ФЭНДОМ

Война двух императоров
Война 2 императоров
Время 24 ноября 1202 — ...
Место Балканы, Малая Азия
Итоги
Причина Спор из-за принадлежности Диррахия
Свержение Исаака II Ангела
Участники
Герб Гогенштауфенов Священная Римская империя
Сицилия ЦН Сицилия
Arms of the Kingdom of Jerusalem (Ströhl).svg Иерусалим
Герб Венеции Венеция

При поддержке:
Венгрия ЦН Венгрии
Кипр Кипра

Ангелы Византия
Командующие
Герб Гогенштауфенов Сицилия ЦН Генрих VI
Герб Гогенштауфенов Фридрих VI Швабский
Герб Гогенштауфенов Генрих фон Кальден
Arms of the Kingdom of Jerusalem (Ströhl).svg Балдуин V
Герб Венеции Энрико Дандоло
Ангелы Алексей IV Ангел †
Ангелы Алексей III Ангел
Ангелы Алексей V Дука †

Война двух императоров (1202—12..), так же известная как Греческая или Балканская война, а так же Германо-византийская война — вооруженный конфликт между Священной Римской и Византийской империями, их вассалами и союзниками.

Конфликт был связан с амбициями германского императора Генриха VI Гогенштауфена, стремившегося создать единую христианскую империю с собой во главе, и привел к разрушению Византии. На ее руинах возникли государства во главе с немецкими правящими династиями, именуемые в историографии «Аллеманократией» или «Латинократией».

Подготовка к войне

К концу XII века власть императора в Священной Римской империи, трон которой занимал род Гогенштауфенов, значительно усилилась — кайзерам Фридриху I Барбароссе и его сыну Генриху VI удалось подчинить Сицилию, добиться признания своего сюзеренитета над Италией, усмирить оппозицию из числа князей-гвельфов, а в 1196 году на Франкфуртском рейхстаге добиться придания императорскому титулу наследственного статуса. Для укрепления собственного авторитета еще Фридрихом I была начата подготовке к войне с Византией, которая, по его задумке, должна была привести к объединению Рима и Константинополя в рамках единой христианской империи. Однако смерть Фридриха в 1195 году привела к тому, что эти планы претворять в жизнь пришлось его сыну Генриху VI.

Византия меж тем переживала непростые времена — после смерти Мануила I Комнина в 1180 году в стране начался период политической нестабильности, в ходе которого за 15 лет было свергнуто три императора. Кризис центральной власти сопровождался многочисленными восстаниями, вооруженными конфликтами с сицилийцами и сельджуками и отпадением Сербии, Болгарии и Кипра, стоивших империи больших средств. В 1195 году Исаака II Ангела сверг старший брат, ставший императором Алексеем III, — по его приказу Исаак был ослеплен и посажен в тюрьму вместе с сыном Алексеем. Однако в марте 1202 году Алексею удалось бежать из Константинополя к своей сестре Ирине Ангелине, жене короля Балдуина V Иерусалимского.

Генрих VI-1

Император Генрих VI Гогенштауфен

Балдуин пообещал зятю помощь в деле возвращения престола на условиях отказа Византии от сюзеренитета над Антиохией и признания полной самостоятельности франков Отремера (ранее они формально считались «ленниками» константинопольского императора). Поддержку Алексею выразил и император Генрих VI, увидевший наконец желанный предлог для войны с греками. Ему удалось договориться со злейшим врагом Византии — Венецией, дож которой Энрико Дандоло пообещал предоставить в распоряжение императора венецианский флот в обмен на передачу республике опорных пунктов в Эгейском море. Так же в антивизантийскую коалицию фактически вошли Кипр, правитель которого Исаак Комнин в 1185—1186 годах отразил вторжение византийского флота, и Венгрия, заключившая династический союз с Гогенштауфенами посредством брака между сестрой короля Имре и братом императора Генриха. Выразил одобрение намерениям императора и римский папа Иннокентий III, который рассчитывал добиться объединения восточной и западной церквей под своей властью. В ноябре 1202 года Генрих предъявил Алексею III ультиматум, требуя передачи ему Диррахия как наследственного владения сицилийских королей и, не дождавшись ответа, отдал приказ о начале боевых действий.

