Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

A8122e38eaae.jpg

1905 год. Очень тревожный год для России. Начавшись с расстрела мирной демонстрации рабочих в Петрограде, революция приняла характер стачек и локальных восстаний. Поражение в войне с Японией, восстание на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический" и Всероссийская политическая стачка привели к тому, что Николай II казалось бы принимает требования восставших, подписывая Манифест 17 октября.

Третьеиюньский переворот доказал, что это была лишь уступка и хитрый трюк.

Но что если бы ситуация в 1905 году приобрела куда более серьезный размах? Что ждало бы Россию: демократия, советская власть, или нечто совершенно другое?

Точка бифуркации

Знаменитый броненосец "Потемкин" вышел 27 июня на свой не менее знаменитый рейд с небольшими запасами топлива и еды, в связи с чем ему пришлось вернуться в Одессу на дозаправку уже на следующий день. Но что если бы он был полностью заправлен?

После расправы над офицерским составом броненосца, его команда принимает решение плыть не в Одессу, а в Севастополь, где уже год действует "Севастопольская централка" - подпольная парторганизация РСДРП, которая планировала поднять восстание на Черноморском флоте. По прибытии "Потемкина" в Севастополь вечером того же дня, Централка узнает о произошедшем и, не уведомив ни Ленина, ни кого бы то ни было из партийного руководства, решает действовать самостоятельно и объявляет восстание на флоте. В ночь с 27 на 28 июня, на большинстве кораблей Черноморского флота происходят восстания аналогичные тем, которые были на "Потемкине". В течении следующих трех дней Черноморский флот, Одесса и Севастополь фактически переходят в руки восставших.

Узнав о восстании на Черном море, аналогичное восстание совершает 30 июня Балтийский флот. В июле начинается всеобщая забастовка, в которой приняло участие до 7 миллионов человек. Понимая, что ситуацию уже никак не исправить, Николай II 12 июля решает выпустить Манифест о совершенствовании управления государством, согласно которому учереждалась Государственная дума, но даже этого восставшим теперь было мало. Кроме того, Николай решил начать переговоры о мире с Японией. 18 июля под общественным давлением, Николай принял решение отречься в пользу своего сына Алексея, регентом при котором будет великий князь Михаил Александрович.

Неспособность Николая II держать ситуацию в стране под контролем и военные просчеты, приведшие к поражению в войне с Японией, а также усиление левых и страх перед ними, убедили военных в том, что надо брать ситуацию в свои руки. Как только Николай отрекся, а на Дальнем Востоке вступило в силу перемирие, группа генералов во главе с Павлом Карловичем Реннекнампфем двинула войска на Санкт-Петербург. Хотя Великий Князь Михаил и был уже у власти, все было в такой анархии, что оказать хоть какое-то организованное сопротивление Реннекампфу не представлялось возможным. 4 августа войска путчистов прибыли в Петербург и взяли под контроль город. Реннекампф заставил Михаила ввести по всей стране военное положение на неопределенный срок, назначить Ренненкампфа премьер-министром и дать ему неограниченные полномочия для подавленя восстаний, а также право единолично формировать кабинет министров из людей, в которых он уверен.

С этого момента Россией фактически начала править военная хунта, где несовершеннолетний император и его регент были лишь ширмой.

Павел Карлович Ренненкампф, генерал-лейтенант от кавалерии, премьер-министр Российской Империи и ее фактический диктатор (1905 - 19..)

Новое правительство по своему составу было в основном право-реакционным. Ренненкампф сумел аккумулировать вокруг себя большую часть зарождающегося черносотенного движения. Так, министром внутренних дел стал перспективный губернатор Саратовский губернии Петр Аркадьевич Столыпин, он же стал министром финансов. Ренненкампфа в его работе привлекло то, что на фоне революционного хаоса, охватившего страну, Саратовская губерния оставалась сравнительно спокойной. Военным министром был назначен начальник генштаба Федор Федорович Палицын, морским министром был назначен вице-адмирал Андрей Андреевич Вирениус, министром иностранных дел - Глеб Михайлович Ванновский, бывший военный атташе в Японии. Кроме того, по инициативе Ренненкампфа были сделаны перестановки в гвардии. Гвардейский кавалерийский корпус было предложено возглавить молодому офицеру финского происхождения Густаву Карловичу Маннергейму.

