Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Отечественная война 1812 года
18121812.jpg
Бой под Изборском
Время 24 июня 1812 года - ...
Место Россия, Северная Германия
Итоги Рижский мир
Причина Торговые и политические противоречия России и Франции. Невыполнение русской стороной условий Берлинского мира.
Участники
Флаг Французской Империи.png Французская республика
Батавия.png Батавия
Флаг Вены.png Венская республика
Флаг Богемии.png Богемская республика
Бавария.png Бавария
Оказали поддержку:
Флаг Пруссии.png Пруссия
Вюртемберг.png Вюртемберг
Флаг Российской Республики.png Российская империя
Силы сторон
490 000 (на момент переправы через Неман) 600 000 (количество солдат по итогу мобилизации)
Потери
230 000 солдат погибшими и раненными 200 000 солдат погибшими и раненными

Война 1812 года (фр. Сampagne de Russie pendant l'année 1812) - военный конфликт между Французской республикой Виктора Моро и Российской империей, произошедшая в 1812 году.

Эта война оставила огромный след в истории России и ее культуре, немало повлияв на дальнейшее развитие как внешней, так и внутренней политики страны.

Предпосылки к войне

В первом десятилетии XIX века Россия выступила противником Французской республики в европейских коалиционных войнах, в том числе и в Войне IV коалиции, где русские, бившиеся на полях сражений бок о бок с прусскими войсками, потерпели поражение и вынуждены были подписать Берлинский мир 1809 года. Условия его оказались для России крайне невыгодными: присоединение к блокаде Британии, сильно сказывавшееся на русской торговле; прекращение борьбы с Османской империй на севере Балкан; заключение военного союза с Францией и признание ее завоеваний в Европе. Все эти требования были неприемлемы для российского правительства и императора, видевших во Франции главную угрозу России. Помимо всего прочего, до 1812 года случилось немало дипломатических стычек между Россией и Континентальном союзом.

Отдельно стоит обратить внимание на убытки от прекращение торговли с Британией; вывоз главного экспортного товара - хлеба - сократился почти в четыре раза из-за остановки торговых отношений с главным партнером Российской империи. На российскую казну эти обстоятельства влияли прямо. Соблюдение блокады со стороны России долго длиться не могло, и соглашения Берлинского мира косвенно нарушались русской стороной торговлей с Британией через нейтральных посредников, в основном Швеции.

Кроме прочего, Александра I не могли устраивать два новообразованных соседних государства: Польша и Венгрия. Элита первой имела амбиции на восстановление границ Речи Посполитой до ее разделов, а король, Юзеф Понятовский, этим амбициям не препятствовал. Венгрия же находилась в политической нестабильности, и французское влияние в ней было крайне сильно. На границах России с Венгрией и Польше находились французские гарнизоны и военные части, что у русских не раз вызывало недовольство.

Французская сторона, разумеется, не могла сквозь пальцы смотреть на нарушения Берлинского мира. В русском неповиновении условиям договора виделась прямая угроза Континентальному союзу, и после 1810 года обе стороны уже готовились к конфликту. Франция смогла заручиться поддержкой прусского и польского монархов, а также получить косвенную поддержку со стороны Швеции и Венгрии, которые накануне войны прекратили торговлю с Россией.

Начало войны и наступление французов

От Немана до Пскова

Французские войска, до этого на протяжении многих месяцев собиравшихся на русской границе, вторглись в Россию 24 июня. Планом

Переход через Неман армией Моро

Моро было вторжение в Россию с двух направлений: на Ригу и дальше к столице (северное направление) и на Смоленск (южное). Таким образом Моро планировал поставить русскую армию в максимально невыгодное положение, в котором она должна была разъединиться на две части в условиях угрозы вражеского захвата обеих столиц. При этом Моро желал обмануть противника, сам возглавив поход на Петербург, хотя основную задачу - разгром русских войск с целью не дать им помешать продвижению к Петербургу - он возложил на Ланна, одного из лучших генералов Франции. После устранения 2-ой русской армии на юге Ланн должен был объединиться с Моро для взятия Петербурга. 500 тысяч солдат Континентальной армии, переправившись через Неман, сразу же начали свое наступление до Вильны, которая была взята 28 июня и где впоследствии был расположен французский штаб. Две русские армии - Барклая-де-Толли и Багратиона - отступали соответственно от двух вражеских армий, по пути давая врагу отпор с целью задержать идущую на них армаду при том, что на обоих фронтах русские были в существенном меньшинстве. Армия Моро 4 июля осаждает Ригу, где тогда засел существенный гарнизон генерала Эссена, что, впрочем, не помешало Моро, используя огромные артиллерийские части, взять Ригу штурмом уже 10 числа. 24 июля, после неудачной для французов стычки у Сигулды, французы отбрасывают русский арьергард генерала Витгенштейна, из-за чего направление на Петербург осталось открытым.

