Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
MAVFlag.pngСтатья "Мира Ядерной Войны"
Данная статья принадлежит "Миру Ядерной войны" и может быть отредактирована только её создателем.

Malinovski.jpg

Военная реформа 1957 года - комплекс мер по усилению Советской Армии, предпринятый министром обороны СССРРодионом Яковлевичем Малиновским. Стал наиболее грандиозным военным проектом Советского Союза после окончания Великой Отечественной Войны - как по масштабам, так и по расходам. 

Предпосылки

Лето 1957 года ознаменовало себя крупным международным скандалом - в США разоблачена и арестована целая сеть советских шпионов, работавшая над переправкой в СССР секретных докуметов, касавшихся американских ядерных исследований, работ над межконтинентальными баллистическими ракетами. Также, некоторые агенты сети, как выяснилось позже, оказались виновниками серии проишествий и диверсий в Лос-Аламосской национальной лаборатории с 1951 по 1957, которые нанесли американской экономике суммарный ущерб в 4 млрд. долларов. 

Советский Союз потребовал у США выслать в СССР всех арестованных агентов, но Белый Дом проигнорировал просьбу, сославшись на серьезность выдвинутых обвинений. Более того, во время очередного заседания Совета Безопасности ООН, постоянный представитель США Генри Лодж обвинил Советский Союз в нагнетании обстановки, вредительству и попыткам начать вооруженный конфликт, засылая "толпы шпионов в США":

Советская Россия в очередной раз доказала всему миру, что хочет войны, бездумно размахивая кулаками направо и налево. США же в этом плане выгодно отличаются - у каждых сильных рук должна быть умная голова.
- Генри Лодж

Подобные заявления вкупе с раскрытием большей части советской агентуры в США вынудили руководство СССР срочно менять стратегию противодействия своему противнику. Все переправленные из США документы вновь подверглись тщательному анализу, который выявил вероятность быстрого и эффективного наращивания американцами ядерного арсенала. Генеральный секретар ЦК КПСС, Никита Хрущев лично пригласил министра обороны Малиновского и узнал у него о состоянии ядерного арсенала СССР. Ответ был неутешительным - запасы оружия были в 5 раз меньше, чем у американцев при том условии, что аналитики прогнозируют число в 25.000 ядерных боеголовок у США к 1960 году, в то время как у СССР при сохранении темпов вряд ли достигнет и 1.000. Хрущев был в ярости от услышанного и приказал срочно разработать и принять меры по усилению ядерного арсенала СССР в кратчайшие сроки. Особенный акцент при этом, генеральный секретарь сделал на средствах доставки - в частности, требовал ускорить разработки МБР[1] и наращивать группировку стратегических бомбардировщиков.

Реформа

Министр обороны в кратчайшие сроки собрал чрезвычайную комиссию при МО СССР, которая в течении месяца разрабатывала проект реформы. Наконец, 26 авгуса 1957 года Никита Хрущев впервые ознакомился с документацией, положительно расценил её и утвердил для исполнения. 

Реформа содержала в себе несколько пунктов, каждый из которых был подробно расписан. Основным был "Реформа Ракетных Войск Стратегического Назначения ВС СССР", суть которого заключалась в том, что до начала 1960 года должны быть разработаны и введены в строй принципиально новые и/или аналогичные американским средства доставки ядерного оружия, то есть МБР. Работу над разработкой поручили КБ "Южное".

ОКБ им. А.Н. Туполева предписывалось модернизировать стратегический бомбардировщик Ту-95, который только начал поступать в войска. Среди требований к модернизации были увеличенные до 13.000[2] километров практическая дальность, до 12.500 километров практический потолок. При этом, несмотря на неизбежное увеличение массы бомбардировщика, его крейсерская скорость должна была составлять 905-910 км/ч. Реализовать столь сложную задачу предлагалось с помощью перспективного авиационного двигателя НК-12МФС.

Реформа затрагивала также и сухопутные войска. К 1965 году планировалось экипировать армию модернизированным АК, новой унифицированной формой с камуфляжем, средствами индивидуальной защиты и так далее.

Результаты

Реформа завершилась успехом в 1960 году, большую часть поставленных задач удалось выполнить:

  • Советский Союз за три года увеличил свой арсенал на 1.500 бомб и боеголовок разной мощности
  • Были разработаны и введены в эксплуатацию новые виды МБР: Р-15А, Р-19
    • Суммарное количество построенных МБР равно 45 единицам[3]
  • Были разработаны и введены в эксплуатацию новые виды БРСД[4]:Р-13, Р-50
    • Суммарное количество построенных БРСД равно 490[5] единицам
  • Были построены и введены в эксплуатацию неизвестное количество пусковых шахт для МБР и БСРД, часть из которых была плавучими (см. проект "Альбион") и размещались в сухогрузах.
  • Был создан и введен в эксплуатацию Ту-95АМ-1 ("Splinter" по кодификации НАТО)
    • Суммарное количество построенных стратегических бомбардировщиков равно 85[6] единицам.
  • Система ПВО Урала, Сибири и Дальнего востока была существенно укреплена, за счет размещения новых гарнизонов С-75М, поставок МиГ-21. В итоге, усиление ПВО в регионах создало паритет с США в этом отношении.
  • Самые стратегически важные объекты Советского Союза за Уралом отныне находились под усиленным контролем ПВО, причём разведка США об этом не знала на 4 сентября 1962 года, когда расчет С-75 сбил американский самолет-разведчик U-2.
  • Произошла т.н. "перетасовка": многие части ПВО, РВСН и пр. были перемещены на новые места. Это сделало большую часть американских разведданных устаревшими.

Итоги

Сам Маленков в своей речи перед пленумом ЦК КПСС от 10 марта 1960 года описывает реформу, как "удавшуюся и перспективную":

<...> На достигнутом останавливаться ни в коем случае нельзя. Пока есть горизонт, будем к нему стремиться!
- Р. Я. Маленков

Но несмотря на достигнутые успехи, реформа усилила нехватку денег в бюджете, что крайне негативно повлияло на проводившуюся одновремено с этим экономическую реформу и программу "освоения целины". Также ухудшились уже чрезмерно натянутые отношения с США - скрыть столь масштабное перевооружение было невозможно.

Примечания

  1. Межконтинентальная Баллистическая Ракета
  2. Боевой радиус при этом равен 6.500 километров
  3. Из них 20 - шахтного базирования
  4. Баллистическая Ракета Средней Дальности
  5. Из них 183 - шахтного базирования
  6. Из них 4 оказались бракованными и были отправлены на ремонт/списаны
Advertisement