ФЭНДОМ

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
Юнион Джек Британский герб
Год основания: 1801
Официальный язык: Английский
Форма правления: Конституционная монархия
Главы государства: См. список монархов Соединённого королевства
Столица: Лондон
Религия: Англиканство
Площадь: 31 878 965 км²
Население: 470 000 000 чел.
Валюта: Фунт стерлингов
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Ireland) было создано 1 января 1801 слиянием Королевства Великобритании (бывшего само по себе слиянием Шотландии и Англии в 1707) с Королевством Ирландия. В XIX веке, благодаря колониальным завоеваниям, стало одним из крупнейших, наиболее влиятельных и экономически развитых государств мира; приобрело неофициальное наименование Британской империи.

Своего максимального расцвета Соединённого королевство достигло во время правления Георга V, получившего название Новой Георгианской эпохи, для отличия от периода царствования королей Ганноверской династии. При Георге V промышленная революция в Британии достигла своего пика, а империя получила прозвище "мастерской мира". Во внешней политике Великобритания продолжала активную экспансию в Азии, увенчавшуюся принятием Георгом V титула императора Индии, и участвовала в колониальном разделе Африки.

Государственное устройство

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии — квази-унитарное государство с парламентской монархией. Великобритания не имеет конституции как единого документа, её заменяет собрание различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями.

Главой государства является монарх, именуемый Сувереном или королем/королевой Сеодинённого королевства Великобритании и Ирландии, возглавляет все три ветви власти, имеет право роспуска парламента, назначает министров, а также как верховный главнокомандующий имеет право объявлять войну другим странам. Помимо этого, Суверен являлся главой всех колоний и доминионов, представленных на местах генерал-губернаторами.

Соединённое королевство имеет парламентское представительство, основанное на вестминстерской системе. На пост премьер-министра (англ. Prime Minister of the United Kingdom), главы правительства Великобритании, согласно обычаю, монархом назначается член парламента, который сможет получить поддержку большинства в Палате Общин и таким образом сформировать правительство. Министры, составляющие Правительство Его/Её Величества, также назначаются монархом, однако премьер-министр сам собирает Кабинет министров (англ. Cabinet of the United Kingdom) и по традиции монарх уважает выбор премьер-министра. Исполнительная власть осуществляется премьер-министром и кабинетом, которые все приносят присягу Тайному совету Великобритании (англ. His/Her Majesty's Most Honourable Privy Council). 

Парламент Великобритании (англ. Parliament of the United Kingdom), заседающий в Вестминстерском дворце, имеет две палаты: выборная Палата общин (англ. House of Commons) и назначаемая Палата лордов (англ. House of Lords). Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. 

Список монархов Соединённого королевства

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Ганноверская династия
Г-третий Георг III
(1738—1820)
Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая
(1761—1818)
25 октября 1760 29 января 1820 Внук Георга II
Г-четвёртый Георг IV
(1762—1830)
Каролина Брауншвейгская
(1768—1821)
29 января 1820 26 июня 1830 Сын Георга III
Шарлотка Шарлотта I
(1796—1855)
Леопольд Саксен-Кобург-Готский
(1790—1865)
26 июня 1830 6 ноября 1855 Дочь Георга IV
Виндзор-Саксен-Кобург-Готская династия
Бородач Георг V
(1819—1893)
Виктория Великобританская
(1819—1901)
6 ноября 1855 17 декабря 1893 Сын Шарлотты
В-четвёртый Вильгельм IV
(1844—1900)
Елена Георгиевна Романова
(1853—1920)
17 декабря 1893 30 июля 1900 Сын Георга V
Мария третья Мария III
(1871—19nn)
Фредерик Прусский
(1865—19nn)
30 июля 1900 19nn Дочь Вильгельма IV

