ФЭНДОМ

"Белорусская виза" - устойчивое клише, связанное с ужесточением миграционной политики в Белоруссии и России в конце 90-х-начале 2000-х годов. Используется в качестве анекдота и книжного штампа или киноклише в России, а также в Восточной Европе. Также, используется различными политиками

История

История появления этого выражения началась в связи с политическим кризисом на Украине, который привел к крупной миграции граждан Украины в соседние Россию, Белоруссию и Польшу. Это привело к тому, что Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принял жесткие миграционные законы. По этим законам, иностранные граждане без белорусской визы могли быть запросто интернированы. Кроме того, был принят новый закон "О гражданстве", который был крайне жестким в отличие от аналогичного российского. По закону, паспорт гражданина Республики Беларусь выдавался только тем, кто прожил на территории республики пять лет, вид на жительство выдавался только тем, у кого за плечами были два года трудовой практики на белорусских предприятиях (что для людей было очень трудно, в связи с тем что виза выдавалась на 90 дней и получить ее вновь можно было только через 60 дней, таким образом это помогло Белоруссии избежать негативных последствий массовой миграции).

Аналогичный закон был принят и в России весной 1998 года, по которому вводился жесточайший визовый режим и миграционные органы обязаны были интернировать иностранных граждан без российской визы, а после - экстрадировать в родную страну. Наиболее сильное действие федерального закона "О миграции" проявилось во время Туркменской войны.

В культуре

В телесериалах

"Улицы разбитых фонарей" (1998 - н.в.) - в третьем, шестом, восьмом и десятом сезонах некоторые серии посвящены этому явлению

"Убойная сила" (2000-2006) - одна из серий четвертого сезона также рассматривает проблему этого явления.

"Литейный" (2008 - н.в.) - одна из серий посвящена делу об интернированных иностранных гражданах, совершивших особо тяжкое преступление

"Глухарь" (2008-2011) - три серии второго сезона посвящены проблеме интернированных. 

В фильмах

В книгах

Примеры использования политиками