Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

4 августа 1988 года истребителем "F-16" ВВС Пакистана был сбит советский самолет "СУ-25", выполняющий бомбово-штурмовой удар по складам боеприпасов моджахедов у кишлака Шабохейль, рядом с афгано-пакистанской границей. Пилот самолета Александр Владимирович Руцкой погиб в ходе крушения...

Президентские выборы в РСФСР 1991 год[]

Бурбулис

Г. Бурбулис - первый вице-президент РСФСР и РФ

Первые выборы президента РСФСР (которая на тот момент ещё была республикой в составе СССР) состоялись 12 июня 1991 года, через год после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР 5 апреля 1991 года принял решение о назначении на 12 июня 1991 года. Они были проведены в соответствии с итогами всероссийского референдума о введении поста президента РСФСР, состоявшегося 17 марта 1991 года (одновременно с всесоюзным референдумом о сохранении СССР).

Вместе с президентом РСФСР избирался еще и вице-президент. В качестве кандидата на пост вице-президента Борис Ельцин выбрал Геннадия Бурбулиса, во многом под влиянием своего демократического окружения.

Ни один из кандидатов не смог составить серьезную конкуренцию действующему Председателю Верховного Совета РСФСР Борису Ельцину, так как представляли более консервативные, чем Ельцин, круги и силовые структуры. Основными лозунгами избирательной кампании Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР. Как итог, Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис победили уже в первом туре с результатом 54%. 10 июля Б. Н. Ельцин принёс президентскую присягу, а Г. Э. Бурбулис стал вице-президентом РСФСР.

Августовский Путч и его последствия []

15 августа была опубликована окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств». Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик бывшего СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Азербайджан, Киргизия, Украина и Туркменистан.

Борис Ельцин у белого дома

Б.Ельцин у Белого Дома в августе 1991 года

Подписание нового Союзного договора было сорвано августовским путчем ГКЧП. 19 августа, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Михаила Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления. Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП.

Попытка путча привела к тому, что почти все оставшиеся союзные республики и некоторые автономии провозгласили независимость. После провала ГКЧП работа над новым Союзным договором была продолжена, но теперь уже речь шла о создании Союза Суверенных Государств как конфедерации.

23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР, а 6 ноября — о прекращении деятельности КПСС.

Распад СССР []

14 ноября руководители семи из двенадцати союзных республик (Россия, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Казахстан, Киргизия) и президент СССР Михаил Горбачёв сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ. Подписание договора было намечено на 9 декабря

Однако, подписанию договора помешал прошедший 1 декабря на Украине референдум о независимости, участники которого поддержали Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года. 5 декабря Ельцин встретился с Горбачёвым для обсуждения перспектив ССГ в связи с провозглашением независимости Украины. После встречи он заявил журналистам, что "без Украины союзный договор теряет всякий смысл".

Подписание Беловежских соглашений

Подписание Беловежских Соглашений

7 декабря Ельцин встретился в Беловежской пуще (Беларусь) с только что избранным президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем. Российская делегация привезла с собой проект нового договора, подготовленный в противовес договору о ССГ. Взяв его за основу, 8 декабря главы трёх государств подписали так называемое Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в преамбуле которого заявлялось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». Бурбулис был одним из главных действующих лиц при подготовке Беловежского соглашения, оформившего распад СССР, и подписал его от имени России вместе с президентом Борисом Ельциным.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. 25 декабря с поста президента СССР подал в отставку М.С Горбачев.

Первые годы после развала СССР в постсоветских странах. "Дуумвират Ельцин-Бурбулис"[]

После прекращения существования СССР Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис сохранили посты президента и вице-президента России. Ельцин, кроме того, оставался и главой правительства, а его первым заместителем стал Егор Гайдар, который занял этот пост еще до Беловежских соглашений с помощью Бурбулиса. Именно благодаря Бурбулису в руководство страной попало много молодых людей с демократическими и либеральными убеждениями, которых называли "младореформаторами". Период с 1992 по 1996 год многие называют "дуумвиратом Ельцина-Бурбулиса". Пока президент занимался проведением реформ в России, на плечи Бурбулиса легли вопросы дипломатии и обеспечения мира на территории бывшего СССР.  

Бурбулис и Ельцин

Ельцин и Бурбулис

Со 2 января по 15 декабря 1992 года проходил период реформ правительства Ельцина - Гайдара. Были проведены либерализация розничных цен, либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы, приватизация и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике. Однако этот период также характеризуется спадом уровня жизни в стране, замедлением роста ВВП и значительно выросшей коррупцией. Гайдар был заместителем Ельцина до декабря 1992 года, когда Виктор Степанович Черномырдин стал Председателем Совета Министров и продержался на этом посту до апреля 1993 года. Также в этот период от России фактически отделилась Чечня во главе с Джохаром Дудаевым. При этом в самой Чеченской Республике Ичкерии (ЧРИ) началась гражданская война между дудаевским режимом и его оппозицией, сформировавшей Временный Совет Чеченской Республики (ВСЧР) во главе с Умаром Автурхановым, который выступал за объединение и выстраивание благожелательных отношений с Россией. ВСЧР активно поддерживался российскими властями. В то же время произошел конфликт с Татарстаном, резко обострившийся после отказа руководства республики подписывать Федеративный договор 1992 года. Переговоры Ельцина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева продлились два года и закончились подписанием договора о "разграничении полномочий". Татарстан стал суверенным государством, "объединенным с Россией". 

