Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
Юнион Джек.png Британский герб.png
Год основания: 1801
Официальный язык: Английский
Форма правления: Парламентская монархия
Главы государства: См. Список монархов Великобритании
Столица: Лондон
Религия: Англиканство
Площадь: 35 808 542 (на 1911 год) км²
Население: 500 000 000 чел.
Валюта: Фунт стерлингов
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), — островное на северо-западе от континентальной Европы, также известно как Великобритания (англ. Great Britain) или Соединённое Королевство (англ. United Kingdom). С 1876-ого года, после коронации королевы Виктории титулом императрицы Индии, приобрело наименование Британской империи (англ. British Empire). Благодаря обширным колониальным владениям, является крупнейшим государством в мире. 

Единое Королевство Великобритания образовалось в 1707-ом году вследствие политического объединения королевств Шотландии и Англии, а в 1800-ом году Королевство Великобритания и Королевство Ирландия объединились Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии. 

Крупнейшие города - Лондон, Глазго, Манчестер, Эдинбург, Бристоль. 

Государственное устройство

Политическая система

Британская империя - унитарное государство с парламентской монархией, в виде формы правления. Конституция как единый документ отсутствует, представляя собой по сути неписаную конституцию, состоящую из собраний различных письменных источников и конституционных обычаев.

Глава государства - британский монарх, возглавляющий все три ветви власти, имеет право роспуска парламента, назначение министров, британский монарх также являлся главой государства в британских доминионах, где его власть была представлена генерал-губернаторами.

Соединённое Королевство имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе. На пост премьер-министра (англ. Prime Minister of the United Kingdom), главы правительства Великобритании, согласно обычаю, монархом назначался член парламента, который смог получить поддержку большинства в Палате Общин и таким образом сформировать правительство, правительство ответственно перед Палатой Общин, нижней палатой британского парламента.

Сам парламент состоит из выборной Палату общин (англ. House of Commons) и назначаемой Палаты лордов (англ. House of Lords). Согласно избирательной реформе 1884-ого года правом голосом обладает все мужское население Великобритании старше 21-ого года, выплачивающее налоги и обладающее собственностью на сумму более 10 фунтов.

Список монархов Великобритании

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Ганноверская династия
Викуля.png Виктория I
(1819—1901)
Альберт Саксен-Кобург-Готский
(1840—1861)
20 июня 1837 22 января 1901 Внучка Георга III
Саксен-Кобург-Готская династия
Эдик.png Эдуард VII
(1841—1910)
Александра Датская
(1863—1910)
22 января 1901 6 мая 1910 Сын Виктории I
Георг V ТБГ.jpg Георг V
(1865—1929)
Елена Орлеанская
(1893—1929)
6 мая 1910 12 сентября 1921 Сын Эдуарда VII

Список премьер-министров Великобритании

     Либеральная партия      Консервативная партия      Национальная партия

Портрет Имя В должности Партия
43 Гладстон.png Уильям Гладстон
(1809—1898)
23 апреля 1880 9 июня 1885 Либеральная партия
44 Солсбери.png Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери
(1830—1903)
9 июня 1885 28 января 1886 Консервативная партия
45 Гладстон.png Уильям Гладстон
(1809—1898)
28 января 1886 20 июля 1886 Либеральная партия
(1830—1902)
20 июля 1886 11 октября 1902 Консервативная партия
47 Бальфур.png Артур Бальфур
(1848—1930)
11 октября 1902 10 марта 1904 Консервативная партия
48 Генри Кэмпбелл-Баннерман.jpg Генри Кэмпбелл-Баннерман
(1836—1908)
10 марта 1904 15 сентября 1904 Либеральная партия
49 Монокль.jpg Джозеф Чемберлен
(1836—1915)
15 сентября 1904 3 октября 1911 Национальная партия
50 Артур Пирсон.jpg Артур Пирсон
(1866—1921)
3 октября 1911 8 декабря 1911 Национальная партия
51 Петти-Фицморис.jpg Генри Петти-Фицморис, маркиз Лансдаун
(1845—1927)
8 декабря 1911 17 сентября 1919 Национальная партия

