ФЭНДОМ

Транссибирская-железная-дорога

«Великий Сибирский Путь»

«Великий Сибирский Путь» (Транссибирская железнодорожная магистраль) — железная дорога через Россию (в частности Сибирь), соединяющая Европу и Дальний Восток. На момент постройки и до сегодняшних дней — самая длинная железная дорога в мире.

«Великий Сибирский Путь»

Строительство

Развитие дорог в России

Начиная с 1832 года в России началось железнодорожное строительство. Первый крупный железнодорожный путь соединил Петербург, Москву и Волгоград (1837 год), решив тем самым огромные проблемы связи между городами и ускорив взаимодействие между ветвями власти.

В дальнейшем строительство железных дорог набирало всё большие и большие обороты: к 1840 году благодаря государственному содействию в строительстве железных дорог, а также частным инвестициям протяжённость железнодорожных путей составляла превысила 2000 км, для сравнения протяжённость железных дорог в эти годы в Великобритании — 2390 км, а в САСШ — 4400 км.

Проекты освоения Зауралья и в частности Сибири в 40-е и 50-е года XIX века тормозились плохой освоенностью и недостаточно развитой инфраструктурой.

Ссыльные в Чите

Ссыльные в Чите

Основы были заложены в период освоения Сибири в Царской России, а затем значительной (по сравнению с предыдущими годами) миграцией за Урал после революции, вызванные репрессиями против противников новой власти — значительное число восставших помещиков и крестьян ссылались в Сибирь.

Огромный вклад был сделан в период руководства Павлом Пестелем Сибирской Областью (1857 — 1868): выросла численность городов, число поселений, рудников и пашенных земель. Важно выделить дорожную систему между поселениями созданную им в эти годы.

Начало строительства пути

Промышленное развитие, начавшееся после первых реформ республиканской власти, породило богатый слой буржуазии, основывавшийся на бывших помещиках, дворянах и мещанах. Необходимость новых сырьевых баз для промышленности в значительной степени стимулировали их инвестировать свои деньги в освоение Сибири.

Власти республики всячески поощряли частную инициативу по строительству железнодорожных путей. Причина была в том, что строительство инфраструктуры благоприятно влияло на развитие экономики регионов, где она пролегала.

Также интерес к проекту железнодорожного пути через всю территорию Республики подогревали военные желавшие получить возможность быстро перебрасывать войска на территории России. Кроме того, местные жители, которые надеялись на установление постоянной связи с европейской частью России, старались протолкнуть в Народное Вече депутатов, обещавших строительство железной дороги.

Фактическим инициатором строительства огромного железно-дорожного пути стал первый законноизбранный глава России, Павел Иванович Пестель, который в то время был руководителем Сибирской Областью. На Петербургской Транспортной конференции 1867 года было принято решение о создании проекта единой железно-дорожной сети. После окончания первых инженерных и экономических расчётов, 20 мая 1868 года в городе Нижний Тагил началось строительство железной дороги на запад в Европейскую часть России и на восток в Сибирь. Этот город примечателен тем, что в 1833 году, во время правления Павла Ивановича, здесь была построена первая железнодорожная сеть в России.

Строительство пути

Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить более 600 миллионов рублей (в реальности конечная стоимость была оценена в два раза больше). Несмотря на столько значительную сумму в первые дни существования проекта к нему присоединилось немало уральских, а затем и московских инвесторов. Важнейшими инвесторами являлись крупнейшие банки России — Государственный коммерческий банк, Сибирско-Уральский банк и Московский торговый банк.

Часть грузов для строительства магистрали было решено доставлять Северным морским путём и по сибирским рекам. Эксплуатация сибирских рек привела к развитию речных хозяйств на Енисее и Оби.

Первого поезда

Прибытие первого поезда в Иркутск. 7 июня 1876 года.

При описании строительства Великого Сибирского Пути следует принимать во внимание то, что некоторая часть железнодорожных полотен уже была построена к моменту начала строительства.

Строительство было завершено почти за 9 лет. В марте 1877 года было установлено регулярное сообщение между бывшей столицей — Санкт-Петербургом и главным тихоокеанским портом России — Владивостоком. Тем не менее, через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 26 августа 1878 года. Спустя год, 7 сентября 1879 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию. Впервые в истории регулярные пассажирские поезда получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).