Список премьер-министров Соединённого королевства

     Тори/Консервативная партия      Виги/Либеральная партия

Портрет Имя В должности Партия
22 Ливерпуль Роберт Дженкинсон, 2-ой граф Ливерпуль
(1770—1828)
8 июня 1812 9 апреля 1827 Тори
23 Каннинг Джордж Каннинг
(1770—1827)
10 апреля 1827 8 августа 1827 Тори
24 Годрик Фредерик Джон Робинсон, 1-ый виконт Годрик
(1782—1859)
31 августа 1827 21 января 1828 Тори
25 Веллингтон 1821 Артур Уэлсли Веллингтон, 1-ый герцог Веллингтон
(1769—1852)
22 января 1828 9 июля 1834 Тори
26 Мельбурн Уильям Лэм, 2-ой виконт Мельбурн
(1779—1848)
16 ноября 1834 8 апреля 1835 Виги
27 Пиль Роберт Пиль
(1788—1850)
8 апреля 1835 30 августа 1841 Консервативная партия
(1779—1848)
30 августа 1841 8 мая 1842 Виги
29 Пиль Роберт Пиль
(1788—1850)
8 мая 1841 30 августа 1842 Консервативная партия
(1779—1848)
30 августа 1842 17 апреля 1847 Виги
31 Старый Веллингтон Артур Уэлсли Веллингтон, 1-ый герцог Веллингтон
(1769—1852)
17 апреля 1847 2 февраля 1852 Тори
29 Дерби Эдуард Смит-Стэнли, 14-ый граф Дерби
(1799—1869)
2 февраля 1852 30 января 1855 Консервативная партия
30 Главный по гадству Генри Темпл, 3-ий виконт Палмерстон
(1784—1865)
30 января 1855 19 февраля 1858 Виги
31 4-ый граф Абердин Джордж Гамильтон-Гордон, 4-ый граф Абердин
(1784—1860)
20 февраля 1858 1 декабря 1860 Консервативная партия
(1799—1869)
14 декабря 1860 29 октября 1865 Консервативная партия
33 Рассел Джон Рассел, 1-ый граф Рассел
(1792—1878)
29 октября 1865 26 июня 1866 Либеральная партия
(1784—1865)
28 июня 1866 25 февраля 1868 Либеральная партия
35 Кларендон Джордж Вильерс, 4-ый граф Кларендон
(1800—1870)
26 февраля 1868 20 июня 1870 Либеральная партия
36 Дизраэли маленький портрет Бенджамин Дизраэли
(1804—1881)
20 июня 1870 1 декабря 1870 Консервативная партия
37 Гладстон маленький портрет Уильям Юарт Гладстон
(1809—1898)
1 декабря 1870 15 января 1874 Либеральная партия
(1804—1881)
15 января 1874 20 февраля 1880 Консервативная партия
39 Маркиз Солсбери Роберт Гаскойн-Сесил, 3-ий маркиз Солсбери
(1830—1903)

История

Правление Георга III

Эпоха Регентства

Принц-регент после кутежа

Карикатура на принца-регента Георга

Ещё в 1811 году, страдающий порфирией Георг III окончательно впал в безумие, а некоторое время спустя ещё и полностью ослеп; управление страной перешло в руки принца Уэльского Георга, принявшего на себя обязанности регента.

После Наполеоновских войн и нескольких последовательных урожайных лет, правительство графа Ливерпуля в 1815 году ввело т.н. "Хлебные законы", устанавливавшие запретительные пошлины на ввоз зарубежного зерна, если цена за английский хлеб стояла ниже 80 шиллингов за квартер (исключение делалась для канадской пшеницы, но её доля на рынке была довольно мала). Несмотря на то, что сам премьер-министр был сторонником свободной торговли, ему пришлось подчиниться давлению аграрного лобби в обеих палатах. Другой головной болью Ливерпуля во время всего пребывания на посту премьер-министра был национальный долг: последние год войны, пенсии военнослужащим и их родственникам истощили казну Великобритании. В 1816 году Палата общин отказалась пролонгировать налоговые сборы в размерах военного времени. Стремясь поправить состояние экономики правительство было вынуждено в 1819 году снова вернуться к золотому стандарту.

Эпоха Регентства получила известность благодаря экстравагантной и разгульной жизни самого принца Георга, слывшего гурманом, азартным игроком и охотником до женского пола. Вместе с этим временный глава государства был известным покровителем искусств: в его правление были заново отстроены лондонские районы Белгравия и Пимлико, ставшие наиболее фешенебельными в британской столице. Архитектурный стиль Регентства, получивший своё название вслед за эпохой, стал активно конкурировать с континентальными ампиром и рококо. Свой отпечаток эпоха наложила и на литературу: именно в этот период жили и творили лорд Байрон, Дж.Остин, У. Теккерей и др.

