Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

(Прим. автора: страница в стадии ПОЛНОЙ переработки и сейчас не претендует на звание красивой/проработанной/полной статьи [когда-нибудь она такой и может быть станет:)]

Внутрипартийная борьба в ВКП(б) - внутриполитические события и процессы, проходившие внутри партии большевиков в период 20-ых годов. По их итогам после разгрома т.н "антипартийного дуумвирата" власть окончательно концентрируется в руках у...

Предыстория

Молодое Советское государство, вышедшее из кровопролитной Гражданской войны и борьбы с контрреволюционными силами победителем, в немалой степени было этим обязано единству в идеологическом плане, что выгодно отличало её от разномастных противников. Впрочем, в самой же этой идеологической опоре - партии большевиков - единством и не пахло. Начиная с вопроса Брестского мира и заканчивая печально знаменитой Дискуссией и профсоюзах, в рядах партии появлялись и исчезали фракции и оппозиции, имевшие совершенно разнящиеся взгляды на разного рода государственные и партийные вопросы.

Всё это категорически не нравилось В.И. Ленину, имевшему в качестве результата таких процессов и раскол некогда единой РСДРП, и распад старых соперников - меньшевиков и эсеров - на разные партии. Несомненно, всё это повлияло на продавленную им на Х съезде РКП(б) резолюцию «О единстве партии», которая поставила под запрет создание и существование фракций внутри партии, что позволило стабилизировать ситуацию.

Выступление Ленина на X съезде РКП(б)

Съезд предписывает поэтому немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии. (Из шестого пункта резолюции "О единстве партии", 16 марта 1921 года)

Однако времена менялись, а здоровье вождя первого социалистического государства начинало ухудшаться. Владимир Ильич всё меньше участвовал в политической жизни страны, что не могло не повлиять на состояние самой партии, в которой всё острее становился вопрос о преемнике Ленина.

...

Memento mori

Но, как всегда, в дело вмешивается случай: в мае 1922 года происходит инцидент на рыбалке, в ходе которого умирает виднейший партийный деятель, один из организаторов Красной Армии и один из возможных претендентов на роль главы и партии и государства Лев Давидович Троцкий.

Лев Троцкий

Это событие, мягко говоря, взбудоражило ряды партии: в кабинетах только шли обсуждения неожиданной новости, а Григорий Зиновьев в одном из разговоров произнёс:

Что же, с этим Бонапартом случилось всё по-другому - Ватерлоо пришло к нему само!

Дуумвират + Сталин

Накал

Новый Блок

"НЭП" по-новому

Кульминация

Итоги

Advertisement