Поход Генриха VI

1 января 1203 года флот Генриха VI отплыл из Бриндизи. Одновременно его союзники и вассалы, ведомые братом императора Фридрихом Швабским и маршалом Генрихом фон Кальденом, отплыли из Венеции вместе с кораблями Дандоло. Общая численность германской армии оценивалась современниками в 80 000 воинов, однако в реальности, по-видимому, не превышала 20—30 000 человек, из которых бóльшую часть составлял обслуживающий персонал — моряки, военные инженеры, оруженосцы и т. д. Венецианцев было еще около 10 000 — в основном членов корабельных команд.

Осада Диррахия началась 2 февраля — город был полностью блокирован с моря, однако горожане отчаянно сопротивлялись, надеясь на подход византийской армии. Германцам удалось прорвать цепь, перегораживающую вход в гавань, и разрушить городские стены с помощью расположенных на кораблях баллист. 16 февраля Диррахий пал, после чего Генрих VI объявил о намерении идти прямо на Константинополь, однако в этот момент к нему прибыло посольство от Алексея III, предлагавшего заключить мир на условиях возобновления выплаты византийцами т. н. «немецкого налога» или аллеманикона за удержание восточного побережья Адриатики. Это предложение было отвергнуто кайзером и в апреле он возобновил поход на Константинополь — основные силы двигались по суше через Балканы, в то время как венецианский и сицилийский флот вынуждены были обходить Грецию с юга. 31 мая Генрих VI осадил Фессалоники, второй по размеру город Византии, а 9 июня с моря блокаду замкнули подошедшие корабли Дандоло. Вскоре под город прибыл беглый царевич Алексей Ангел, доставленный иерусалимским флотом, — через него велись переговоры с фессалоникийцами о сдаче, однако те наотрез отказались сложить оружие и сопротивлялись захватчикам до последнего. Взять город удалось лишь 11 июня.

Штурм Фессалоник

Штурм Фессалоник

Часть сил под командованием Фридриха Швабского Генрих отправил непосредственно к византийской столице — 23 июня состоялось сражение на подступах к Константинополю, в котором 70-тысячное войско Алексея III было наголову разбито. Кризис переживал и греческий флот — в 1187 году был заключен договор с Венецией, по которому республика брала на себя защиту Византии с моря, в результате чего ассигнования на морские силы были сведены к минимуму. Вдобавок среди военной бюрократии процветала коррупция: дука флота Михаил Стрифн продавал якоря, паруса, канаты, гвозди и весла из арсеналов своего ведомства, а для постройки новых кораблей не позволялось вырубать заповедный лес, на страже которого стояли императорские представители, в результате чего к моменту прибытия немцев и венецианцев в константинопольской гавани не нашлось ни одного военного судна. 5 июля корабли Дандоло прорвали цепь, заграждавшую вход в бухту Золотой Рог, и вошли в Босфор, а спустя две недели Алексей III бежал из столицы.

Германцы в Константинополе

18—19 июля в ходе народного восстания в Константинополе был освобожден экс-император Исаак II, немедленно возвращенный на престол. Поскольку слепой Исаак не мог управлять самостоятельно, 1 августа его сын был провозглашен соправителем под именем Алексея IV. Поначалу новое правительство пыталось наладить внутреннюю ситуацию в стране, однако практически сразу оно оказалось в кризисе в связи с тем, что прибывший из-под Фессалоник Генрих VI потребовал от Алексея IV за возвращение ему престола передать Сицилийскому королевству всю Албанию, отказаться от сюзеренитета над Антиохией и выплатить германскому войску 200 000 золотых марок. Когда о переговорах между двумя императорами стало известно горожанам Константинополя, оно немедленно отвернулось от рода Ангелов.