Изборское сражение

Тем временем, Жан Ланн наступал со своей армией в сторону Минска; впрочем, дорога к нему для него легкой не оказалась: частые стычки с русскими войсками (особенно отличились в этом казаки Платова) задерживали массивную армаду, из-за чего французскому генералу никак не удавалось развить наступление столь же стремительно, как это делал консул на севере. Моро решил не выжидать удобного времени у Риги, а пойти дальше в наступление по дороге на Псков, отдельно послав на город Дерпт конный корпус Мюрата, а в самой Риге оставив корпус генерала Жюно. Уловка удалась, и Витгенштейн потерял время под Дерптом, сражаясь с Мюратом, который при первом удобном случае повел армию на подмогу Моро. 1 августа случается сражение при Изборске, в котором Барклай-де-Толли, под давлением царившего в армии мнения о необходимости дать отпор французам и не дать войти в столицу, контратаковал французские войска Моро. Нужных результатов русские добиться не смогли; Моро отбросил русскую армию, пусть Барклай и смог увести большинство русских частей за Псков. 8 августа французы взяли Псков, однако дальнейшее продвижение в сторону Петербурга Моро не предпринял - на южном направлении необходимых успехов не сложилось, а войска были недостаточно многочисленны.

Реорганизация русского командования

Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией

К августу на южном направлении у французов сложилась благоприятная обстановка, которой генерал Лан планировал воспользоваться, разгромив русские войска у Витебска и Полоцка. Впрочем, против французов сыграла смерть Ланна 18 августа 1812 года в одной из битв к востоку от Минска, после чего командование южной армией взял на себя генерал Ней, что начатое Ланном наступление развить не смог. Моро отбросил первоначальный план и дожидался Нея у Пскова. 2 сентября две французские армии соединились; 2-ая русская Багратиона устранена не была и шла на северном направлении для соединения с 1-ой. В русском командовании шли споры о назначении главнокомандующего русской армией; первая персона для этого поста - Барклай-де-Толли - была отброшена из-за непопулярности его плана отступления и изматывания. В результате, главнокомандующим русской армией был избран популярный как в военных кругах, так и в российском обществе Михаил Кутузов, который уводил войска назад, отводя все дальше место генеральной битвы, пока враг шел на столицу.

Захват Петербурга

Лужское сражение

Лужская баталия; Раевский ведет солдат в бой

За время после маневра южной армии французов некоторые части 2-ой русской армии Багратиона не успевалидобраться на 1-ой армии, которая расположилась на укрепленных позициях у города Луги. Сам консул Моро не планировал дожидаться Нея, за время прибытия которого русские смогли бы перегруппироваться. Вместо этого Моро, направляясь по дороге на Петербург, хотел застать противником в испуг, вступив с ними в битву у их позиций. 6 сентября франко-русские войска сталкиваются у межозерного редута рядом с одноименной деревней, а на завтрашний день воины столкнутся в кровавом сражении на реке Луге. За время боя, заключавшегося в штурме французами русских укреплений, погибло большое количество человек с обоих сторон, но остановить напор Моро Кутузов не смог; вечером он повел армию в отступление дожидаться 2-ой армии.

Дорога на столицу России осталась практически открыта - лишь в нескольких позициях находились гарнизоны. Гарнизон самого Петербурга Кутузов планировал задействовать в сражении у Луги, но позволено ему это не было.

Французы в Петербурге

Вхождение Моро в Санкт-Петербург

Вскоре консул Моро занимает Гатчину, после нее - Царское село, а следом, преодолев некоторое сопротивление у стен города, - Санкт-Петербург (20 сентября). Гарнизон столицы не мог вынести битву с Моро по многим причинам, и план Кутузова этого не предполагал, за что тот стал ругаем в обществе чуть ли не больше, чем Барклай. Столичная интеллигенция, частично бежавшая в Новгород нынче ополчилась на ранее популярного командующего. Гарнизон Санкт-Петербург после нескольких стычек с врагами эвакуировался в Шлиссельбург, который был подготовлен к нахождению там немалого количества русских солдат на время война.

