Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Великая Турецкая Война
ЗЕНТА.jpg
Время 14 июля 1683 –
Место Восточная Европа
Итоги Победа Священной лиги
Причина См. Причины
Участники
SaRomImper.png Священная Римская империя

Флаг Австрийской империи.png Австрия

Саксонский флаг.png Саксония

Курфюршество Бавария.png Бавария

1920px-Flaga Rzeczypospolitej Obojga Narodow ogolna.svg.png Речь Посполитая

РЦ15471725.png Русское царство (с 1686)

Венеция .png Венецианская республика (с 1684)

Письмо турецкому султану.png Гетманщина

Калмыкия .png Калмыцкое ханство

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Османская империя

Герб Крыма (МТР).png Крымское ханство

Валахия ТуркишПодстилка .pngМолдавия Бык .png Дунайские княжества

Герб Княжества транс.png Княжество Трансильвания

ВенгрияКняжество.png Княжество Верхняя Венгрия (до 1685)

Письмо турецкому султану.png Гетманщина

Командующие
SaRomImper.png Леопольд I

SaRomImper.png Людвиг Баденский

SaRomImper.png Эрнст Рюдигер фон Штаремберг

Саксония.png Иоганн Георг III

БаварияМаксимилиан .png Максимилиан II

1920px-Flaga Rzeczypospolitej Obojga Narodow ogolna.svg.png Лотарингия.png Кароль II †

1920px-Flaga Rzeczypospolitej Obojga Narodow ogolna.svg.png Францишек I

1920px-Flaga Rzeczypospolitej Obojga Narodow ogolna.svg.png Ян Собеский

1920px-Flaga Rzeczypospolitej Obojga Narodow ogolna.svg.png Станислав Ян Яблоновский

РЦ15471725.png Cофия Алексеевна #

РЦ15471725.png Иоанн V

РЦ15471725.png Пётр I

РЦ15471725.png Борис Шереметьев

РЦ15471725.png Василий Голицын

Письмо турецкому султану.png Иван Мазепа

Венеция .png Франческо Морозини †

Венеция .png Сильвестеро Вальеро

Калмыкия .png Аюка

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Мехмед IV †

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Сулейман II †

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Ахмед II †

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Мустафа II †

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Ахмед III

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Кара-Мустафа-паша †

1280px-Fictitious Ottoman flag 3.svg.png Фазыл-Мустафа-паша †

Герб Крыма (МТР).png Мурад I Гирей

Герб Крыма (МТР).png Селим I Гирей

Герб транс.png Михай I Апафи

Герб королевской Венгрии.png Герб Имре Т.jpg Имре Тёкёли

Великая Турецкая война, также называемая Войной Священной лиги (тур.Kutsal İttifak Savaşları), представляла собой серию конфликтов между Османской империей и Священной лигой, состоящей из Священной Римской империи, Речи Посполитой, Венецианской республики, Русского царства и Венгрии.

Интенсивные боевые действия начались в 1683 году с начала осады Вены турками и закончились подписанием мирного договора в 169n году.

Эта война ознаменовала поражение Османской империи и ее экспансии в Европе, которая впервые потеряла большие территории на Балканах и Восточной Европе.

Война была знаменательна еще тем, что впервые Россия вступила в союз с государствами Западной Европы. По своей сути Великая Турецкая война связывает несколько войн сразу, в котором главным противником была Османская империя.

Предыстория

Одной из основных причин начала войны считается политика императора Священной Римской империи Леопольда I в Венгрии, который своим абсолютизмом и католицизмом, вызвал негодование венгерских протестантов, считавших Османов более веротерпимыми, чем Габсбургов. В итоге те стали просить помощи у турок в Трансильвании, а после избрания лидером протестантов Имре Тёкелё, попытки уже одумывающегося Леопольда были тщетны (он даже созвал Конгресс для урегулирования ситуации), Имре не ставший идти на компромисс, подчинил себе Верхнею Венгрию, а далее добился вассалитета со стороны Блистательной Порты.

К тому моменту Османская империя, завершившая ранее войны с Россией и Польшей, увидела возможность для нападения на Австрийскую монархию, тем более имея поддержку со стороны Тёкелё, Мехмед IV принял решение напасть на империю.

  Османская империя

  Зависимые от Османской империи территории

Война Габсбургов с Портой

Поход Кара-Мустафы-паши на Вену

Кара-Мустафа-паша, командующий османской армией.

