ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
В сентябре 1938 года в Мюнхене Гитлером, Муссолини, Даладье и Чемберленом был подписан печально известный "Мюнхенский договор", в результате которого Чехословакия лишилась Судетской области и встала на путь расчленения и потери суверенитета. В последствии Третий Рейх смог заиметь огромное количество чехословацкого вооружения и авиации и чешскую промышленность, которые помогли сделать Вермахт одной из самых грозных армий в истории. Но что если бы в какой-то момент политика "умиротворения" в какой-то момент была британским руководством, а французская дипломатия не сворачивала в бесполезные попытки оформления "франко-итальянского" союза против Германии и продолжила бы линию на укрепление отношений с Советским Союзом?

Предыстория

Приход нацистов во главе с Адольфом Гитлером к власти сильно поменял баланс сил в Европе. С нарастанием военной мощи и претензий Германии всё чаще звучали голоса о создании единого анти-фашистского альянса, в особенности со стороны Советского Союза. По-началу основные европейские державы не прислушивались к предложению СССР, однако установлением франко-советского союза сильно заинтересовался министр иностранных дел Франции Луи Барту, который в 1934 году начал разработку франко-советского договора "о взаимопомощи", который едва-ли не оказался на гране срыва, ибо в октябре того же года Барту едва-ли не был убит вместе с югославским королём Александром I македонским националистом Владо Черноземским, однако того вовремя обезвредила полиция и в мая 1935 пакт был успешно подписан советским наркомом иностранных дел Максимом Литвиновым, не смотря на планы премьер-министра Пьера Лаваля о создании единого франко-итальянского союза против Германии.

Упрочнения франко-советских отношений были встречены весьма прохладно со стороны Великобритании, которая берёт курс на "политику умиротворения" германского государства с целью формирования единого анти-советского альянса, в рамках которого в 1935 году был заключён англо-германское морское соглашение, позволившее расширить Кригсмарине, проигнорирована демилитаризация Рейнской области годом позже и, наконец, в феврале 1938 года было дано согласие на аннексию Австрии. Однако, внешнеполитический курс премьер-министра Невилла Чемберлена натыкалась на всё большее сопротивление со стороны группировки Уинстона Черчилля внутри консервативной партии, которое крайне остро проявила себя после принудительной отставки министра иностранных дел Идена Энтони, являвшийся сторонником бескомпромиссного противостояния с Германией, который был заменён на Эдуарда Галифакса, протеже Чемберлена и ярого сторонника продолжения "политики умиротворения". Апогей стремительно развивавшегося кризиса внутри Консервативной партии был достигнут 15 марта 1938 года, спустя 3 дня после аншлюза Австрии, когда на очередном заседании парламента Уинстон Черчилль вместе с Энтони подвергает массовой критике Неввила Чемберлена и лорда Галифакса за их пособничество возвращение германского милитаризма и в "наивных и абсолютно безграмотных взглядах на британскую внешнюю политику". Неожиданно, ряд парламентариев поддерживает оппозиционную группировку, и в итоге Консервативная партия оказывается на грани раскола, и Чемберлен уходит с поста премьер-министра, а Галифакс с поста МИДа, и их занимает Черчилль и Энтони соотвественно. Сразу же после прихода к власти новое британское правительство объявляет о непризнании Аншлюса и начинает сближение с Советским Союзом, которое пока что не принимало масштабных изменений в европейской геополитической ситуации.

Первый Судетский кризис

На момент 1938 года в Чехословакии проживало 14 млн человек, из них 3,5 млн этнических немцев, компактно проживающих в Судетской области (2,8 млн), а также в Словакии и Закарпатской Украине (карпатские немцы, 700 тыс.).

Судетские немцы, являвшиеся потомками средневековой Восточной колонизации, составляли около 90 % населения региона. В результате закономерной утраты после провозглашения суверенитета Чехословакии своего привилегированного положения, которым они обладали в рамках Австро-Венгерской империи, широкое распространение среди них получила психологическая убеждённость в том, что они находятся под гнётом славянского населения Чехословакии, и они требовали воссоединения с Германией. Выразителем этих настроений был глава национал-сепаратистской Судетско-немецкой партии Конрад Генлейн.

