ФЭНДОМ

Война ирреденты
Битва при Бецекке
Время 14 июня 1866 -
Место Центральная и Южная Европа, Адриатическое море
Итоги
Причина Стремление Венгрии и Италии к ирредентизму
Территориальные
изменения
См. мирный договор
Участники
Венгры Королевство Венгрия
Папская италия Итальянская Федерация
Австро-богемия Австро-Богемская империя
Командующие
Штандарт короля Венгрии Иштван VI
Венгры Дьюла Андраши
Венгры Артур Гёргей
Венгры Дьёрдь Клапка
Савойский штандарт Виктор Эммануил II
Папская италия Альфонсо Ферреро Ламармора
Папская италия Энрико Чальдини
Папская италия Карло Персано
Штандарт Максюты-1 Максимилиан I
Австро-богемия эрцгерцог Альбрехт
Австро-богемия Эдуард Клам-Галлас
Австро-богемия Людвиг фон Бенедек

Война ирреденты (итал. Guerra degli irredenti), также известна как итало-венгреско-австрийская война, Хорватская война (венгр. Horvát háború) в венгерской историографии и Габсбургская война (нем. Der Habsburgerkrieg) в германоязычной историографии, в Богемии-Моравии известна как Бессмысленная война (чеш. Bezvýznamná válka) - вооружённый конфликт между Итальянской Федерацией, королевством Венгрия и Австро-Богемской империей, вызванный неудовлетворением Италии и Венгрии результатами Весны Народов, а также стремлением к ирредентизму в отношении территорий, находящихся под управлением Вены.

Предпосылки

С образования независимых Италии и Венгрии в политической жизни стран наблюдалось парадоксальное явление: несмотря на кажущуюся победу над Габсбургской монархией и освобождение от иностранного владычества в государствах появилось неудовлетворение итогами мира, что побуждало рост реваншистских настроений в обществе и элитах.

По Зальцбургскому мирному договору Австрия признавала независимость Венгрии на условии отказа последней от претензий на Хорватию и Славонию, бывших до этого составной частью Земель короны Святого Иштвана. После реставрации монархии и особенно во время премьерства графа Сеченьи в рамках укрепления нового строя правительством Венгрии стало пропагандироваться мнение, согласно которому отказ от Хорватии - вина республиканского правительства и на самом деле революционный гонвед ещё мог провести несколько наступательных операций, способных навязать австрийцам венгерские условия. Неприязнь и презрение короля Иштвана VI и верхов королевства к австрийскому правительству помешали Вене наладить отношения с бывшей частью Габсбургской империи. С приходом к власти Дьюлы Андраши милитаристская риторика усилилась; важной вехой также стало заключение альянса с Италией.

В Итальянской Федерации рассматривали населённые этническими итальянцами Трентино и Триест "неосвобождёнными" территориями, а значит процесс Рисорджименто не может считаться завершённым. Это вызвало появление идеологии ирредентизма или ирреденты. По договору в Секешфехерваре Италия и Венгрия чётко определяли свои обязательства, сроки начала войны и ведения наступлений и будущие приобретения. В сентябре 1865 года под давлением со стороны консерваторов и при попустительстве Августейшей Коллегии пало либеральное правительство Урбано Ратацци, на смену которому на посту премьер-министра пришёл генерал Альфонсо Феррера Ламармона. Подготовка к войне стала почти открытой.

Реакция Великих Держав

В Австро-Богемии министр-президент эрцгерцог Альбрехт, правивший от лица слабохарактерного императора Максимилиана, был немало обеспокоен столь показательно-агрессивным поведением соседей. Пытаясь заручиться хоть чьей-либо поддержкой, он предлагал союз Пруссии, России и Франции; однако, не обладая дипломатическим талантом, потерпел неудачу во всех трёх столицах: Берлин требовал уступок по внутригерманским вопросам, Санкт-Петербург - признания аннексии Галиции, а Париж считал Венгрию и Италию недостаточно серьёзными врагами для Габсбургской монархии и затягивал переговоры, не желая ввязываться в войну. Великобритания же ещё с начала царствования королевы Шарлотты на официальном, правительственном уровне придерживалась политики "блестящей изоляции". В добавок, царствующий король Георг V был тестем прусского кронпринца, а правительство Великобритании благоприятно смотрело на усиление Пруссии.

Причины войны

Непосредственной причиной войны выступил территориальный спор на венгро-австрийком рубеже в Хорватии. На протяжении всего существования Второго Венгерского королевства в высоких кабинетах Буды и Вены не утихали споры о разграничении территории. Габсбургские монархии пытались перекроить границы королевства Хорватии-Славонии в свою пользу, стремясь вернуть земли, которые считали "исконно" своими. В 1865 году с приходом к власти в Венгрии графа Дьюлы Андраши подобные споры участились, однако поначалу принимали вид лишь обмена нотами, тон которых постепенно повышался.

29 мая 1866 года отряд пограничной стражи венгерского гонведа демонстративно пересек границу и вошёл в город Гола на севере Хорватии, где начал располагаться на квартиры. Вена заявила протест и потребовала удалить мадьяр со своей территории, на что кабинет Андраши ответил тем, что согласно венгерским картам Гола - часть Земель короны Св. Иштвана. Эрцгерцог Альбрехт Тешенский хотя и отдавал себе отчёт, что конфликт в Гола является по сути началом войны, уже не видел возможности её избежать и убедил императора Максимилиана I 5 июня объявить о начале мобилизации сначала в австрийских и хорватских землях, а 10 июня, пользуясь тем, что вопросы войны и мира находились в компетенции общеимперского правительства, и в Богемии-Моравии, что вызвало широкое недовольство чехов. На последовавшие 12 числа требования Венгрии, чьи войска уже стояли у границ, прекратить призыв, а также на слабые увещевания папы Пия IX о нежелательности братской войны правительство герцога Тешенского ответило отказом. 14 июня Венгерское королевство объявило Австро-Богемской империи войну, а днём позже, выполняя свой союзнический долг, его примеру последовала Итальянская Федерация.

