Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Конституционное собрание.jpg

"Великие реформы" (а также "Георгиевские реформы", "Русская весна") - общее название реформационных процессов, происходивших в Российской империи во время царствования Георгия I Александровича. Главным результатом Великих реформ считается переход России к дуалистической ограниченной монархии и модернизация экономики страны, толчок которой дала отмена крепостного права в империи, а также формирование в обществе демократических устоев.

Принято считать, что датой начала "Великих реформ" был 1824 год, с момента коронации Георгия Александровича. Впрочем, некоторые историки считают, что правильнее отсчитывать реформы начиная с 1822-1823 годов, когда император Александр I, отец Георгия Александровича, уже практически не участвовал в политической жизни страны, передав бремя управления государством на своего сына. Активный этап "Великих реформ" продолжался 15 лет, а полностью завершились они незадолго до "Весны Народов" 1848-1850 годов. Что впрочем, не привело к откату к реакции, а лишь замедлило выработку новых законопроектов и указов, либерализирующих устройство страны.

"Великие реформы" привели к кардинальным изменениям в общественно-политическом и экономическом укладе страны, а также к расцвету культуры и искусства. Кроме того, политика "реформ" вызвала изменения во внешнеполитической жизни страны, что особенно сильно сказалось в ходе революций в Европе 1848 годов.

Предпосылки реформ

Въезд Александра I в Париж

События войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены и, в первую очередь, на отмену крепостного права. Ликвидация крепостной зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. Тем не менее, Александр I к концу своего правления отказался от попыток либерализовать общественное устройство страны, ограничившись отменой крепостного права в прибалтийских губерниях в 1816-1819 годах. Сам император к концу своей жизни почти полностью отказался от участия в любых государственных делах, перекладывая их на своего сына.

Сам Георгий, воспитанный в либеральных идеях, вырос в человека с огромным реформаторским потенциалом. Непосредственно посещавший Европу в заграничных походах, будущий государь еще сильнее укрепился в своих намерениях. Он искренне желал преобразования своей страны на манер западноевропейских монархий, даровать народу свободу и Конституцию. Кроме того, цесаревич опасался роста революционно-республиканских настроений в России и считал, что даровав свободы населению, сможет снизить градус напряженности и недовольства в обществе.

Формирование и работа "Второго Негласного комитета"

Начиная с 1819 года Георгий, как и его отец в свое время, начинает собирать неофициальный совещательный государственный орган, основной задачей которого была разработка плана реформирования России. Орган не имел фактического названия, но ввиду параллелей с аналогичным образованием периода раннего правления Александра I, неофициально именовался "Вторым Негласным комитетом". В состав комитета вошло 5 человек. Почти все они были знакомыми и друзьями Георгия Александровича, с которыми тот познакомился в ходе заграничных походов. В состав комитета вошли:

  • Сергей Трубецкой
  • Кондратий Рылеев
  • Никита Муравьев
  • Великий князь Михаил Павлович
  • Николай Тургенев
Кондратий Рылеев.jpeg

Никита Муравьев

Сергей Трубецкой

Первоначально комитет состоял из трех человек: Трубецкого, Муравьева и Рылеева. Но впоследствии к нему присоединилось еще два человека.

Н. Тургенев

Сначала к работе "Второго Негласного" присоединился Николай Тургенев. В конце 1818 года Тургенев издал свою книгу «Опыт теории налогов», в которой местами затрагивал крепостное право в России. Наряду с общими взглядами на крепостное право Тургенев считал лучшим средством для уменьшения количества ассигнаций «продажу государственных имуществ вместе с крестьянами». Он предлагал при этом определить законом права и обязанности как этих крестьян, так и их новых помещиков и таким образом подать «прекрасный и благодетельный пример всем помещикам вообще». В 1819 году санкт-петербургский генерал-губернатор Милорадович поручил Тургеневу составить записку о крепостном праве, которую должен был представить императору. В составленной Тургеневым записке, тот указывал, что правительство должно взять на себя инициативу относительно ограничения крепостного права и устранить обременение крестьян чрезмерной барщиной, продажу людей поодиночке и жестокое с ними обращение, а самим крестьянам должно быть предоставлено право жаловаться на помещиков. Кроме указанных мер, Тургенев предложил сделать некоторые изменения в законе 1803 года о «свободных хлебопашцах» и разрешить помещикам удерживать за собой право собственности на землю при заключении с крестьянами добровольных условий, то есть освобождать целые вотчины без земли, а крестьянам предоставить право перехода. Идеи Тургенева нашли отклик у цесаревича и тот пригласил его в комитет. Впоследствии, идеи Тургенева сыграют важную роль в отмене крепостного права.