Правительство приняло ряд мер по обеспечению представительства судетских немцев в Национальном собрании, местного самоуправления, образования на родном языке, однако напряжённость снять не удалось. Опираясь на эти заявления, Гитлер в феврале 1938 года обратился к рейхстагу с призывом «обратить внимание на ужасающие условия жизни немецких собратьев в Чехословакии».

После аншлюса Австрии в марте 1938 года Генлейн прибывает в Берлин, где получает инструкции по дальнейшим действиям. В апреле его партия принимает так называемую Карлсбадскую программу, содержавшую требования автономии. В мае генлейновцы активизируют прогерманскую пропаганду, выдвигают требование о проведении референдума по присоединению Судетских земель к Германии и на 22 мая, — день муниципальных выборов, — подготавливают путч, с тем, чтобы превратить эти выборы в плебисцит. Одновременно проводилось выдвижение Вермахта к чехословацкой границе.

Это спровоцировало первый Судетский кризис. В Чехословакии прошла частичная мобилизация, войска были введены в Судеты и заняли приграничные укрепления. В то же время о поддержке Чехословакии заявили СССР и Франция (во исполнение советско-французского договора от 2 мая 1935 года и советско-чехословацкого договора от 16 мая 1935 года). Советский Союз в этой ситуации предложил провести международную конференцию заинтересованных государств, а также совещание военных представителей СССР, Франции, Великобритании и Чехословакии.15 мая конференция всё же состоялась в Москве, которая окончилась подписанием совместной декларацией Англии, Франции, СССР, Чехословакии, Румынии и Югославии о заинтересованности названных стран в сохранении независимости и целостности государств Восточной и Юго-Восточной Европы, а спустя пять дней в Париже происходит встреча наркомом Союза ССР обороны Климентом Ворошиловым, министром по координации обороны Великобритании Томасом Инскипом, министром национальной обороны Чехословакии Франтишекои Махник и военным министром Франции Эдуардом Даладье, на которой были выработаны примерные планы противодействию Вермахту в случае вторжения Германии в ЧСР. Данные переговоры хоть и не привели к созданию единого анти-гитлеровского альянса, но всё же стали первым важным шагом к его заключению.

Система "коллективной безопасности"

Советское руководство, воодушевлённое дипломатической победой в мае спустя две недели начало новые переговоры с Британией, с которой, в отличии от Франции и Чехословакии, не были подписаны какие-либо пакты о дружбе и сотрудничестве. 10 июня в Лондоне Максимом Литвиновым и Энтони были подписан "договор о взаимопомощи", являвшийся аналогом франко-советского пакта, заключённым три года ранее. Данные действия окончательно показали резкий поворот в британской внешней политике для всего мира, из-за чего немецким руководством была отвергнута возможность мирного присоединения Судетской области, и 20 июня Гитлер отдаёт указание о подготовке военного плана против Чехословакии и начинает сближение с Польшей, которая также была недовольна про-советским поворотом британской политики, который ставил под сомнение целостность восточные границы страны, которые в случае начала войны между Германией и Чехословакией могли быть атакованы РККА для перевода советского военного контингента в ЧСР.

