Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

«Терновая корона» - серия из трех романов, написанных немецким писателем Фридрихом Гофманом. Книги представляют собой хронику опасных приключений юноши Вальтера Шульца и его близких друзей, Василия Красильникова и Жюстины Фрежоль. Основной сюжет строится вокруг противостояния главных героев и сил зла, воплощенных в магистре тайного ордена магов Филиппе Бертране – последний желает с помощью оккультных знаний и хитроумных заговоров реставрировать Французское Государство и привести его ко всемирному господству, когда Шульц и компания прилагают отчаянные усилия для недопущения такого исхода.

Практически сразу после публикации в 1995-м первой книги серии, названной автором «Тайны теней», к Гофману пришли популярность и коммерческий успех. По состоянию на июнь 2018 серия переведена на 70 языков: переводы на русский и французский выполнены самим автором, не желавшим отдавать столь ответственную работу кому-то еще. Количество проданных романов составляет порядка 500 миллионов экземпляров: «Терновая корона» заслуженно вошла в список литературных бестселлеров.

Серия представляет собой смешение нескольких жанров, среди которых превалирующими являются триллер, «темное» фэнтези и детектив. Также на страницах романов присутствуют элементы приключений, любовного и психологического романов. Специалисты обнаружили свыше 500 различных культурных отсылок, разбросанных по страницам всех трех томов: где-то они буквально выговариваются и обсуждаются, а некоторые поймут лишь обладающие исключительными познаниями люди. Со слов Фридриха Гофмана, ключевой темой его произведений является тематика человеческого перерождения, искупления грехов и борьбы человека с самим собой. Значимость поднимаемых вопросов, общий стиль изложения и многие, довольно суровые элементы сюжета, позволяют изданиям относить «Терновую корону» к жанру «литературы старших классов» - по мнению ряда психологов и литераторов, люди ниже возрастом банально не поймут сущности поднимаемых автором тем и их значимости.

Суровость происходящих во Вселенной серии «Короны» событий, резкость автора по многим вопросам и затрагивание им щепетильных для многих людей вопросов вызвали за собой целый ряд скандалов в Средствах массовой информации. Своего пика страсти достигли после публикации в 2003-м третьего тома, где, например, Гофман вывел в качестве действующего лица потомка Иисуса Христа и Марии Магдалины, и раскрыл свою трактовку сущности Бога как такового. Экранизация серии книг, предпринятая в 2004-2008-х годах российской студией «Топ-кадр» и отмеченная множеством наград, тоже внесла свою лепту в скандалы: режиссер Серебряков старался ничего не вырезать, сохраняя самые жестокие и неоднозначные моменты оригинала.

Вселенная «Терновой короны»

Известная нам история «Терновой короны» началась в нулевом веке нашей эры – в третьем томе нам повествуется история Христа устами его потомка, которая в этой трактовке значительно отличается от каноничных представлений. Так, «Джей-Си» Эрскин уверяет, (а читатель потом убеждается в правдивости его слов) что сын Божий имел плотскую связь с Марией Магдалиной, от которой и начался его род. Именно этот персонаж раскрывает героям подлинную суть таких артефактов, как святой Грааль, копье Лонгина, Терновый венец и некоторые другие вещи, непосредственно связанные с фигурой Спасителя, после принятия им мученической смерти от рук предателя Иуды, обрели колоссальную силу, смертельную для слуг сил Тьмы, которым, по «Короне», и противостоял Иисус. На момент начала действия первого тома, эти уникальные артефакты считаются давным-давно пропавшими (неверующие убеждены в их отсутствии), однако, все они, так или иначе, находятся под чьим-либо бдительным присмотром.