великий князь Михаил Павлович

В 1822 году к комитету примкнул Михаил Павлович, дядя и близкий друг Георгия Александровича. Разделявший либеральные воззрения племянника, Михаил впоследствии примет огромное участие в политической жизни страны, непосредственно участвуя в разработке как Конституции, так и "Манифеста об освобождении крестьян". Кроме того, активную поддержку комитету оказал также Михаил Сперанский. Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу должна даровать власть. Обществу, разделённому на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение Сперанский придавал воспитанию общественного мнения. Однако, фактическим членом "Второго Негласного" Сперанский не был, исходя из идеи цесаревича привлечь туда именно молодых людей. Первое время в работе комитета также участвовал другой дядя Георгия - Николай Павлович, но уже к 1824 году тот отстранился от работы в нем. Причиной разлада стало несогласие Николая с идеями, касательно ограничения самодержавной власти, а также неприязненные отношения с Муравьевым и Трубецким.

Будучи в дружеских отношениях с Георгием, члены "Второго Негласного комитета" два-три раза в неделю, иногда чаще, обсуждали с ним планы реформ государственного устройства страны, высказывали свои пожелания, советы и идеи. Первое заседание комитета произошло 5 сентября 1822 года. Впоследствии, все эти заседания будут проходить стабильно раз в месяц, благодаря чему, к моменту воцарения Георгия в 1824 году, у комитета уже был план по началу в Российской империи "Великих реформ", изменивших ее навсегда.

Отречение Александра I. Начало правления Георгия I

Коронация Георгия Александровича

23 марта 1824 года император Всероссийский Александр I подписал отречение от престола в пользу единственного сына Георгия. Это решение, повергнувшее окружение царя в шок, было обусловлено сильной и затяжной депрессией действующего государя. У императора наступила апатия, утомленность бременем правления и пессимизм. После отказа от власти Александр отправился в путешествие по России. К моменту отречения императора, Георгий уже несколько лет фактически руководил государством и успел принять несколько важных решений, подтверждающих его прогрессивные и либеральные намерения. В частности, он отправил в отставку Алексея Аракчеева и еще нескольких консервативных деятелей руководства страны, а также закрыл военные поселения. Переход власти к человеку с реформаторскими склонностями был с восторгом воспринят либерально-настроенной частью правящей элиты, но в то же время вызвал опасения у консервативных сил.

11 мая 1824 года Георгий Александрович официально был коронован в Успенском соборе Московского Кремля, став императором Георгием I. В манифесте по случаю торжественного коронования, новый император заявил о необходимости "изменений во благо России" и "защиты всего населения". Именно коронация Георгия считается отправной датой начала "Великих реформ"

Крестьянская реформа

Разработка проектов по отмене крепостного права началась в самом начале 1820-ых годов. В январе 1825 года Георгий I учреждает "Крестьянскую комиссию", основной задачей которой стала выработка закона об отмене крепостного права по всей России. Возглавил комиссию великий князь Михаил Александрович, а непосредственной работой над будущим манифестом занимались Никита Муравьев и министр внутренних дел Василий Ланской. Первоначальный проект составленный Ланским предусматривал отмену крепостного права на тех же условиях, что были сделаны в прибалтийских губерниях в 1816-1819 годах: освобождение крестьян, но без какого-либо земельного надела. Такой вариант был отвергнут императором и разработка затянулась. В 1827 году, комиссия представила Георгию I свою версию "Манифеста вольности крестьянской". Основными его положениями были:

Оглашение "Манифеста вольности крестьянской" (1827.)