Azerbaijani soldiers during Nagorno Karabagh war

Азербайджанские солдаты во время войны в Карабахе (1992 год)

Особенно напряженная обстановка сложилась в закавказских республиках и Приднестровье. В 1992 году начался первый вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном и продлившийся до 1994 года. А в конце 1991 года началась четырехлятняя Гражданская война в Грузии между звиадистами (сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдии) и новым руководством страны во главе с Эдуардом Шеварднадзе. Конфликт осложнялся тем, что кроме звиадистов, руководству страны пришлось также бороться с абхазскими и южноосетинскими сепаратистами.  

Конфликт в Приднестровье начался еще в 1989 году на национальной почве и резко усугубился после развала СССР: начались активные боевые действия Конфликт был разрешен в августе 1992 года благодаря вмешательству России, в частности, давлению на Кишинев. Были заключены Астраханские соглашения между Молдовой и Приднестровьем, которые свели на нет сепаратистские настроения в Молдове и способствовали ее скорому вхождению в СНГ.  

Относительно спокойно обстояли дела в Украине и Беларуси. Главами государств этих стран стали Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич, возглавлявшие эти страны еще при существовании СССР. 

Конституционный кризис в России 1992-1993 гг.[]

Руслан Хасбулатов

Р. И. Хасбулатов

Противостояние между президентом Ельциным и Верховным Советом назревало с момента распада СССР. Если Борис Ельцин с верными ему силами (вице-президент и правительство) настаивал на скорейшем принятии новой Конституции, увеличения президентских полномочий и углублении реформ, то Верховный Совет во главе с Русланом Хасбулатовым стремился сохранить власть за Съездом народных депутатов и проводить реформы в более медленном и поэтапном русле.

Началом кризиса принято считать 1 декабря 1992 года. В этот день начал работу седьмой Съезд народных депутатов, в ходе работы которого, большинство депутатов подвергли критике Ельцина и Бурбулиса, а также работу Гайдара в правительстве. В переговорах между президентом и Советом принимал участие Конституционный суд. Как итог, по постановлению съезда "О стабилизации конституционного строя России", в ходе многоступенчатого голосования 14 декабря новым председателем правительства стал Виктор Черномырдин. Кроме того, было принято решение о проведении референдума 25 апреля 1993 года о доверии президенту и Верховному Совету.

12 марта 1993 года в Москве открылся VIII Съезд народных депутатов. В тот же день было принято Постановление «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации», которое фактически отменяло постановление VII Съезда «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» и вновь ограничивала власть президента. В ответ на это, 20 марта Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором подвёл итоги внеочередного съезда депутатов и объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной», который фактически приостанавливал работу Съезда Народных депутатов и Верховного Совета. Впоследствии Ельцин вновь самостоятельно возглавил правительство.

Обращение Ельцина

фрагмент обращения Ельцина (1993 год)

Президента поддержал министр МВД Виктор Ерин и вице-президент Геннадий Бурбулис, одновременно призвав Конституционный суд и Генпрокуратуру поддержать Ельцина, обосновывая это тем, что действие президента являются ответом на "незаконное постановление" Съезда, препятствующее проведению демократичного референдума в апреле. Как итог, Съезд народных депутатов не работал до оглашения результатов референдума, а в период с 20 марта по 15 июля в стране фактически установилась единоличная власть Бориса Ельцина и его ближайших сподвижников.

5 мая 1993 года Центральная комиссия всероссийского референдума признала его состоявшимся. По результатам референдума большинство населения России высказалось в поддержку президента и его политики.

8 мая Ельцин заявил о формировании Конституционного совещания, которое начало работу 23 мая. Пока проходило совещание, указом Ельцина 30 мая были ликвидированы Советы всех уровне. Также была запрещена недавно созданная КПРФ, а Г. Зюганов и В. Купцов получили тюремные сроки. В ходе работы совещания был принят проект Конституции, по которому Россия становилась президентской республикой, и появлялся новый парламент РФ - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). Эта версия Конституции была опубликована 10 июня. Также, было объявлено, что Всероссийское голосование по Конституции пройдет 15 июля, одновременно с выборами в новый парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание. Конституция была принята с результатом 52%, после чего президент Ельцин подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией.