История

Правление Виктории I

Неудачи в Африке и дипломатическая революция

Вернувшийся на пост Премьер-министра в 18880-ом году Уильям Гладстоун стремился всячески переменить курс британского правительства, который на протяжении долгих лет выстраивал лидер консервативной партии - Бенджамин Дизраэли. Одним из подобных моментов стал пересмотр отношения к дипломатии в Европе, в том числе Османской империи. В 1882-ом году состоялась короткая англо-египетская война, итогом которой стала уверенная победа британцев, фактически над Египтом был установлен британский протекторат, утвердившийся на следующие десятилетия. Многие увидели в этом знак ухудшения отношений Лондона со Стамбулом. В Англии также благосклонно приняли Русскую революцию, многие крупные либеральные газеты и журналы приветствовали действия генерала Скобелева, в то же время присоединение к Германии польских земель привело к значительному ухудшению отношений с Берлином, общественность в Британии была настроено твердо про-польски, потому попытки Бисмарка, сразу после событий 1883-ого года наладить отношения с Британией провалились.

Одновременно с присоединением Египта под контролем британцев оказался и Судан, который достаточно быстро стал очень тяжелой точкой привлечения английских ресурсов. Ещё в 1881-ом году религиозный лидер Мухаммад Ахмад объявил себя "Махди" и возглавил восстание против турецко-египетского чиновничества. После попадания Египта под контроль Британии на подавление восстание самопровозглашенного пророка были брошены британские силы, восставшим сопутствовал успех, в ноябре 1883-ого года восставшие разгромили экспедиционную египетскую армию под командованием генерала Хикса. Британцы были вынуждены отказаться от планов разгрома махдистов, предпочтя предоставить регион самому себе, эвакуацию египетского населения из города Хартума было поручено знаменитому генералу Гордону. Несмотря на то что английские войска успешно громили махдистов, британских войск в регионе не хватало, а египетские армии не могли ничего противопоставить религиозным фанатикам. Гордон сумел организовать оборону Хартума, осаждённого махдистами с октября, но не получил вовремя подкреплений из Великобритании, для деблокировки города в Хартум был отправлен экспедиционный корпус во главе с генералом Вулзи, но из-за разлива Нила они подошли к городу слишком поздно, в ночь с 25-ого на 26-ое января 1885-ого года Хартум был взят штурмом махдистами, Гордон был жестоко убит. После сражения при Тофрек, в котором махдисты были разбиты, англичане на почти десятилетие отказались от планов покорения Судана, фактически признав власть над регионом Мухаммада Ахмада.

На фоне сближения между Россией и Францией, Петербург также искал точку для соприкосновения с Британией, в том числе желая решить уже давно, мешавший развитию отношений двух стран вопрос "Большой игры". Поводом для формального начала переговоров стало разграничение сфер влияния в Средней Азии. К 1884-ому году Россия максимально приблизилась к границе с Афганистаном, считавшимся британским протекторатом, многие в Лондоне опасались, что после покорения Средней Азии Россия расширит свое претензии на Индию, а Афганистан станет для русским ключом, к бриллианту в короне британской империи. Однако, Россия сама неожиданно предложила Великобритании провести переговоры по статусу русско-афганской границы, чему способствовала активная позиция российского посла в Лондоне Егора Стааля, в начале марта 1885-ого года между двумя странами было подписано соглашения, согласно, которому Россия официально уступала правый берег Кушки афганскому эмиру, Абдур-Рахману. Переговоры было планировано продолжить, но уже в июне 1885-ого года либеральный кабинет Гладстоуна из-за провалов в Африке пал. Тем не менее, победа либералов на Парламентских выборах 1885-ого года вновь привела Гладстоуна и его партию к власти, определенную роль в этом сыграла и объявленная либералами дипломатическая победа. Весной 1886-ого года переговоры вновь возобновились, российская сторона твердо осознала, что для привлечения Англии на свою сторону, необходимо прекратить активное российское участие в "Большой игре", хотя по факту договор уже был заключен после отставки Гладстоуна, именно роль либералов считается ключевой в вопросе обсуждения союза двух держав.

Удар по репутации либералов от гибели Гордона, вместе с фактическим поражением в первой англо-бурской войне, тяжело ударил по популярности либерального правительства и лично Гладстоуна, который несмотря на экспансионизм в Африке стремился показать себя как противник "колониалистского лобби", которое обычно считалось более близким к консерваторам. В конечном итоге эти провалы привели к падению второго кабинета Гладстоуна и прихода на полгода к власти консерваторов во главе с маркизом Солбсери. Тем не менее, уже зимой 1885-ого года состоялись выборы на которых победу, отчасти благодаря новому избирательному законодательству одержали либералы и Гладстоун вернулся к власти, но вновь всего на полгода.