Семья

Представление герцогини Йорк

Представление Фредерики Прусской Георгу III и королеве Шарлотте в качестве невесты герцога Йоркского

В 1761 году Георг III женился на Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой. Брак его был весьма успешным: король не имел любовниц (в отличие от своих непосредственных предшественников и преемников). Кроме того, Георг III является самым многодетным среди британских монархов - в браке с Шарлоттой у него родилось 15 детей. При этом королевской чете удалось побить антирекорд королевы Анны, которая была беременна 18 раз, но родила лишь 5 живых детей, каждый из которых умер в детстве.

Георг и Шарлотта дали жизнь 9 сыновьям и 6 дочерям:

  • Георг IV (1762-1830), король Великобритании, Ирландии и Ганновера, женат на Каролине Брауншвейгской, имел одну законнорожденную дочь - будущую королеву Шарлотту;
  • Фредерик (1763-1827), герцог Йоркский, женат на принцессе Фредерике Прусской, детей не имел;
  • Вильгельм (1765-1837), герцог Кларенс, с 1830 года и до своей смерти король Ганновера как Вильгельм I, женат на на Аделаиде Саксен-Мейнингенской, выжившего потомства не оставил;
  • Шарлотта (1766-1828), замужем за королём Вюртемберга Фридрихом I, единственная дочь умерла во младенчестве;
  • Эдуард Август (1767-1820), герцог Кентский, женат на Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской, имел единственную дочь - будущую супругу Георга V Викторию;
  • Августа София (1768-1840), замужем не была;
  • Елизавета (1770-1840), замужем за ландграфом Фридрихом VI Гессен-Гомбургским, брак бездетен;
  • Эрнст Август (1771-1851), герцог Камберлендский, с 1837 года и до своей смерти король Ганновера как Эрнст Август I, женат на Фредерике Мекленбург-Стрелицкой, оставил потомство;
  • Август Фредерик (1773-1843), герцог Сассекский, вступил в морганатический брак с леди Августой Мюррей;
  • Адольф Фредерик (1774-1850), герцог Кембриджский, женат на Августе Гессен-Кассельской, имел потомство;
  • Мария (1776-1857), замужем за своим кузеном Уильямом Фредериком, герцогом Глостерским, брак бездетен;
  • София (1777-1848), замужем не была, имела внебрачного сына;
  • Октавий (1779-1783), умер в детстве;
  • Альфред (1780-1782), умер в детстве;
  • Амелия (1783-1810), замужем не была.

Правление Георга IV

Кабинет графа Ливерпуля продержался почти всё 10-летнее правление Георга IV. С началом 1820-х гг. из-за экономического кризиса усилилось недовольство правительством, обнаруживались деятельность различных политических тайных обществ, особенно распространённых в рабочих районах. На этом фоне усилилась протестные настроения в Ирландии; для предотвращения открытого мятежа Ливерпуль в 1822 году ввёл режим чрезвычайного правления, наложив ограничения на действия Habeas corpus act.

Эмансипация католиков

В 1800 году Актом об унии объединил Ирландию и Великобританию в Соединённое королевство и предоставил 100 ирландских депутатов места в Парламенте. Однако, благодаря тест-актам большинство населения острова было исключено из участия в политической деятельности и дискриминировано по признаку католического вероисповедания. С самого начала унии развернулась кампания по предоставлению католикам равных прав и возможностей, которую возглавил ирландский политик Даниел О'Коннор, создавший в 1823 году Католическую ассоциацию. Ливерпуль на протяжении всего своего пребывания в должности утверждал, что является противником эмансипации католиков, но признавал, что необходимо принять некоторые полумеры для благополучия нации. Премьер-министр также поддержал допуск католиков к занятию высоких военных и магистратских должностей, но активно протестовал против их допуска в Парламент.

