ФЭНДОМ

Александр Ранкович
Александар Ранковић
Ранкович

Флаг СКЮ
2-й Председатель Президиума ЦК СКЮ
15 мая 1980 — 19 августа 1983
Предшественник: Иосип Броз Тито
Преемник: Должность упразднена
Президент СФРЮ
2-й Президент Югославии
25 мая 1972 — 15 мая 1980
Глава правительства: Милентие Попович
Киро Глигоров
Вице-президент: Велько Влахович
Марко Никезич
Предшественник: Иосип Броз Тито
Преемник: Марко Никезич
Флаг СКЮ
2-й Генеральный секретарь ЦК СКЮ
15 сентября 1966 — 15 мая 1980
Предшественник: Иосип Броз Тито
Преемник: Стане Доланц
Вице-президент СФРЮ
1-й Вице-президент Югославии
30 июня 1963 — 25 мая 1972
Президент: Иосип Броз Тито
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Велько Влахович
Югославия 2
2-й Министр внутренних дел Югославии
2 февраля 1946 — 11 января 1953
Глава правительства: Иосип Броз Тито
Предшественник: Влада Зечевич
Преемник: Светислав Стефанович
 
Гражданство: Югославия 2 СФРЮ
Рождение: 28 ноября 1909
Дражевац, Королевство Сербия
Смерть: 19 августа 1983 (73 года)
Дубровник, СР Хорватия, СФРЮ
Похоронен: Новое кладбище
Имя при рождении: Александр Ранкович
Супруга: Анджелия Йованович (1927—1942)
Славка Бецеле (1946—1983)
Дети: Слободан и Мирослав
Партия: КПЮ (1928—1952)
СКЮ (1952—1983)
 
Военная служба
Годы службы: 1941—1980
Принадлежность: Югославия 2 СФРЮ
Род войск: Сухопутные войска, контрразведка
Звание: Г-П Ю Генерал-полковник
Сражения: Народно-освободительная война Югославии
 
Награды:

ОНГОЮЗOrden slobodeОНООВФОПЗОГСТОЮФ1ОЗЗПНОБИЕОЮНАОВЗOrder RepublicОрТрМП41

Александр Ранкович (серб. Александар Ранковић, известен также как Лека Марко; 28 ноября 1909 года, село Дражевац, Королевство Сербия — 19 августа 1983 года, Дубровник, СР Хорватия, СФРЮ) — югославский государственный и партийный деятель, второй президент СФРЮ, официальный преемник Иосипа Броз Тито. Народный герой Югославии.

Многолетний руководитель югославских спецслужб, один из инициаторов налаживания отношений между СФРЮ и СССР в 1950-х годах, лидер консервативного крыла Союза коммунистов Югославии, возглавивший партию и государство после официального ухода Тито в отставку. Во внешней политике проводил активный про-советский курс, внутри страны — усиление центра и закрепление ведущего положения Сербии в федерации.

Биография

Александр Ранкович родился в сербском селе Дражевац около города Обреновац 28 ноября 1909 года. Семья жила бедно, отец рано умер, поэтому в 1922 году, сразу после окончания сельской школы, 12-летний Александр был вынужден направиться на заработки в Белград. Уже в 1924 году он вступил в профсоюз (синдикат), где увлекся коммунистическими идеями — не смотря на то, что с 1921 года деятельность Компартии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев была под запретом, это не помешало Ранковичу в 1927 году присоединиться к Союзу коммунистической молодежи (СКМЮ) и стать секретарем его горкома. В 1928 году Ранкович вступил в КПЮ, одновременно став секретарем Сербского крайкома СКМЮ, и организовал издание нелегальной газеты, за что был арестован. Суд над Ранковичем был одним из первых процессов против политических диссидентов времен «Диктатуры 6 января» — выдержав все пытки, Ранкович не выдал никого из товарищей, после чего был приговорен к 6 годам заключения, которые он провел в тюрьмах Сремска Митровица и Лепоглава. Находясь в тюрьмах, Ранкович продолжал вербовать молодежь в коммунистическое движение.