Избирательная реформа 1884-ого года

Главным достижением Гладстоуна во главе британского правительства считается избирательная реформа 1884-ого года. Реформа проведенная в 1867-ом году при консерваторах увеличила число избирателей почти в два раза, перед выборами 1880-ого года ещё одна избирательная реформа был одним из главных обещаний либеральной партии.

Главным итогом реформы стало значительное снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - было установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов, кроме того впервые произошло ведение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения. Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин. 105 "местечек", имевших менее 16 тысяч жителей, лишилось самостоятельного представительства, а города с населением менее 57 тысяч жителей, которые ранее часто просто игнорировались, получили по одному месту, было также увеличено число депутатов от крупных городов. В результате проведенной реформы избирательный корпус увеличился с 3 до 5,5 миллионов человек.

Несмотря на серьезный шаг вперед, большая часть британского населения так и не приобрели избирательного права, а также не решило проблему того, что владеющие имуществом в нескольких избирательных округах де-факто имели несколько голосов. Тем не менее эта реформа помогла Гладстоуну вновь вернуться во власть зимой 1886-ого года, когда он готовил ещё один куда более радикальный проект.

Споры о гомруле

Программа так называемого гомруля (англ. Home Rule, "самоуправление") была выдвинута ирландским либералом Айзеком Баттом в 1869-ом году и подразумевала создание в Ирландии собственного парламента  и органов самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета, по сути наделения Ирландии статуса доминиона. Изначально Гладстоун скептически относился к идеи гомруля, но оказавшись во главе правительства в третий раз, все же пошел на союз с гомрулерами. Обладая большинством в Палате общин и при поддержке ирландских националистов Гладстоун надеялся продвинуть проект гомруля, но натолкнулся на сопротивление внутри собственной партии. Многие знаменитые либералы, такие как Спенсер Кавендиш, возглавлявший либеральную партию в 1875-1880-ых годах, Джозеф Чемберлен и граф Дерби. Все они покинули либеральную партию и основали либеральную юнионистскую, которая затем станет предтечей национальной партии.

Число противников Гладстоуна в родной партии, значительно выросло, либералы потеряли большинство и даже при опоре на ирландских националистов, речь о продолжении работы правительства Гладстоуна идти не могло. В июле 1886-ого года состоялись досрочные парламентские выборы, которые закончились уверенной победой консерваторов во главе с маркизом Солбсери, которое будет продолжаться почти 16 лет. Надежды на введение гомруля практически исчезнут, многие историки склонны думать, что именно отказ от попыток консерваторов, а затем и националистов обсуждать гомруль для Ирландии, в последствие и приведет к ирландскому восстанию, которое развернется в годы Великой войны. Менее чем полугодовое правление либералов, по иронии судьбы, оказалось последним вигским правлением в истории.

Англо-русский союз

Несмотря на что правительство Гладстоуна вновь оказалось в оппозиции, кабинет маркиза Солсбери на этот раз решил пойти на переговоры, видя активное желание Петербурга договариваться. Солсбери, который в отличие от Дизарэли не питал иллюзий по поводу судьбы турецкого государства и опасался усиления влияния Германии в Европе, тем не менее, вел переговоры с позиции силы, стремясь навязать России подходящие Британии условия. Переговоры были завершены лишь весной-зимой 1888-ого года и если в России были встречены достаточно спокойно и отчасти даже с осуждением, то в Англии они рассматривались как настоящий триумф дипломатии.

Договор был ратифицирован лишь осенью 1888-ого года, его основными пунктами было признание Афганистана со стороны России как протектората Великобритании и отказ от вхождения с афганским эмиром в прямые сношения. Россия признавала преимущественное право Великобритании в Тибете. Наконец происходил раздел зоны преимущественных интересов в Персии, согласно которому Россия получила преимущественное право на севере страны, а Британия в центре и на юг государства Каджаров. Кроме того Россия отказывалась от каких-либо планов по обустройству колонии или свободного папуасского государства в Новой Гвинеи, которые до этого активно рассматривались по предложению известного русского путешественника и учёного - Николая Миклухо-Маклая. В обмен же на многочисленные уступки Великобритания в случае объявления России войны третьей страной, готова прийти на её защиту. Большую роль в "наведении мостов" между Лондоном и Санкт-Петербургом сыграла леди Дженни Черчилль, которая в 1887-ом году совершила вместе с супругом визит в Россию, где стала любовницей главы российского правительства - Михаила Скобелева, это любовная связь продолжалась вплоть до 1898-ого года.