Карикатура на О'Коннора и лорда Рассела

Карикатура на Даниэла О'Коннора и лорда Рассела, лидера вигов в Парламенте, изображённого в роли Папы

К концу 1820-х деятельсность О'Коннора, избранного в Парламент, но не допущенного к работе из-за отказа принести присягу, возродило дискуссию: наконец, виги Палаты общин во главе с лордом Джоном Расселом инициировали голосование по вопросу распространения на католиков права быть представленными в Парламенте и за счёт умеренных тори смогли добиться перевеса над проправительственным крылом. Протестуя против эмансипации, граф Ливерпуль подал в отставку, уступив место Джорджу Каннингу. Но ни ему, ни его преемнику виконту Годрику не удалось окончательно решить этот вопрос.

Билль об эмансипации католиков был принят лишь в 1829 году уже в премьерство герцога Веллингтона. Согласно нему, лица, исповедующие католицизм, получили право участвовать в политической жизни страны, в том числе занимать места в Парламенте. Вместе с этим, католики не могли становится высшими сановниками королевства, лордом-лейтенантом Ирландии, премьер-министром, регентом и монархом. Католическим священникам запрещалось носить облачение вне церквей и своих домов, членам монашеских конгрегаций и орденов предписывалось в 6-месячный срок покинуть территорию королевства. Ирландским католикам по прежнему предписывалось платить десятину в пользу англиканской Церкви Ирландии.

Вслед за принятием Билля последовало увеличение имущественного ценза на выборах в Ирландии до 10 фунтов, что резко снизило количество избирателей и практически позволило сохранить статус-кво. Подобное положение сохранялось вплоть до конца 1850-х гг.

Семья

Свадьба Георга принца Уэльского и Каролины Брауншвейгской

Свадьба принца Уэльского Георга и принцессы Каролины Брауншвейгской

В 1795 году в капелле Сент-Джеймсского дворца Георг, принц Уэльский, сочетался браком с Каролиной Брауншвейгской. Брак был несчастлив: сам Георг признавался, что делил ложе с супругой только трижды. Отношения супругов и взаимная неприязнь друг к другу с годами усугублялась. В 1821 году Каролина, проживавшая в Европе, вернулась в Англию с целью короноваться вместе с мужем, однако это ей не удалось - Палата лордов поспешно одобрила развод нового короля с законной женой - после чего, так и не став королевой, она умерла спустя несколько недель.

В браке родилась единственная дочь:

  • Шарлотта Августа (1796-1856), принцесса Уэльская, королева Великобритании и Ирландии как Шарлотта I, замужем за Леопольдом Саксен-Кобург-Заальфельдским, герцогом Виндзорским, оставила потомство.

Главной женщиной в жизни монарха была его многолетняя любовница Мария Анна Фицгерберт, дважды овдовевшая католичка, на которой Георг тайно женился. Из-за вероисповедания Фицгерберт, а также по причине того, что союз не был одобрен королём, брак считался фиктивным и не приводил к юридическим последствиям. По некоторым данным, Мария Фицгерберт родила Георгу IV двух бастардов, однако их существование никогда не было подтверждено документально.

Правление Шарлотты I

С вступлением на британский престол Шарлотты I прекратилась уния между Великобританией и Ганновером, чей престол унаследовал дядя молодой королевы герцог Кларенс под именем Вильгельма I. В первые же годы её правления кабинет герцога Веллингтона окончательно запретил работорговлю в Великобритании и её владениях.

Внутренняя политика

В начале 1830-х гг. виги под впечатлением Июльской революции во Франции выдвинули лозунг проведения избирательной реформы. Поначалу торийское большинство, поддерживавшее кабинет герцога Веллингтона, вынужденно выступило с его резкой критикой и отказалось его рассматривать. Сам герцог был настроен крайне скептично и неоднократно заявлял об абсурдности реформы системы, которая существовала и работала уже не одно столетие. Однако позицию его разделяло меньшинство даже внутри его собственной партии и с подачи королевы премьер-министр сначала согласился рассмотреть проект, а потом и вовсе "узурпировал" идею реформы.

