ФЭНДОМ

Теория новой народности - устоявшиеся в литературе и в СМИ обозначение государственной идеологии России 90-х и начале 21-го века, берущую своё начало во времена администрации Соколова в 90-е годы сразу после развала СССР, когда встала необходимость в создании новой государственной идеологии в замен Марксизму-Ленинизму в СССР. Так же встречаються названия - "Российская идеология", "Новая Идеология""Россия XXI века" и "Три принципа России".  Устоявшиеся обозначение и название взято во многом от обозначения государственной идеологии Российской империи времён царствования Николая I за авторством Сергея Уварова - "Теория официальной народности".

Теория новой народности, как официальная идеолгия стала в конце 90-х, и в 2000-х годов по оценке социологов определящей, и направляющей развитие России, и её общества. Изначально Теория базировалась на программе партии Прогрессивного фронта, и её проекта Конституционной реформы. После прихода ко власти Соколова, и партии Прогрессивный фронт, в дальнейшем идеология продвигалась путём создания конституции России, и приведение её законов в соотвествии с програмными тезисами партии. В дальнейшем опираясь на это, Теория стала активно продвигаться в СМИ, и различными общественными и политическими деятелями, в частности членами партии прогрессивный фронт.

По сей день в Российском обществе нет единого мнения относительно Теории новой народности. Некоторыми политическими силами и деятелями она усиленно критикуеться, как чуждая русскому народу, или же как противоречащую демократическим идеалам, в зависимости от политических взглядов критикующих.

Возникновение

Необходимость замены уже отжившего себя Марксизма-Ленинизма, на новую государственную идеологию возникла сразу же по развалу СССР, и становления России как независимого государства правопреемника СССР. По итогу сложившейся ситуации после развала СССР, и Перестройки до этого, в обществе России не было никакого единства в политическом плане. Огромное количество людей в виду хаоса и кризиса, связывало хаос и кризис исключительно с Перестройкой и демократическими движениями, и потому придерживалось как и прежде левых взглядов. Часть общества опьянённое свободой слова, и тоннами различной информации, дрейфовало в сторону национализма, и самая малая часть исповедовало политику возвращения к истокам. Другая часть отрицала Советскую историю, и желало декоммунизации. В сложившейся ситуации было ясно что с отсутствием государственной идеологии которая могла бы заменить прежнюю, страна скатиться в политический бардак, и общество потеряет стержни которые его бы связывали.

Стоит так же отметить что большая часть администрации Соколова, и часть Финансово-Экономического блока министерств и управлений возглавляемых Егором Гайдаром, считало что новая идеология и не нужна, так как в стране провозглашена демократия. В то же время в стране продолжали набирать влияние радикальные организации исповедующие крайне правые и крайне левые взгляды. Наиболее показательным было возрастание влияния НПФ "Память" Дмитрия Васильева и Фронта Национального Спасения во главе с Альбертом Макашовым. Ситуация была обострялась Приднестровским Вооружённым конфликтом, и первыми демократическими выборами в истории России и многочисленными референдумами.

Своеобразным автором теории как идеологии был сам Президент Валерий Соколов, до этого служивший в КГБ, на Китайском направлении и знакомый с китайской политикой и историей. Его внимание в частности привлекала идеология партии Гоминьдан, базировавшейся на Тайваньском полуострове, после поражения в Гражданской войне в Китае в 1949 году. В частности идеология Гоминьдана и официальная идеология Китайской Республики базировалась на так называемых "Трёх народных принципах" - Национализм, Народовластие, и Благосостояние.

Уже в августе 1991 года, после всероссийского съезда демократических партий и организаций в Москве, где была обозначена политика демократических движений и объединений на создание единого политического фронта партий(Будущий Прогрессивный фронт), Соколов пригласил узкий круг специалистов по политологии, и социологии, для выработки основных положений новой идеологии России на данной основе, и стандартизации законов и положений нового проекта конституции по ней. Данное требование было обусловлено тем, что Партии необходима была мощная идеология, и политическая программа которая сумела бы привлечь избирателей на будущие выборы, а новая конституция была одним из заявленных на Съезде демократических партий и организаций программных требований нового политического фронта.

