ФЭНДОМ

Лев Алекса́ндрович Ве́лихов (1875 — 1934) — русский публицист, общественный деятель и политик, премьер-министр Российской Империи с 1919 до 1924 от Народно-Демократической Партии, прославился грандиозным провалом в экономической сфере, при этом так же сбалансированной внешней политикой и укреплением русского влияния в Азии. 

Биография

Молодость

Lev Velikhov in Horse Artillery Guards uniform

Л.А.Велихов на фронте

Потомственный дворянин Харьковской губернии. Его отец, Александр Тимофеевич Велихов (1839—1888) был товарищем председателя Общества российских железных дорог и председателем советов Русского и Международного банков.

С детства владел четырьмя иностранными языками, увлекался шахматами. Окончил частную гимназию Гуревича с отличием и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1901).

В 1902 году, был призван на фронт, служил на юго-востоке. Был ранен в живот в битве за Одессу, после чего оказался при смерти и долго лежал в госпитале. После восстановления, его планировалось отправить в тыл, однако он упросился остаться на фронте. Участвовал в наступлении на территорию Германской Империи, за героизм получил орден Святого Александра Невского 4-й степени (аналог реального ордена Святого Владимира). Отбыв воинскую повинность, вышел в запас в чине полковника конной артиллерии.

В 1905 году вступил в Партию Свободы. В связи с политической активностью не стал идти по стопам отца на государственную службу и занялся предпринимательством и общественно-политической деятельностью.

Владел типографией, организовал издательство и книжный склад. Основал журналы «Городское дело» и «Земское дело», которые издавал совместно с Д. Д. Протопоповым. Журналы пропагандировали идеи местного самоуправления и современные формы муниципального хозяйства. Был убежденным противником "Великой Русской Революции", однако не поддерживал и интервенцию в Турцию, считая основной задачей разром германских коммунистов.

В 1912 году основал газету «Русская молва». Сотрудничал в газетах «Речь» и «Русские ведомости», либеральных журналах «Русская мысль» и «Московский еженедельник». Автор и издатель многих работ по общеполитическим вопросам, а также статей о состоянии городского самоуправления в западно-европейских странах и в России. Критиковал экономическую и социальную политику Владимира Ульянова, считая ее крайне опасной для бюджета государства, а так же излишне популистской и мешающей развитию русского бизнеса.

В 1909 году был избран гласным Санкт-Петербургской городской думы, в дальнейшем состоял во многих её комиссиях, а также был членом городской управы. Состоял членом Вольного экономического общества и Русского технического общества, учредил Общество обывателей и избирателей в Санкт-Петербурге. Владел призовой рысистой конюшней. В 1911 году, участвовал в расколе Партии Свободы, стал одним из лидеров праволиберальной Партии Процветания, придерживающейся позиций классического либерализма.

На выборах в том же году, смог провести свою партию в Палату народных представителей, был лидером фракции. Критиковал излишне радикальные реформы Ульянова и других социалистов.

Премьерство: путь провала

230px-Lev A. Velikhov

Л.А.Велихов во время премьерства

После "дела Пятницкого", когда член Соцалистической партии и председатель Верховного Суда Российской Империи прогорел на связях с криминалитетом, попытавшись замять дело о банде Якова Кошелькова, Велихов смог "выехать" на потере популярности социалистов и страхе перед тем, что консерваторы урежут социальную политику. Он так же неслабо усложнил жизнь социалистам, обвинив их в финансировании модернизации армий Германской, Итальянской и Испанской Соц.Республик, после чего сложившаяся коалиция СПР, "Новой Народной Воли" и леволиберальной Народно-Демократической Партии распалась, что привело к роспуску Палаты Представителей Народных в 1919 году.

Велихов получал значительную поддержку со стороны предпринимателей, недовольных жесткой политикой социалистов, во время избирательной кампании. В итоге, на выборах прошедших в декабре 1919 года, Партия Процветания добилась убедительной победы и получила право формировать правительство. Была сформирована коалиция с Консервативной партией.

Практически сразу Велихов пошел на непопулярные реформы, свернул "левое направление" в экономической политике, отказавшись например от скупки продовольствия государством по фиксированным ценам и поддержал крупных фабрикантов, прекратив "борьбу с злоупотреблениями в промышленности".

Однако, не только экономическими провалами запомнилось людям его правление: Лев Александрович упростил регистрацию политических партий, провел амнистию за незначительные преступления, завершил военную реформу, позволив модернизировать оборонную промышленность.