Весной 1683 года армия Османской империи выдвинулась на Балканы, и к маю находилась в сербском городе Белград, армию вел также и сам османский султан Мехмед. К ним на встречу вдоль реки Дунай двигались объединенные войска мятежных венгров и крымского хана.

Среди полководцев Мехмеда Охотника был великий визирь Кара-Мустафа, мечтавший о покорении Священной Римской империи и создании на ее месте огромной провинции Турции между реками Рейн и Дунай, где он был бы полновластным наместником, и недовольство венгерских протестантов Габсбургами, которое перерастало уже в открытое противостояние, стало хорошим поводом для реализации своих амбиций.

В течении начала похода турки задумали взять венгерский город Рааб, однако вскоре Мустафа-паша подумал что австрийская Вена будет более лучшей целью в этом походе, чем этот укрепленный город и дабы не тратить на этот город сил и времени, османская армия двинулась прямо на Вену. К тому же Вена была очень стратегически важным крупным городом, ибо город контролировал по своей сути реку Дунай, который соединял Чёрное море с Западной Европе, и торговые пути Германии с Средиземноморьем. Турки еще до начала войны, проводили подготовку к ней, всячески подвозя снаряжение и ремонтируя дороги на пути к границам Австрийской монархии.

Карл II и V, союзник Леопольда I.

К лету 1683 года начались основные события этой войны, так в полусотни километров от Вены был развернут лагерь 40 000 тысяч татарских воинов, которые превышали численность в этой местности австрийцев, и после первых столкновений, австрийцы были вынуждены массово отступить.

Одновременно с этим в Вену прибыл король Польский, великий князь Литовский и герцог Лотарингии - Кароль II, придерживающийся обязательств ранее составленных с императором Леопольдом договоренностей. Вскоре к городу прибыли основные силы османов, которые выдвинули ультиматум о сдаче города, но он был отвергнут.

В целом у турок было все готово для того чтобы взять штурмом город, но их планы изменились и они приняли решение осадить Вену, и в какой-то степени это было правильным решением, за исключением одной проблемы - христианские государства уже во всю собирали единую армию в борьбе с турками, найдя даже поддержку и благословение у римского папы Иннокентия, тем самым создав Священную лигу (в которую впоследствии вошла Венеция и Россия).

Медлительность турок, или же их нерешительность на штурм Вены, вскоре им стоили очень дорого. Незадолго до Битвы за Вену польские, немецкие, австрийские, запорожские войска окончательно соединились, и двинулись к Вене, которая была два месяца под удачной для турок осады Вены, ибо перерезав им пути снабжения, вызвали острую нехватку продовольствия, однако город под командованием графа Эрнеста фон Штаремберга отказывался сдаваться.

Перед битвой стало понятно что главное сейчас действовать на опережение, ибо было неизвестно сколько еще будет держаться осажденная Вена, ибо в случае уже их медлительности они бы стали сами осаждать город. Союзная армия в целом в отличии от турецкой была единой, из-за того что солдаты шли на бой не ради своих правителей, а христианской веры, подобного не было в лагере османского войска, где зрело недовольство среди крымских татар, дунайских князей, не желавших воевать, и только по средством силы были принуждены к войне, все эти раздоры, и неурегулированные внутренние конфликты были виной Кары-Мустафы-паши, но это же дало хорошую возможность единой немецко-австрийско-польской армии подойти к Вене под командованием Карла Лотарингского и данных ему под командование воевод и генералов.

Венское сражение

Атака польской кавалерии на позиции турецкой армии.

Утром 12 сентября 1683 года началась, как впоследствии оказалось судьбоносная для Европы битва - Битва за Вену, иначе Венское сражение. Первые нападение совершили турки, еще рано утром (приблизительно в 4 часа утра), дабы помешать союзным войскам европейцев окончательно подготовиться.

Однако христиане сразу же начали контратаку, австрийцы - с левого фланга, немцы - с центра. Османы под командованием Кары Мустафы-паши также начали контратаку, без своей элиты армии - янычар, которых так неудачно оставил для взятия Вены, надеясь что успеет взять его до подхода основных сил союзников.

Главная ударная сила союзников была польская кавалерия под командованием Яна Собеского, которая нанесла жесточайший удар по правому флангу противника. Надеясь на срочный захват города, турки оказались не в состоянии разгромить единую христианско-европейскую армию, и это стало их величайшей ошибкой. К вечеру 20 000 тысяч кавалеристов под личным командованием Собеского, прорвали ряды турецкой армии, которые и так целый день вели бои против европейцев на несколько фронтов.