Гражданская война

Гражданская война в России
Время сентябрь 1905 -
Место Российская Империя: Малороссия, Царство Польское, Финляндия, Прибалтика, Закавказье
Итоги
Причина Захват власти хунтой Ренненкампфа, подавление восстаний левых и либералов, приостановление действие "Июльского манифеста", нерешенные аграрный, рабочий и национальный вопросы
Участники
Российская Империя

Черносотенные организации

Временный комитет Государственной Думы
  • КДП
  • Трудовой союз
  • "Союз 12 июля"

Всероссийский Совет Рабочих, Крестьян и Солдат

  • РСДРП(б)
  • РСДРП(м)
  • ПСР

Республика Польша

Республика Финляндия

Командующие
Павел Карлович Реннекампф

Великий князь Михаил Александрович

Петр Аркадьевич Столыпин

Федор Федорович Палицын

Павел Милюков

Александр Гучков

Алексей Брусилов

Виктор Чернов

Владимир Ленин

Лев Троцкий

Валерий Славек

Куллерво Маннер

События августа - сентября 1905 года

После захвата власти и назначения кабинета министров, Ренненкампф постановил отменить назначенные на осень выборы в Государственную думу и приостановить действие "Манифеста 12 июля". Это привело к многочисленным беспорядкам по всей стране. Партии, готовившиеся к участию к выборам в Думу (главным образом, либеральные), объединились во Временный комитет Государственной думы, который провозгласил недействительным отмену манифеста и призвал своих сторонников вооружаться. Во главе комитета встали Павел Милюков, Александр Гучков и Максим Винавер. Наибольшую поддержку Временный комитет получил в центральных областях России, а сам Времком (как его сокращенно начали называть) начал работать в Москве.

Другой важной оппозиционной силой стали социалисты - главным образом большевики, меньшевики и эсэры. Их позиции особенно сильны были на юге России, где уже несколько месяцев продолжали бунтовать матросы Черноморского флота. 19 августа в Севастополь прибыл из эмиграции Владимир Ленин, чтобы лично руководить местным восстанием большевиков.

Ситуация начинала выходить из под контроля правительства, и особым указом "для преодоления тяжелой ситуации" был создан Совет Спасения Отечества, в который вошли Ренненкампф, Палицын, Вирениус и Маннергейм, который взял в свои руки подавления восстаний. Первыми войска были посланы на подавление восстания в Москве.

7 сентября начались бои в Москве. Регулярная армия вошла в город, где ей оказали ожесточенное сопротивление сторониики Времкома. Позиционные бои в городе продолжались 5 дней, в них применялась аритилерия и пулеметы. Были повреждены несколько башен Кремля: Спасская (куранты были уничтожены), Сенатская и Троицкая. Погибло 6 000 человек, но Времком отстоял город. Обороной города командовал генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов.

13 сентября, Времком объявил о низложении монархии и учреждении Российской Республики, а также поручил Брусилову сформировать Республиканскую Армию. Территория, подконтрольная Времкому, была достаточно большой.

Положение фронтов в октябре 1905 года. Синий - Армия Времкома, красный - Красная Армия

Еще более кровавыми были события на Юге. После прибытия Ленина в Севастополь, тот взял инициативу в свои руки и провозгласил советскую власть на территории России. Руководители Черноморского восстания созвали в Севастополе альтернативный Временной Госдуме орган - Всероссийский Совет Рабочих, Крестьян и Солдат (ВСРКС), в который помимо большевиков вошли также меньшевики и эсэры. Войска под руководством Льва Троцкого наступали в августе и сентябре на большом фронте. Важными победами красных стали взятие Полтавы 12 сентября и Новороссийска 22 сентября. Ситуация на Украине была угрожающей для Ренненкампфа, поскольку войска Троцкого были всего в двухстах километрах от Киева.

С падения Полтавы и Москвы принято отсчитывать начало кровавой Гражданской войны.

Advertisement