ФЭНДОМ

"День Господень" — научно-фантастический роман российского писателя-фантаста Алексея Павленко, опубликованный в октябре 1962 года издательством "Утро". Принадлежит к жанру альтернативной истории. В 1963 году книга была удостоена Замятинской премии за лучший роман года. Роман стал первым произведением в этом жанре, получившим столь престижную награду, что привлекло значительный интерес к творчеству Павленко в частности и альтернативно-историческому направлению фантастики в целом.

Сюжет

Действие происходит на территории бывшей Российской Империи в 1962 году, двадцать лет спустя после победы Британии, Франции и США коалиции во Второй Великой войне и заключения "Горького мира" (англ. Bitter Peace) в Санкт-Петербурге.

Предыстория

Точкой расхождения романа с реальной историей стала абсолютная случайность - во время массовых беспорядков в Симбирске, вызванных перебоями с продуктами питания, один из лидеров местных социалистов - Алексей Долинин, случайно убивает жандарма, за что получает пожизненную ссылку в Сибирь. В результате, "Народный фронт" не был образован и на выборах 1924 года формально побеждает Российский Народно-Державный Союз Горгулова, придерживающийся ультраправой идеологии (с левопопулистскими элементами), сторонники антигерманской и пробританской политики. Итогом, стало формирование "вынужденной коалиции" из социалистов и консерваторов. 

В декабре 1925 года, в Москве произошел путч, организованный РНДС, Виктористской партией, "Державой" и прогреческим "Обновлением", в ходе которого ультраправые заняли центр города и попытались штурмовать Кремль, однако его удалось подавить в ходе ввода лоялистских войск.в город. Впрочем, в результате боев погибли как основные ультраправые лидеры - Павел Горгулов, Василий Бискупский, Анастасий Вонсяцкий, так и противостоящие им вожди коммунистических и социал-демократических парамилитаристских отрядов. Лидер "Обновления", Корнелий Зелинский, впрочем, сумел бежать в Британию. Обе Компартии - как официальная неокоммунистическая, так и подпольное радикальное крыло "умирают" вслед за своими вождями.

На новых выборах, организованных после запрета ультраправых партий победили социалисты, но наибольшее влияние обрело их правое крыло, возглавленное Сергеем Мельгуновым. Долининский "Новый курс" не был проведен, хотя и были введены те же общественные работы для борьбы с безработицей, но ситуация на селе оставалась плачевной. Кроме того, был официально взят курс на изоляционизм - поскольку и социалистические, и виктористские страны были в равной мере врагами для российских властей. Единственным более-менее дружественным государством из числа "Великих держав" оставались лишь Соединенные Штаты Америки, отношения с которыми особенно укрепились после Манчжурского кризиса.

В 1938 году, после организованной провокации, британско-французско-голландско-польские войска вторглись в Германскую Социалистическую Республику, на что в Москве никак не отреагировали. Танковые корпуса Жана де Латра де Тассиньи реализовали свой план "молниеносной войны", в результате чего в Германии было сформировано коллаборационистское правительство "Германского Государства" (Рейха) во главе с бывшим командармом РККА Отто Вёллером. Италия перешла под контроль "сардинского правительства" (не путать с новогвинейским), а в  Дании и Испании были возвращены к власти "правительства в изгнании". Партизанское движение первое время было серьезной угрозой, особенно на Пиринейском полуострове, однако к 1940 году, оно было сведено к минимуму. 

В 1939 году, на парламентских выборах побеждает Консервативная партия, возглавляемая Анатолием Макриди. Будучи убежденным антикоммунистом, он с одной стороны был доволен ликвидацией ГСР и их союзников, однако понимал, что контроль Бирмингемского союза над практически всей Европой угрожает России превращением в британский рынок сбыта. Он начал подготовку к "Освободительному походу" в Европу. Тогда же, были ликвидированы основные повстанческие организации Ирландии, Оуэн О'Даффи был казнен в Дублине. Единству Британии больше ничего не угрожало.

В том же году, Ромейская Империя Эллинов вторглась в Албанию и аннексировала ее, устроив самый настоящий геноцид, не одобренный даже в Париже и Лондоне. Однако, "Албанская операция" показала боеспособность греческой армии.