Противоречия усугубились разграблением мусульманского квартала столицы, учиненным германцами в августе и обернувшимся крупнейшим пожаром в Константинополе со времен Юстиниана, а так же введенными Алексеем IV чрезвычайными налогами, имевшими цель собрать необходимую сумму, чтобы откупиться от Генриха. В декабре начались вооруженные столкновения между интервентами и константинопольцами, от Алексея отвернулся даже собственный отец, начавший подбивать против сына горожан, чтобы вернуть себе единоличную власть. Недоволен был и Генрих VI, который понимал, что если он рассчитывает удовлетворить все свои претензии и получить Албанию, то должен забрать их силой.

Конец Ангелов

25 января 1204 года горожане, собравшиеся в соборе Святой Софии, объявили о низложении Алексея и Исаака, а 28 января оба императора были арестованы протовестиарием Алексеем Дукой Мурзуфлом, ставшим императором Алексеем V. По его приказу Алексей IV был задушен, а престарелый Исаак вскоре скончался в темнице. Новый басилевс объявил, что поскольку договор с германцами он не подписывал, то и выполнять его условия не намерен — вместо этого начались приготовления к очередному сражению: укреплялись городские стены, собиралась новая армия, однако в первом же сражении с интервентами солдаты Мурзуфла потерпели поражение, после чего Генрих осадил Константинополь. 9—13 апреля последовал штурм, после чего город перешел под контроль германцев — Алексей V пытался отчаянно сопротивляться, но в конце концов вынужден был бежать в Малую Азию вместе с женой и дочерью Алексея III Ангела.

Генрих отдал столицу на трехдневное разграбление своим солдатам, в ходе которого город был вторично сожжен, около 2 000 человек погибли под германскими мечами, огромное число греков вынуждено было бежать. В огне погибли многие памятники культуры, значительно пострадала Константинопольская библиотека, осквернению подвергся собор Святой Софии. Тем не менее, по истечению трех дней император восстановил порядок и запретил грабежи — видя, что Византия лежит у его ног, Генрих теперь был намерен построить на ее руинах новую империю.

ConquestOfConstantinopleByTheCrusadersIn1204

Осада и взятие Константинополя германцами

«Завоевание империи»

Не смотря на то, что Константинополь находился в руках германцев, Генриху VI, чтобы утвердиться на Босфоре, еще предстояло завоевать осколки Византии. После падения столицы на окраинах некогда единой империи стали возникать независимые государственные образования, претендующие на преемственность от государства Комнинов и Ангелов: на востоке в Трапезунде при поддержке грузинской царицы Тамары власть захватил Алексей Великий Комнин, в Никее утвердился Феодор Ласкарис, а в Греции — Лев Сгур, к которому вскоре присоединился изгнанный император Алексей III, успевший к тому моменту избавиться от Мурзуфла, ослепив и выдав того латинянам, и остаться таким образом единственным претендентом на византийский престол.

Первым делом, Генрих предложил жителям Константинополя в качестве нового монарха избрать своего брата Фридриха Швабского. Рассматривалась так же кандидатура Андраша Венгерского, герцога Хорватии и Далмации, однако в октябре 1203 года тот был посажен своим братом королем Имре в тюрьму, в результате чего от идеи пригласить на трон Андраша пришлось отказаться. Фридриху Швабскому шел 37-й год, от Констанции Венгерской (через которую он породнился с правящими родами не только Венгрии, но так же Франции, Отремера, Руси и Византии — Констанция происходила от императора Романа Диогена) у него уже было четверо детей, включая сына Генриха, что снижало угрозу преждевременного пресечения новой династии, а участие Фридриха в Третьем крестовом походе и войне с Византией принесло ему славу талантливого полководца. Опасения Генриха VI вызывало только то, что Фридрих был неважным политиком, поэтому «в помощь» ему латинским патриархом Константинополя был избран еще один Гогенштауфен — Филипп, епископ Вюрцбурга, который, не смотря на молодость, отличался превосходным образованием и широким кругозором. Фридрих Швабский был избран императором 9 мая 1204 года, а 16 мая в соборе Святой Софии его короновали как Фридриха I. Поставление Филиппа в патриархи состоялось немногим позднее.