Силы Тьмы – тоже порождения Бога, который в определенный момент «устал» от исполнения своих «обязанностей» и предпочел устраниться от мирских дел, передав инициативу в руки слуг могущественнейшего демона Аримана. Именно Ариман является источником всей существующей во вселенной «Терновой короны» магии; она возможна благодаря его существованию, а любой, ею занимающийся, принимает на себя его «печать». Этот демон является Богом колдовского мира: ему поклоняются, он имеет давным-давно разработанный культ со штатом жрецов, ему совершаются жертвоприношения (в ряде случаев – человеческие). Его запрещено называть по имени; чаще всего используются такие термины, как «Чужеземец», «Тот, Кто Слышит», «Захватчик». В обмен на поклонение он наделяет людей способностями к колдовству и обещает им дальнейшее Возвышение, которое можно достичь, продвигаясь выше и выше по своеобразной иерархии. Однако у всего, как учит автор, есть своя цена: чем дольше человек занимается колдовством, тем больше магических потоков проходит сквозь его тело. Результатом становится скорая деградация органов и кожи, которые теперь нуждаются в постоянной подпитке магией; Возвышение, сопряженное с непосредственными контактами с «Покровителями-из-мрака», зачастую становится причиной тяжелейших расстройств ума; наконец, коллеги-чародеи никогда не против расправиться с соперником тем или иным путем.

Открытым остается вопрос: ради чего тогда маги идут на подобные риски? Ответ на самом деле довольно очевиден – волшебство позволяет добиться невообразимых высот в жизни, заполучить огромную силу в свои руки и собрать такие богатства, какие и не снились «мирским» миллионерам. Умело играя на людских пороках, «Церковь Аримана» постоянно завлекает в свои силки все новых и новых адептов: у них никогда не бывает недостатка в новых учениках. Каждый кандидат, добровольно (это обязательное условие) принявший «печать», обязан посвятить себя одному из четырех глобальных направлений магии – Разрушению, Телепатии, Бионике или Призыву. Первое представляет собой «банальные» боевые чары, превращающие использующего их в непобедимого воина на поле брани. Телепатия позволяет проникать в чужие умы и совершать там самые разные «трюки» и играть со временем. Бионика была создана как способ остановить деградацию тел магов: познавшие этот путь мастера становятся бессмертными и почти неуязвимыми, так как почти никакое оружие не может нанести им настоящий урон. Наконец, самой трудной, но и самой манящей школой остается Призыв – с его помощью маг может непосредственно обращаться к «Покровителям-из-мрака», вступать в контакт с волшебными тварями, и, те счастливцы, которые смогли Возвыситься до конца, получают шанс пригласить «Покровителя» в свое тело, разделив с ним вечность и огромную, поистине нечеловеческую силу. Разумеется, именно школа Призыва славится запредельным процентом сведенных с ума учеников и даже бывалых мастеров – но уж слишком щедрые дары она предлагает, чтобы от них можно было без раздумий отказаться. Помимо четырех направлений, существуют также обязательные для всех дисциплины: алхимия, астрология, магическая лингвистика и другие.

Только начавший обучение в одной из школ волшебства зовется «Инициатом»: всячески поощряется проявление со стороны учащегося инициативы в деле познания (разумеется, в определенных рамках) учителя обязаны покровительствовать их интересу в учебе, в то же время направляя и корректируя их развитие. После успешного окончания курса учащийся становится Посвященным – рядовым членом магического сообщества, начинающим свой собственный путь к обещанному Первородным Возвышению. Дальше идут Ведающие – опытные колдуны, познавшие ту или иную школу достаточно глубоко, чтобы справиться с опасным поручением вышестоящих лиц. Если несколько подобных поручений были успешно выполнены, этот человек признается Архимагом и входит в список «Тысячи Потомков» - самых мощных волшебников, являющихся «острием» Аримана в этом мире. После свершения некоего важного поступка, которые могут значительно разделяться, Архимага приглашают в Конклав – коллективный орган из сотни колдунов, который осуществляет функции всемирного магического правительства. Уже из членов Конклава пожизненно избирается Магистр – самый могущественный, сильный и мудрый колдун, которого только можно найти; уже он формирует Внутренний Круг из десятерых товарищей по правительству, с которыми он постоянно совещается для принятия тех или иных решений.