К осени 1940 года, основные силы Бирмингемского союза были переброшены в Польшу, Венгрию и Ромейскую Империю Эллинов в связи с русской угрозой. 22 июня 1940 года, с территории Польши, франко-британско-польские войска вторглись в Россию, пока венгры и греки занялись русскими союзниками - Сербией и Болгарией. Основные боевые действия были на Северном фронте - была захвачена Прибалтика, а затем взят Санкт-Петербург. Так же, "Бирмингемским Союзом" были захвачены Крым, Курдистан, Средняя Азия. На Кавказе, в Средней Азии и Украине были спровоцированны восстания.

В 1942 году, Макриди подписал "Горький мир", согласно которому, Крым и Азов отходили Ромейской Империи Эллинов, Туркестан и Новая Москва - под британский протекторат, Литва, Белоруссия и часть Украины - полякам, Галиция - венграм, Латвия, Эстония, Украина от Киева и восточнее, а так же казачьи регионы получили независимость, причем последние два новых государства объединились в Украинскую Казачью Республику под командованием Романа Яновского.

В Санкт-Петербурге же расположилось новое российское правительство, возглавленное сторонниками "эллинской идеи" Корнелием Зелинским (Корнелиу Зеля Кодряну) и Алексеем Лосевым - бывшими членами национально-радикальной партией "Обновление". Город наспех был переименован "на старорусский манер" в Невоград (поскольку Петр I ассоциировался у национал-радикалов с "убийством Святой Руси"). В первую очередь, они вместе с британцами и французами провели трибунал над "врагами народа". Такие люди как Михаил III, Анатолий Макриди, Михаил Алексеев, Сергей Мельгунов, Виктор Чернов, Александр Коновалов, Виктор Байдалаков, патриарх Феофил (Пашковский) и многие другие были осуждены как "плутократы", "организаторы кровавой войны" и пособники "халдейских мудрецов".

Новый Земский Собор восстановил Русское Царство и венчал на царство Петра VI - брата казненного Михаила. Был взят курс на построение русской "православной" (де-факто - сектантской) монархии. Начаты серьезные гонения на евреев, старообрядцев, либералов, коммунистов и многих других. Однако, это решение вызвало серьезную волну негодования в регионах, далеких от фронта: губернии Сибири попросту не признали решения Земского собора и там была сформирована аморфная Российская Республика.

Параллельно, в 1939-1942 же годах, произошла Тихоокеанская война между Японией и ее союзниками (Китай, Сиам) с одной стороны и Соединенными Штатами, Австралией, Густавией и Новой Зеландией с другой. Американские войска достаточно быстро переломили ситуацию и уже в 1941 году, предварительно разрушив основные города врага ковровыми бомбардировками, силы Союзников под командованием генерала Дуайта Эйзенхауэра высадились на о.Кюсю. После того, как боевые действия перекинулись на Хонсю, вождь японских национал-социалистов Икки Кита застрелился в собственном бункере, император Хирохито погиб в ходе одной из бомбардировок Киото, а власть оказалась у военной верхушки, подписавшей капитуляцию. Президент США Хьюи Лонг приказал "навсегда покончить с желтой угрозой" и осознанно разделил Японию на несколько военных клик, во всем зависящих от американцев. Проведена деиндустриализация.  В Китае же зачистка национал-революционеров Ван Цзинвея продолжалась достаточно долго - только после ядерной бомбардировки Нанкина, Шанхая и Пекина (1942) правительство капитулировало и осталось лишь разобраться с партизанами в отдаленных районах. Большая часть Китая оказалась под контролем Империи Цин, переориентировавшейся с России на Штаты.

Российская же Республика, возглавленная генералом Анатолием Пепеляевым оказалась поражена коррупцией и реваншизмом. Временный президент сам поддерживал идею "Русского возвращения", но понимал невозможность этого в связи с сильным военным присутствием "Бирмингемского альянса" на территории Царства. С коррупцией начата серьезная борьба, прерванная смертью Пепеляева в 1946 году от пневмонии.

