ФЭНДОМ

Борис Дмитриевич Панкин ( род. 20 февраля 1931 года, Фрунзе, Киргизская АССР, РСФСР, СССР) — советский и российский государственный и политический деятель. 2-ой Президент России (с 22 сентября 1993 как и.о., с 29 декабря 1993 по 10 декабря 2002 года в качестве полноправного Президента), последний Министр иностранных дел СССР, первый министр иностранных дел России.

Лидер новой России на протяжении нестабильного периода, следовавшего за падением Советского Союза и становлением демократической России. Наравне с Борисом Ельциным носит народное звание Отца русской демократии. Единственный президент РФ, родившийся за ее пределами. Имеет ряд российских и иностранных наград.

Детство, юность, начало профессиональной деятельности

Б. Д. Панкин родился в городе Фрунзе, Киргизской АССР, ныне Бишкек, Киргизия.

PANKIN Boris Dmitrievich2

В 1953 окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова, в том же году приступает к работе в "Комсомольской правде". Последовательно восходит по карьерной лестнице: корреспондент, специальный корреспондент, заведующий отделом, заместитель главного редактора, наконец, в 1965 — главный редактор. На этой должности до 1973 года, в 1973 возглавляет Всесоюзное агентство по авторским правам. Занимал должность девять лет до 1982 года.

Начало политической деятельности

Панкин в 1979 году

В 1979 году

В 1982 году Панкин назначается заместителем Чрезвычайного и полномочного посла СССР в ФРГ Владимира Семенова. В этой должности он работает до 1986 года, участвует в переговорах по Евроракетам и Эйбл Арчер 83, которые становятся первым серьезным испытанием для дипломата. Во время переговоров срабатывается с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, и после выхода на пенсию Владимира Семенова становится Чрезвычайным и Полномочным Послом Советского Союза в ФРГ. В этой должности активно участвует в организации переговоров "2+4", являясь первым лицом на них с советской стороны и организуя многие технические вопросы, фактически для Союза переговоры об окончательном урегулировании в отношении Германии были завязаны на личности Панкина.

После трагической смерти Эдуарда Шеварднадзе назначен министром иностранных дел СССР, в связи с важностью окончания переговоров по Германии. В этой должности заканчивает переговоры 2+4, являвшиеся прямым продолжением его работы как посла.

На посту Министра Иностранных Дел СССР

118516389 pankin gorbachyov

Борис Панкин и Михаил Горбачев

СССР не мог определить четкий политический курс, что сильно било по его авторитету. Панкин вынужден был действовать непоследовательно, что подрывало его позиции в глазах Верховного Совета. Он оказался меж молотом (демократами в КПСС, жаждавшими наладить отношения с Западом) и наковальней (партийными "консерваторами", желающими сохранить Советский Союз в былом виде и продолжить противостояние с Западом).

В качестве министра иностранных дел Панкин проработал до самого краха Советского Союза. За столь короткий срок Борис успел на удивление немало – он наладил дипломатические отношения с Израилем, начал процесс советско-американского разоружения, слегка примирился с Евросоюзом и 'почистил' министерство иностранных дел от сотрудников КГБ.

Например, одним из таких событий стало подписание Советским Союзом Парижской Хартии на совещании СБСЕ, проходившей с 19 по 23 ноября 1990 года. Первоначально, он выступал против значительного сокращения войск ОВД и НАТО, "чуя в этом некий подвох", но под давлением лично М.С Горбачева, все-таки подписывает ее. Другим спорным событием стало изъявление недовольства объявлением словенской независимости и официальной поддержкой Югославии. Многие из реформаторов считали, что стране абсолютно не до этого, но Борис Панкин понимал, что распад Югославии может привести к тяжелым последствиям и жестоким межэтническим войнам, он высказался, что может поддержать там бархатный развод, но на равных условиях всех государств, но поскольку никто не готов идти на компромиссы, необходимо поддержать легитимное правительство, дабы избежать войны. Однако, дальше этих заявлений, дело не пошло.

Во время ГКЧП - активно борется с путчем. В тоже время происходит близкое знакомство с Ельциным, и знаменитое выступление в эфире "Времени". Тогда же знакомится с Ериным.

В правительстве Ельцина

После Беловежского соглашения входит в правительство Ельцина на той же должности. Сдерживает Ельцина от вмешательства в грузинский конфликт и руководит нахождением места России в новых геополитических условиях. Он совершает ряд дипломатических визитов, в том числе встречается с рядом глав европейских государств, а в начале 1993 года с избранным Президентом США Клинтоном. По наиболее распространенной версии тогда же складывается тандем Панкин-Ерин, и происходят контакты Панкина с Явлинским и группой армейских генералов, что потом выльется в устойчивый союз. Объединив вокруг себя странную коалицию, Панкин начинает вмешиваться в непрофильные дела, пользуясь доверием Ельцина. Под влиянием "силовиков" он вступает в конфликт с премьер-министром Гайдаром и министром обороны Грачевым, однако до открытого противостояния не доходит из-за прямых указаний Ельцина. Панкину и Ерину тем не менее удается убедить президента отрезать Чечню от финансирования из российского бюджета. После провала "нулевого" штурма Грозного и смерти Дудаева пытался отговорить Ельцина от немедленного ввода в Чечню, заявляя что армейские части еще не готовы, однако к тому моменту под влиянием Ерина и других силовиков отказался от полного отрицания силового путя решения чеченского конфликта.

