ФЭНДОМ

1e77e77c86d1-1-Эта статья - часть проекта "Инопланетные Летучие Мыши"!
Не надо падать в обморок от нереалистичности :-)
Война с Окраинами
Основной конфликт: Гражданская Война в России
[[Файл:[[Файл:1424668425 pogibayushhij-batalon.jpg[150 px]]|300pxpx]]
Дата

19 декабря 1919 - 25 марта 1920

Место

Украина и Белоруссия, Финляндия и Карелия, Эстония и Латвия

Причина

1)Желание Колчака вернуть национальные окраины в состав России

2)Желание Пилсудского вернуть Польшу к границам 1772 года

3)Желание руководства национальных окраин отстоять свою независимость

Итог

Восточная Украина отошла России, также она получила район Выборга и часть Карелии.

Польша захватила западную Беларусь, западную Украину.

Финляндия, Эстония, Литва и Латвия окончательно стали независимыми странами.

Противники
Flag of Russia.svg Россия Poland 27 39 Польская Республика

При поддержке:

Flag velikobritanii - Англия.

Флаг Украины До Киевской Революции Украинская Народная Республика
Флаг-БНР Белорусская Народная Республика (только партизанские отряды)
Эстония Эстония,
Латвия Латвия,
Литва Литва,
Suomi Финляндия

Командующие
Flag of Russia.svg Александр Васильевич Колчак

Flag of Russia.svg Антон Иванович Деникин

Flag of Russia.svg Константин Константинович Мамонтов

Poland 27 39 Юзеф Пилсудский

Флаг Украины До Киевской Революции Семён Петлюра

Флаг-БНРЯзеп Лёсик
ЭстонияЙохан Лайдонер
ЛатвияКарлис Ульманис
ЛитваАнта́нас Смето́на
SuomiКарл Манергейм

Силы сторон
общее - до 300 000 человек до 120 000 человек
Потери
более 8000 человек, включая мирных жителей более 6000 человек, включая мирных жителей

Война с окраинами, в России - поход на Запад или Война за целостность, в Польше - Восстановительная война - вооружённый конфликт на востоке Европы и в Прибалтике, длившийся с 19 декабря 1919 по 25 марта 1920 гг., итогов которого стало:

  • Территориальное присоединение бывшей частей Речи Посполитой к Польше.
  • Выборга и Карелии, Донбасса и Луганщины, Причерноморья и Бессарабии - к России.
  • Становление Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии окончательно независимыми государствами.
  • Также война почти расколола Антанту. Англия поддержала Польшу, а вот Франция всячески помогала Колчаку.

Предыстория войны

Уже со времен Февральской Революции национальные окраины Российской Империи начали бороться за независимость. После того, как отгремела Октябрьская революция и началась Гражданская война, оформились многие новые страны, такие как: Украинская Народная Республика, Белорусская Народная Республика, Финское Республика (ранее королевство), Латвийская Республика, Литовская Республика и Эстонская Республика. 

Во время войны эти страны не особенно вмешивались в конфликт белых и красных, рассчитывая на "тихую" жизнь. Но после падения Советской России, адмирал Колчак обратил взор на Запад, рассчитывая вернуть национальные окраины в состав России.

Правительства национальных окраин же готовились отстоять свою независимость. Доказательством того служит вот этот документ, подписанный главами вышеуказанных стран 4 декабря 1919 в Стокгольме

Мы, ниже подписывающиеся лидеры стран:

1 - Украинской Народной Республики

2 - Финской Республики

3 - Белорусской Народной Республики

4 - Литовской Республики

5 - Эстонской Республики

6 - Латвийской Республики

Признаем друг друга легитимными руководителями своих стран, и обещаем оказывать друг другу посильную поддержку. Если нынешнее руководство России решит нарушить суверенитет одной или нескольких из вышеперечисленных стран, то остальные участники договора обязуются немедленно прийти на помощь жертвам агрессии.