Подписание договора, также привело к постепенному сближению между Англией и Францией, несмотря на то что Великая реставрация была воспринята осторожно, то что Россия, ставшая союзницей Британии, уже находилась в союзе, подталкивали Лондон и Париж к сближению, которое правда завершилось лишь после окончания Османской войны.

Османская война

Основная статья: Османская война

Активное усиление Германии на Ближнем Востоке не могло не привести к росту опасений в самой Британии, строительство железной дороги, который объединила бы огромные территории, от Берлина до практически Персии, что напрямую угрожало бы влиянию Англии в регионе. Лондон активно давил на своего клиента эмира Кувейта Абдаллу II, чтобы недопустить строительства железной дороги. С мая 1891-ого года османская делегация неоднократно предлагала эмиру выгодные условия, надеясь на его согласие, но тот отказывался, 3-ого августа в Кувейт вошли османские части, в течение нескольких часов, занявшие весь эмират, Абдалла II был низложен, а его место занял младший брат - Мухаммад. Эмир тут же бежал в Персию, где обратился за помощью к английским войскам, которые восприняли ввод турецких войск в эмират, как фактически военную операцию против Британии. Уже 13-ого августа, на территории Кувейта из Персии вошел корпус под командованием Уильяма Локхарта, менее чем за сутки, выбивший османские войска с территории эмирата и восстановив над ним контроль Абдуллы II, Ближний Восток застыл на пороге войны, тем не менее, Британия не начинала открытое наступление на территорию Ирака, видимо рассчитывая, на то что Османская империя, пойдет на уступки и откажется от своих планов по строительству железной дороги. В это же время российские войска начали наступление на Кавказе, тем самым, сделав войну реальностью.

После восстановления контроля над Кувейтом британцы, тем не менее, не торопились развивать свое наступление в Ираке. Корпус Локхарта был достаточно немногочисленным, а для транспортировки основных сил из Персии и Ирана требовалось больше времени, Локхарт ограничился занятием ближайших к Кувейту селений, а 15-ого сентября взял Басру. По совету германских военных советников османские власти, приняли решение сделать центром боев в Месопотамии Багдад, фактически оставив пространство почти в 500 километров за англичанами, пока британские войска подтягивались из Персии и Индии на подкрепление к Локхарту, вокруг Багдада была выстроена массивная оборонительная линия. Тем не менее, турки не предусмотрели удара с другой стороны, недовольство давно зревшее в арабской среде привело к выступлениям на Севере Ирака, которые османы были в состоянии подавить, но этим воспользовались британские войска, базировавшиеся в Персии, нанесшие свой удар в районе Сулеймании и в конце ноября, к шоку Стамбула, взявшие Эрбиль. В конечном итоге, Багдад пал 4-ого января 1892-ого года.

Несмотря на то что британский гарнизон в Египте был сравнительно небольшой, османы не решились на решительные действия против англичан, понимая невозможность преодоления укреплений Суэцкого канала. 6-ого октября в Египет из Судана прибыл Гарнет Вулзли, он сформировал в Египте обширную группировку и начал наступление на Палестину. Яффа была взята лишь в начале ноябре. Вместе с падением Яффы Вулзли попытался вновь пойти на штурм Иерусалима, но и он закончился неудачно, несмотря на большие потери войскам Ахмед Мухтар-паши удалось отстоять город. В условиях активных военных действий в Сирии и Ираке Вулзли принял решение обхватить Иерусалим с нескольких сторон. В планы англичан вмешались османские войска, спешно отступающие из Ирака, 19-ого ноября 1891-ого англо-турецкие войска столкнулись у древнего города Мегиддо, где превосходящие османские войска нанесли британцам поражение и вынудили их отступить обратно к побережью. Тем не менее, весь подобный успех был нивелирован высадкой французских войск в Ливане, в начале ноября, что позволило британцам продолжить ранее планированное наступление, в начале января окружив Иерусалим, а 13-ого января взять Амман. В феврале Локхарт направил войска в сторону Палестины для помощи британским войскам в осаде Иерусалима. К тому моменту когда подкрепление прибыло из Ирака, британские войска уже полностью окружили Иерусалим и готовились к его штурму, попыток турок порвать окружения у Маале-Аддума, 19-ого февраля провалилась, арабские войска отказались подчиняться приказом турок и разоружив офицеров выбросили белый флаг. 23-ого февраля Иерусалим был взят, после взятия священного города британские войска продолжили свое наступление на север.

