ФЭНДОМ

Военные действия на море составляли столь важную часть мирового конфликта 1962 года, что разумнее описать их в отдельной статье.

ТМВ-1962: Карибский Кризис

Развертывание
1024px-USS Franklin D. Roosevelt (CVA-42) Sep 1967

Супер авианосец "Франклин Д. Рузвельт".

ВМФ США

У Кубы блокаду поддерживали суперавианосец "Индепенденс" и гордость флота - атомный ударный авианосец "Энтерпрайз". Прикрытие их осуществляли ракетные крейсера "Канберра" и только что завершивший подготовку атомный "Бэйнбридж" В Норфолке, готовая к выходу в море, стояла "Саратога", к которой был готов присоединиться "Корал Си", атомный ракетный крейсер "Лонг Бич"и легкий ракетный крейсер "Леги".

В Средиземном Море находились суперавианосцы "Форрестол" и "Франклин Д. Рузвельт". Их сопровождали ракетные крейсера "Бостон", "Литтл Рок" и "Спрингфилд".

На Тихом Океане находились суперавианосцы "Киттихок" и "Констеллейшен". Их сопровождали ракетные крейсера "Гальвестон", "Провиденс". У берегов Вьетнама патрулировали "Бон Омм Ричардс" и "Орискани", вместе с ракетным крейсером "Топека". К боевым действиям лихорадочно готовился "Рейнджер", стоявший в Сан-Франциско, и ракетный крейсер "Оклахома Сити".

Кроме того, в Атлантическом и Тихом Океанах было развернуто восемь противолодочных поисково-ударных групп, возглавляемых АВ типа "Эссекс", и еще несколько АВ этого типа стояло в резерве.

Стратегические силы флота были представлены как атомным арсеналом на авианосцах (в среднем до 40 атомных зарядов на каждом) так и шестью субмаринами с БРПЛ "Поларис", занявшими позиции в Норвежском Море и Восточном Средиземноморье, а также тремя подводными лодками с КР "Регулус", находившимися в патрулировании у Камчатки. Атомные торпедные субмарины находились в боевом патрулировании в водах Северной Атлантики: кроме того, армада из почти 40 торпедных лодок, модернизированных по программе GUPPY базировалась в портах Европы, Японии и Северной Америки.

ВМФ СССР

Советский флот в начале конфликта в основном пребывал в гаванях. Три направленные к побережью США субмарины были уничтожены еще до непосредственного обмена ударами: на позиции оставалась только Б-4, уклонившаяся от атаки противолодочных сил. На Тихом Океане Б-88 заняла позицию у южной оконечности острова Хонсю.

Стратегические операции флота

В 1962 году только американский флот располагал в полной мере стратегическими ударными возможностями за счет своих атомных ракетных субмарин, снаряженных БРПЛ "Поларис". Эти ракеты, хотя и считались ненадежными и капризными, тем не менее обладали подводным стартом и могли запускаться на дистанцию до 1800 км. В строю находилось семь лодок, и еще одна готовилась к выходу в море.

Подводные ракетоносцы США

28.10.1962-11.14

Получив подтверждение президента и командования ВМФ о начале боевых процедур, станция связи ВМФ в Норфолке ретранслирует низкочастотный кодированный сигнал подводным лодкам, находящимся на боевой позиции.

28.10.1962-11.18

Подводная лодка SSBN 598 "Джордж Вашингтон", патрулирующая в Норвежском Море, выпускает двенадцать ракет A1 "Polaris" по шести стратегическим целям на территории СССР. Семь 600-килотонных боеголовок детонируют, накрывая Мурманск, пункты базирования субмарин в Гремихе и Полярном, авиабазу Лахта. Шестой объект - аэродром Луостари - из-за выхода из строя обеих движущихся на него боеголовок не подвергается атаке. Оставшиеся четыре ракеты лодка сохраняет в резерве.

28.10.1962-11.20

Подводные лодки  SSBN 601 "Роберт Э. Ли" и  SSBN 599 "Патрик Генри" выпускают двенадцать ракет каждый, распределенные парами по Северодвинску, Видяево, Североморску-1 и Североморску-2, авиабазе Оленья. Кроме того, атомные удары нанесены по объектам в Ленинградской Области и Прибалтике. 