Новое руководство испытывало серьезные проблемы - во первых, без сильного лидера во главе страны, борьба с коррупцией "забуксовала", во-вторых, засуха 46 года привела к проблемам со снабжением, а в-третьих,  Восточная Россия начиная с 1941 года была в торговой блокаде. Все было усугублено массовым бегством жителей Китая и Японии на территорию Дальнего Востока, вызванных "гениальными реформами" местных проамериканских клик.

Реабилитированный новой властью политзаключенный Алексей Долинин находясь в заключении перешел на более радикальные позиции и сформулировал идеи "революционного социализма". Они включали в себя антикапитализм, антиавторитаризм и опора на рабочие советы, коммуны и прочие формы самоорганизации. Им была создана Революционная Социалистическая партия. Другой угрозой местному режиму стал Кирилл Мерецков, бывший народодержавник, успевший повоевать с британской армией и туркестанскими сепаратистами в Туркестане. Возрожденный им РНДС быстро набрал популярность в условиях поражения и практически открыто финансировался из США.

Последней каплей стало подписание Омским правительством договора с Британией и Францией, согласно которому торговая блокада снималась, но омское правительство отказывалось от наименования "Российская Республика" (становилось Сибирской Республикой) и заявляло о своем нейтральном статусе. Это привело к Гражданской войне в Сибири и распаду ее на шесть государств: Сибирскую Республику (Омское правительство), Российскую Советскую Республику (либертарные социалисты), Алаш-Орду, Семиречье, Алтай и Русскую Республику ("Иркутское правительство").

...

Персонажи

Основные

  • НДС эмблема Григорий Родионович Логинов - мелкий чиновник отдела пропаганды во Владивостоке, член Народно-Державной партии. Привык держать "фигу в кармане", давно разуверился в возможности построения т.н. "Третьей Державы". Выполняет свою работу чисто ради получения "непыльного заработка".
  • НДС эмблема Александра Еремеевна Шевцова - невеста Григория Логинова, девушка из старообрядческой семьи, сбежавшая от деспотичного отца и ужасов деревенской жизни. Придерживается материалистического взгляда на мир и продвигает атеистические идеи, что очень не поддерживается правящей элитой. Имеет незначительные, но связи с Сопротивлением.
  • 220px-War flag of the Imperial Japanese Army.svg Каору Иномата - японский рабочий, проживающий во Владивостоке. Родился и провел детство на территории Второй Республики Эдзо, затем же покинул страну и отправился в Восточную Россию (Иркутское правительство), где и примкнул к подпольной организации "Армия Свободной Японии".
  • 180px-siberian flag.svg Сергей Артемьевич Котин † - сибирский бизнесмен, прибывший во Владивосток для проведения деловых переговоров с американскими партнерами на Приморском Экономическом Форуме. Серьезно обеспокоен ростом активности "радсоцев" из РСР, его главным страхом является вторжение социалистов в Сибирь.
  • НДС эмблема / Эскадрон Николай Николаевич Самойлов (известен так же по прозвищу Храмовник) - бывший пилот гражданской авиации, после сокращения ушедший в криминал и связавшийся с мафиозной группировкой, получившей название "Система". Сын русского военного и малороссийской переселенки из семьи "рабочей аристократии". Ранее, был зависим от наркотиков, однако засчет невероятной силы воли, смог порвать со своей зависимостью. За организацию наркоторговли, находился в пожизненной ссылке на Чукотке, но сбежал и вернулся во Владивосток, свой родной город, Исповедует "христианское" вероучение отца Илиана, являяь одним из немногих действительно верующих членов группировки. Претендует на лидерство в банде после смерти Евгения Неделина.
  • 250px-Red flag.svg Иоанн Мелекесский - посол Российской Советской Республики в Восточной России, направившийся во Владивосток под предлогом участия в Приморском Экономическом Форуме, а на самом деле - с целью установления связей с леворадикальными организациями Восточной России, а так же с "Армией Свободной Японии".

Второстепенные

  • .НДС эмблема Владимир Новиков - военнослужащий Русской Имперской Армии. Механик, специализирующийся на ремонте и эксплуатации американских танков, закупаемых "Иркутским правительством". Имеет низкое звание, однако доволен своей жизнью. Друг Григория Логинова, даже не подозревающий о его душевных метаниях.