Самой сложной для британцев ситуация оказалась в Сирии, командовать новым военным фронтом был отправлен Герберт Китченер. С легкостью разбив турецкий флот в Средизнемном море, при поддержке греческого, который в это же время занимался освобождением островов в Эгейском море, в конце октября вместе с высадкой в Яффе случилось в Бейруте. Тем не менее, турецкие войска ожидали подобное развитие событий, поэтому наступление англичан, которое планировалось развернуть на юг, сразу после высадки провалились, тем не менее британцы заняли большую часть Ливанского побережья, вокруг Бейрута. Успешное наступление сил Вулзли в Палестине убедили британцев в том, что скоро весь регион окажется у них в руках, а потому было решено сосредоточить войска на ударах по Дамаску, находящему в 150 километрах от Бейрута, не обладая большими силами Китченер методично продвигался к Дамаску, 20-ого ноября до города оставалось около 20 километров. Именно тогда британские войска потерпели поражение в Палестине в битве у древнего города Мегиддо, разбив британцев турки оказались в тылу войск Китченера и нанесли ему ряд тяжелых поражений, в это же время с Севера начали наступать османские подкрепления из Малой Азии, что могло поставить войска Китченера в трудное положение. Тем не менее, высадка французских войск в Северной Сирии изменили расстановку в пользу англичан. 29-ого декабря войска под командованием Герберта Китченера подошли к стенам Дамаска. После подхода французов опасность которую представляли османы для войск Китченера практически испарилась. После трех недель подготовки, 18-ого января был взят Дамаск, согласно договоренностям между Англией и Францией территории в Ливане и Сирии, севернее Дамаска и Бейрута признавались зоной влияния Парижа, а потому военные действия для британцев практически закончились. 

По Константинопольскому мирному договору за Британией признавались все занятые в ходы войны территории, лишь пришлось оставить восточную Ливию, которая передавалась под контроль Франции. После окончания войны при активной поддержке России, которая уже обладала договорами как с Англией, так и Францией, поэтому Россия была серьезно заинтересована в оформлении соглашений между Лондоном и Парижем, которые были бы направлены, в первую очередь против Берлина. Переговоры между странами начались ещё до окончания войны и продолжались несколько месяцев, в конечном итоге соглашение было подписано в августе 1894-ого года, фактически между обе стороны шли на компромисс друг другу, в условиях все возрастающего сотрудничества и напряжение в Европе, которое создавала Германия. Учитывая, куда большую необходимость Франции в союзнике, нежели необходимости подобного союзника для Лондона, маркиз Солсбери смог продвинуть многие требования при заключении англо-французского союза. Франция признавала британской зоной интересов Египет, а Англия за французами Марокко. Кроме того Париж официально признавал Ньюфаундленд полностью английским владением и отказывался от претензий на основании Утрехтского договора. Была также подписана декларация о Сиаме, Мадагаскаре и Новых Гебридах, Сиам и Новые Гебриды переходили под зону влияния Британии, а Мадагаскар - Франции. В Европе окончательно образовалась Антанта, союз двух держав было решено скрепить свадьбой будущего короля Георга V и Елены Орлеанской дочери короля Филиппа VII, которая состоялась осенью 1893-ого года. Вопрос о женитьбе между Еленой Орлеанским и будущим королем Британии обсуждался ещё когда был жив Виктор Альберт. Однако, союзу Елены и Альберта Виктора не было суждено состояться, принц заболел гриппом, а 14-ого января 1892-ого года его не стало. Младший брат умершего принца, Георг, герцог Йоркский, стал первым в линии наследования престола, во время совместного траура он сблизился с Еленой, а королева Виктория продолжала рассматривать принцессу в качестве подходящей партии для будущего монарха и в целом выгодной для Британии.

Летом 1892-ого года, ещё в период мирных переговоров в Константинополе, состоялись новые парламентские выборы в Англии. Они вошли в историю как "первые выборы хаки", из-за активной милитаристской риторики на которых одним из главных "козырей", используемых правительством против либералов. Солсбери показывал себя как главным победителем в войне, используя в том числе и религиозный контекст, указывая на обретение Британией, например, Иерусалима, священного города для всех христиан. Подобная милитаристская риторика привела к победе консерваторов и формированию вместе с либералами-юнионистами, устойчивого большинства в британском парламенте. Маркиз Солбсери остался премьер-министром, а потерпевший поражение Уильям Гладстоун навсегда ушел из политики.