Федя с сыновьями

Фридрих Барбаросса с сыновьями — Генрихом, императором Священной Римской империи (слева), и Фридрихом, императором Константинополя (справа)

До коронации Фридриха правители Византии именовались «римскими императорами» или «императорами ромеев», однако поскольку Генрих VI считал себя единственно возможным монархом Рима, то его брату пришлось принять более скромный титул — «император Константинополя», а, соответственно, государство германцев на берегах Босфора получило название «Константинопольская империя». Неофициально, правда, Фридрих и его потомки продолжали в соответствии с традицией называть себя «римскими императорами», а свою страну — Романией. Среди же греков она получила название «Аллеманократия» или «Латинократия».

Поход на Пелопоннес

К 1203 году архонт Нафплиона Лев Сгур объединил под своей властью Центральную и Южную Грецию с городами Аргос, Коринф и Фивы и осадил Афины — для немецкого воинства, шедшего к Константинополю он представлял потенциальную угрозу, поэтому в июне Генрих VI из-под Фессалоник направил против Сгура отряд под командованием маршала фон Кальдена, к осени занявшего Фермопилы и вышедшего к Фивам. Поскольку Сгур был известен жестокостью и дикими выходками, местное население встречало германцев как освободителей — попытка задержать Кальдена в Фермопильском проходе провалилась, после чего жители Фив добровольно впустили его войско в город. Вскоре была снята осада с Афин, где православное духовенство, под властью Сгура подвергшееся гонениям за преданность Константинополю, встретило воинов Генриха молебнами и изъявлениями покорности.

Положение Сгура стало отчаянным — потеряв Беотию и Аттику он вынужден был бежать в Коринф, однако Кальден не спешил двигаться на Пелопоннес. На то, чтобы занять все ключевые опорные пункты Средней Греции, у него ушла вся зима 1203—1204 годов, а свержение династии Ангелов и разорение Константинополя оттолкнуло от германцев греческое население, вынужденное вновь обратиться к Сгуру. В марте 1204 года Кальден перешел в наступление на Коринф, однако взять город не удалось — Сгур успешно оборонялся за коринфскими стенами несколько лет, продолжая оставаться фактическим правителем Пелопоннеса. После коронации Фридриха I тот начал постепенное обустройство захваченных территорий: для управления Грецией было образовано графство Афинское, правителем которого стал Мейнхард Горицкий, сменивший Кальдена, полководческий и дипломатический талант которого требовался в Вифинии, в качестве руководителя осады Коринфа. Однако Мейнхард явно уступал маршалу как военачальник, поэтому Фридрих I вынужден был выделить еще не завоеванный Пелопоннес в отдельное Ахейское княжество, которое досталось Ренье Монферратскому.

Кальден

Маршал Генрих фон Кальден — средневековая миниатюра

Старшие братья Ренье успели сделать успешную карьеру на Востоке: Вильгельм женился на Марии Комниной, дочери Мануила I, однако погиб во время резни латинян 1182 года, Конрад стал королем Иерусалима, а Бонифаций — сеньором Гелиополя в Египте и иерусалимским адмиралом. Ренье претендовал на Фессалоники, т. к. те в свое время были отданы его старшему брату как приданое за византийскую принцессу, однако Фридрих I ответил отказом. предложив в качестве альтернативы Пелопоннес, который, правда, еще предстояло завоевать.

При поддержке иерусалимского флота Ренье и перешедший в его свиту экс-губернатор полуострова Михаил Комнин Дука осенью 1204 года заняли всю Ахайю и Элиду с центром в городе Патры. К началу 1205 года, после того, как греческое ополчение потерпело поражение при Модоне в руках Ренье оказался весь Пелопоннес кроме Коринфии и Арголиды, остававшихся под властью Льва Сгура и Алексея III Ангела. Впрочем, власть Ренье пока еще была слабо осязаемой — целые районы в центре полуострова, в Аркадии, находились во власти местных повстанцев, князю не подчинялись замки Аракловон и Монемвасия, а его собственные силы были довольно скромными, поэтому править Ренье мог лишь в союзе с греческой аристократией. Для упрочения своего положения он добился у императора разрешение на брак с экс-императрицей Маргаритой Венгерской, вдовой Исаака II Комнина, что должно было, пусть и косвенно, связать правителя Пелопоннеса с правящей династией Византии.