Так же стоит отметить что в то время после развала СССР шло активное противостояние президентской администрации и госсовета с правительством во главе с Валерием Соколовым, Геннадием Бурбулисом с одной стороны и Верховным Советом России во главе с Борисом Ельциным, и Русланом Хасбулатовым. Ельцин не смотря на свою публичную приверженность идеям перестройки, и после демократии, вместе с фракциями состоящими в Верховном Совете из представителей красных директоров и старой номенклатуры, которые достаточно быстро стали так же выступать с "демократических" позиций, желали прибрать всю власть к рукам пользуясь положениями конституции РСФСР от 1977 года. Так как Ельцин практически в открытую теперь сотрудничал с представителями старой номенклатуры желая лишить Соколова влияния, Соколов под влиянием Геннадия Бурбулиса, принял стратегию поддержки демократических организаций не представленных в парламенте, как противовес старым силам. А для их контроля и для продвижения в будущем политики экономических реформ, требовалась мощная партия равная КПСС по мощи с точки зрения пропаганды и агитации, но с демократической идеологией, которой на то время не было. Таким образом создание идеологии для новой демократической партии которая могла бы объединить разрозненные демократические партии организации и объединения, которой предстояло в будущем выиграть выборы, было критически важно.

Егор Гайдар в то время министр финансов в правительстве Соколова, поддерживал будущую Теорию новой народности, во многом из-за его плана по созданию мощного информационного блока в СМИ на различных уровнях, для того что бы в будущем обеспечить благоприятный фон для реформ, и их восприятия народом. В частности Гайдар вспоминал:
В то время, ситуация складывалась не в пользу реформ. Многочисленные реваншистские силы, из старой номенклатуры ЦК, и из прочих первичных организаций, из комсомола, в политическом хаосе, пытались извлечь выгоды. Было ясно что когда начнутся реформы по нашему плану, то они будут пользоваться своими ресурсами для того что бы мешать нам. Но благо Валерий Анатольевич понимал всю важность информационного фона, для будущих реформ, и для их поддержки в народе, и одобрил моё предложение едва я стал ему объяснять плюсы которые мы можем извлечь. Как я считаю это исходило из, как мне известно уже его внутреннего убеждения, и главное от его с Бурбулисом планов, о установлении новой официальной идеологии России. Позднее он пригласил меня, Галину Васильевну Старовойтову, и Геннадия Эдуардовича Бурбулиса с ещё некоторыми людьми для ознакомления с новой программой новой партии известной теперь как Прогрессивный фронт. И главное проекта нынешней уже конституции России. Некоторые положения уже надо сказать тогда вызывали у меня сомнения, но в целом, конституция была направлена на создание рыночной экономики в России, и на создание гражданского общества. На тот момент я отбросил сомнения, так как необходимо было справиться с кризисом и начинать реформы. - Егор Гайдар 2005 год.
Так как основой новой официальной идеологии была идеология Гоминьдана, а именно "три народных принципа", авторы программы и самой Теории новой народности, не стали добавлять что-то новое, сохранив эти же самые принципы, стандартизировав их под демократические воззрения будущего основного электората новой партии, и заменив изначальные слова - Национализм, Народовластие, и Благосостояние, на более привычные емкие, и менее тенденциозные обозначения - Патриотизм, Демократия, Собственность.

Данные принципы были в последующем определены как девиз новой партии, учредительный съезд которой состоялся в ноябре 1991 года, и которая от ныне имела название Прогрессивный Фронт. Тогда же была принята программа партии, её устав, и главное обозначены главные программные требования. Соколов в те годы отказался становиться членом партии, и на будущих президентских выборах желал лишь получить поддержку. Тем не менее, агрессивная пропаганда в основном проводимая организациями Март-91, и Отряд "Россия" с "Живым кольцом" вместе со СМИ уже через месяц обеспечило удачный для Соколова исход конституционного референдума, что открыло его администрации которая и руководила всем этим процессом, и ему самому с новой партией возможности ведения дальнейшей политики.

В дальнейшем агрессивная пропаганда, со стороны новой партии, куда вошли и радикальные антикоммунистические организации созданные по итогу Мартовского путча 1991 года, и неудачные попытки атаковать Соколова со стороны Ельцина и Хасбулатова, привели к победе Соколова на президентских выборах, и после и новой партии Прогрессивный фронт. Программа партии основанная на трёх принципах в которых нашлось место и патриотизму выраженному также пунктом о протекционизме и защиты отечественного производителя, экономических свобод вместе с прочими демократическими свободами, сумела неожиданно даже для Соколова привлечь огромный электорат и различные слои населения. Так как агитация и пропаганда реформ уже шла полным ходом, и в СМИ уже обозначилось превосходство команды Соколова, было решено продвигать новую идеологию, с расчётом на общественную поддержку.