28.10.1962-11.24

Подводные лодки SSBN 600 "Теодор Рузвельт" и SSBN 608 "Этан Аллен" осуществляют запуски ракет из акватории восточной части Средиземного Моря. Крым подвергается интенсивной ракетной бомбардировке. Основными целями ее становятся аэродромы и стоянки флота: авиабазы Быхов, Федотово перестают существовать. По крайней мере одна боеголовка поражает Новороссийск и две - Одессу.

28.10.1962-11.25

Субмарина SSBN 609 "Сэм Хьюстон", единственная на патрулировании снаряженная новыми ракетами "Поларис" A2, подвергает бомбардировкам объекты в глубине советской территории.

28.10.1962-11.38-12.50

Субмарины "Танни", "Барбео" и "Грэйбэк", несущие крылатые ракеты "Регулус" всплывают у Алеутских Островов и наносят ракетные удары по объектам на Камчатке. Хотя советским истребителям и ЗРК удается перехватить часть ракет, две из них достигают цели благодаря внезапности и малым размерам, и поражают стоянку флота в Вилючинске. Субмарины "Танни" и "Барбео" вскоре после этого атакованы советской противолодочной авиацией, первая потоплена (экипаж подобран американскими гидросамолетами).

28.10.1962-12.05

Подводная лодка SSBN 599 "Патрик Генри" гибнет со всем экипажем в результате атаки советского противолодочного самолета, патрулировавшего район пуска ракет.

1.11.1962

Подводные лодки  SSBN 598 "Джордж Вашингтон" и  SSBN 601 "Роберт Э. Ли" возвращаются в Великобританию, где на базе Холи Лох проходят перезарядку ракетных шахт. Ракетный тендер USS AS-19 "Proteus" осуществляет пополнение боекомплекта субмарин, после чего лодки 3.11.1962 вновь выходят в море, для поддержки акции авианосного флота против советских войск в Заполярье.

Подводные ракетоносцы СССР

Советский флот подводных ракетоносцев к началу войны был существенно больше американского, но технически значительно уступал ему. В строю имелось пять дизель-электрических ракетоносцев проекта 611, двадцать три дизель-электрические субмарины проекта 629, и семь атомных подводных ракетоносцев проекта 658. Большая часть из них была вооружена тремя ракетами Р-11Ф или Р-13 - жидкотопливными, запускавшимися только в надводном положении, и имевшими радиус действия не более 600 километров. Им предстояло длительное проникновение сквозь систему ПЛО НАТО, чтобы добраться до ударных позиций.

Кроме того, в наличии имелось шесть подводных ракетоносцев с крылатыми ракетами П-5 (все на ТОФ) и десять дизель-электрических ракетоносцев проектов 644 и 665 (шесть на ТОФ, две на БФ). Эти крылатые ракеты также имели радиус действия около 500 км и могли запускаться только из надводного положения.

В начале конфликта, все исправные ракетоносцы (пять атомных и двадцать две дизель-электрических) были подготовлены к выходу в море. Семь субмарин проекта 629 находились в море, на позиции рассредоточения. 

30.10.1962

Подводные ракетоносцы Б-29 и Б-45 потоплены патрульными самолетами у берегов Исландии в процессе перехода под шноркелями.

1.11.1962

Субмарина К-93 потоплена во время попытки всплытия у берегов Исландии.

2.11.1962

Подводный ракетоносец Б-149, заняв позицию у Розмари-Банк, выпускает три ракеты Р-13 по Глазго и авиабазе RAF Глэгори. Две мегатонные атомные боеголовки достигают цели: однако, из-за значительного КВО ракет, авиабаза подвергается лишь частичному разрушению. Вскоре после пуска субмарина потоплена патрульной авиацией.

4.11.1962

Сразу три дизельных ракетоносца потоплены у берегов Гренландии. Противолодочная оборона НАТО слишком сильна для дизельных субмарин, не способных длительное время оставаться под водой или поддерживать высокий подводный ход.

5.11.1962

Подводный ракетоносец К-153 подвергает ракетным ударам Рейкъявик и авиабазу Кефлавик в Исландии. Субмарине удается уйти от преследования.

В этот же день атомный подводный ракетоносец К-149 потоплен в дуэли с американской атомной торпедной ПЛ "Сивульф".