Они понимали, что только вместе могут противостоять грозному врагу с Востока. Однако их силы были гораздо меньше, чем у России - БНР имело только партизанские отряды, армия Петлюры более походила на банду, войска стран Прибалтики были крайне малочисленны. Только Финляндия имела более - менее большую армию. 

Отдельного упоминания стоят позиции стран Антанты. Великобритания хотела как можно сильнее раздробить Россию на "Удельные княжества", которыми проще управлять. Особенную ставку она делала на Польшу, которая должна была стать "щитом" Европы от России. Франция больше всех вложила в Белое Движение, французские инвестиции были в России, и её правящие круги были заинтересованы в победе Колчака. 

Первый период войны

  • Юзеф Пилсудский, глава Польши.
  • Семен Петлюра, лидер УНР
  • Язеп Лёсик, глава БНР
  • Йохан Лайдонер, командир армии Эстонии, по сути её лидер.
  • Карлис Ульманис, глава Латвии
  • Анта́нас Смето́на, глава Литвы
  • Карл Маннергейм, маршал и лидер Финляндии

Несмотря на предупреждения, Колчак приказал 19 декабря армии перейти в наступление. Войска России были собраны в четыре боевых группы: Украинская (16 тысяч штыков и сабель) под командованием Мамонтова, Белорусская (10 тысяч штыков и сабель) под командованием Деникина, Петроградская (самая главная, в общем 38 тысяч штыков и сабель при поддержке флота) под командованием Юденича, Карельская (8 тысяч штыков) под командованием Слащёва. 

Vostanie3

Солдаты УНР

Первоначальный успех (уже 22 числа у петлюровцев отбит Никополь) вскружил голову Мамонтова. В результате он проигнорировал предупреждение разведки о скоплении сил УНР под Херсоном, и пошел на Дубровки, оголив тыл. 25 украинск

ие части нанесли ему поражение под Дубровками, ударив с тыла. Константин Константинович вынужден бежать к Никополю, теряя артиллерию и припасы. 

В Беларуси бывшие руководители БНР попробовали организовать свои части, но уже 24 числа пал Гомель, Деник

ин шёл к Минску, явно намериваясь быстрее покончить со своим врагом. В ночь на новый, 1920 год, он занял Минск, заставив бежать генералов врага с позором в Польшу. Там их 3 января расстреляли.

Самое сложная ситуация сложилась на Петроградском направлении; войска финнов отбивали все атаки на Выборг, а отряды эстонцев и латышей взяли Псков. Юденичу приходилось крайне тяжело - он сражался по сути на три фронта (Выборг, Нарва и Псков)

В Карелии Слащёв, пользуясь своими навыками и хорошими боевыми качествами отряда, отбивается от атак. Благодаря ему, 12 января Россия сохранила за собой Олонец. Только малочисленность войск генерала мешала ему перейти в контратаки. 

Вступление Польши в войну, падение УНР.

1400699051 31

Убитые украинцы.

Война России против окраин сначала была проигнорировано руководством Польши. Но затем Пилсудский заинтересовался проектом восстановления страны "От можа до можа". Он понимал, что польская армия гораздо сильнее банд Петлюры, и ей не составит труда катком пройтись по западной Украине. Вопросы вызывала Россия; можно ли рискнуть новой войной? Переговоры с послами стран Антанты в Польше были очень напряженными, но к 4 января Пилсудский добился от посла Англии письменной гарантии поддержки. Войска ПР были готовы к броску.

И 6 января такой приказ был дан; армия Польши перешла заявленные границы БНР и УНР. Колчак сразу же отдал тайный приказ за номером 200, в котором требовал "немедленного наступления на всех фронтах" и "Быстрой и решительной победы".

300px-Battle of Niemen

Солдаты Польши под Минском.

7 января стало началом конца УНР. На неё с обеих сторон напали поляки и русские. Отряды Петлюры разбегались под ударами врагов. 13 января Пилсудский разбивает под Житомиром основные силы УНР. Понимая, что поляки очень близки к Киеву, Деникин бросил туда лучшие части своей конницы. Она смяла ряды отдельных банд, и уже вечером 14 российская армия вошла в Киев. В то же время Мамантов атаковал Херсон, захватив его.