Чеченская война[]

Основная статья: Чеченский конфликт

7d2fdb4-dudaev

Джохар Дудаев

В период президентства Ельцина "Чеченский вопрос" был огромной проблемой для российских властей. Фактически, с 1991 года Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ) была независимым непризнанным государством, руководителем которой был президент Джохар Дудаев. Однако, с течением времени, против него начала складываться парламентская оппозиция, создавшая Комитет Национального Спасения и Временный совет Чеченской Республики (ВСЧР), во главе с Умаром Автурхановым. ВСЧР придерживался пророссийской политик, из-за чего руководство России поддерживало Автурханова и совет добровольцами и оружием, что позволило ВСЧР установить контроль над некоторыми районами Чечни.

Кульминацией "гибридной войны" России против дудаевской Чечни стал штурм Грозного силами Временного совета 26 ноября 1994 года. На стороне Временного совета сражались профессиональные российские военные, что в совокупности с тщательным планированием и подготовкой к штурму привело к победе ВСЧР - Грозный был взят. В ходе штурма, российскими солдатами был убит Джохар Дудаев, а сам город был разрушен на 30%. Взятие столицы страны привело к началу процесса массового бегства деморализованных чеченских сепаратистов в закавказские республики - Грузию и Азербайджан, а также в Турцию. 30 ноября было опубликовано обращение Умара Автурханова, провозгласившего себя "законным и легитимным" президентом Чечни. 26 декабря 1994 года в Чечне был проведен референдум, на котором 92% избирателей проголосовали за вхождение Чечни в состав Российской Федерации. 31 декабря 1994 года президент Ельцин подписал указ о вхождении ЧРИ в состав Российской Федерации. Отдельные боевые столкновения российской армии против чеченских сепаратистов продолжались до февраля 1995 года. С января 1995 года по апрель 1996 года в Чечне действовал режим контртеррористической операции (КТО), предусматривающий усиленный контроль над регионом военными.

Evstafiev-chechnya-palace-gunman

Разрушенный Президентский дворец в Чечне

Присоединение Чечни стало одним из главных успехов Бориса Ельцина на посту президента страны. Лояльность чеченских политиков к Москве способствовала стабилизации ситуации в регионе и началу работ по восстановлению Чечни от последствий военных действий. В то же время, из-за массового бегства чеченских боевиков в Грузию и Азербайджан произошла дестабилизация социальной и политической ситуаций в этих странах. Так, в Грузии произошло обострение этнических конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, из-за поддержки чеченскими иммигрантами абхазских и осетинских сепаратистов. В 1995 году был убит лидер Грузии Эдуард Шеварднадзе. Новым главой страны был объявлен Игорь Гиоргадзе, который обвинил в убийстве президента чеченцев и сепаратистов. В Азербайджане чеченские боевики приняли активное участие во второй Карабахской войне, что подтолкнуло Россию поддержать руководство Армении в военном конфликте.

Наследники Ельцина[]

123456789

Новогоднее обращение Бориса Ельцина (1995 г.)

Успех в Чеченской кампании, а также начавшиеся экономические реформы привели к росту рейтинга президента Бориса Ельцина и его "Демократической Партии России". К началу 1996 года рейтинг нынешнего главы государства находился на отметке 67-70%, по данным различных опросов. Все это, по мнению окружения Ельцина, практически гарантировало его выдвижение на второй срок и победу на следующих президентских выборах, запланированных на лето 1996 года. Однако сам президент считал иначе. 31 декабря 1995 года состоялось новогоднее обращение Бориса Ельцина. В самом конце своего обращения, глава государства заявил о том, что "сделал для страны все, что было в его силах", и официально объявил о том, что не будет выдвигаться на второй срок. Подобное решение Борис Ельцин вынашивал давно. Окончательно на выбор президента не идти на следующий срок повлияла победа демократических сил на выборах 1995 года.

Немцов-единый кандидат

Борис Немцов

Решение Ельцина вызвало ажиотаж в руководстве страны, даже несмотря на отсутствие "красной угрозы" на фоне проходящей в стране декоммунизации. Правящие круги России опасались, что новый глава государства не сможет повторить успех первого президента. Пока одни люди в окружении Ельцина уговаривали его передумать и пойти на второй срок (в частности его жена Наина и дочери Елена и Татьяна), другие вовсю искали "наследника", среди видных демократических политиков того времени. В конечном итоге, выбор пал на Бориса Немцова, 36-летнего нижегородского губернатора, обладающего доверием со стороны Президента. Изначально Немцов также отказывался от выдвижения, но после разговора с Борисом Ельциным передумал.

15 марта 1996 года Совет Федерации объявил датой проведения выборов 20 июня 1996 года, а уже 27 марта Борис Немцов был зарегистрирован кандидатом на пост Президента России. В качестве кандидата на пост Вице-президента он выбрал Анатолия Чубайса, замминистра экономики. Немцов шел на выборы самовыдвиженцем, но при поддержке ДПР и "Аграрная партия России".

По итогам выборов, Борис Немцов победил в первом туре с результатом 62%.Инагурация нового президента состоялась 3 июля. После инагурации Борис Немцов анонсировал проведение широкомасштабных политических и экономических реформ в стране. В частности, были анонсированы процессы по дебюрократизации страны, углублению экономических реформ и военной реформы.

Кавказский Рубеж[]

Advertisement