Вышел из тюрьмы в начале 1935 года — отслужив в Вооруженных силах Югославии, он вернулся в Белград, где продолжил партийную деятельность: в 1936 году стал членом Сербского крайкома КПЮ, а в 1937 году — членом Политбюро ЦК КПЮ. Именно в это время происходит знакомство Ранковича с Тито через посредничество Милована Джиласа. Молодой партийный лидер Сербии — спокойный и сдержанный, но вместе с тем очень решительный — сумел завоевать доверие Тито, став его ближайшим и незаменимым помощником. В январе 1939 года, находясь под постоянным надзором полиции, Ранкович вынужден был перейти на нелегальное положение, где он приобрел свой партийный псевдоним «Марко». Во время «Апрельской войны» 1941 года с Гитлеровской Германией Ранкович находился в Загребе, но вскоре прибыл в Белград для проведения диверсий и подготовки восстания против оккупировавших Югославию немцев. В конце июля, после взрыва белградской радиостанции, он попал в руки полиции, был передан гестапо, но при помощи агентов-подпольщиков он был переведен в больницу, откуда бежал сначала в Белград, а затем в занятый партизанами город Ужице. Здесь Ранкович вошел в состав руководства партизанским движением — наряду с Джиласом он был ближайшим соратником Тито и одним из главных идеологов культа его личности. Когда 13 мая 1944 года была создана первая югославская спецслужба, получившая название Отделения по защите народа (ОЗНА), возглавить ее поручили именно Ранковичу.

Перед ним стояли задачи выявления противников коммунистов и борьба против них как на оккупированной, так и на освобождаемой территории. К сотрудничеству с госбезопасностью в обязательном порядке должны были привлекаться, например, дворники, сторожа, швейцары, управдомы — то есть все те, кто мог непосредственно контролировать граждан и их посетителей в любое время. Выступая 7 июля 1945 года в Младеноваце, Тито так охарактеризовал новую спецслужбу:

Ранкович

Александр Ранкович в партизанской форме

В Югославии существуют небольшие группы лиц, да и за границей тоже есть подобные критики, которые считают, что ОЗНА следует распустить… Что же, я помню, что было время, когда и я очень хотел, чтобы распустили жандармерию… Если ОЗНА наводит страх, который до костей пробирает тех, кто не любит новую Югославию, то делает это для пользы народа.

Как заместитель Тито, Ранкович в его отсутствие руководил боевыми действиями — так, в 1945 году он издал приказ о наступлении на Сремском фронте, в результате которого было завершено освобождение всей территории Югославии. После образования ФНРЮ, в 1946 году он получил портфель министра внутренних дел, а в марте ОЗНА была реорганизована в Управление госбезопасности (УДБ) в составе МВД.

Глава госбезопасности

Благодаря Ранковичу 13 марта 1946 года силам госбезопасности удалось арестовать лидера четников Драголюба Михайловича, а к концу года было полностью покончено со всеми противниками коммунистов — усташами, четниками и домобранцами. К этому времени Ранкович уже имел погоны генерал-полковника и звание Народного героя Югославии. Кроме того, он был кавалером советских орденов Суворова и Кутузова. Это, впрочем, никак не повлияло на ту безусловную поддержку, которую Ранкович выказал Тито во время советско-югославского конфликта — на V съезде КПЮ в 1948 году он осудил «сталинистов» Сретена Жуйовича и Андрию Хебранга, а после съезда УДБ развязало репрессии против сторонников Москвы. В 1949 году был открыт лагерь Голый остров для содержания подозрительных лиц, через который прошло около 16 000 человек. В 1951 году Ранкович, выступавший против создания подобных лагерей, лично посетил Голый остров, выразив свое впечатление от увиденное в разговоре с лагерным начальством словами: «...Вашу мать, в кого же вы превратили наших людей?». После этого условия содержания заключенных несколько улучшились, а в конце 1950-х годов по его инициативе спецлагеря и вовсе были упразднены.