Однако планам Ренье едва не пришел конец, когда весной его ближайший сподвижник Михаил Комнин Дука поднял мятеж против своего господина, в результате чего власть латинян над полуостровом в одночасье рухнула — в их руках остались лишь Патры и Андравида. Формально на освобожденной территории продолжал правитель император Алексей III Ангел, а Комнин Дука ему подчинялся, однако фактически последний полностью сосредоточил в своих руках военное руководство и ведение внешней политики. Признал Комнина в качестве высшего начальника и Лев Сгур, все еще запертый в Коринфе. Из Монемвасии, ставшей столицей греческого Пелопоннеса, новое правительство рассылало посольства к европейским дворам, пытаясь добиться признания и заключения мира с латинянами: Комнин даже обещал папе римскому признать его власть и принять католичество, если тот побудит Гогенштауфенов окончить войну.

Завоевание Вифинии

Наибольшую угрозу Фридриху I после захвата Константинополя представлял провозглашенный императором в Никее Феодор Ласкарис, поэтому главный удар осенью 1204 года Фридрих и Генрих нанесли в Малой Азии. Еще до начала нового похода титул правителем будущего Никейского графства был избран Генрих, граф Истрии, приходившийся шурином королям Франции и Венгрии, — 6 декабря, высадившись в Пиге на южном побережье Мраморного моря, Кальден и граф Генрих нанесли поражение войскам Ласкариса при Пиманионе и благополучно захватили ряд крепостей вдоль побережья. В начале 1205 года в Малую Азию переправились основные силы под началом Генриха VI, которые 19 марта одержали очередную победу при Адрамитии.

От Ласкариса стали отпадать провинции: к югу от реки Меандр утвердился деспот Мануил Маврозом —тесть сельджукского султана Кей-Хосрова I, власть в Атталии перешла к итальянскому семейству Альдебрандино, в Филадельфии на Герме правил Феодор Манкафа, на Родосе — Лев Галава, в Сампсоне — Савва Асиден. Вдобавок, с востока к Босфору шли войска Давида Великого Комнина, к 1205 году полностью захватившего Пафлагонию и вышедшего к границам Никейской империи. Ласкарис вынужден был пойти на союз с сельджуками, которые обрушили свой удар на Трапезунд, сдержав продвижение Давида Комнина, а так же выделили никейцам войско для борьбы с германцами. Летом Генрих VI захватил Пергам и двинулся к Нимфею, временной резиденции Ласкариса, однако в этот момент пришло известие о вторжении болгар, в результате чего германцам пришлось повернуть на север, что отсрочило падение Никейской державы.

Воспользовавшись мирной передышкой, Ласкарис осенью атаковал трапезундцев, войско которых, ведомое молодым полководцем Синадином, вышло к Никомедии — главному порту на азиатском побережье Босфора. Обойдя противника с тыла, никейцы нанесли ему сокрушительное поражение: часть солдат Комнинов была изрублена, часть разбежалась, часть вместе с Синадином попала в плен. После этого Давид был вынужден обратиться за помощью к единственному возможному союзнику — Фридриху Константинопольскому. Если до того трапезундцы сами претендовали на восстановление Византии, то теперь они фактически отказывались от своих имперских амбиций, чтобы удержать уже завоеванное. Союзный договор с германцами был заключен летом 1206 года.

В октябре Ласкарис вторгся в Пафлагонию, осадив Гераклею, однако на сей раз на подмогу Давиду Комнину немедленно поспешил Фридрих I — в ноябре в Пиге высадились передовые силы Генриха Истрийского, вернувшие контроль над Кизиком и Никомедией, а в начале 1207 года латиняне совместно с трапезундцами перешли в соместное широкомасштабное наступление. Союзники Ласкариса — болгары — были заняты внутренними усобицами и не могли отвлечь силы Фридриха на западной границе, поэтому его воины продвигались на юг, встречая лишь разрозненное сопротивление.