Второй Судетский или "августовский" кризис

5 августа в чехословацком городе Дечин, находящийся на севере Судетской области, происходит кровавое столкновение немецких протестующих с армией и полицией, в ходе которого 12 немецких активистов погибло и 20 были ранены, а со стороны правительственных сил был убит 1 полицейский и 4 солдата и 5 человек ранены. На следующий день на юго-западе Судетской области происходит столкновение солдат Вермахта с солдатами Чехословацкой армии, в ходе которого с обоих сторон погибло по 2 человека. 7 августа немецкая армия на границе с Чехословакией приводится в полную боевую готовность, на что чехословацкие ВС отвечают тем же. Судето-немецкая партия объявляется властями ЧСР вне закона, её члены подвергаются аресту, Генлейн вновь бежит в Германию. На следующий день Гитлер официально предъявляет ультиматум чехословацкому послу в Берлине с требованиями передачи Судетской области в состав Германии, на что в ответ советское и британское правительства объявляют о том, что если Германия объявит Чехословакии войну, то за неё вступится СССР и Великобритания соответственно, а 9 августа заявление об гарантиях ЧСР делает и французское правительство, которое объявляет о мобилизации резервистов. 10 августа происходит совещание Гитлера с германским генштабом, который говорит о том, что Германия в данный момент не выдержит войну с четырьмя наилучшими армиями Европы и что Вермахт будет полностью готов к войне лишь к январю 1939 года, и в тот же день ультиматум Чехословакии был отозван. Данный инцидент, который едва-ли не перерос заставил западноевропейских политиков всерьёз прислушиваться к предложению Литвинова о формировании системы "коллективной безопасности", и 15 августа в Ленинграде состоялась встреча премьер министра Великобритании Уинстона Черчилля, генерального секретаря ВКПб Иосифа Сталина, президента Чехословацкой республики Эдварда Бенеша и премьер-министра Франции Эдуарда Даладье, на которой в ходе долгих переговоров наконец был подписан договор о "коллективной безопасности", к которому советская дипломатия так долго шла и фактически ставший её триумфом, значительно поднявший авторитет Советского Союза в Европе. Данный договор предусматривал «всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Чёрным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств». Также, по настоянию Литвинова, в пакт был включён секретный пункт, который предусматривал возможность давления Союза ССР на страны в восточной Европы, в случае проведениями ими пронемецкой внешней политики. В ответ на данный пакт 10 дней спустя на встрече Гитлера с президентом Польши в Варшаве Игнацием Мосцицким был заключён пакт "о дружбе и сотрудничестве", по которому Германия гарантировала независимость Польше, и в случае какой-либо иностранной агрессии по отношению к польскому государству обязалась вступать в эту войну и отправить войска на помощь, на что в ответ все страны-члены "договора о коллективной безопасности" (СССР, ЧСР, Великобритания, Франция) разорвали все договора о сотрудничестве с Польшей.

Предвоенная расстановка сил на момент сентября 1938 г.

Таким образом, Европа оказалась разделена на два лагеря. С одной стороны был анти-фашистский ДКБ, который также поддерживала Румыния и Югославия. Данному союзу противостоял Третий Рейх и Польша, которая оказавшись преданной западными союзниками присоединилась к Гитлеру. Также, прогерманскую позицию занимала Венгрия и Италия, однако, та не особо желала вступать в конфронтацию со всеми европейскими сверхдержавами, а посему отношения с Германией не заходили дальше дружественных. 23 августа проходит вторая военная Парижская конференция, где министры обороны вырабатывают окончательный план военных действий против Третьего Рейха и союзной ей Польши, согласно которым первый удар должна была РККА в Западной Беларуси и Галиции для скорейшего соединения с чехословацкой границейи по достижении линии Белосток-Люблин-Жешув уйти в оборону , в то время как Чехословацкие войска должны были занять укрепления в Судетской области и уйти в глухую оборону до подхода частей Красной Армии. на западе же планировался стремительный прорыв недостроенной линии Зигфрида с применением авиации с целью занять как можно больше зон сосредоточения немецкой промышленности и затем уход в оборону. После реализации данного плана планировалось ещё одно совещание военных представителей с целью планирования дальнейших действий против Германии. Для реализации данного плана в конце августа во Францию были переброшены основные части британской армии и ВВС. Дата войны назначалась на конец сентября с целью не дать Вермахту адекватно подготовиться к войне. Однако, против данного плана протестовала часть генштаба РККА, считавшего, что советская армия недостаточно готова к войне, однако по заверениям западных союзников Вермахт также находился в не очень хорошем состоянии и был вполне возможен вариант военного переворота против Гитлера, который начал назревать ещё во время первого Судетского кризиса.