Палата Общин, выступление вигов

Обсуждение избирательной реформы в Палате общин, выступление Чарльза Грея, 2-ого графа Грея, лидера вигов в парламенте

В 1832 году был представлен проект, ликвидировавший "гнилые местечки" и позволявший большим промышленным городам посылать своих представителей в парламент. Кроме того, количество избирателей возросло в полтора раза до 720 тысяч человек, что составляло около 7% от всего мужского населения. Меры, однако, были половинчатыми: реформа была проведена в интересах среднего класса и буржуазии и не коснулась беднейших слоёв населения. Кроме того, Закон о бедных 1834 года вовсе лишал рабочих социальных пособий: оставшиеся без средств семьи помещались в работные дома, где их семьи разделяли и нещадно эксплуатировали их труд, в том числе и детский. Двойственные меры подпортили репутацию тори перед выборами, что позволило вигам во главе с Уильямом Лэмом, виконтом Мельбурном, одержать на них победу.

Пребывание во главе правительства Мельбурна ознаменовалось многочисленными, хотя и неявными конфликтами с королевой, которая всё больше симпатизировала торийской оппозиции и лично герцогу Веллингтону. Под давлением Шарлотты, старавшейся создать единый "анти-мельбурнский" фронт, уже весной 1835 года виконт был вынужден уступить кресло Роберту Пилю, первому премьер-министру от Консервативной партии. Его шестилетнее пребывание у власти ознаменовалось продолжительным экономическим кризисом, ещё более ухудшившем положение рабочих и малоимущих подданных. Основанное ради помощи оказавшимся на улице "Общество рабочих" выступило с лозунгом всеобщего избирательного права, рассчитывая, что представительство трудящихся исправит ситуацию. Так зародилось движение чартизма, кульминацией развития и деятельности которого стали события 1847 года.

Кроме того, при кабинете Пиля в 1837-1838 гг. произошло восстание в Верхней и Нижней Канаде: на фоне экономического и сельскохозяйственного кризиса колониальные власти провести требуемые населением реформы, в частности ввести ответственное правительство для провинций. В Нижней Канаде конфликт осложнялся противостоянием франкоязычного и англо язычного сообществ.

Абердин

Джордж Гамильтон-Гордон, 4-ый граф Абердин, генерал-губернатор и верховный комиссар Британской Северной Америки, будущий премьер-министр

Несмотря на то, что восстание в конечном итоге было подавлено, назначенный генерал-губернатором и верховным комиссаром североамериканских колоний Джордж Гамильтон-Гордон, граф Абердин, призвал правительство пойти на реформы с целью предотвратить новые мятежи. В т.н. "отчёте Абердина" обосновывается необходимость объединение двух провинций воедино с англофонским большинством, а также сокращение привилегий франкофонов, дарованных им по Квебекскому акту 1774 года и Конституционному акту 1791 года, вплоть до их полной отмены. Ответственное правительство британского элемента, по его словам, способно стать "незыблемой опорой правительства Её Величества" в Новом Свете. В конечном итоге программа графа Абердина получила одобрение и стала основой строительства Канадского доминиона.

В 1841-1842 гг. парламентские интриги партий и королевы привели к министерской чехарде, в ходе которой правительства Пиля и Мельбурна дважды сменяли друг друга. В конечном итоге кресло премьер-министра занял виконт Мельбурн, сумевший завоевать поддержку парламента, элит и общественности, неодобрившей столь открытой поддержки тори со стороны Шарлотты.

Великобритания и Весна Народов

Основная статья: Весна Народов.

"Железный герцог"

После подавления выступлений чартистов весной 1847 года в Великобритании утвердилось крайне консервативное правительство герцога Веллингтона, за крутой нрав и суровый режим получившего прозвище "Железный герцог". Преследовались лидеры движения, его рядовые члены и даже сочувствующие им. Установился пристальный контроль за печатью, типографии, что печатали чартистские брошюры и листовки, закрывались, а их владельцы штрафовались; газеты и журналы, где пытались защищать движение петиции, также подлежали закрытию.

Вместе с этим, кабинет министров вынуждено пошёл на некоторые реформы: ненавистный обществу Закон о бедных был переписан. Хозяев работных домов обязали не разделять семьи, улучшить условия труда, ограничить применение детского труда на работах и запретили присваивать обитателям "номера" или другие знаки регистрации. На деле, однако, большинство норм нового закона оставались мёртвыми, поскольку государственный контроль за их исполнением был слаб. Положение большинства рабочих почти не претерпело сколь-либо значительных изменений вплоть до смерти "Железного герцога".