Ян Собеский - командующий христианской армией в Венском сражении.

К ним также присоединились, ранее находившиеся в осаде солдаты гарнизона Вены, поняв что османы проигрывают и город им не захватить, они двинулись с атакой на турок, и все это вместе взятое окончательно подорвало дух турецких солдат, которые начали отступать, в итоге к концу дня христиане смогли наконец-то выиграть битву за Вену и тем самым спасти Европейский континент от давнего и уже ослабшего врага.

В этой битве турецко-османские войска потерпели поражение и потеряли около 15 тысяч убитыми, еще часть попала в плен, были захвачена вся артиллерия противника.

Потери же союзной армии составляло меньше 5 тысяч человек, пленных турки же всех перебили, возможно в отместку за проигранную битву. В живых турки оставили лишь несколько крупных дворян, чтобы вдальнейшем обменять их на своих военнопленных.

Личные способности и мастерство в этой битве Яна Собеского, вызвало одобрение со стороны Карла Лотарингского, ранее находившегося с Собеским в очень тяжелых, можно даже сказать ужасных отношениях, Карл посчитал его хорошим полководцем подконтрольной ему армии, ходит легенда что он даже сравнил его с Птолемеем, а себя с Александром (тем самым пытаясь сказать что он хорош, но не лучше меня).

Боевые действия в 1684-1689 годах

Наступление Фазыл-Мустафы-паши

Переломный момент

Завершение боевых действий

Этот раздел будет дописан...

Создание Священной Лиги

Причины возникновения

Мехмед IV Охотник, султан Османской империи.

В результате экспансии Османской империи в Европе в течении нескольких столетий, была завоевана большая часть Восточной Европы. Во времена правления Мехмеда IV Охотника (правил в 1648—1687 годах), Османская империя последний раз в своей истории смогла достичь могущества, посредством успешных завоеваний проводимых султаном, она еще могла предоставлять угрозу христианской Европе. Границы Порты были близки к владениям Габсбургам, Польши, и Русского царства, и это являлось потенциальной угрозой для них.

Также Мехмед смог добиться установления полного контроля над юго-восточной Европой, а такие Дунайские княжества как Валахия, Молдавия и Трансильвания стали вассалами Османов. В Средиземноморье турки смогли захватить стратегические для Венеции территории - остров Крит и Кипр.

Кроме того Османская империя проводила политику усиления своего влияния посредством проникновения османской культуры на захваченных территориях строились мечети, школы и турецкие бани. На острове Хиос, турки запретили все обряды католической церкви, превратив католические церкви в мечети, это вызвало недовольство со стороны римского папы Иннокентия XI, и известного в Европе монаха Марко д'Авиано, они считали эти действия угрозой христианству.

Иннокентий XI, папа римский и инициатор создания Священной Лиги.

В итоге вскоре после начала военных действий, монарх Речи Посполитой Кароль II (одновременно также герцог Лотарингии), решил сформировать антитурецкий союз, с Леопольдом I. Против подобного союза выступал французский король Генрих VI, боясь усиления Габсбургов, но будучи человеком миролюбивым, и находясь под влиянием у Эммануэля де Буйона, он впоследствии остался в стороне, сохранив нейтралитет. Вскоре при активной поддержки римского папы Иннокентия XI, которая включала в себя денежная помощь более 20 млн имперских талеров Польше, мобилизации 60 000 тысяч римских солдат, и назначения для Кароля II кардинала-протектора был создан Союз и вступил он в силу вскоре после того как турки осадили Вену.

Вскоре после того как Венское сражение было успешно выиграно христианами, Иннокентий XI боясь удачного реванша турков, поспособствовал присоединению к антитурецкому альянсу Венецианской республики, которая тоже нашла в этом свою выгоду - возвращение утерянных территорий, хотя и имела напряженность в отношениях с империей Габсбургов.

После того как в союз против турок вступила Венеция, римский папа Иннокентий XI задумал создание Священной лиги, она была создана по сути по образцу договора Польши и Священной Римской империи, по итогам Лига обязалась мобилизовать свои силы против Османской империи, и продолжать войну пока все члены лиги не согласятся на мир с Портой. 5 марта 1684 года в Линце, представители Священной Римской империи, Польши, и Венеции подписали договор о создании Священной Лиги, в которую могла вступить любое христианское государство, готовое вести войну с Турцией. 24 мая того же года Иннокентий XI стал покровителем Священной лиги. Наименование Священная Лига имела четкий подтекст "христианских намерений" войны.