Продвижение Теории в 90-х годах

Вскоре после выборов 1992 года, на которых Прогрессивный фронт занял практическое большинство в нижней палате парламента, и лидирующее положение в Сенате, его верхней палате, агитационные мощности и мощность просоколовских СМИ представленных в основном НТВ, были развёрнуты на полную катушку. Однако существовала определённая проблема, которая касалась в основном принятой доктрины на свободу слова и прессы, что выливалось с самого начала в то что например выходили документальные фильмы, и материалы которые противоречили официальному направлению новой идеологии где исторические процессы происходившие в России были неприкосновенны, и не подвергались жесткой ревизии. Примером подобного стоит считать ссору Соколова со Станиславом Говорухиным, и проблемы с выходом на экраны его документального фильма "Россия которую мы потеряли", который вышел на некоторых каналах которые не входили в общую систему просоколовских СМИ. Так же на публику связи с ухудшающейся экономической ситуацией имело влияние поднимающиеся националистическое движение. Кроме этого и при Соколове работал человек право-радикальных националистических взглядов Борис Миронов, который продвигал в печати труды видных русских националистов и чёрносотенцев вроде Ильина, и раздувал националистическую истерию, во многом из-за конфликта вокруг Крыма, и войны в Чечне. Что вылилось в отстранение от должности Миронова, и очередному скандалу.

Начавшиеся скандалы в администрации Соколова, включая отставку Старовойтовой, Егора Гайдара, и некоторых других, были первым слабым ветром перемен в администрации Соколова, которая ещё придерживалась заявленных демократических воззрений. Но тем не менее уже наметились и первые кадровые перестановки в Прогрессивном фронте. Упор стал делаться не на представителей "Демократов" а больше именно на "Технократов" и сторонников более государственного подхода к тому или другому.

Вплоть до новых выборов в 1997 году, где Соколов сокрушил кандидата от националистов Александра Лебедя, продвижение официальной идеологии шло плавно. Так как у администрации было и без этого много работы, и Соколов предпочитал тратить время на это. После выборов 1997 года, когда экономическая ситуация в целом стабилизировалась, администрация Соколова приступила к более углублённой программе продвижения Теории новой народности. Тогда же впервые в публикациях и появилось данное словосочетание.

Интересно отметить что к 1997 году, в ПФ влилось много новых людей, в основном молодых, придерживавшихся правых политических взглядов, и именно тогда началось смещение Прогрессивного фронта в правый уклон, а именно в консерватизм, который стал обретать много сторонников в новом Российском обществе. Потому Теория обрастала по мимо обозначенных принципов сильной консервативной подпиткой, которая выражалась пропагандой традиционных семейных ценностей, пропагандой протекционизма и защиты отечественного производства, и пропаганда военной мощи России. Интересным пунктом было то что уже во второй половине 90-х с экранов и средств печати стали последовательно исчезать публикации которые "очерняли" отечественную историю как царских времён, так и советских. Тема репрессий при Сталине стала подниматься крайне редко, и мода на развенчание военных побед СССР в Великой отечественной войне негласно стала запретной. Это была часть пропаганды и продвижения Теории новой народности, которая определяется термином - "защиты отечественной истории".

Если в начале 90-х продвижение Теории было ограничено Прогрессивным фронтом и прочим, то с 1997 года, при стабилизации обстановки в экономике, Соколов пришёл к пониманию о необходимости напомнить всему народу о том какое место занимает в мире, и мировой истории. Именно во второй половине 90-х на экранах появилось множество документальных фильмов о истории России, как Царской так и Советской. Болевые точки истории как например Гражданская война в России, и Репрессии в СССР обходились стороной. Так же стали часто показываться патриотические фильмы снятые в СССР про царскую Россию, в частности "Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Это было частью направления государственной пропаганды.

Кроме того на вторую половину 90-х приходиться время сооружений множества исторических памятников, включая некоторым царям, и полководцам, а так же и советским заслуженным деятелям, на церемониях открытия которых неизменно присутствовал Соколов, который произносил громкие речи, и напоминал о исторической роли России. Процесс который он сам называл - "Угар перестройки" был окончен, и с того момента к вопросу о сохранении истории центральная власть стала относиться серьёзно, не допуская в информационное пространство различного рода информацию которая вредила престижу России, и главное унижала её историю.

