Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Болгария
Царство Болгария
Болгарияяя.png Coat of arms of Bulgaria.svg.png
Болгария Map.png
Год основания: 1908
Столица: София
Языки  
  Государственный болгарский
  Другие
Форма правления: конституционная монархия
Глава государства: царь
Глава правительства: премьер-министр
Государственная религия: православие
Другие религии: ислам
Территория: 110 993 км²
Население 7 364 570 чел.
Денежная единица: лев
Интернациональный автомобильный код
[[Image:{{{Автомобильный код}}}|100px|{{{Автомобильный код}}}]]

Царство Болгария (болг. Царство България) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Конституционная монархия. Глава государства царь (на западные языки титул переводится также как «король») Семеон II (с 1944 г.)

История

В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Болгария стала автономным княжеством в составе Османской империи.

Воспользовавшись острым политическим кризисом в Османской империи, болгарский князь Фердинанд I объявил об аннексии Восточной Румелии и 5 октября 1908 г. объявил себя царем. При Фердинанде были внесены поправки в конституцию, расширившие полномочия царя и ограничившие принятые в 1879 году демократические нормы.

Получив в результате Первой балканской войны обширные территории, Болгария утратила их в результате Второй балканской войны, что послужило, на ряду с прогерманской ориентацией царя Фердинанда, причиной вступления страны в Мировую войну на стороне Центральных держав.

После поражения в войне царь Фердинанд отрёкся от престола и вернулся в Германию, а его преемником в 1918 г. стал его старший сын Борис III.

На волне революционного подъема вызванного поражением в войне и революцией в России, в 1919 г. премьером становится Александр Стамболийский, в 1923 г возглавивший однородное социалистическое правительство Болгарского земледельческого союза (БЗНС), приступивший к проведению настолько радикальных реформ, что привлек на свою сторону болгарских коммунистов и вызывал откровенное сопротивление правых.

В ночь на 9 июня 1923 г. в Болгарии произошел переворот, который осуществили солдаты столичного гарнизона и юнкера Софийского военного училища. Стамболийский погиб при странных обстоятельствах, члены правительства и депутаты парламента от БЗНС были арестованы, а премьером стал Александр Цанков. Царь Борис поддержал переворот. В ответ на приход к власти нового правительства в стране вспыхнуло прокоммунистическое восстание, которое было жестоко подавлено, как и последовавшая за этим волна индивидуального террора (Нападение на Собор Святой Недели 16 апреля 1925 г.). левых экстремистов. Некоторые историки указывают на причастность к перевороту 9 июня контрразведки Группы русских войск в Международной зоне Черноморских проливов, т.к. ее представители в Болгарии во главе с капитаном Фоссом, находившийся в Софии с марта 1923 г. и поддерживавшие контакты в среде офицеров столичного гарнизона, после переворота активно учавствовали в деятельности царской тайной полиции. Тем не менее, в стране продолжали проходить выборы и сохранялась многопартийная структура.

В 1920-е годы Болгария развивала отношения со странами Антанты, прежде всего с Россией, заинтересованной в обеспечении безопасности Международной зоны.

Всемирный кризис начала 30х гг нанес серьезный урон экономике Болгарии. Экономические неурядицы привели к обострению политической ситуации в стране. Активизировались как левацкие так и профашистские политические партии и организации. 19 мая 1934 г. в Болгарии произошел очередной переворот, в результате которого власть захватили военные из прорусской группировки «Звено» во главе К. Георгиевым. Действие конституции было приостановлено, политические партии запрещены. Военное правительство предприняло меры по выведению страны из кризиса и стабилизации экономики. Внешнеполитическая ориентация на Россиюсохранилась и после возвращения к гражданскому правлению в сентябре 1939 г.

В 1939 году товарооборот с Россей составлял 2/3 от объема внешней торговли Болгарии, русским компаниям принадлежали акции ряда болгарских предприятий.

2 сентября 1939 г. в связи с началом войны в Европе Болгария заявила о своем нейтралитете на период войны.

Летом 1941 г. после падения Югославии болгарские войска, с молчаливого согласия России, занятой войной с Германией, заняли Македонию, как указывалось в манифесте царя Бориса "...для защиты наших македонских братьев...". В этот период Болгария становится убежищем для, спасавшихся от нацистов, европейских евреев.

28 августа 1943 г. умер царь Борис. На престол был возведен его 7-летний сын Семион, ввиду малолетства которого, согласно конституции, от его имени управлял регентский совет.

15 августа 1944 г., после разгрома русской армией германо-румынской группировки под Плоешти, под предлогом нарушения ее государственной границы Болгария объявила войну Румынии и Германии. 17 августа было подписано русско-болгарское соглашение о размещении русских войск на болгарской территории.

По результатам плебесцита в Македонии 19 июня 1945 г. это бывшая югославская територия вошла в состав Болгарии.

Advertisement