Не смотря на то, что в советская печать пять лет клеймила «фашистскую клику Тито — Ранковича», это не помешало новому руководству СССР, пришедшему к власти после смерти Сталина, обратиться с инициативой восстановления отношений именно к Ранковичу. Главным сторонником нормализации был Лаврентий Берия26 июня 1953 года через представителя МВД СССР при посольстве в Белграде полковника Сергея Федосеева он направил своему югославскому визави предложение о встрече на высшем уровне. «Маленков и Берия, — отмечал Федосеев — стоят за необходимость коренного пересмотра и улучшения взаимоотношений обеих стран».

Предложение Берии заинтересовало Тито — 10 июля в столицу ФНРЮ прибыл новый советский посол Василий Вальков, а через 9 дней его принял на Бриони сам маршал, причем разговор велся на русском языке. Толчком к сближению двух государств стал итало-югославский конфликт вокруг Триеста, разразившийся в августе—сентябре, после размещения на границе итальянских войск. 8 октября США и Великобритания объявили, что выступают гарантами передачи Триеста Италии, чем привели Тито в ярость. СССР в этом конфликте, который в любой момент мог перерасти в войну, поддержал Белград, чем продемонстрировал искренность своего отказа от прежнего курса. 1 ноября был распущен антититовский «Союз югославских патриотов», а еще раньше советская печать впервые за время раскола назвали Тито и Ранковича «товарищами».

21—28 сентября 1954 года состоялся визит советской делегации во главе с Георгием Маленковым в Югославию, в ходе которого была подписана декларация о нормализации двусторонних отношений, вина за ухудшение которых была полностью возложена на покойного секретаря ЦК КПСС Андрея Жданова и бывшего посла в Белграде Лаврентьева. Позже к ним добавятся так же имена министра иностранных дел Вячеслава Молотова и секретаря ЦК Михаила Суслова. 27 сентября 1955 года Тито прибыл с ответным визитом в Советский Союз. 14—16 ноября 1957 года в Москве прошло совещание коммунистических и рабочих партий социалистических стран, посвященное 40-летию Октябрьской революции — впервые после советско-югославского раскола в его работе приняла участие делегация Союза коммунистов Югославии во главе с Тито. А в 1960 году Югославия стала ассоциированным членом СЭВ.

Преемник Тито

Unnamed (2)-1

Ранкович, Тито, Джилас и Кардель

После исключения из партии Милована Джиласа в марте 1954 году, самыми ближайшими сподвижниками Тито остались Ранкович и словенец Эдвард Кардель, возглавлявшие два враждебных крыла в руководстве СКЮ. Кардель отстаивал необходимость реформ в экономике по пути дальнейшем либерализации, ослабления роли центра и увеличения самостоятельности республик. Ранкович, непротив, считал, что предоставление предприятиям излишней свободы означает отход от социализма. Его опорой были сербы, которые стремились закрепить свое лидирующее положение в федерации, поэтому Ранкович был последовательным централистом. Кроме того, он был наиболее про-советским в югославском руководстве, в то время как Кардель выступал за более независимую внешнюю политику.

Тито склонялся скорее на сторону Ранковича, т. к. опасался, что дальнейшая либерализация экономики может серьезно поколебать господство СКЮ. Вскоре между двумя фракциями произошло открытое столкновение.

«Дело Карделя»

14 марта 1962 года на расширенном пленуме Исполкома ЦК СКЮ возникли острые дискуссии по вопросу борьбы с нарождающимся кризисом югославской экономики. Тито, заявивший в своем выступлении: «Если мы не сможем выбраться из него, то можем убираться к черту!», принял сторону «консерваторов», выступив за ужесточение режима, но, неожиданно, оказался в меньшинстве. По некоторым данным, он даже подал в отставку. 6 мая Тито произнес большую речь в Сплите перед 150 000 человек, в которой заявил, что возникшие трудность есть «результат субъективных ошибок наших руководящих товарищей… Некоторые коммунисты забыли об интересах всего общества и думают только о своем узком круге».

