ФЭНДОМ

Страшометр

Правление Саддама Хуссейна было одним из самых противоречивых эпох в истории современного Ирака, значительное улучшение жизни население о котором сейчас с теплотой вспоминают иракцы после почти 20 лет непрерывной войны, сопровождались одним из самых жестоких и одиозных диктаторских правлений. Среди прочего, Саддам Хуссейн фактически начал Ирано-иракскую войну, которая продлилась 8 лет и унесла сотни тысяч жизней. Несмотря на поддержку как от Советского Союза, так и от США Ирак не смог победить исламскую республику, война закончилась в 1988-ом году практически ничем. Тем не менее, сам того не понимая, Саддам Хуссейн предотвратил куда более крупную войну, которую планировало руководство молодой исламской республики. Планируя расширить свое влияние в регионе, Тегеран активно оказывал поддержку шиитским фундаменталистам в том числе в королевстве Бахрейн. Без тяжелой ирано-иракской войны, Тегерану скорее всего хватило бы сил и решимость устроить на Бахрейне полноценный переворот, что безусловно привело бы к последствиям, которые изменят не только Ближний Восток, но и весь мир. 

Развилка

Последняя фотография Саддама

Последняя фотография вице-президента Ирака Саддама Хуссейна

С 1961-ого года Иракский Курдистан сотрясало восстание, во главе которого стояли представители Демократической Партии Курдистана, следующие восемь лет силы курдского ополчения - пешмерги сражались с иракскими вооруженными силами. К концу 1960-ых годов большинство в руководстве Ирака стали склоняться к мысли о неизбежности предоставления курдам автономии. К началу марта между Ираком и представителями Иракского Курдистана велись постоянные переговоры, в конечном итоге 11-ого марта 1970-ого в деревне Навпардан между главой ДПК Барзани и фактически "вторым человеком в государстве" Саддамом Хусейном был подписан договор, получивший название "Мартовского договора". Важнейшим пунктом, которого стала обязанность иракского правительства гарантировать "право курдов на самоопределение", границы автономии должны были определиться по результатам будущей переписи и форма автономии должна была стать ясной через 4 года после принятия закона. Благодаря подписанию договора Саддам Хуссейн лишь упрочил свое положение, на самом деле, он не собирался выполнять договор и уже с осени 1969-ого года начал его саботировать.

Но что если бы Хуссейн не пережил бы встречу с Барзани? Несмотря на то что договор таки удалось подписать, ненависть курдов к иракскому руководству никуда не пропала. Возвращаясь с переговоров с Барзани кортеж Хуссейн был обстрелян из гранатометов радикальными членами ДПК, вице-президент Ирака погиб на месте. Несмотря на то что это тут же привело к ряду боестолкновений между пешмаргой и вооруженными силами Ирака, это не смогло помешать мирному перемирию, которое уже стало реальностью. Хуссейн был объявлен "мучеником", заслуги которого признал и Барзани. Гибель вице-президента значительно усилила влияние президента страны - Ахмеда аль-Бакра и министра обороны страны Хардана аль-Тикрити. Чтобы недопустить сосредоточения в руках аль-Тикрити чрезмерных полномочий контроль над партийной безопасностью был передан под контроль Салиха Махди Аммаша, который также входил в революционное правление.  

1970-ые