Но главным достижением его правительства стала практически полная победа над коррупцией. Прокуратура под руководством Ивана Януарьевича Вышинского добилась раскрытия множества преступлений, осуществленных как соратниками Ульянова, так и либералами, консерваторами и другими сторонниками режима на местах. Более того, хотя в рядах Партии Процветания и нашлось множество коррупционеррв, однако и их ждали серьезные сроки: так, за расхищение бюджетных средств был арестован военный министр Марушевский и заменен Бермондт-Аваловым, показавшим себя неплохо в ходе Великой войны (на Турецком фронте) и интервнции в Турцию (так, именно под его командованием от младотурков был спасен Константинополь). За нецелевое использование средств казны был арестован министр финансов Дмитрий Рубинштейн, в итоге сосланный в Сибирь.

Во внешней политике выбрал путь сотрудничества с Францией, Болгарией, Сербией, Японией и даже с реваншистской Британией ради борьбы с ГСР и другими социалистическими странами.

После начала очередного кризиса в Китае (1920) добился присоединения Танну-Тувы как протектората и превращения Монголии в полуколонию, что было в целом одобрено населением. Однако, рост безработицы и крах банковской системы страны разгневали народ. С целью ослабить экономический кризис, он приглашает иностранцев строить заводы в России. И, хотя он и понимал, что в условиях мирового кризиса это не будет распространенным, однако на местах это решило проблему безработицы.

Протест

Протестующие в Симбирске

Начавшийся в 1921 году голод в Поволжье окончательно омрачил его правление и привел к массовым протестам как в голодающих деревнях, так и в городах, снабжение которых только лишь засчет соседних регионов ускорило обнищание народа.

И, хотя возникшие вооруженные столкновения были решительно пресечены, но этим и был серьезно ослаблен авторитет Велихова, а сам протест поднял целое поколение молрдых политиков. Так, именно во время беспорядков в Симбирске, на политической арене появился такой человек как Алексей Васильевич Долинин, в итоге сломивший велиховский режим.

Слив засчитан

Николай Козырев

В 1922 году, Велихов поддерживал действия "Черного Лабриса" в Греции - осуждая радикальный национализм, он прежде всего видит в нем противовес социалистической системе. Однако, это решение было неоднозначно встречено даже в его правительстве - после принятия этого шага, о своей отставке демонстративно заявил Павел Милюков, министр иностранных дел в его правительстве (так же, МИД в 1899-1907), не пожелавший проводить курс на возрождение Британской Империи, которую Россия победила во многом благодаря его дипломатическим победам.

Его заменил Николай Владимирович Козырев, еще более ярый сторонник "священного антикоммунистического союза", чем Лев Александрович. При нем с Британии были сняты ограничения на строительство дредноутов, наложенные согласно Версальскому миру, а так же упрочнены связи между Россией и Британией. Например, русские и британские офицеры проводили совместные учения, а так же обменивались некоторыми достижениями оборонной промышленности: так, пока русские изучали "Виккерсы" и другие танки Альбиона, британцы интересовались русскими истребителями "Витязь" и бомбардироващиками "Петр III". При этом, несмотря на то, что русская армия де-факто показала врагу свои слабые стороны, это не было провалом, ибо под влиянием британской техники, русские начали модернизировать танки.

Так же, при Козыреве укреплялись связи с Соединенными Штатами Америки с целью противостояния Японской Империи в тихоокеанском регионе. С этой же целью была произведена модернизация армии Империи Цин несмотря на тяжелое экономическое положение. Россией была признана Вторая Итальянская Республика на Новой Гвинее, которую отказался признавать Ульянов; установлены дипломатические отношения. Это серьезно охладило отношения со странами Коминтерна - хотя никто не отказывался и от признания ИСР, но с точки зрения Германии и Италии это было поддержкой западного империализма, а так же угнетения коренных народов острова. Коммунистическая Партия России и даже социалисты даже провели митинги в крупных городах против этого решения, но в итоге они ни к чему не привели - Велихов просто заявил о том, что куда лучше военная диктатура на Тихом Океане, чем если бы туда пришли японские войска.

В 1923 году, когда в Новой Москве началось восстание, поднятое коренным населением, Велихов и Бермондт-Авалов приняли решение утопить его в крови. Африканскому Казачьему Войску было приказано не гнушаться никаких мер - несмотря на весь либерализм, Велихов оставался человеком своего времени и сословия и заявлял, что "темнокожие дикари неспособны не только построить свое государство, но и даже цивилизованно жить в городах", а национал-консерватор Бермондт-Авалов, бывший военным министром, вообще являлся убежденным расистом и призывал "окончательно решить черный вопрос". В итоге, часть афарского народа бежала в Абиссинию и французскую Эритрею, часть была вырезана, а часть была выселена из черты города Новая Москва, который стал "зоной только для белых", в окрестные деревни. Геноцид афаров считается одной из самых черных страниц правления Велихова.