Борьба с болгарами

Восстание братьев Петра и Ивана Асеней 1185 года против Византии привело к восстановлению болгарской государственности. С 1197 года правителем Второго Болгарского царства был их младший брат Калоян, распространивший свою власть на Сербию и Добруджу, — в ноябре 1204 года из рук папы Иннокентия III он получил королевский титул для себя и сан примаса (т. е. патриарха) для болгарского архиепископа. Появление германцев на Балканах Калоян поначалу воспринял спокойно, т. к. Византия была их общим врагом — новоиспеченный король даже писал Генриху VI, предлагая военный союз в обмен на признание его титула, однако Генрих, известный своим высокомерием, отказался видеть в северном соседе равного себе, предложив Калояну вместо этого признать себя вассалом императора. Болгарско-латинские отношения оказались испорченными, в результате чего греки, недовольные властью католиков, стали видеть в своем вчерашнем враге заступника. Между Калояном и византийскими аристократами начались тайные переговоры, в ходе которых последние пообещали признать его своим императором, если болгары освободят их от германцев — начало военных действий, которому должно было предшествовать восстание православного населения во Фракии, назначили на Пасху 1205 года.

Восстание началось в апреле — в город Адрианополь вошел болгарский гарнизон, ожидалось прибытие основных сил Калояна, которым вел с собой 40 000 человек и вспомогательный половецкий отряд в 10 000 всадников. Генрих VI находился в этот момент в Малой Азии, но вынужден был прервать свою кампанию против Ласкариса и спешно вернуться в Европу. 8—9 июля произошло сражение при Аркадиополе в 90 милях от Константинополя. В первый день передовые отряды рыцарской конницы Генриха столкнулись с половцами, которые притворным отступлением заманили их в ловушку и нанесли серьезный урон с помощью своих луков. Учтя первый опыт боев против кочевников, император и фон Кальден решили обрушить основной удар по ставке Калояна — к тому времени германская армия значительно поредела по сравнению с началом войны, однако удар тяжелой кавалерии по прежнему мог сломить оборону даже превосходящего численно противника. Эта стратегия принесла в конечном итоге успех: когда все наличные силы Генриха 9 июля двинулись против болгар, половецкая конница уже не могла сдержать их натиск. Калоян вынужден был начать отход, который быстро превратился в бегство. Несостоявшийся первый византийский император-славянин попал в плен, после чего его доставили в Константинополь, где он скоро умер в заключении.

Крах болгарского вторжения привел к тому, что вера в непобедимость латинян, выигрывавших все сражения в поле на протяжении нескольких лет, среди жителей Балкан еще больше укрепилась. Генриху VI, однако, уже было не до Балкан — ко времени сражения при Аркадиополе он находился вдалеке от своих владений в Италии уже больше 2,5 лет, чем поспешили воспользоваться сицилийские дворяне, устроившие очередную смуту в королевстве. Против регента Вильгельма Каппароне восстал епископ Трои Вальтер фон Пальяра, в результате чего знать Сицилии раскололась. Получив известия о конфликте между вельможами, Генрих вынужден был спешно покинуть Константинополь, полностью оставив управление на своих братьев Фридриха и Филиппа.

Воспользовавшись династической смутой в Болгарии, Фридрих I развернул наступление во Фракии: ему удалось вернуть контроль над Адрианополем, а 1 мая 1206 года захватить Филиппополь (Пловдив), распространив свою власть на всю долину реки Эврос. Вассалами Константинополя себя признали отколовшиеся от Тырнова деспоты Стрез, правивший в Македонии, и Алексий Слав, чьи владения располагались в Родопских горах. Чтобы не допустить нового болгарского вторжения, Фридрих I заключил с новым венгерским королем Андрашем II военный союз, позволивший впоследствии Андрашу вернуть контроль над Белградом. Впоследствии, однако, всем трем державам пришлось пересмотреть свою политику ввиду усиления влияния Сербии на Балканах.

Итоги войны

Примечание