(здесь должна быть статистика о вооружённых силах всех воюющих стран, однако я её добавлю чуть позже)

Первая фаза войны (1938-39 гг.)

19 сентября 1938 года - столкновение вооружённых польских активистов с чехословацкой армии в городе Чески-Тешин, в ходе которой погиб один военнослужащий и трое протестующих.

20 сентября - польские войска на чехословацкой приводятся в полную боевую готовность, на что чехословацкие ВС, а затем и РККА отвечают тем же.

22 сентября - Польша официально предъявляет 48-часовой ультиматум правительству Чехословакии с требованием передачи Тешинской области.

23 сентября - чехословацкое правительство отказывает в польском ультиматуме, СССР, Великобритания и Франция объявляют о поддержки ЧСР (во исполнения договора "о коллективной безопасности от 15 августа 1938 года).

24 сентября - Германия объявляет о поддержке Польши (во исполнения договора договора "О дружбе и сотрудничестве от 25 августа 1938 года)

25 сентября - СССР официально объявляет войну Польше, в то же РККА начинает массированное наступление в Галиции, которое в последствии оканчивается временным коллапсом польского восточного фронта.

26 сентября - Польша объявляет войну Чехословакии

27 сентября - Германия объявляет о вступление в войну на стороне Польше, Вермахт начинает переправляться к её восточным границам.

28 сентября - Великобритания и Франция объявляют войну Германии и Польше.

30 сентября - падение Тарнополя и Молодечно.

1 - 28 октября - начало британо-французского наступления в Рурской области, которое из-за плохой подготовки и недооценки Западного вала и сил Вермахта и Люфтваффе союзных войск оканчивается полным провалом, в ходе которого британцы и французы понесли потери размером около 30 тысяч человек, в то время как Вермахт потерял лишь 2 тысяч человек. В то же время союзная авиация потеряла 328 самолёта, а Люфтваффе - лишь 10 самолёта.

3 октября - падение Пинска, Луцка и Новогрудка.

5 октября - падение Станиславова.

7 октября - падение Вильно.

9 октября - РККА достигает чехословацких границ, после чего части Красной Армии начинают переправляться на помощь чехословацким войскам.

11 - 20 октября - Вермахт предпринимает попытку прорыва "Судетского" вала через Силезию и Заользье, которое оканчивается провалом.

12 октября - РККА достигает линии Гродно - Брест - Львов, где встречается с частями Вермахта.

14 - 23 октября - Красная Армия предпринимает попытку взять Львов штурмом, однако та с треском проваливается из-за превосходства противника в качестве вооружения, координации снабжения и структуре командования. Данное поражение заставляет руководство РККА начать реформы структуры армии и расширение армии до 3 млн человек. Также, часть гражданских предприятий начинают переход на военные рельсы.

25 октября - 10 ноября - Вермахт предпринимает попытку прорыва обороны в Восточной Словакии и Карпатской Руси, однако с помощью частей РККА в Чехословакии и благодаря горному рельефу прорыв удалось сдержать.

5 - 18 ноября - РККА начинает контр-атаку в Галиции, в ходе которой был взят Львов и Стрый. Однако, Вермахт продолжает угрожать южным рубежам Чехословакии, что заставляет руководство Красной Армии утвердить план "Брусилов" по наступлению в южной Польше.

К концу ноября фронт окончательно встаёт, и наступает период позиционной войны, длящийся вплоть до конца января 1939 года. За это время обе воющие стороны накапливают силы и разбираются с проблемами в тылу, в частности в РККА удалось наладить более-менее адекватное снабжение через Польшу а также продолжить процесс "Большой чистки" от саботажников, было положено начало созданию централизованной системы ПВО, постепенно налаживалось линейное производство танков, однако на момент января 1939 года Красная Армия всё ещё была напорядок слабее Вермахта, а армии западных союзников ещё не восстановились от "Рурской катастрофы" и большая часть ресурсов была брошена на контакт с оппозиционной группой в Вермахте, которая проводила подготовку к перевороту с целью вывода Германии из войны.