  • Безоговорочная отмена крепостного права по всей территории Российской империи. Крестьяне страны получали все гражданские права и свободы. Их дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  • Крестьяне получили возможность выборного самоуправления, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость. Вводились должности старост разного уровня.
  • Запрещались телесные наказания в отношении крестьян.
  • Крестьяне продолжали выплачивать оброк или барщину за предоставление помещиком земли в пользование, становясь "временнообязанными", с возможностью дальнейшего выкупа предоставленной земли и становясь уже абсолютно свободными. Сумма выкупа достигалась посредством договоренностей сельским обществом и помещика. При этом сельское общество выплачивало помещику только 40-50% от суммы выкупа, а остаток суммы помещику возмещало государство.

Манифест был обнародован 23 июля 1827 года. Негласным положением манифеста стала возможность получения крестьянами земли на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, что должно было способствовать решению проблемы малозаселенности этих территорий. В таком случае, они не платили за выкуп своей земли и имущества у помещика, а государство оплачивало все расходы по переселению.

Отмена крепостного права стала значимым событием в российской истории. Крестьяне наконец получили гражданские права и личные свободы, что дало огромный потенциал к его развитию. Тем не менее, она не принесла того результата, на который была рассчитана. Радикальные современники и многие историки считали реформу Георгия I недостаточной, «крепостнической» и утверждали, что она не привела к полному освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый. В историографии сложилось устойчивое мнение, что реформа способствовала формированию так называемых малоземелья, дальноземелья (когда выкупленный участок находился далеко от деревни), длинноземелья (что затрудняло выпас скота) и чересполосицы (когда участок крестьянина оказывался «разорван» на части владениями помещика, что вынуждало его брать в аренду дополнительные площади). Сам Георгий I и Никита Муравьев, по отзывам современников, также были недовольны реформой. Оба сетовали на жесткое дворянское сопротивление самому факту освобождения крестьян. Под угрозой роста недовольства у высшего Российского сословия, Манифест был неоднократно переписан в пользу дворянства.

Переселение крестьян в Читу (1840-ые годы)

Тем не менее, у крестьянской реформы, безусловно, были и положительные стороны. Отмена крепостного права послужила катализатором последующих реформ, затронувших экономику, военное дело и законодательство страны. Никита Муравьев, за работу над манифестом, впоследствии получил доступ к работе "Конституционного совещания", выработавшего первую Конституцию страны. Освобождение крепостных послужило стимулом к развитию сельской общины России, дав крестьянам мотивацию работать с целью достижения личной свободы.

Значительно выросла эффективность крестьянских общин и спрос на орудия труда, необходимые новым хозяйствам, что вызвало резкий рост промышленного производства в стране, а это, в свою очередь, вызвало увеличение спроса на ресурсы и механизмы, что разительно ускорило наступление в Российской империи промышленного переворота. Был также начат процесс освоения Сибири и Дальнего Востока освободившимися крестьянами, достигший своего пика в 1840-ые годы, что в долгосрочной перспективе, укрепило позиции империи в приграничных с Китаем областях. Кроме того, огромный авторитет в стране получил молодой император Георгий I, получивший впоследствии прозвище "Освободитель" и огромную популярность среди простого населения России. К середине XIX века, уже почти все крестьяне, ставшие свободными, перестали быть временнообязанными. Полностью, временнообязанность крестьян была отменена уже императором Михаилом II в 1862 году.

Конституционная реформа

Николай Новосильцев

После отмены крепостного права, Георгий I приступил к другому амбициозному проекту - даровать России Конституцию. С целью ускорения работы по ее написанию, императором было организовано "Конституционное совещание" - комитет из доверенных лиц императора. В состав совещания вошли Никита Муравьев, Василий Ланской (отличившиеся в ходе работы над Манифестом вольности крестьянской), Михаил Сперанский, Сергей Трубецкой и Николай Новосильцев. Стоит сказать, что Новосильцев и Сперанский еще в период правления Александра I разработали конституционные проект под названиями "Уставная грамота" и "Введение к уложению государственных законов". Непосредственным главой совещания был Николай Новосильцев.