Французская конюшня в Софийском соборе Царского села

Моральный дух французов сильно падал из-за усталости и высоких потерь: нередки были случаи мародерства в царских резиденциях, случаи распространения алкоголя среди войск.Снабжение по морю не сильно помогало. Большая часть французской армии расположилась в Царском селе и в Гатчине, в то время как в Петербург Моро привел лишь небольшой гарнизон. Русские войска, сам император и большая часть правительственного аппарата эвакуировались в Великий Новгород. Не смотря на взятие Санкт-Петербурга и связанного с этим ухудшения самочувствия Александра I, русские не шли на заключение мирного договора с Моро, который за время нахождения в российской столице дважды успел запросить перемирие. Россия сохранила значительные силы, в то время как французы уже не имели того численного преимущества, что было у них в начале войны. Не смотря на то, что у французов оставались пути снабжения по морю, Моро не мог позволить себе остаться в столице, где французская армия постепенно съедала себя изнутри, а в самом городе бурлило недовольство, грозившее перейти в восстание; 14 октября консул покидает Санкт-Петербург и направляет армию по дороге в Эстляндию.

Лифляндская кампания

Александр I на параде в Санкт-Петербурге после освобождения города

У Нарвы, как раз на пути французской армии, находился корпус Витгенштейна, оставшийся там с целью не дать французам объединиться с рижским резервом и который тут же был отброшен в Ревель, в то время как Моро продолжал отступление в Ригу для воссоединение с тамошними солдатами генерала Жюно. 23 октября в Санкт-Петербург с армией торжественно входит Александр I, пока Кутузов вел основные войска вдогонку за Моро.

После продолжительной паузы в военных действиях русские войска под руководством Багратиона и Раевского 10 ноября предпринимают успешную атаку на французские позиции на реке Айвиексте. Казалось, что череда неудач русской армии в поле оканчивается, однако развить успех в Лифляндии армии Кутузова не удавалось, и уже через неделю генерал Пишегрю отбрасывает русских от занятых позиций, а потом занимают Вольмар.

Ноябрьское покушение

Настроения в российском обществе становились, не смотря на освобождение Петербурга, более пессимистическими. Русская аристократия, на поддержку которой ранее опирался Александр I, стала выступать резко против продолжения войны, тем более, что над Петербургом стояла угроза повторного вторжения французской армии, пополнившейся частями из Риги. Впрочем, в самой Франции энтузиазма также не было; победоносный консул впервые вынужден был отступить и проиграл, а сама война казалась не приносящей фактической пользы. Моро смог провести рокировку французских войск, чем поднял боеспособность армии, но стратегическое положение французов оставляло желать лучшего: теперь уже не было такого числа войск, с которым легко можно было развить наступление вглубь России, в то время как русские провели и продолжали проводить мобилизацию, хотя действия генерала Тормасова против польских войск и не были в полном смысле успешными.

21 ноября 1812 года на императора Александра I происходит покушение в его временной резиденции - Михайловском замке, где 11 лет назад произошло убийство Павла I. Покушение оказалось неудачным, благодаря верным императору гвардейцам и предосторожности Александра, но последствия его оказались значительны. Среди заговорщиков оказались такие личности, как Платон Зубов (некогда влиятельнейший фаворит Екатерины II, хотевший с помощью переворота вернуть себе существенную власть), Леонтий Беннигсен (член высшего офицерства, принимавший участие в дворцовом переворот 1801 года), Петр Лопухин, Илларион Васильчиков, и многие члены петербургской аристократии. Неудавшееся свержение повергло императора в панику и паранойю, отчего тот совершенно отошел от государственных и военных дел, уединившись в Петергофе, полностью обставленном стражей.

Не смотря на подталкивание императора к продолжению войны со стороны Аракчеева и Кутузова, в конце ноября начинается подготовка к мирным переговорам, а 1 декабря было заключено перемирие.

Окончание войны

Представлявший российскую сторону граф Румянцев

11 декабря 1812 года стороны конфликта сели за стол переговоров в Ревеле. Моро уже не мог опираться на владение вражеской столицей или иными значительными территориями, что смягчало требования к России. благодаря усилиям министра Румянцева удалось добиться сокращения территориальных уступок, которые были затребованы французской стороной изначально (затребованные Моро и Понятовским Волынь, Литва, Курляндия и Белосток были вычеркнуты из мирного договора и Россия вынуждена была отдать Польше лишь Галицию и некоторые незначительные территории). Россия, кроме всего прочего, получила возможность влияния на Молдавию и Валахию.

Впрочем, Ревельский мир не отменял условия континентальной блокады, и Россия вновь теряла возможность торговли с Великобританией.

Последствия

Advertisement