В то же время не смотря на то что прославлялись реальные достижения царской России, тема ревизии исторических процессов приведших к революции и гражданской войне, были запретными, как например утверждение некоторых историков и публицистов о том что революция была результатом заговора против Российской монархии, и которые высказывали теории конспирологического характера, сразу же присекались. К началу нулевых основы государственной идеологии стали отчётливо проявляться в действиях администрации Соколова, и главное в информационном пространстве.

Продвижение Теории в 2000-х годах, и официальное закрепление

С началом нулевых, в середине второго срока Соколова, в мире произошли события которые вновь дали возможность России почувствовать себя сверхдержавой. А именно конфликт в Косово, во время которого Российские войска были введены туда на помощь Сербской армии, и была заблокирована попытка НАТО начать военную операцию против Союзной Республики Югославия, и миротворческая операция в Македонии. Кроме этого развитие отечественной космонавтики которая считалась визитной карточкой страны, и создание Многоразовой Авиационно-Космической Системы "Молния" и многоразовой ракеты с возвратными ступенями "Ураган" вместе с продлением нахождения на орбите станции Мир вплоть до строительства более совершенной Мир-2, вызывало у публики восторг. На это сказывалось так же и рост цен на энергоносители, и это благоприятно сказывалось на благосостоянии граждан России. Всё это подкреплялось мощной идеологической работой в СМИ, и продвижения Теории новой народности. Предшествующая работа в этом направлении давала свои плоды, так как прославлялось прошлое России и при царе и при коммунистической власти, и нынешняя Россия не смотря на испытания сохранила своё место в мире, и твёрдо на нём стояла.

Одним из побочных эффектов этого процесса, подкреплённого первыми реальными успехами новой России как во внешней политике, так и в экономике, с космосом, стало возникновение культа личности Соколова, который в отличие от культа личности Сталина, и других диктаторов не насаждался сверху, а шёл с низов. Главным источником культа личности Соколова стали региональные организации, городские администрации, и прочие чиновники которые постепенно переняли старую практику времён СССР по восхвалению первого лица государства, и активно это продвигали. Что вызвало недовольство у самого Соколова, чья юность и студенческие годы припали на развенчание культа личности Сталина. Тем не менее культ личности Соколова сохранился и по сей день, хоть и по сравнению с культом личности не только Сталина но и президентов стран Средней Азии был очень скромным и редко приобретал характер массового сумасшедствия.

Другой причиной возникновения культа личности Соколова была в том что активная агитация населения через СМИ, и его публичность, привела в последующем вместе с первыми реальными успехами к тому что люди связывали это исключительно с Президентом и его политикой.

Но вместе с культом личности Соколова, пропаганда величия Российской истории, строительство памятников, и реальные свершения приводила к закреплению государственной идеологии. Кроме этого в школьную программу была введена новая программа обучения детей истории. Где опять таки делался акцент на Теорию новой народности.

В 2001 году была принята поправка к конституции России, где три принципа во многом изначально скопированные с "Трёх народных принципов" Гоминьдана были официально закреплены как объединяющие и скрепляющие всё Российское общество, и народ, и определяющие направление развития государства, которые отныне так же располагались на титульной странице конституции. Кроме того в конституции было дано определение трём принципам, с юридической точки зрения как необходимо их рассматривать. Другим шагом стало введение официального девиза государства - "За Россию во все времена!", который венчал политику Соколова в этом направлении, и в направлении в защите истории России.

Теракты 11 сентября привели к усилению пропаганды, и к тому что Россия совместно с США приняла участие в операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, в Албании, и в Сомали. Спустя короткое время в результате длительного конфликта с Ниязовской Туркменией, в 2002 году не за долго до выборов случилась 8-ми дневная война, и Сапармурат Ниязов был свергнут. С уходом Соколова с поста Президента, теория сохранилась в качестве государственной идеологии, так как была закреплена в конституции.

С приходом ко власти Владимира Путина, идеология продолжала развиваться. Правда из-за влияния на Путина как церковных деятелей, так и своего окружения, делались неоднократные попытки подвергнуть её ревизии. В частности в самой теории не было заложено какой должна быть государственная религия России, и Русская Православная Церковь получившая рост своего влияния в 90-е пыталась усилиться благодаря новому президенту. С другой стороны часть администрации Путина были противниками политики замалчивания преступлений советской власти, виднейшим из таких был Дмитрий Медведев, часто дававший различные интервью, и курируя вопросы связанные с этим.