Сосуществование магов и немагов в «Терновой короне» расписано особенно подробно. Со слов действующих персонажей можно понять, что издревле в магическом сообществе боролись два направления: «изоляционисты», выступавшие за тихое сожительство и постепенное самосовершенствование, и «доминаторы», желавшие использовать дарованные им Аримана колоссальные силы для порабощения остальной части человечества и видящие именно в этом Возвышение. Эти направления достаточно могущественны, чтобы ни дать другому надолго прийти к власти: как с иронией пишет автор, крайний всплеск активности «доминаторов» на начало повествования пришелся на Вторую Европейскую войну, когда тогдашний магистр Мажери поддержал блок реваншистов – теперь же они ушли в тень, накапливая силы после страшных поражений и разочарований. Впрочем, и «изоляционисты», и «доминаторы» согласны с одним – чем меньше посторонних знает о существовании иного мира, тем только лучше: разница лишь в том, что последние уверены – такое положение дел рано или поздно будет прервано. И им до сих пор успешно удается сохранять магию в секрете – по крайней мере, от большинства людей. В глубокой тайне от подавляющей части человечества функционирует орден «Карающей Длани», основанный еще апостолом Петром – древняя и могущественная организация, борющаяся со слугами Аримана. На протяжении всей человеческой истории с нулевого века нашей эры идет их борьба, в которой, время от времени, то та, то другая сторона одерживает вверх, но никто не может уничтожить соперника окончательно. «Длань» приняла непосредственное участие в войне с Французским Государством, ликвидировав всех крупных его чародеев и позволив «мирянам» развить успех; однако теперь Орден стремительно угасает, испытывает крупные проблемы с набором добровольцев и финансированием своей деятельности. Нынешний Великий инквизитор торжествует победу, а его праздность разделяют остальные командоры Ордена: впрочем, низы «Длани» сохраняют пыл веры, а старые братья все еще довольно боевиты.

За века существования, силы Тьмы накопили обширный и потрясающий воображения смертных Пантеон. Безусловным правителем, которого часто называют «Князем Тьмы», является Ариман: его воля для каждого демона – приказ, а неповиновение чревато страшными последствиями. Так, в годину Великой войны, второй по старшинству демон в иерархии, Тифон, попытался поднять восстание, которое было подавлено: теперь мятежник обречен на вечную службу Магистрам колдунов, без права когда-либо вернуться «Во мрак». Но даже после всех интриг и междоусобных войн, в Пантеоне остается 72 сущности, каждая из которых достаточно сильна, чтобы ввергнуть реальный мир в многочисленные беды. Любая из сущностей имеет свои сильные стороны и покровительствует той или иной магической дисциплине: их объединяет вздорный, капризный и жестокий характер.

Отдельно стоит поговорить об одержимости, которая является финальным актом Возвышения по мнению очень уж многих колдунов и магов. Достаточно могущественный в школе Призыва и обдумывавший все возможные последствия человек может обратиться к той или иной сущности Мрака, вызвав ту в реальный мир. Там между ними заключается договор, по которому маг окончательно передает свою душу вместе с телом в распоряжение конкретного демона, а тот, вселяясь в него, обязуется обеспечить носителю бессмертие и определенные силы, недоступные большинству даже очень сильных волшебников. Обряд крайне трудный и очень опасный; при составлении договора требуется колоссальная внимательность, так как сущности, в силу своей подлости, обожают обманывать людей, пользуясь всеми возможными лазейками и недомолвками. Но даже если договор составлен и подписан обеими сторонами, то далеко не факт, что маг переживет процесс «вживления» демона – для этого требуется крепкое тело, желательно, укрепленное целым рядом защитных чар и оберегами. Согласно исследованиям, существует прямая зависимость: чем сильней, могущественней демон, тем больше вероятность несчастного случая в процессе темного ритуала. Впрочем, большинство колдунов уверены, что «игра стоит свеч» - ведь в случае удачи одержимый получает такие призы, какие и не снились обыкновенным смертным.

Сюжет

Книга первая «Тайны теней»