Работа совещания завершилась в марте 1829 года. Новосильцев представил Георгию I проект "Конституционной хартии". Согласно этой хартии:

  1. В Российской империи учреждался двухпалатный парламент под названием Государственный Сейм: нижним его собранием была Народная Дума (150 человек), а верхней палатой становился Сенат (100 человек). Государственный Сейм мог выступать с законодательной инициативой, также, без его одобрения, император не мог издавать указы и законы. Государственный Совет становился правительством России, подчиненным монарху который возглавлял его. Император сам назначал председателей Нардумы (из числа депутатов), Сената и Госсовета.
  2. Вводилось разделение ветвей власти: Верховный государственный суд выделялся из Сената, ставшего верхней палатой парламента, а исполнительная власть оставалась в руках монарха.
  3. Император сам назначал членов Госсовета и Сената пожизненно, а депутаты Народной Думы избирались через четырехступенчатые выборы каждые 5 лет.
  4. Закреплялось федеративное устройство страны: территория России делилась на 13 держав и 2 области, которые подразделялись на губернии, уезды и округа. В каждой державе создавались двухпалатные советы по образцу государственного. Депутаты верхней палаты назначались Сенатом, а нижние — избирались советами уездов.
  5. Избирательные права получали только имущие классы, исключая женщин и инородцев.
  6. Вводились равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, занятий, передвижения.
  7. Польша и Финляндия объявлялись как автономные образования в составе империи, с широкой внутренней свободой. Вводилась должность генерал-губернатора Царства Польского.

Большинство положений Конституции перешло в хартию из старого проекта Новосильцева, федеративные же положения были разработаны Муравьевым, а положения об избирательной системе были разработаны Сперанским. Согласно Хартии, император сохранял огромные полномочия в плане управления страной: мог отправлять в отставку и распускать парламент и правительство, самолично назначал всех депутатов верхней палаты, мог выступать с законодательной инициативой и обладал правом вето.

Конституционная Хартия была представлена императору Георгию I, который официально огласил и подписал ее 25 марта 1829 года. Этот день, впоследствии, станет датой зарождения российского парламентаризма, а также государственным праздником под названием "День Конституции", отмечаемым и по сей день.

Выборы в I Народную Думу Российской империи

Мраморный дворец

Сразу после подписания, были назначены выборы в Народную Думу Российской империи I созыва, прошедшие в мае-июне 1829 года. Незадолго до их завершения, император и правительство озаботились над выбором места, где впоследствии будут заседать депутаты. После некоторых размышлений, первой резиденцией парламента Российской империи был выбран Мраморный дворец Санкт-Петербурга, который согласился уступить владевший им дядя императора Константин Павлович. Впоследствии, дворец будет перестроен для "более благоприятной работы народных избранников".

После прошедших выборов в Народной Думе I созыва возникло две фракции: "конституционалисты", главой которых был Муравьев, а также "контрреформисты", лидером которых стал Алексей Хомяков, один из основоположников будущего славянофильского движения. Если первые выступали с позиции поддержки императора и его реформ, а также их углубления, то вторые стремились либо к откату, либо к замедлению происходивших георгиевских преобразований. Число членов фракции "конституционалистов" составило 69 человек, а "контрреформистов" было выбрано 54 депутата. Остальные депутаты были неопределившимися, но в течении следующих 5 лет, большинство из них примкнули к одной из фракций.

После выборов, перед депутатами выступил император Георгий I, пожелав им удачной и продуктивной работы, а также подчеркнул их важную роль в российской истории, как "первых избранников всего российского народа", на плечи которых выпала роль его защитников. Речь императора была встречена долгими и бурными овациями.

Павел Пестель, единственный депутат, лишенный мандата за время правления Георгия I

В период с I по IV созыв, сторонники реформ занимали большинство мест в Нардуме, что способствовало слаженной работе императора с парламентом и продуктивности в выработке реформ. "Конституционалисты" потеряли большинство лишь в V созыве, под влиянием революционных событий в Европе. Но так как активный период преобразований к тому моменту уже был завершен, то отката и контрреформ не случилось, как и конфликта Георгия I с Нардумой. Единственным заметным инцидентом стало исключение из числа депутатов Павла Пестеля. 2 ноября 1831 года тот был лишен депутатского мандата по личному приказу императора, с дальнейшим запретом занимать государственные должности. Причины этого поступка стали известны лишь несколько лет спустя, из воспоминаний Никиты Муравьева. По его словам, на Пестеля поступил донос от неизвестного депутата "контрреформиста", который называл себя бывшим сослуживцем Пестеля. В этом доносе, Пестель обвинялся в анти-императорских настроениях и попытке республиканского переворота. Чуть позже, ряд аналогичных доносов написали и другие депутаты из обеих фракций, что и стало пределом для императора.