Российские и польские войска соприкоснулись у Дубровки. Только усилиями адъютантов Мамантова кофликт был предотвращен. Началось "Украинское Стояние", которое длилось с 15-го января по 25.

Война на Северном Фронте

Несмотря на победы над БНР и УНР, Колчак оставил корпуса Мамантова и Деникина на занятых ими рубежах, опасаясь войны с Польшей. Это не позволило перебросить подкрепления Юденичу и Слащёву на севере страны, что привело к ухудшению их положения. Так 7 января финны подошли совсем близко к Петрограду,его начали обстреливать. Попытка отбить Псков провалилась - эстонцы доблестно держали оборону. Слащёв был вынужден прекратить подготовку к наступлению, окопавшись под Олонцом и Мурманском. 

Понимая, что мир нужен поскорее, Маннергейм приказал армии перейти в наступление: финны двинулись на Петроград. Ценой крайнего напряжения сил Юденичу удалось с 12 по 23 января отстоять город. Только после Киевского Перемирия с Польшей, Колчак начал переброску сил на Север. Создав к началу февраля подавляющий численный перевес, правитель России приказал идти в наступление. Однако саботажные акции большевиков на ж/д маршрутах, раздробленность резервов и то, что их вводили по частям, свело успех России на нет - по состоянию на конец зимы Юденич контролировал только Петроград, его окрестности, и окрестности Пскова.

Новое наступление было решено начать в марте. К тому времени российская армия добилась полного превосходства над противостоящей ей коалицией в людях и технике. На отдельных участках фронта соотношение сил было 5:1 в пользу России.

Phoca thumb l pvr1

Дроздовцы под Псковом.

2 марта под Псковом началось наступление казачей конницы и офицерского "Дроздовского" полка. Ряды эстонцев дрогнули, и 4 марта Псков был освобожден. На следующий денб Мамантов попробовал войти в саму Эстонию, но там Лайдонера ждали подкрепления, и ему удалось остановить русское наступление под Печорами. 

6 марта Юденич начал атаку на Выборг. Финская армия доблестно сражалась, но отряды Российской армии шли вперед. 10 марта они дошли до окраин Выборга. Начался затяжной артобстрел, который длился два дня не прекращаясь. Итогом стало занятие 13 числа руин города отрядом Каппеля. 

Понимая беспросветность ситуации, Маннергейм пошел на переговоры с Россией. Ему помог тот факт, что страны Антанты были заинтересованы в скорейшем окончании конфликта, который вредил их интересам. В результате, 16 марта в Лондоне, открылся Восточный Конгресс, на котором сразу начались дипломатические баталии. 23 работа Конгресса чуть не была сорвана, из-за наступления Мамантова на Нарву. 

Киевское перемирие и Лондонский Договор

25 января в Киеве представителями России и Польши при посредничестве Франции и Англии было подписано перемирие. По нему все уже захваченный поляками территории Украины оставались за ней, кроме того - вся Беларусь отошла новой Речи Посполитой, как её уже называл Пилсудский. Россия получала территории Новороссии и Киев с окрестностями. Важно: Колчак не признал независимость Польши, а Пилсудский не признал Колчака законной властью в России, что обрекло регион на череду пограничных конфликтов.

Через месяц, 25 марта, Шульгин, ставший министром иностранных дел, подписал Лондонский Договор. Он закреплял положения Киевского перемирия и регулировал отношения России с Прибалтикой и Финляндией. По нему Россия признавала их независимость и право на самоопределение в политике, а Карельский перешеек, Карелия перешли к Москве. Правительства отколовшихся стран признали Колчака правителем новой России. 

По итогу войны с окраинами, Россия больше потеряла, чем приобрела. Она утратила Беларусь, Прибалтику, Финлянидию, Западную и Центральную Украины, оставив за собой только Новороссию, Карелию и одноименный перешеек.