Повествование открывается сценой возвращения героя, Вальтера Шульца, красивого юноши 19 лет, с дружеской вечеринки, где они с приятелями отмечали успешное окончание школы в родном Кобурге. Убежденный трезвенник, Шульц вернулся в квартиру довольно поздно, так как ему пришлось доставлять перебравших с алкоголем товарищей по домам. Добравшись до уютной кровати, герой придается воспоминаниям, которые служат читателю композицией: автор рассказывает о его похождениях, из которых постепенно складывается первое впечатление о главном герое. Он показан человеком храбрым, умным, в меру благородным и честным – но крайне тщеславным. Его угнетает однообразное, тягучее бытие в немецкой провинции, он мечтает совершенно о другой жизни. О какой именно – автор намекает даже в описании комнаты: напротив дивана висит плакат времен Второй Европейской войны с Э. Манштейном, указывающим пальцем на запад и зовущим «на смертный бой». Рядом с плакатом, на стоящей рядышком тумбе, герой поместил дешевый гипсовый бюст Эрнста Юнгера, героя «белых» времен немецкой Гражданской войны и кумира определенного слоя молодежи. Упоминается, как Вальтер обожает уроки истории, где он лучший из лучших; как он в свои 18 представлял Германию на Европейской олимпиаде по этому предмету – словом, автор дает нам понять, что его герой мечтает о совершении великих подвигов и видит себя подобным таким былинным личностям, как Юнгер и Манштейн. Родители нашего героя отбыли к родственникам в Берлин и их возвращение ожидается крайне нескоро: Вальтер был в предвкушении отличных выходных в полном одиночестве и строил планы насчет продолжения романа с глупенькой, но хорошенькой соседкой.

Здесь раздался продолжительный звонок в дверь; Шульц, знавший всех и каждого в Кобурге, был порядочно удивлен, когда увидел в дверном глазке незнакомца – молодого юношу лет едва ли 25, прилично одетого и улыбчивого. Он представился Леонидом Адамиди – выпускником сверхэлитной академии, от имени которой он хочет сделать некое «предложение». Заинтригованный, Вальтер впустил незнакомца в дом и провел его на скромно обставленную кухню, где и состоялся их важнейший для дальнейшего повествования диалог. Леонид сообщает Шульцу, что его успехи в учебе и дополнительных занятиях привлекли внимание некоей «Академии»: она желала бы видеть его в собственных рядах. Главный герой, впрочем, отнюдь не торопится с выводами и забрасывает гостя, как он считает, неудобными вопросами: дескать, почему он только сейчас услышал про это учреждение, или почему вербовкой туда занимаются лично выпускники? Но на каждый вопрос у Адамиди был готов довольно четкий ответ – он объявил, что «Академия» представляет собой межправительственную структуру государств Европы, которая занимается воспитанием новых управленческих, военных и политических кадров: такое дело, по мнению Леонида, «не нуждается во внимании». Его подвешенный язык делал свое дело, с каждым часом все больше и больше убеждая Шульца в своей полной правоте. Примерно после часа разговора Адамиди нащупал слабость героя, заключающуюся в его тщеславии, и решился использовать ее как основной довод. Щеголяя перед Вальтером собственными обширными знаниями, посланец «Академии» рисовал перед Шульцем прекрасные «небесные замки» из славы и величия, которых можно будет достигнуть по окончании обучения. Правда, тогда же последовала смутившая немца оговорка: Леонид проговорился, что с родителями придется расстаться и надолго. Дескать, Вальтер только должен поставить их перед фактом отъезда, а с дальнейшим «разберутся» старшие коллеги посланника.

Герой желает обдумать сложившееся положение; Адамиди сочувственно отнесся к его просьбе и удалился, пообещав зайти за ответом на следующее утро. Весь оставшийся в его распоряжении вечер Шульц провел у экрана телевизора, слушая, но совершенно не слыша, различные телепередачи; параллельно он все обдумывал и пытался прийти к какому-то выводу. Ему что-то очень сильно не понравилось в госте, но если бы его попросили объяснить причину антипатии, он бы не смог этого сделать. Внешне все было более чем отлично: бойкий язык, роскошный костюм, великолепные манеры и огромные, поистине впечатляющие знания на любые, даже слабо связанные друг с другом темы – это все должно было вызывать к нему доверие и уважение. Однако некое «нечто» смущало Вальтера при разговоре с ним, не позволяло долго смотреть в глаза нежданному гостю. Впрочем, последний смог сыграть на главных слабостях Шульца – его тщеславии и желании любой ценой непременно вырваться из окружающей действительности. Герой тяжко засыпает, решив сделать окончательный выбор уже утром. Проснувшись один в пустой квартире, он снова задается мучающим его с прошлого вечера вопросом.

Advertisement