Прочие реформы

Помимо отмены крепостного права и введения Хартии, императором и парламентом был предпринят ряд не менее важных реформ, пусть и не столь значительных и известных. После политических преобразований, Георгий I обратил внимание на развитие экономики и образования страны, именно в этих сферах происходили практически все дальнейшие реформы.

В 1830 году была начата реформа образования, третья по значимости из "Великих". В начале XIX века система российского государственного образования включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты, преемственные между собой. Все образовательные учреждения были разделены на учебные округа во главе с попечителями. Центрами учебных округов становились университеты.

Первая Санкт-Петербургская гимназия

Основной целью образовательной реформы стало увеличение грамотности и развитие высшего образования. Были приняты специальные указы, поощряющие принимать способных крестьян в гимназии и университеты. Сами университеты законодательно закрепляли за собой широкую автономию и свободу действий: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа. В целом высшее образование стало более либеральным: в университетах был сделан упор на развитие и поощрение гуманного и свободного мировоззрения студентов, практически прекратили работу цензурные комитеты, так как преподаватели университетов чаще всего поддерживали проходившие реформы. Произошла замена иностранной профессуры на преимущественно отечественную. Помимо университетов, реформа коснулась и низших ступеней образования. В 1831 году был принят школьный устав, по которому детям всех сословий было разрешено поступать как в третьеклассные училища, с изучением базовых наук вроде арифметики и истории, так и в восьмиклассные гимназии, где готовили к поступлению в университет. Бессословными становились и кадетские корпуса, в которых проходила также подготовка к военной карьере. Эти меры способствовали повышению грамотности среди крестьян и последующему росту числа студентов и университетов в империи.

Егор Канкрин

С 1834 по 1839 гг. проходила денежная реформа под руководством Егора Канкрина. Она привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро. Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему серебряного монометаллизма, сохранявшуюся вплоть до начала Восточной войны. Другим положением реформы Канкрина, стала борьба с коррупцией. Как писал о нём современник О. А. Пржеславский, «Новый министр начал с очищения своего ведомства от накопившихся осадков прежнего времени: лихоимства и злоупотреблений. Удаление недостойных чиновников и несколько примеров строгого наказания показали служащим по министерству, что благое гурьевское время миновало безвозвратно. Казенное управление питейным сбором заменено отдаваемым с публичных торгов откупом, и весьма значительное увеличение вследствие этой меры казенного дохода наглядно обнаружило, какие по этой части практиковались злоупотребления. Таможенное ведомство было радикально преобразовано…». В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии — для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и контроля за их деятельностью. Были введены регулярные ревизии на всех уровнях, обыгранные в комедии Гоголя «Ревизор». Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах. Велась борьба и с мелким взяточничеством, в отношении которого была увеличена мера наказания, вплоть до высылки на каторжные работы на 10 лет.

Георгий I также инициировал в России судебную реформу, которая заключалась в введении в империи суда присяжных, а также ограничении использования особо жестоких телесных наказаний. В 1839 году были полностью запрещены клеймения и битье кнутом. Остались лишь наказания плетьми, шпицрутенами и розгами, высший предел наказания которых составил 70 ударов. Кроме того, телесные наказания абсолютно запрещались в учебных заведениях страны.

Итоги и последствия

Заседание Народной Думы в начале XX века

Итоги реформ Георгия I кардинально изменили Российскую империю и жизнь ее граждан. Страна перешла от абсолютной монархии к дуалистической, а также сбросила с себя бремя крепостного права. Введение Конституции дало начало зарождению российской демократии и партийной системы, в страну пришло огромное число новых политиков, впоследствии занявших свое место в истории России. С каждым годом реформ Парламент становился все более активным и работоспособным, в повседневную политическую жизнь страны вошли дискуссии, инициативы новых законопроектов и политический плюрализм. Будущий российский министр Владимир Набоков впоследствии назовет период правления Георгия I "Рассветом русской демократии". Отмена крепостного права дала толчок к развитию грамотности и политического сознания крестьян, роста его материального благосостояния. Введение бессословного образования улучшило уровень социальной обстановки в России. Крестьянские дети все чаще поступали в гимназии и университеты, тем самым, повышая уровень грамотности в стране.