Венгерский фронт

Ещё в начале инцидента в Гола венгерские войска начали продвижение к австрийским границам и уже в день объявления войны перешли её; подобная подготовленность позволяет судить о том, что причины «Голаского кризиса» были искусственно созданы правящими кругами в Буде. Ввиду приграничного положения Вены Генеральным Штабом гонведа был разработан план «быстрой войны»: согласно ему 47-тысячная армия генерала Артура Гёргея должна была в короткие сроки разбить приграничные группировки австрийцев и в течение недели выйти в предместья Вены. Однако эрцгерцог Альбрехт был хотя и посредственным политиком, но неплохим генералом и столь очевидное решение венгров не стало для него неожиданным.

Словацкая экспедиция

Австрийская пехтура

Австрийская пехота в Словакии

Уже 16 июня 25-тысячная армия богемского генерала Эдуарда Клам-Галласа вторглась в пределы Венгерского королевства и, поскольку основные силы гонведа были задействованы на венском и хорватском направлениях, не встретив сильного сопротивления в течение четырёх дней продвинулась вглубь Словакии, взяв города Тренчин и Жилин. Войну с Венгрией поддержали и поляки Великого княжества Краковского, не забывшие предательства мадьяр во время Весны Народов; отряды Людвика Мерославского, сменившего Яна Скриженецкого в роли лидера польской эмиграции, проникали вглубь вражеской территории, наводя ужас на венгерское население пограничных земель. Главным достижением войск Мерославского стал захват 20 июня небольшого города Кежмарк в Высоких Татрах, что было активно использовано в австро-богемской и, в особенности, краковской пропаганде.

Неожиданный перенос войны на территорию Венгреского королевства вызвал смятение в будайских кабинетах - армия Гёргея была отозвана обратно в Пожонь, а её половина была передана 23-тысячной армии генерала Дьёрдя Клапки, которому поставили цель изгнать австро-чехов и краковских поляков с венгерских земель. Помимо этого, по дипломатическим каналам Дьюла Андраши усилил давление на Итальянскую Федерацию, подталкивая её к более активному ведению боевых действий, чтобы отвлечь большее количество австрийских сил. Однако спешка не пошла на пользу итальянцам - торопливо организованное наступление в Тироле было отбито с большими потерями. В совокупности эти меры всё же достигли поставленной цели: к началу июля армия Клам-Галласа была вынуждена оставить едва занятый Жилин, а 7 июля - Тренчин, отступив за реку Ваг к старой границе.

Вторжение в Хорватию

14 июня в дополнение к имевшемуся в Голе венгерскому гарнизону были переброшены подкрепления, призванные вызвать у противника ложное впечатление о намерении Буды развивать готовый плацдарм. В тоже время, западнее основная группировка под командованием генерал-майора Мора Перцеля перешла границу и, форсировав реку Драу, вышла под стены города Вараждин, взяв его после непродолжительного сражения. Из-за того, что в ходе контрреформ эрцгерцога Альбрехта автономия хорватского регионального правительства была фактически ликвидирована, а армия, созданная при Франце-Иосифе - распущена, при венгерском вторжении королевство Хорватия-Славония не смогло сходу организовать свою оборону. Однако угроза возвращения венгерского господства всколыхнула хорватское общество и вызвало новый взрыв патриотизма, сравнимый с 1847 годом. Возродившиеся хорватское движение возглавили Эуген Кватерник и Анте Старчевич, создатели Хорватской партии права, участвовавшей в выборах в Сабор.

Хорватское ополчение

Хорватские ополченцы

Вторжение австро-чехов в Словакию вынудило верховное венгерское командование лишить Перцеля части резервов, что значительно замедлило темпы продвижения его армии. 23 июня хорватское ополчение под началом Эугена Кватерника в районе Нови-Марофа встретилось с венграми и ценой больших потерь остановило их. Но уже 10 июля к захваченному Перцелем Вараждину подошли вернувшиеся из Словакии части и во втором сражении при Нови-Марофе слабо организованное и необученное ополчение Кватерника было разгромлено; путь на Загреб был открыт.

Итальянский фронт

Несмотря на тот факт, что практически с самого своего создания Италия готовилась к новому витку Рисорджименто, а непосредственно перед войной к власти пришло военное правительство, в войну Рим вступил далеко не в лучшей форме. Армии государств-субъектов так и не был приведены к общему знаменателю: от армии к армии разнились регламенты, стандарты, обмундирование и вооружение; федерального флота не существовало вовсе - его функции выполняла сводная эскадра Сардинии, Обеих Сицилий и Папского государства, чей статус юридически не был определён.

Численность мобилизованной итальянской армии составила 200 000 человек, общее командование над которыми Августейшая Коллегия формально возложила на короля Сардинии-Пьемонта Виктора Эмманиула II, а тот в свою очередь передал их премьер-министру Альфонсо Ламарморе.

Мирный договор

Последствия