6.11.1962

Атомный ракетоносец К-16 потоплен противолодочной авианосной группой у Ньюфаундленда.

7.11.1962

Атомная ракетная субмарина К-59, преодолев благодаря возможности длительное время оставаться на глубине и высокой скорости подводного хода систему ПЛО США на Тихом Океане, выпускает шесть крылатых ракет П-5 по Сиэтлу, Такоме и Олимпии. Благодаря малой высоте полета, части ракет удается достигнуть цели (комплексы "Найк-Геркулес", защищающие регион, не в состоянии поражать цели, летящие ниже 1000 метров). В результате атаки, Такома полностью разрушена двумя взрывами, атомный удар накрывает Уайт-Сентер в Сиэттле. Остальные ракеты врезаются на пути в горы.

В этот же день еще один дизель-электрический ракетоносец атакован и принужден к сдаче противолодочными самолетами у южного побережья Гренландии. Главной проблемой дизельных субмарин являлась их малая скорость подводного хода - идя под шноркелем (ибо оставаясь на поверхности, лодка была слишком заметна для противолодочной авиации) субмарины имели скорость не выше 7-8 узлов, что означало, что им потребуется почти 20 дней на совершение перехода на пусковые позиции

8.11.1962

Ударные операции авианосцев

Боевые действия на море

Морская битва за Норвегию

Вторжение

Активные боевые действия развернулись за Северным Полярным Кругом. Хотя советский Северный Флот понес тяжелые потери от бомбардировки советского Заполярья американскими субмаринами в первые минуты войны, он, тем не менее, сохранил достаточную боеспособность, чтобы развернуть широкомасштабное воздушное и морское вторжение в Норвегию.

1-го ноября, в 06.15, советские субмарины Б-78, Б-72 и Б-62 атаковали атомными ракетами Р-11ФМ военно-морские базы и ключевые аэродромы Норвегии. Атомные удары были нанесены по Хааконсверну, Расмунду, Тронденес-Фьорду и авиабазам Будё и Орланд. Вслед за этим, под прикрытием почти трехсот истребителей Миг-17 и Миг-19, транспортные самолеты ВВС СССР высадили воздушный десант в Тромсе и Нарвике. Крупное соединение кораблей и транспортов Северного Флота вышло со стоянок и двинулось к побережью.

Особенности рельефа Норвегии чрезвычайно затрудняли оборону таковой с суши. Поэтому норвежцы направили основные усилия на оборону в воздухе и на море. Несколько сотен истребителей F-86F "Сэйбр" и истребителей-бомбардировщиков F-84 "Thunderjet" поднялись с уцелевших аэродромов и устремились навстречу неприятелю. В самых ожесточенных воздушных боях за тот период, обе стороны потеряли более 300 самолетов. Более 75% советского воздушного десанта было уничтожено в воздухе, однако уцелевшие подразделения, высадившись, при помощи десантных самоходок легко опрокинули ослабленную атомными ударами оборону норвежцев.

К полудню, плацдармы были захвачены и взяты под контроль. Норвежская сторона подвергала их ожесточенным бомбардировкам, но не могла нейтрализовать полностью. Советский военно-морской флот высадил дополнительные подкрепления с моря при помощи быстроходных десантных катеров, прикрываемых и поддерживаемых основными силами СФ. Норвежцы отчаяно оборонялись: подводная лодка "Utstein", прокравшись по фьордам, удачной торпедной атакой отправила на дно два советских эскадренных миноносца и еще ряд кораблей был потоплен воздушными ударами. Но противостоять превосходящим силам советского флота, Норвегия не могла.

Ответные действия

Американский флот придавал Норвегии большое значение, как одному из ключевых элементов основного противолодочного барьера НАТО у Фарерских Островов. Оптимальным путем защиты Скандинавии перед войной считалось прикрытие ее "ядерным зонтиком" с помощью палубной авиации. 