Ranković

Выступление Александра Ранковича

Эту речь в стране приняли хорошо: на имя маршала пришло много писем с просьбами открыто назвать имена тех, кто мешает развитию Югославии и вскоре он назвал одно имя — «Кардель». Еще в июле 1961 года между ними произошла серьезная размолвка: Кардель уехал в Англию, якобы на лечение, не поставив в известность югославское руководство. Тито послал в Лондон одного из своих сотрудников, попросив его связаться с Карделем, однако тот не только не стал объяснять свой поступок, но даже не подошел к телефону. «Кардель меня предал», — сказал тогда Тито. Благодаря председателю хорватского Сабора Владимиру Бакаричу в тот раз конфликт был улажен и Кардель все же вернулся в Югославию, однако после того, как он и «либералы» проголосовали против Тито на мартовском пленуме 1962 года, терпение маршала лопнуло.

7 мая Кардель, столкнувшись с обвинениями в «ревизионизме» и «буржуазном национализме», вынужден был подать в отставку с постов члена ЦК и Исполкома ЦК, а через 2 месяца его исключили из рядов партии. Вскоре своих постов лишились и другие либералы в рядах СКЮ. Влияние группы Ранковича многократно возросло и в конце концов именно ему поручили разработку новой югославской конституции.

Вице-президент

Лека

Ранкович — министр внутренних дел

7 апреля 1963 года была принята новая конституция, согласно которой государство получило название «Социалистическая Федеративная Республика Югославия» — СФРЮ. 220-я статья провозглашала, что президент Югославии избирается «сроком на четыре года и может быть выбран без перерыва еще на один срок». Впрочем, в ней же содержалось пояснение: «для выборов на пост Президента Республики не существует ограничений для Иосипа Броз Тито». В том же году Тито был переизбран на третий срок, оставив при этом пост председателя Союзного исполнительного веча. Впервые одновременно с президентом избирался вице-президент, пост которого занял Ранкович, ставший официальным преемником стареющего маршала. Министерское кресло отошло его выдвиженцу Светиславу Стефановичу.

На посту вице-президента Ранкович продолжил свой консервативный курс — он выступил резко против идеи развития иностранного туризма в Югославии, опасаясь, что страну наводнят шпионы, и организовал борьбу с взяточничеством и хищением среди руководства различных общественных организаций (под расследование попали Союз бойцов и военных инвалидов, Союз профсоюзов, Красный Крест, Союз народной молодежи и даже некоторые организации Союза коммунистов). В феврале 1964 года министр внутренних дел Стефанович, находившийся с визитом в Москве, выразил готовность передавать советской разведке информацию, представляющую интерес для СССР. Для этого в Белград был направлен советский офицер связи.

«Белградский июнь»

Середина 1960-х годов была отмечена всплеском протестного движения по всему миру — «Красный май» во Франции, правительственный кризис в Италии, студенческие волнения в Польше, начало конфликта в Северной Ирландии, «Культурная революция» в Китае, антивоенные протесты в США и т. д. Даже в Советском Союзе 5 декабря 1965 года состоялся первый оппозиционный митинг протеста на Пушкинской площади в Москве.

Demonstracije 1968

Студенческие протесты в Белграде

2—3 июня 1965 года студенческие волнения, возникшие под влиянием событий во Франции, начались и в Белграде. Поводом для них послужило подорожание товаров и низкий размер стипендии — примечательно, что вначале протестное движение имело социалистический окрас: студенты несли транспаранты с лозунгом «Тито — партия!», портреты маршала и пели «Интернационал». Однако после того, как на разгон демонстраций бросили силы милиции, настроения молодежи стали гораздо более радикальными — они требовали демократизации, продолжения реформ, смещения политической элиты, которую протестующие называли «красной буржуазией». Вскоре протесты, помимо Белграда, охватили Сараево, Загреб, Любляну и др. города, однако 9 июня, после выступления по телевидению Тито, который встал на сторону студентов, пообещав прислушаться к их требования, они так же быстро сошли на нет.

Впрочем, уже через несколько недель выяснилось, что действия Тито были очередной хитростью — 26 июня он отдал приказ госбезопасности о проведении чистки университетов от неблагонадежных элементов. Преподавателей, поддержавших протестующих, а так же студенческих лидеров изгнали из ВУЗов, запретили выезд из страны, а некоторых арестовали. В итоге «Белградский июнь» оказался подавлен без единой капли крови. Ранкович, как всегда оперативно восстановивший порядок в стране, получил за это очередное повышение — еще в 1964 году Тито оставил пост генсека ЦК СКЮ, став председателем его Президиума, а 15 сентября 1966 года он предложил избрать на освободившееся место Ранковича, который тем самым стал одновременно заместителем маршала по партии и правительству.