Колониальная экспансия

Второе премьерство маркиза Солсбери по праву называют "золотым веком британского империализма", и без того желание расширить империю, во время второго премьерства Солсбери на фоне успешных переговоров с Россией и Францией, которые развязали Лондону руки для продолжения колониальной экспансии, а также успешной Османской войны.

Кроме уже упомянутых территориальных приобретений на Ближнем Востоке в виде Палестины, Ирака, большей части Сирии и Египта, чрезвычайно крупным регионом, присоединенным к Англии, а точнее формально к Британской Индии стал Тибет. Ещё по результатам англо-русского договора 1888-ого года Санкт-Петербург признавал Тибет британской зоной. В том же году была снаряжена военная экспедиция, которая фактически заняла Лхасу, а В 1890-ом году в Калькутте было подписано англо-цинское соглашение о Сиккиме и Тибете, по которому обе территории признавались британским протекторатом. Ещё через год Тибет был официально аннексирован, став ещё одной землей в составе Британской империи. 15-летний Далай-лама XIII, фактически стал британским заложником и ещё одним инструментом давления на буддистов Индии.

Усилилась при Солбсери активность Британии и на "чёрном континенте". Так в 1890-ом году из-за ультиматума предъявленного Португалии, был сорван план по созданию, так называемой "Розовой карты", объединению своих колониальных владений в Африке. Эти события были восприняты в Португалии как настоящее национальное унижение и косвенно стали одной из причин революции, которая свергнет монархию два десятилетия спустя. Осенью 1894-ого года англо-египетские войска, при поддержке эфиописких войск начали наступление на махдистский Судан, эфиопы из-за начавшейся войны с Италией были вынуждены прекратить поддержку наступления, но это не остановило британцев под командованием фельдмаршала Робертса, нанесли махдистам ряд существенных поражений, несмотря на то что военные действия растянулись на почти полтора года из-за чересчур аккуратных действий Робертса, к началу 1896-ого года махдистское государство было полностью уничтожено, утвердив абсолютное доминирование Британии над Суданом. В 1895-1896-ых годах Англия, оставаясь верна союзу с Антантой оказывала поддержку Эфиопии в Итало-эфиопской войне, в то время как Германия помогала именно Риму, война окончилась успехом эфиопского государства. В 1895-ом году при негласной поддержке правительства Великобритании вооружённый отряд, принадлежавший частной британской горно-рудной компании, во главе с врачом Джеймсоном пересёк границу Трансвааля со стороны Родезии. Под предлогом помощи страдающим от бесправия соотечественникам британцы пытались захватить Йоханнесбург. Сначала они не встретили никакого сопротивления, но дня через два отряд был окружён и взят в плен бурскими войсками. Вопреки ожиданиям Джеймсона, жители Йоханнесбурга не подняли восстания в поддержку "освободителей", стало окончательно ясно, что для решения вопроса с бурскими республиками - войны не избежать, тем более, после "рейда Джеймсона" визит в Трансвааль совершил сам Вильгельм II.

Основная статья: Англо-арабская война

Присоединение огромных территорий на Ближнем Востоке, лишь подогрело аппетит Британии к этому региону, опасаясь повторения попыток давления со стороны Германии на мелких правителей Ближнего Востока, британцы приняли решение взять его под полностью свой контроль. В сентябре 1893-ого год произошла аннексия Кувейта, который и так де-факто управлялся англичанами. Кувейт должен был стать отправной точкой для дальнейшего расширения Англии на Ближнем Востоке.

В 1894-1895-ом годах прошла также англо-арабская война, не слишком сложный военный конфликт результатом которого стала уверенная победа британцев и утверждение их влияния над всей Аравией. В ходе военного конфликта, был разгромлен эмират Джебель-Шаммар, в результате чего на большей части Аравии была создана лояльная к Лондону Аравийское королевство, под властью Хашимитской династии, которая стала верным союзником Англии на следующие годы. В те же годы Великобритания оказывала поддержку Эфиопии в ходе итало-эфиопской войны, которая закончилась торжеством африканской страны и уступкой ряда итальянских колониальных владений в пользу Аддис-Аббебы.

Англо-бурская война

Война освобождения