Практически немедленно после начала боевых действий, штаб американского флота, эвакуировавшийся на крейсирующий в Атлантике командный корабль "Норхэмптон" начал передавать приказы отдельным кораблям и целым флотам, концентрируя силы для противодействия советскому наступлению. Утром 29 октября, спешно вышедшая из Норфолка "Саратога" соединилась в море с "Мидуэем" и "Лонг-Бичем". 1-го ноября к ним присоединились "Энтерпрайз", "Бэнйбридж" и "Леги". Соединившись в море с двумя противолодочными авианосцами "Интрепид" и "Рэндолф", американский флот на полном ходу направился в Северную Атлантику.

Для обороны Норвегии НАТО собрало действительно впечатляющие морские силы:

- Ударные авианосцы "Саратога", "Энтерпрайз", "Корал Си", противолодочные авианосцы "Интрепид" и "Рэндолф", британские авианосцы "Арк Ройал" и "Гермес"

- Атомные ракетные крейсера "Лонг Бич", "Бэйнбридж", ракетные крейсера "Леги" и "Бостон"

- Артиллерийские крейсера "Сен-Пол", "Хелена", "Лос-Анджелес", британский крейсер "Блэйк"

- Ракетоносные эсминцы "Фаррагут", "Кунц", "Робинсон", "Сэмсон", "Генри Уильсон", "Барни"

- Двадцать восемь торпедно-артиллерийских эсминцев ВМФ США, Великобритании и Канады.

Кроме того, пять американских атомных торпедных подводных лодок и двадцать пять дизель-электрических субмарин США и Великобритании были предварительно развернуты в норвежских водах, с приоритетным приказом атаковать любую субмарину, не идентифицируемую как дружественную. Две американские подводные лодки при этом были по ошибке потоплены своей же противолодочной авиацией.

Советский Союз ответил на выступление американского флота, развернув в Норвежском Море в форме двух "завес" тридцать восемь дизель-электрических (в основном проекта 613) и две атомные субмарины. На аэродромах Заполярья к вылету готовились три авиаполка морских ракетоносцев Ту-16К-10, вооруженных крылатыми ракетами К-10С и КСР-2. Кроме того, к боевым действиям был готов отряд из четырех крейсеров проекта 68-бис, двух старых крейсеров проекта 26-бис и около тридцати эсминцев, включая ракетоносные эсминцы проекта 57-бис (три единицы).

Решающее сражение

3-го ноября, американский флот вошел в Лабрадорское Море, где соединился с патрулирующей британской эскадрой. К этому времени, в ходе операций подводных лодок, было уничтожено десять советских субмарин и еще две повреждены, ценой потери четырех американских и трех британских подводных лодок. Еще несколько советских субмарин были потоплены противолодочной авиацией.

Советский подводный флот прилагал большие усилия к нанесению ударов по эскадре НАТО в Норвежском Море, но действия подводных лодок были сильно затруднены дефицитом информации о перемещениях американцев. Американский флот выдвинул патрулирующие самолеты ДРЛО "Warning Star" далеко в Северную Атлантику, поддерживая их палубными E-1 "Tracer". В результате, вылетающие на патрулирование советские морские разведчики своевременно засекались и отгонялись палубной американской авиацией.

4-го ноября, советская подводная лодка Б-18 успешно атаковала и потопила торпедой с атомной боевой частью два американских эсминца передового дозора у Исландии, но установить контакт с самой американской эскадрой не смогла. Вечером в тот же день, две советские подводные лодки были обнаружены и потоплены противолодочным охранением основной эскадры.

Лишь 5-го ноября, когда американский флот уже вошел в Норвежское Море, подводная лодка Б-72 сумела установить контакт с основными американскими силами. Понимая чрезвычайную опасность своего положения, советские подводники тем не менее передали экстренное сообщение с обозначением координат встречи. Их опасения оказались не напрасными - практически немедленно, американские средства РЭБ запеленговали Б-72, и лодка была потоплена со всем экипажем.

Теперь, советское командование точно знало расположение американской эскадры, и могло направить против нее свой основной козырь - морскую ракетоносную авиацию. В 8.15, два полных авиаполка Ту-16К-10 поднялись с аэродромов и устремились навстречу американскому флоту.

В 10.18, поднявшийся с "Корал Си" самолет ДРЛО Е-1 "Трэсер" засек на горизонте приближающиеся советские самолеты. Вскоре после этого, тридцать шесть советских ракетоносцев Ту-16 атаковали эскадру НАТО. Навстречу им вылетел воздушный патруль и дежурные звенья перехватчиков F4D "Skyray" и F-8 "Crusader". В яростных воздушных боях, 11 советских ракетоносцев было уничтожено перехватчиками: еще несколько были принуждены отступить так и не выйдя на пусковой рубеж.