В 1924 году, из-за серьезного кризиса в стране, по всей России начались серьезные беспорядки, устроенные левыми или ультраправыми силами. Наиболее жестокие столкновения были на юге страны, особенно в Петровске-Хортицком и других городах и деревнях Запорожья. В итоге, чтобы подавить бунты казачьих сепаратистов, анархистов и коммунистов на юге, пришлось идти на контакт с ультраправо-настроенными военными, возглавляемыми Иваном Коваленко. После жестокого подавления восстания, Велихов официально объявил об уходе в отставку с целью не допустить ухудшения ситуации, благо, выборы и так должны были пройти через два месяца.

До формирования нового правительства, премьер-министром России стал Николай Козырев, еще более плотно опершийся на консерваторов-силовиков Бермондт-Авалова, который не занял вакантную должность главы правительства лишь из-за страха левых перед военной диктатурой, что могло привести к непоправимым последствиям.

После отставки

Разумеется, после 5 лет неудачного правления и тем более боевых действий на юге страны, Партия Процветания заняла лишь пятое место (после социалистов, народодержавников, консерваторов и коммунистов), а к власти пришел "Народный фронт" - коалиция социалистов и коммунистов. 

Несмотря на призывы со стороны членов Компартии, входившей в коалицию "Народного фронта" возбудить против него уголовное дело за преступления, допущенные правительственными войсками при "усмирении" Петровска-Хортицкого, он получил возможность вполне спокойной жизни. Генеральная прокуратура не усмотрела в деятельности Велихова ничего противозаконного. Так же, новый премьер-министр, А.В.Долинин, в пух и прах раскритиковав Велихова, все же оценил проводившуюся при нем жесткую и бескомпромиссную борьбу с коррупцией, затронувшую в том числе и членов правительства. 

С 1925 года, преподавал гражданское право в Московском Экономическом Университете. В 1928 году, на него было совершено покушение со стороны ультралевого студента, однако отделался легкой травмой. Однако, на почве постоянного нервного напряжения во время премьерства и во время покушения, а так же застаревшей травмы времен еще Первой мировой у него развились проблемы с сердцем. В 1930 году, защитил докторскую диссертацию по экономике по теме "пути экономического развития восточных губерний Российской Империи". Писал мемуары. Умер в 1934 от инфаркта.

Память

  • WMbJi-sgJww

    Памятник Велихову в Харькове

    Со стороны многих праволиберальных и особенно либертарианских организаций считается одним из лучших правителей России, просто оказавшимся не в нужное время не в том месте. Либертарианская Партия России даже проводит ежегодные "Велиховские чтения" и "Велиховские семинары".
  • В Харькове стоит памятник Льву Александровичу Велихову с подписью: "За военные и политические заслуги от благодарных земляков".
  • В 1988 году, Московскому Экономическому Университету присвоено имя Л.А. Велихова.
  • Напротив здания Юридического факультета Санкт-Петербуржского Университета, где Л.А.Велихов обучался, в 2007 году был установлен его бюст. Однако, этот памятник нередко приводил к скандалам. Так, сразу же после его установки началась серия пикетов активистов Партии "Левые" и Революционной Рабочей Партии России против восхваления "врага трудового народа", расиста (виновника "Великого исхода" африканцев из Новой Москвы) и посредственного политика. Так же, в 2014 году, с точки зрения СМИ "в честь годовщины событий в Петровске-Хортицком", памятник был несколько раз облит красной неизвестныии вандалами. Впрочем, 45% петербуржцев положительно относятся к памятнику Велихову (при 40% против), во-первых признавая его яркой личностью отечественной истории (84% сторонников памятника), а во-вторых уважая за антикоррупионную политику и развитие бизнеса (35% сторонников памятника).

В искусстве

  • Один из персонажей книги "Вольница" Михаила Фостикова, рассказывающей о беспорядках
    Велихов кино

    Павел Васильевич Громов в роли Велихова

    Петровска-Хортицкого. Во-первых, он постоянно упоминается по ходу действия всеми героями, а так же были описаны его переговоры с Иваном Коваленко с целью организовать подавление восстания. Так же, он был изображен во всех трех экранизациях этого произведения.
  • В 2003 году, по его мемуарам, был снят автобиографический фильм "Всенародная свобода", рассказывающий о становлении и падении премьер-министра. Его играет знаменитый русский актер Павел Васильевич Громов, хотя он изображен без своего «товарного знака» — красивых и пышных усов.