Усиление государственной пропаганды, и пропаганды Теории получила случилось после начала Иракской кампании, и операции "Иракская свобода". СМИ со всей силы пытались уменьшить влияния антивоенных кругов оппозиции, и общественных деятелей, для того что бы война не вызвала массовые протесты. В частности из-за поправок к конституции связанных с Теорией, были внесены дополнительные правки которые отменяли раннюю доктрину государства в отношении свободы слова на новостных каналах, в печати, и в интернете, и привело к усилению цензуры. С этого момента на СМИ которые так или иначе были связаны с властью, перестали показывать интервью людей которые высказывались против действий правительства, и против положения Теории, или же давать репортажи в сильно усечённом виде. Это привело к субъективизации подавляющего большинства информационных ресурсов доступных гражданам России, что позволяло манипулировать общественным сознанием.

Благодаря этому, и раннему закреплению в конституции основных положений Теории как государственной идеологии, вместе с тем что ключевые компании контролировавшие СМИ которыми владели Гусинский, Виноградов, Потанин, и дочь Соколова Ольга к середине 2000-х годов влияние государственной идеологии стало ощущаться повсеместно.

В дальнейшем робкие попытки РПЦ, и сочувствующих в администрации Путина, пересмотреть положения идеологии были остановлены, во многом из-за того что по конституции Россия являлась светским государством. К числу попыток пересмотреть этот пункт относиться законопроект об оскорблении чувств верующих, так же были заблокированы попытки выделять средства на строительства храмов.

В плане нового пересмотра советского прошлого, после длительной дискуссии и споров в обществе, и на верхах, с уходом Путина с президентского поста, политика в отношении трактовки советской истории осталась прежняя, не смотря на продолжающиеся по сей день попытки подвергнуть советский период новой ревизии. Кроме этого уходящая в прошлое коммунистическая партия, вместе с некоторыми либеральными партиями в это же время цепляясь за некоторые положения Теории, как государственной идеологии, и идеологии Прогрессивного фронта, стали часто критиковать Теорию как фашистскую, зачастую цепляясь за корпоративистские начала в официальной программе правящей партии, и правительства представляющего данную политическую силу.

Не смотря на то что Иракская война затянулась, как и новая война в Афганистане, постоянная пропаганда в СМИ, и повышенный уровень опасности терактов, благодаря чему СМИ обосновывали нахождение Российских военных контингентов там целью защиты России от возможных терактов. Так как Россия участвовала в операции "Несокрушимая свобода" и "Иракская свобода" входя в коалицию с США, и Британией, стоит отметить появление интересного явления, связанного с этим. А именно основываясь на усиленной пропаганде связанной с Великой Отечественной Войной, это стало предоставляться в СМИ как продолжение традиции Русских вместе с США и Британией бороться против мирового зла. В данном случае это была Глобальная война с терроризмом, где Россия заняла вместе с США самую твёрдую позицию. Использование Вооружёнными силами США военных баз России в Киргизии и в Таджикистане, так же связывались нуждами связи с этой войной. Довольно часто для оправдывания этого в СМИ использовали высокопоставленных военных, и очень часто представители администрации Президента оправдывали это со стратегической точки зрения.

Появление этого феномена нового "союза трёх великих держав", прежде всего различными политологами связывается с сильным влиянием на политику антизападной националистической партии КРО - Конгресс Русских Общин, которая рвалась ко власти, и необходимостью для Прогрессивного фронта и администрации Путина а после и Фрадкова противостоять пропаганде с их стороны которая зачастую была основана на обвинениях против Прогрессивного фронта в "национальном предательстве" и "предательстве геополитических интересов России".

К концу 2000-х годов в результате проведённых реформ в конституции, вместе с принятием новых законов, Теория новой народности окончательно укрепилась как официальная государственная идеология. Так же стоит отметить что благодаря усилиям Прогрессивного фронта, и во многом при содействии владельцев телевизионных каналов, и других информационных ресурсов, участие России в гражданской войне в Сирии, а так же в боевых операциях в Южном Ливане, уже не привело к росту антивоенных настроений и к возникновению массовых митингов уже в 2010-х годах. Во многом это связывается так же с установлением влияния новой государственной идеологии.

Дискуссия о названии

Отношение общества к Теории, критика