Тем не менее, два десятка ракетоносцев небольшими группами (из-за противодействия палубных истребителей) все же достигли рубежа пуска. Американский флот ответил развертыванием чрезвычайно плотного покрытия радиопомех и использовал дальнобойные зенитно-ракетные комплексы для уничтожения приближающихся снарядов. В результате советской атаки, авианосец "Саратога" был поврежден близким разрывом 350-килотонной боевой части (еще несколько кораблей были повреждены или уничтожены этим попаданием), и затем - двумя попаданиями ракет К-10С с обычными боевыми частями. Авианосец потерял более половины авиагруппы и был охвачен пожаром: тем не менее, дезактивационным и ремонтным командам удалось в течении пяти часов вернуть "Саратоге" некоторую боеспособность. Тяжелый крейсер "Хелена" был потоплен прямым попаданием ракеты: также получили повреждения авианосец "Гермес" и эсминец "Барни".

Однако, основной состав американской эскадры, включая ударные авианосцы "Энтерпрайз" и "Корал Си" не пострадал, и был готов к действиям. В качестве немедленного ответа, два американских подводных ракетоносца, двигавшихся вместе с флотом, обстреляли аэродромы советской МРА.

Ответный удар

Вечером 5-го ноября, американский флот развернул массированное авианосное наступление против советских плацдаромом в Норвегии и объектов в Заполярье. Поднявшиеся с "Энтерпрайза" и "Корал Си" палубные стратегические бомбардировщики А-3 "Skywarrior", сопровождаемые истребителями, нанесли атомные удары по советским аэродромам, морским базам, стратегическим транспортным узлам и районам сосредоточения войск. Одновременно, легкие штурмовики A-4 "Skyhawk" наносили удары по плацдармам в Норвегии, стратегическим мостам, кораблям и позициям ПВО.

Авианосный удар застал советское командование врасплох: хотя оно знало о присутствии авианосцев, их высокая мобильность позволяла им диктовать инициативу в атаке. Действующие под прикрытием палубных истребителей А-3 могли прицельно наносить атомные удары. Более 50 атомных бомб различного эквивалента было сброшено. Кроме того, прибрежные объекты были подвергнуты интенсивной конвенционной бомбардировке.

Результаты воздушной кампании 5-7 ноября были критическими. 80% советских аэродромов и военно-морских баз в Заполярье были выведены из строя (считая и ранее накрытые ударами "Поларисов"). Серъезнейший урон был нанесен системе коммуникаций. 

6-го ноября, воздушная разведка НАТО обнаружила основные советские морские силы в Баренцевом Море. Немедленно был организован воздушный удар: эскадрилья штурмовиков А-4, совершив заход на сверхмалой высоте, успешно атаковала советскую эскадру тактическими атомными зарядами. После этого, удар по уцелевшим советским кораблям нанесли три десятка палубных штурмовиков "Буканьер" и A-1 "Skyraider", вооруженных конвенционными бомбами и НУРС. В результате этого удара, советский Северный Флот был практически полностью уничтожен: в море погибли четыре крейсера, двенадцать эсминцев (включая два ракетоносных)  и более двух десятков вспомогательных кораблей. Еще два крейсера и восемь эсминцев были потоплены авиацией в базах, и несколько эсминцев и сторожевиков потоплены в боях американскими надводными кораблями и подводными лодками. 

8-го ноября, десантные вертолетоносцы "Окинава", "Принстон" и "Тетис Бэй" высадили с помощью палубных вертолетов 5000 пехотинцев 1-ой дивизии морской пехоты США в Северной Норвегии. Эти силы были вскоре пополнены Королевской Морской Пехотой Великобритании и голландским экспедиционным контингентом. Кроме того, около 200 истребителей ВВС США было переброшено в Норвегию. С новыми силами (и атомной артиллерией), норвежские войска перешли в контрнаступление и к 10 ноября последние советские десантники в Трондхейме, окруженные, не имеющие поддержки и подкреплений, были вынуждены сложить оружие.