Присоединение России к Священной лиге

Софья Алексеевна, регентша Русского царства.

В начале 1684 года начались переговоры о том чтобы в союз включилась Россия, так между Россией и Польшей началось примирение хотя все еще имелись барьеры, которые стороны желали преодолеть, чтобы Россия окончательно включилась в войну.

Так в апреле 1684 года папа Иннокентий XI отправил в Москву посланника, а запорожским казакам были обещаны денежные вознаграждения, а регентша Софья Алексеевна даже приглашала Иннокентия XI в Москву.

В итоге Россия вступала в конце года в Лигу и соответственно в войну, выплатив Польше субсидии, но оставив за собой Киев.

Русско-турецкая война

Причины вступления России в войну

Прошедшая ранее война с Турцией (закончилась в 1681), окончилась подписанием мира на 20 лет, и по сути итогом той войны стала ничья. Территории на которых велась война остались за Османской империей, к тому же в этот момент у Османов возник новый фронт - в направлении Габсбургской монархии, который начался в 1683 году под командованием Кары-Мустафы-паши, великого визиря Порты. Однако начало той войны ознаменовало громкое поражение Турции в битве за Вену, в которой объединенные силы австро-немецко-польских войск смогли не дать туркам захватить осажденную Вену, одну из столиц Священной Римской империи.

Во времена правления царицы-регента Софьи Алексеевны Русское царство берет курс на экспансию юга, впервую очередь в направлении Крымского полуострова, находящегося в вассалитете Османской империи. В тот момент в Европе формируется Священная Лига, под покровительством самого папы Римского Иннокентия XI, имея желание изгнать турецкое иго из Европы навсегда. После присоединение к Священной лиги Венеции, было решено также привлечь и Русское царство для борьбы с турками, хотя совсем недавно был достигнут мир.

Начались уговоры России для присоединения в лигу, и Москва в целом согласилась, но добилась чтобы Польша не имела более претензии на определенные территории и уступила некоторые города, к примеру Киев. Польша через силу, но согласилась, и в 1686 году был подписан Вечный мир, по которому Польша за деньги, но отказалась от некоторых спорных территорий и отдала их навечно (по договору) Русскому царству. Одновременно с этим Москва порвала мир с Османской империей, и вступила официально в Войну Священной лиги, создав новый фронт для Порты.

Крымские походы Василия Голицына

Василий Голицын, фаворит Софьи Алексеевны, и командующий двумя Крымскими походами.

Первый поход на Крым состоялся поздней весной 1687 года. На Крым двигалось объединенное русско-гетманское войско под командованием гетмана Ивана Самойловича и князя Василия Голицына, кроме того им оказали поддержку донские казаки под командованием атамана Минаева. После того войска соединились в единую армию их численность достигла 100 тысяч человек.

Часть русской армии состояло из полков "нового строя", что однако особо не помогало, войскам нужно было еще пройти безлюдные степи, болота, которые кишали малярией, а главной проблемой оставалось отсутствие пресной воды.

Все это было ошибкой Голицына, который не был готов справиться с этими проблемами. Углубившись глубоко в степи, стал ощущаться недостаток продовольствия, а ко всему этому добавились пожары в степи, что окончательно предопределило неудачный исход похода, в результате Василий Голицын отдал приказ отступать, чтобы окончательно не потерять армию.

Иван Мазепа, новый гетман Войска Запорожского.

Итогом первого похода стало обыкновенное отвлечение части войск Османской коалиции, и обошлось без значимых для Русского царства побед. Также это повлияло на свержение Самойловича, по некоторым данным не желавшего усиления России, и именно он был инициатором поджогов. Вскоре гетманом избрали Ивана Мазепу.

Следующий поход на Крым состоялся лишь в 1689 году, и то перед началом весны, ибо Голицын все же мог учиться на ошибках, и теперь наступал он уже в феврале, правда спустя два года после первого похода. Армия была собрана почти также - 112 тысяч человек, но это влияло на время передвижение, и войска дошли до Крыма почти лишь к лету. В мае начались первые бои с крымскими войсками, в которыми русские как бы вышли победителями, однако Голицын понимал что дальнейшие действие, а это то есть взятие Перекопа откроет им новую часть степи, которые его войска уже могли бы не пережить.