Косовский вопрос

К концу 1960-х годов обострились межнациональные противоречия в Автономной области Косово и Метохии, где 67% населения составляли албанцы, а 23,5% — сербы. Область была наиболее отсталой в экономической плане частью Югославии — масштабное строительство промышленных предприятий, развернутое при Тито, лишь частично компенсировало ее отставание от более развитых районов. В 1953 году с министром иностранных дел Турции Кёпрюлю было заключено соглашение о переселении косовских албанцев в Анатолию, а после того, как 14—17 апреля 1956 года в Албании был отстранен от власти радикальный сталинист Энвер Ходжа, аналогичное соглашение было подписано и с НРА, по которому косовским албанцам предоставили льготы при поступлении в университет Тираны.

2..-leka-otvaranje-kragujevacke-zastave-1962

Ранкович на автозаводе в Крагуеваце

27 ноября 1968 года в Приштине прошла демонстрация с требованием превращения Косово в союзную республику. По приказу Ранковича демонстрантов разогнали силами полиции. Всего благодаря усилиям вице-президента, поддерживавшего сербскую общину Косова всеми имевшимися в его подчинении средствами, в 1953—1971 годах из области уехало свыше 110 000 албанцев. По переписи 1971 года, доля албанцев в Косово уменьшилась на 2,5%, а сербов, наоборот, возросло на 2,3% (с черногорцами они составили почти треть населения области).

«Хорватская весна»

12 мая 1971 года более тысячи студентов Загребского университета вышли на улицы с требованиями децентрализации, придания официального статуса хорватскому языку и перераспределения отчислений в союзный бюджет. К этому времени среди хорватов господствовало убеждение, что республика, считавшаяся одной из самых богатых в федерации, тратит большую часть своих доходов на содержание остальных республик, при этом ее политическое влияние стремится к нулю из-за засилья сербов на руководящих постах. Подобные настроения поддерживались и руководством Хорватии во главе с Савкой Дабчевич-Кучар, которая после падения Карделя считалась лидером «либерально-федералистского» крыла СКЮ.

Недвусмысленное одобрение хорватским руководством действий протестующих даже заставило Тито пригрозить Дабчевич-Кучар вводом войск в Загреб. 22 сентября в Югославию прибыл Шелепин, с которым было подписано соглашение о дальнейшей интеграции страны в структуры СЭВ. На неофициальной части переговоров между двумя лидерами поднимался вопрос об участии советских войск в подавлении «Хорватской весны», однако Тито так и не решился на силовой вариант. Меж тем 29 октября демонстранты выдвинули требование приема Хорватии в ООН, а 22 ноября Союз студентов Хорватии объявил всеобщую забастовку. Терпение маршала подошло к концу и 1 декабря он отправил в отставку Дабчевич-Кучар и ее ближайших сторонников — Мико Трипало и Перо Пиркера. Студенты попытались устроить новую акцию протеста, но усилиями Ранковича она была подавлена. Несколько сотен человек арестовали, выслали из Загреба, 741 человек был исключен из Союза коммунистов Хорватии.

Савка

Савка Дабчевич-Кучар выступает перед демонстрантами

События «Хорватской весны» стали последним серьезным кризисом эпохи Тито. Еще в апреле 1971 года стареющий президент заговорил о сложении с себя полномочий: «Я физически не смог бы выполнять эту работу больше года, — сказал тогда Тито. — Я сделаю об этом заявление и разъясню причины, по которым не хотел бы быть председателем больше года». 25 мая 1972 года, после того, как вся страна торжественно отметила его 80-летие, он выполнил свое обещание, объявив об уходе в отставку в связи с истечением четвертого президентского срока. В тот же день по его предложению Союзная скупщина избрала на пост главы государства Ранковича — Тито остался председателем партии, однако фактически удалился от дел, передав большую часть властных полномочий своему официальному преемнику.

Президент Югославии

Итоги деятельности

Продолжение следует...