

Флаг РР "Русские орлы" (ПРН)

Флаг РР "Младороссы" (КДПР)

Флаг РР Крестьянская армия Ферганы

Дашнаки Дашнакцутюн

Флаг Армении Армянский легион

РНР Российская Народная Республика
  • Красный флаг Красная Гвардия
  • Красный флаг ВКП (б)

При поддержке:

Итальянская Советская Республика Добровольцы из Италии

__________________

540px-Flag of the Alash Autonomy.svg Алаш-орда

Крымскотатары Крымская Народная Республика

Горская Респа Горская Республика

Bandera del Turquestan.svg Басмачи

При поддержке:

ОУН Добровольцы с Украины

Германская империя Германская Империя

Флаг Османской Империи Османская Империя

Командующие
Герб РДР Лавр Корнилов

Красный флаг Александр Гучков

Красный флаг Павел Милюков

Красный флаг Борис Савинков

Красный флаг Василий Шульгин

Красный флаг Петр Врангель

Красный флаг Александр Колчак

Красный флаг Владимир Каппель †

РНР Владимир Ульянов †

РНР Яков Свердлов †

Красный флаг Иосиф Джугашвили †

Красный флаг Николай Бухарин #

Красный флаг Лев Троцкий

_______________

540px-Flag of the Alash Autonomy.svg Алихан Букейханов †

Bandera del Turquestan.svg Ибрагим-бек

Bandera del Turquestan.svg Мадамин-бек

Флаг Османской Империи Энвер-паша

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

"Безумный год" - период в Российской историографии с января 1922 по январь 1923, характеризующийся высокой политической нестабильностью, мятежами, волнениями, попытками отделения национальных окраин и социалистической революции. Начался с убийства избранного президента-социалиста Аргунова и закончился избранием консерватора Василия Шульгина.

Предпосылки

Ход действий

Убийство президента 

Начало "безумного года" российские историки отсчитывают с убийства действующего президента Российской Демократической Федеративной Республики Андрея Аргунова. Он принадлежал к левому крылу Партии социал-революционеров и был полноценным наследником Виктора Чернова, отбывшего подряд 3 президентских срока и решившего заняться исключительно законодательством. Аргунов был тем человеком, которого он искал - послушным и расторопным, который будет проводить в жизнь его, Чернова, политику, и не даст правой оппозиции сгубить начатые социальные реформы. Первый срок Андрея был достаточно тихим: массовых демонстраций не было, жизнь в стране налаживалась, удалось, казалось бы, уладить вопрос с крымскотатарским населением в вопросе о предоставлении им автономии. Словом, не было преград для переизбрания действующего президента на второй срок и для продолжения им начатых еще предшественником реформ: дальнейшего перераспределения земли, повышения социальных выплат и укрепления основ демократической государственности в РДФР, явно страдавшей от мучительно проходившей смены институтов правления.

Именно это не устраивало леворадикальную оппозицию - большевиков и анархистов. Не участвуя в Февральской революции и, в отличии от РИ, не начав Октябрьской, Ленин оказался вместе с соратниками на отшибе политической жизни. Несмотря на то, что присутствие большевиков в Учредительном Собрании, а потом и в ГосДуме было вторым по числу мест, было понятно, что ни одному из них не удастся стать главой государства - для этого требовалось одобрение большинства в обеих палатах российского парламента. Социальная программа эсеров постепенно уводила электорат у большевиков, так как крестьянство оказалось в массе своей удовлетворено завоеваниями первой революции, а рабочим стабильно платились заработные платы. Ленин вел грамотную критику преобразований, но чувствовалось, что с каждым годом партия ухудшает свои результаты. Поэтому было решено действовать - и действовать быстро, пока должное недовольство не исчезло совсем, и восстание все еще имело социальную базу. 

Поводом для восстания должно было стать убийство Андрея Ивановича Аргунова в Петрограде. На роль убийц местное партийное отделение большевиков подобрало самых молодых членов организации, готовых без лишних вопросов пожертвовать собою во имя наступления революции и всемирного блага. В то же время непосредственный план был создан куда более опытными в этом деле личностями, в свое время бывшими в Боевой организации эсеров и имевшими представление о том, как должен выглядеть удачный теракт. Утром 4 января на пути из дома в Таврический дворец леворадикал, не найденный позднее жандармами, бросил в машину Аргунова самодельную бомбу. Снаряд, сработанный явно на скорую руку, взорвался еще в воздухе, и президент имел бы шанс остаться в живых, если бы бомба не была наполнена поражающими элементами - в частности, гвоздями. Один из них крайне неудачно для А.И. Аргунова влетел тому в правый глаз, а другой пробил правую кисть. Смерть наступила очень быстро: Россия осталась без главы государства, а ее армия - без руководителя. Об успехе в Москву было доложено телеграммой, прибывший чрезвычайно быстро: уже к вечеру Ленин и верхушка ВКП (б) прочитали заветные строки: "Лис убит, пушнина будет к четвергу". Это значило лишь одно - Рубикон перейден, больше остановок быть не должно. 

Последствия

В культуре