Василий Голицын начал переговоры, но крымский хан тянул время, и князь не став ждать когда его армия тут так бесславно погибнет от жары и жажды, принял решение отступить, опять добившись только отвлечения войск крымского хана (в особенности конницу) Россия ничего путного не получила, оказав по сути лишь помощь в отвлечении вражеских войск в тот момент. Но в целом это показало что Россия теперь сама может дойти до Крыма, и это при том что крымские войска сами лет сто назад могли добраться до Москвы и сжечь ее. Но это никак не повлияло и не смогло укрепить власть Софьи Алексеевны, и тем самым это ускорило ее падение.

Поход в Поднепровье

К весне 1693 года, гетман Мазепа, несмотря на отрицательный ответ, принял решение отправиться в поход в Поднепровье, собрав полки пошли на Газы-Керман, где сожгли предместье и разбили татар. Весной следующего года, по решению гетмана в поход на Газы-Керман были отправлены около 3 тысяч человек, они успешно разбили отряд сторожей, и начали после этого осаду крепости. Вскоре был сожжен посад, а попытки гарнизона совершить вылазку были отбиты.

Уже в следующем году был организован поход в низовья реки Днепра, войско Гетманщины было огромным - около 30 тысяч человек под командованием Шереметьева и 35 тысяч казаков Мазепы, плюс с ними были запорожцы. В течении нескольких месяцев были захвачены крепости Османов в Поднепровье, и большое количество пушек. В этих крепостях гетманские войска оставили свои гарнизоны. В этом же году Пётр I начал свой первый поход на Азов.

Азовские походы Пётра I

Пётр I - русский царь.

В 1689 году началось официальное царствование Пётра I, будущего императора России, прозванного потомками Великим. Молодой царь ставил своей главной задачей выход Русского царства к морю, это могло бы дать России возможность создать собственный флот и создать благоприятные условия для развития торговли, и в том числе для наращивания культурных связей.

В тот момент для царя вставали два варианта выхода к морю - через север или юг, что означало или войну с Швецией или войну с Османской империей, тут как тут началась Великая Турецкая война, в которую после подписания Вечного мира вступила и Россия, и тем самым ответ был очевиден.

Первые два похода на Крым под командованием Василия Голицына окончились неудачей, но в целом Османская империя была ослаблена войной и открытия для нее нового фронта в направлении Азова как никак кстати имел для европейских союзников, так и для России хороший шанс ударить по Порте еще сильнее и получить от этого пользу. Подготовка к походу на Азов началась в 1694 году, а содействовать и помогать Пётру должен был гетман Мазепа.

Карта Азовских походов 1695-1696 годов.

Для того чтобы достичь успеха в походе, Пётр I разделил армию на две части, первую часть возглавил Борис Шереметьев, который должен был отвлечь турецко-крымское войско, вторую часть возглавили сразу три командующих - Гордон, Лефорт, и Головин.

В июне 1695 года войска начали обстрел Азова, так как было все подготовлено, войска могли надеяться на длительную осаду Азова, но турки смогли отрезать подход продовольствия к осадившим крепость, а также сказалось наличие трех командиров, которые не смогли согласовать между собой точные решения.

В сентябре 1695 года итог был очевиден, поход закончился неудачей, но Пётр I решился все же совершить реванш, и дал приказание готовиться к новому походу. Для этого русский царь принял несколько инженеров с Запада, для того чтобы создать современный российский флот, так было решено провести эксперемент в Воронеже. Тем временем Пётр I серьезно заболел, но выжил, а вот его брат Иоанн V скончался, но планы царя о флоте и новом походе все еще были в силе.

Взятие русскими войсками Азова.

Царь смог начать подготовку нового войска численностью 70 тысяч человек, его командиром стал Алексей Шеин, так же был задействован флот под командованием Лефорта, для того чтобы окружить крепость. Шереметьев вновь играл роль отвлекающего маневра.

С апреля по июль 1696 года шли бои, и итогом стал захват крепости Азов русскими войсками 18 июля того же года, а командующий вторым походом (то есть Алексей Шеин) в благодарность стал первым в России генералиссимусом.

Взятие Азова русской армией стало поворотным моментом в истории России, и его внешнеполитического курса, следующим шагом в направлении Чёрного моря станет цель отторжения у Османской империи полуострова Крым и присоединенния его к России.

Польско-турецкая война

Этот раздел будет дописан...

Морейская война

Этот раздел будет дописан...

Итоги

Этот раздел будет дописан...

Advertisement