Сентябрьский кризис

В шесть утра 20 сентября 1993 года, не выдержав эмоционального напряжения от инфаркта умирает первый Президент России, Борис Николаевич Ельцин. Его тело было обнаружено спустя час. Одним из первых о смерти Президента узнает министр иностранных дел. В двенадцать часов объявлено о смерти Президента. В то же утро Панкин встречается с рядом генералов и министром МВД Ериным. По наиболее распространенной версии, именно тогда принято решение о взятие власти в свои руки.

134

Пресс-конференция 22 сентября 1993 года.

В 19:32 45-летний уроженец Псковской области находясь в состояние алкогольного опьянения совершает таран личного автомобиля Гайдара, премьер-министр и его водитель гибнут, охранник в тяжелом состояние. Ряд СМИ ищут в деле армейский след, после того как выясняется что погибший водитель был инвалидом Афганской войны. По наиболее распространенной версии смерть Гайдара была "самодеятельностью" кого-либо из силовиков, сам Панкин, а так же его ближайший соратник Ерин, многократно отрицали причастность к смерти Гайдара, называя это роковой случайностью. После смерти Гайдара работа аппарата президента временно оказывается парализована, в этот же день происходит провозглашение независимости Ингушетии, и попытки отделения в Карелии и Татарстане. Согласно недописанной автобиографии второго президента России, именно после попыток отделения Карелии и Татарстана, они с Виктором Ериным приняли "решение о необходимости брать в руки, что бы не допустить разложения страны или красно-фашисткой хунты Руцкого".

Утром 22 сентября верным Ерину спецназом внутренних войск взят под стражу проявивший апатию Павел Грачев, министр обороны. Одновременно Панкин проводит переговоры с Руцким на предмет формирование переходного кабинета, но они ни к чему не привели, вице-президент отказался от переговоров, будучи уверен в своей легитимности и всенародной поддержке. После этого верные Панкину и Ерину силы берут под контроль Кремль не допустив туда Руцкого, и окружают Белый дом. Проведя быстрые переговоры с представителями парламентских фракций, в 17:00 Панкин объявляет о создание Правительства национального спасения, с собой в качестве и.о. Президента. В него вошли глава МВД Ерин, Михаил Колесников занявший пост министра обороны, знакомый Ерину по аресту Пуго Явлинский, ряд министров прошлого правительства, Владимир Жириновский и Андрей Козырев занявший пост министра иностранных дел. В официальным СМИ опубликованы положения о новых выборах в течение двух месяцев и референдуме о новой конституции. Тогда же подписан Указ о Чрезвычайном положении на территории Татарстана, происходит ввод войск в Казань и другие крупные города Татарстана.

Белый дом блокируют Внутренние войска, а около его стен появляются танки. Явлинский руководит переговорами с фракциями среди поддерживающих Руцкого депутатов, а результате чего его покидают ряд депутатов во главе с Сергеем Бабуриным.

После заявления Зюганова-Руцкого, в котором НПС было названо военно-полицейской хунтой, а сам Панкин узурпатором конфликт переходит в горячую стадию. Панкин и Жириновский выводят своих сторонников на мирные митинги поддержки, однако милиции не удается удержать противоборствующие силы от столкновений, в результате которых гибнут три митингующих и один милиционер. После этого Ерин отдает приказ о разгоне демонстраций в поддержку Руцкого. Зюганов арестован прямо посередине одного из митингов.

По заявлению приближенных к президенту, именно события этого дня очень сильно изменили того, и окончательно укрепив веру в невозможность мирного решения конфликта внутри страны, сделав из сторонника мирного решения конфликтов человека готового на жесткие решения.

Борис не участвовал в непосредственном штурме Белого Дома или подавление попытки сепарации Татарстана, эти события координировал Ерин. Сам исполняющий обязанности президента в это время лично вел переговоры обеспечивая законность нового правительства в глазах мировой общественности. Пользовавшийся доверием к своем демократической позиции и опасениями о красном триумфе в России, в кратчайшие сроки он смог добиться признания нового правительства.

Однако уже на следующий день новое правительство столкнулось с наступлением враждебных сил в обеих Осетиях, которое откровенно проспали российские спецслужбы. Панкин был последовательным противником силового решения кавказских конфликтов, но вторжение на российскую территорию сопровождаемое геноцидом граждан России не оставило другого решения. Одновременно Колесников предоставил президенту факты геноцида осетин в Южной Абхазии звиадистскими силами.

Распыленный, и по одной из версий находящийся на грани нервного срыва, Борис согласился с совместной позицией министров внутренних дел и обороны, отдав отмашку на введение миротворческого контингент еще и в Грузию. После кровавого боя за Цхинвал Кремль получает наглядные факты геноцида со стороны звиадистов, которые под чутким руководством самого и.о. президента разыгрываются в ООН, что развязывало русским руки в Грузии. Лично президент и "договаривался" с руководством Абхазии, впервые примерив на себя маску для разговора с позиции силой.

Сильным ударом для Панкина стал кровавый провал Ингушской компании и окружение российских частей в Назрани. После деблокады группировки пользуясь мнением непосредственно "боевых генералов" и спохватившегося за голову Явлинского, проявив жесткость отдал приказ об остановке Кавказской компании. В дальнейшем в течение конфликтов на северном Кавказе, второй президент прислушивался к мнению непосредственно боевых генералов, стараясь избежать искажения информации и переоценки своих сил ведущих к человеческим жертвам.

Последним шагом во время положения и.о. стала громкая предвыборная компания, в которой полностью задействовался административный ресурс и все возможные способы агитации.

Первый срок

Второй срок

Дальнейшая жизнь

В культуре

Воплощения в кино

Панкин в качестве публициста в поздний период

См. также