Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
БТР Б-3
Изображение
Классификация: Бронетранспортер
Годы производства: 1939-1952
Годы эксплуатации: 1939-1964
Количество выпущенных единиц: 17560
Боевая масса: 9,25 тонн
Экипаж: 2(10) чел.
Скорость: 50 км/ч
Размеры
длина:
ширина:
высота
:

6850 мм
2370 мм
2435 мм
Бронирование
лоб корпуса:
борт корпуса:
башня
:

15 мм
10-12,5 мм
= мм
Калибр пушки:
Пулеметы
:
= мм
1х12,7 мм

Бронетранспортер Б-3 русский полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны. Разработан в 1938 г. на Путиловском заводе на базе коммерческого полугусеничного грузовика РуссоБалт 52-70 в рамках программы создания бронированной машины для моторизованной пехоты. Производился серийно с июня 1939 по март 1952 года. Во время Второй мировой войны являлся основным бронетранспортёром русских ВС, а также послужил основой для целого семейства машин различного назначения.

История создания

Дальним предком Б-3 был полугусеничный автомобиль созданный в 1913 г. заведующим технической частью русского императорского гаража А.Кегрессом. В период Первой Мировой войны в России предпринимались попытки создания полугусеничных бронетранспортеров ("бронетракторов"), подвеска Кегресса использовалась на бронеавтомобилях Остин-Путиловец-Кегресс, а также полугусеничный грузовой автомобиль  выпускавшемся  в 20 - начале 30 гг на заводе в Филях

В 1934 - 1936 гг. на РуссоБалте разработан новый полугусеничный грузовик РБ 50-70 с торсионной подвеской гусеничной части, на базе которого два года спустя по заданию Автобронетанкового управления МО России и был создан БТР получивший обозначение Б-3.

Описание конструкции

Броневой корпус

Корпус бронетранспортера состоял из каркаса, на который при помощи клепки или сварки устанавливали бронеплиты корпуса.Лобовая, бортовая и кормовая броня была толщиной 15 мм, а днище и крыша корпуса — 10 мм.

Двигатель и трансмиссия

На бронетранспортеры Б-3 устанавливались карбюраторные восьмицилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Руссобалт М100.  Мощность двигателя — 73.6 кВт (100 л.с.) при 2900 об/мин (максимально — 3100 об/мин).

Ходовая часть

Бронетранспортер Б-3 имел полугусеничное шасси. Передние колеса служили для управления машиной, а гусеницы обеспечивали высокую проходимость. Полугусеничная схема позволила значительно упростить конструкцию бронетранспотртера (были не нужны сложные бортовые передачи и фрикционы) при сравнительно неплохой проходимости машины.

Подвеска машины — индивидуальная торсионная без амортизаторов для каждого из 4 сплошных односкатных штампованных опорных катков малого диаметра (550 мм) с резиновыми бандажами по каждому борту.Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя малыми поддерживающими катками по каждому борту.

Боевое применение

Машина широко применялась в различных частях русской армии. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Б-3 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты ДШК или Браунинг М2НВ, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.

Advertisement