Александр Пушкин - самый известный русский поэт, воспитатель императора Михаила II

Ввиду того же роста грамотности, развития всех ступеней образования и ослабления цензуры, в стране произошел расцвет культуры и искусства. Открывались новые журналы и газеты (например "Телескоп"), со страниц которого все чаще стали освещаться проблемы России и изобличение ее пороков, таких как взяточничество, кумовство, социальное расслоение, что удачно накладывалось на проводившуюся в стране борьбу с коррупцией. В период "Великих реформ" творили Лермонтов, Гоголь, Пушкин и др. С Александром Сергеевичем Георгий I находился в дружеских отношениях, а впоследствии даже сделал его одним из воспитателей своего сына Михаила. Наступил "Золотой век русской литературы", в период которого тот же Пушкин написал стихотворение "Русская весна", восхвалявшее преобразования в империи (название стихотворения позже начнут использовать как вариант названия Георгиевских реформ). развивался театр и балет.

Кроме того, увеличилось число учебных заведений по всей стране, открывались новые школы и университеты, в частности в Киеве (1834), Одессе (1841) и Варшаве (1846). Особенно активно появлялись и развивались промышленно-технические университеты и училища, в которые чаще всего поступали бывшие крепостные, что ускорило темпы наступления промышленного переворота и экономического роста России. Население страны развивало общественное самосознание и мировоззрение, дав началу новому поколению либеральных и образованных людей - "поколению реформ".

Преобразования в Российской империи вызвали изменения во внешней политике страны. Произошло резкое ухудшение отношений России с Австрией и Пруссией, увидевшей в "Великих реформах" предательство ценностей "Священного союза", отстаивающего незыблемость абсолютной монархии. Это вынудило Георгия I искать союза с Британской империей. На Георгиевскую эпоху пришелся пик русско-британской дружбы, завершившийся лишь с началом войны на Балканах.

Оценки

Медаль "За освобождение крестьян", учрежденная в 1827 году

Положительные оценки "Великим реформам" дают практически все люди либеральных, реформаторских убеждений. Они отмечают заслуги императора в отмене крепостного права, построении в России конституционной монархии западноевропейского типа, а также в росте культуры и науки. Российский реформатор Никита Муравьев неоднократно приводил "Великие реформы" как пример правильного и стабильного развития страны, в отличии от правления его сына Михаила II, при котором попал в опалу. Выступая на трибуне Нардумы, Муравьев говорил:

"Георгий Александрович дал нам то правление, которое страна заслуживает, он смог закончить то, что не смог его отец. Без него, не было бы ни демократии, ни парламента, ни свободы!"

Помимо российских политиков, одобрительно "Великие реформы" оценивали и правители западных государств. В российской политической жизни на правление Георгия I ссылалась в своей предвыборной риторике вся Конституционная фракция, что обеспечило ей долгое доминирование в Нардуме.

Владимир Тулин - лидер российских коммунистов начала XX века

Отрицательные оценки "Великим реформам" дают деятели социалистического, ультраконсервативного и республиканского толка. Антиреформистские настроения поначалу преобладали у реакционных деятелей Российской империи, вроде Уварова, Победоносцева, а также у части духовенства. Возвращение прежних позиций самодержавия было одним из положений фракции "контрреформистов", особенно усилившихся после Весны Народов и восхождения на трон Михаила II Георгиевича. С течением времени, к концу XIX-началу XX века, основными критиками реформ Георгия I стали российские социалисты. Они выступали с тезисами, что отмена крепостного права не была справедливой, ввиду временнообязанности и проблем вроде дальноземелья, а также, что крестьяне не получили права голоса. Самым заметным критиком Георгия I, из российских политиков, был Владимир Ильич Тулин, лидер коммунистической фракции в Народной Думе XIV созыва. В своей статье "Царь-Обманщик", вышедшей в 1903 году, Владимир Тулин описывает период правления Георгия I как "подыгрывание буржуазии" и "спекуляцией с демократией". Одной из цитат статьи была следующая:

"Любые разговоры, про всякие "Великие реформы" и "весну" - это самая, что ни на есть, гнусная и мерзкая ложь. Крестьян России одурачили и обманули лживой свободой, передав, на деле, всю власть буржуазным и клерикальным элементам."

За эту статью, Владимир Тулин был лишен депутатского мандата, а его фракция, чуть позже, прекратила существование.