В начале 1852 года откровенно дряхлый, почти оглохший 82-летний Веллингтон признал своё поражение в битве со старостью и подал в отставку с постав премьер-министра, уступив кресло молодому (по сравнению с ним) Эдуарду Смит-Стенли, 14-ому графу Дерби. Когда в Палате лордов, заседания которой герцог упорно посещал, оглашали состав кабинета графа Дерби, состоявший по большей части из малоизвестных Веллингтону лиц, он громко переспрашивал, приставляя ладонь к уху: "Кто? Кто?". Благодаря такому казусу, первое правительство Эдварда Смит-Стенли получило прозвище "правительство Кто? Кто?".

Графа Дерби за его спиной именовали не иначе, чем "Веллингтонским последышем". На протяжении всех неполных 3 лет своего премьерства он был вынужден бороться как с вигами, так и с либеральным и консервативным крылом тори. Дерби не пользовался таким непререкаемым авторитетом, как Веллингтон, и потому уже в 1852 году правые виги, ранее поддерживавшие кабинет его предшественника, "вспомнили" о своей партийной принадлежности и перешли в оппозицию. Проблем доставляли и собственные однопартийцы Дерби - среди тори усиливался раскол, инициированный ещё до Весны Народов Робертом Пилем и последовавшими за ним умеренными. Сам по себе Смит-Стенли склонялся именно к фракции "пилитов", однако не мог или не хотел окончательно порвать с крайне-правыми, памятуя о покойном герцоге Веллингтоне. Месяц за месяцем внутренние склоки ослабляли партию власти и правительство, на фоне которых виги смогли реорганизоваться в Либеральную партию, сохранив единство рядов. В январе 1855 года граф Дерби подал в отставку; Шарлотта I попыталась сплотить "своих любимцев", как их звали либеральные газеты, но безуспешно - ни граф Абердин, ни молодой Бенджамин Дизраэли не смогли составить кабинет. В таких условиях королева вынужденно обратилась к либералам и уже 30 января лорд Джон Рассел сформировал первое за почти десять лет либеральное правительство.

Как раз в это время здоровье королевы резко ухудшилось; к осени королева стала лишь тенью себя прежней и 6 ноября 1855 года скончалась.

Внешняя политика

В царствование Шарлотты I значительно улучшились отношения между Великобританией и Францией. Королева принимала у себя нескольких членов взошедшего на престол в 1830 году Орлеанского дома. В 1843 году британский монарх впервые встретился с монархом французским, впервые за 323 года, когда в 1520 году Франциск I принимал визит Генриха VIII на "поле золотой парчи". Шарлотта вместе с семьёй провела в гостях Луи-Филиппа в нормандском Э несколько дней, а в следующем году сама принимала французскую королевскую семью в гостях в Винзоре. Шаги по сближению предпринимались и в династическом плане - в 1855 году, в год смерти Шарлотты, удалось достичь соглашения о помолвке между старшей внучкой королевы 14-летней принцессой Викторией и 16-летним герцогом Орлеанским Луи Филиппом.

В 1846 году Шарлотта встречалась с цесаревной Екатериной Михайловной и её семьёй в рамках европейского путешествия последней. В германских странах Великобритания старалась поддерживать Ганновер в качестве противовеса прусскому влиянию, но не преуспела в этом.

Семья

2 мая 1816 года Шарлотта вышла замуж за принца Леопольда Саксен-Кобург-Заальфельдского. Брак оказался во всех смыслах счастливым: супруги любили друг друга и хранили друг другу верность. В семье родилось пятеро детей, выжило из которых трое:

  • Георг Леопольд Фредерик Август (1819-1893), после восшествия матери на престол принц Уэльский и герцог Ротсейский, а после её смерти король Великобритании и Ирландии как Георг V, с 1876 года носил титул императора Индии, женат на дочери Эдуарда Августа, герцога Кентского, принцессе Виктории;
  • Леопольд Фредерик Эрнст Георг (1824-1892), герцог Йоркский и Эдинбургский, граф Ольстерский, женат на принцессе Евгении Шведской, дочери короля Оскара I;
  • Шарлотта Каролина Августа Александрина (1828-1915), королевская принцесса, замужем за принцем Георгом, герцогом Кембриджским.

Царствование Георга V

Семья