Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик

Герб или эмблема.

Тип
Тип

Двухпалатный совет

Палаты

Совет Народных депутатов и Совет Республик

История
Дата основания

1936 год

Предшественник

Центральный исполнительный комитет СССР

Руководство
Председатель Президиума ВС

М.С.Горбачёв, КПСС
с 1988 по 1994 гг.

Председатель Президиума ВС

Н.И.Рыжков, КПСС
с 1994 по 1999 гг.

Председатель Президиума ВС

Г.Н.Селезнёв, КПСС
с 1999 по 2009 гг.

Председатель Президиума ВС

С.Б.Иванов, КПСС
с 2009 г.

Структура
Членов

1500 депутатов

Последние выборы

прямым тайным безальтернативным голосованием (1937—1989)

прямым тайным альтернативным голосованием (с 1989)

Зал заседаний

Зал заседания Верховного Совета СССР в 14-м корпусе Кремля

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик (Верховный Совет СССР) — высший представительный и законодательный орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик.

Верховный совет СССР состоит из двух равноправных палат — Совета Народных депутатов и Совета Республик (до 1988 года — Совет Союза и Совет Национальностей, соответственно). Срок полномочий Верховного Совета по Конституции СССР — 5 лет.

С 1938 по 1989 год собирался на сессии, а с 1989 года стал постоянно действующим законодательным органом власти Советского Союза.

Формирование

Совет Народны депутатов

Совет Народных депутатов избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Народные депутаты избираются сроком на 5 лет (до 1989 на 4 года) прямым тайным голосованием по одномандатным округам по мажоритарной системе абсолютного большинства (от округа избирается депутат, получивший более половины голосов избирателей).

По Конституции 1977 года количество депутатов было равно количеству депутатов Совета Республик СССР.

Совет Республик

Совет Республик избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Всего в Совете Республик заседает 750 депутатов — от 15 союзных республик, 20 АССР, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Устройство

Верховный Совет

Верховный Совет обладал не только законодательной, но и частично исполнительной и контролирующей властью. Издаваемые Верховным Советом СССР законы являлись источником права.

Значок депутата Верховного Совета СССР

Верховный Совет СССР принимает всесоюзные законы и постановления, избирает Президиум Верховного Совета, формирует Совет министров СССР, избирает судей Верховного суда СССР и назначает Генерального прокурора СССР. Кроме того, Верховный Совет имеет право отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.

Работой Верховного Совета руководит Президиум, который избирается в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов.

Совет Республик и Совет Народных депутатов Верховного Совета СССР могли совместными решениями вносить изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, утверждать союзный бюджет и отчет о его исполнении, объявлять войну и заключать мирные договора.

Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР. Совет Народных депутатов рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые одной из палат, вступали в силу после их одобрения другой палатой Верховного Совета. Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета

Коллективным главой Советского государства по конституции является Президиум Верховного Совета во главе с Председателем Президиума (за рубежом данную должность часто называют «Президентом»).

В состав Президиума Верховного Совета СССР входили:

  • Председатель Президиума Верховного Совета СССР;
  • Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР;
  • 15 заместителей Председателя Верховного Совета СССР;
  • Председатели Совета Народных депутатов и Совета Республик;
  • Председатель Комитета народного контроля СССР;
  • Председатели комитетов и постоянных комиссий палат и Верховного Совета СССР.

Президиум уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, издавать указы, толковать действующие законы, осуществлять право помилования, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР.

Плакат, использовавшийся на выборах в Верховный Совет СССР в 1989 году

Также Президиум имеет право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

Важно отметить, что до 1989 года фактически ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какая была у Генерального секретаря ЦК КПСС и даже Председателя Совета министров СССР. Лишь в 1989 году реальная власть перешла к Верховному Совету СССР, а вместе с ним и к Президиуму Верховного Совета.

Здание Верховного Совета

С 1934 года в Большом Кремлёвском дворце проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и перестроены в один большой зал заседаний. Однако форма зала в виде вытянутого прямоугольника (так называемая «классная комната», где все депутаты были обращены к президиуму) была неудобна для работы, так как задние ряды были слишком удалены от трибуны и президиума.

14-й корпус Кремля в котором находились палаты Верховного Совета СССР

С 1962 года съезды КПСС были перенесены в Кремлевский дворец съездов, а с 1970 года сессии Верховного Совета СССР переместились в главный зал Кремлевского Президиума, располагавшийся в 14-м корпусе Кремля.

Форма нового зала заседания была похоже на полукруг — всем был обеспечен обзор происходящего, все депутаты оказывались равны между собой.

Начиная с 1989 года Верховный Совет СССР стал собираться на постоянной основе вместе с этим был переоборудован зал заседаний под нужды постоянно действующего совета.

Advertisement