ФЭНДОМ

Войны за наследство Наполеона I (Пост-наполеоновские войны, Кровавые 20-е) - Войны и конфликты, происходившие в Европе с 1823 по 1830. Названы так из-за того, что происходили после смерти Наполеона I Великого и были посвящены делёжке Европы после него. После этих войн расстановка сил в Европе серьёзно изменилась. 

Причины

Главной причиной был Парижский Конгресс - его решения зачастую учитывали интересы только Французской Империи, а не всех стран Европы. Французская гегемония в Европе могла сдерживать растущие противоречия, но только недолго. Множество вопросов остались или нерешенными, или решенными не полностью. 

Создание новых государств также привело к повышению напряженности. Выросшие в Пруссии тевтонские настроения заставляли правительство всё чаще смотреть на Восток - на Лифляндское и Варшавское герцогства. В Испанской Республике была сильная "5-я колонна" в лице монархистов и священников. Жители Рейнской Федерации настаивали на создании Единой Германии, а не "осколков". 

Многие режимы не удовлятворяли желания самих жителей - например, Герцогство Варшавское. В стране было запрещено даже упоминание слова "Польский", "Польша", а на престоле сидела саксонская династия. Италия была почти объединена, но на Севере она была под влиянием Франции, а на Юге установился режим Мюрата. В Византии назревали бунты мусульман, не желающих жить под православным давлением. 

В общем, в июне-июле 1823 Европа напоминала пороховой погреб. Заженным фителём стала смерть Наполеона I...

Список войн и краткое изложение событий

Война за объединения Германии

440px-Map-RB-1812-Westphalia.svg

Карта Рейнской Федерации

Правителем Рейнской Федерации был брат Наполеона I Жозеф. Не имея особых талантов в управление государством, он передал всю власть своему правительству. Там заседали пангерманисты, мечтавшие о становление Единой Германии. Война между РФ и остальными немцами была неизбежна...

Первый этап (5 августа - 12 августа 1823)

5 августа- Бавария объявила о выходе из РФ; начинается мобилизация ополчения, но она идёт медленно.

6 августа - Заявление Хорста Вагнера о том, что Парижский Конгресс и его решения устарели; но РФ является неделимой страной, которая обязана объединить Германию. 

7 августа - К Мюнхену стягиваются силы Федерации; никто не хочет идти защищать Баварское королевство. 

8 августа - Битва под Аусбургом; поражение баварцев. 

9 августа - В Касселе открылся Национальный Конгресс; представители всех стран Германии начали выработку новой конституции. В тоже время у Ампера разбиты остатки сил Баварии; король бежал в Австрию. 

10 августа - Пруссия заявляет о недопущении таких мер со стороны РФ; требует от неё предоставить право выхода из своего состава всем желающим. Одновременно прусская армия стягивается на Запад вместе с австрийской. 

11 августа - Падение Мюнхена; Хорст Вагнер приказывает готовиться к войне. Франция требует прекратить войну; Хорст обещает первым не нападать. 

12 августа - Пруссаки перешли границу в районе Гёрлица, началась война. К нему на встречу выдвинулись австрийцы. Рейнская Федерация объявила о нападении на себя, и выдвинула войска вперёд.

Второй этап (13 августа - 10 сентября 1823)

13 - 15 августа - Период предбоевого маневрирования; пруссаки пытаются объединится с союзниками, чтобы ударить вместе. 

16 августа - Союзники объединились под Дрезденом; начало осады города. В то же время отдельный корпус Пруссии отправился в Вестфалию, чтобы сразить РФ в самое сердце.

17 августа - Отряды Рейна встретились на Аллерсе с войсками пруссаков; им было нанесено поражение. Начинается контрнаступление на Виттенберг.

18 августа - Основные силы РФ подошли к Лейпцигу; их возглавил молодой генерал Эрнст Мюллер. Но сил все равно было меньше - 50 тысяч Рейнцев против 80 тысяч союзнческих сил. Было решено не идти на Дрезден, а обойти противника и перекрыть его пути снабжения. 

18 - 21 августа - Поход по Саксонии; Силы Федерации к 21 числу вышли к границе с Пруссией. На севере под Виттенбергом разбиты силы Пруссии и сам город занят. 

21 августа - 1 сентября - Осада Дрездена зашла в тупик; по стариинным ходам было налажено снабжение города хлебом, а на путях снабжения коалиции господствовала армия Рейнской Федерации. Им помогало местное население. Мюллер ввел строгие наказания для солдат за насилие над мирными жителями и особенно за мародёрство; это не могло не радовать крестьян. 

1 сентября - На военном совете коалиционное командование решило идти назад, на Котбус. Положение РФ резко осложняется наступлением австрийцев в Баварии; тридцатитысячный корпус ударил в тыл в самый разгар кампании. Пришлось формировать отряды добровольцев на местах. 

2 - 5 сентября - Австрийцы быстро и решительно наступают в Баварии; 4 пал Мюнхен. Войска Рейна отходят на Аугсбург. Северный корпус РФ наступает на Берлин; происходит эвакуация правительства Пруссии во Франкфурт. В районе реки Шпре встреча главных сил Пруссии, корпуса Австрии и сил РФ. Началось Сражение на Шпре, в итоге которого были разбиты силы коалиции.

6 сентября - В Аугсбурге строятся баррикады; над ними в первый раз в истории поднято пангерманское знамя. Раздаются призывы сражаться за "Вольную Германию". Войска Австрии подходят к городу; начинается его артобстрел. 

Maerz1848 berlin

Триколор над Аугсбургом.

7 - 8 сентября - Ключевые дни войны - Северный Корпус взял Браденбург и подошёл к Берлину; войска Э. Мюллера преследуют отходящие коалиционные силы на Франкфурт. В Аугсбурге решающие сражение для Баварии; горожане и войска РФ смогли дать отпор австрийцам. Война для коалиции явно было проиграна... 

9 - 10 сентября - Взятие силами Рейнской Федерации Франкфурта; арест правительства Пруссии. Начинается выработка капитуляции страны. 

Третий Этап (11 сентября - 21 сентября 1823)

11 - 12 сентября - Переброска сил РФ на Юг, против Австрии. Эрнст Мюллер возглавил объединенную армию Федерации и пошёл на Прагу, чтобы там поставить на колени последнего противника. Войска Габсбургов в Баварии отходят на Мюнхен. Начинается переброска сил из Венгрии в Чехию.

13 сентября - 15 сентября - Войска Рейна пересекли границу Австрийской Империи в районе Рейхенберга; силы противника концентрируются у Садовой. Наступление австрийцев в Баварии закончилось полным провалом; подошедшие из Вюртембурга подкрепления разбили их окончательно и прогнали в Тироль. 

16 сентября - Битва под Садовой; полный разгром Австрии. Начинается победный марш Мюллера на Вену. 

17 - 20 сентября - На фоне проигранной войны в Австрии начинается кризис государствености - в Буде начались волнение венгров. Тем временем Мюллер берёт Брно; силы Рейна всё ближе и ближе к столице противника.

21 сентября - Австрийская делегация остановила армию РФ за 23 километра до Вены. Началась выработка условий мира для Австрийской Империи

Мирный договор и Германская Империя

Итогом подписанного 22 сентября Пражского мира стало создание единой Германской Империи с династией Бонапартов во главе и Рейнской Федерацией как основой. Пруссия прекратила своё существование как независимая страна, став субьектом федерации, а Австрия утратила свою армию в канун Революции. 

Распад Австрии

Предисловие

Распространение по Европе идей "Свободы, Равенства и Братства" нанесло большой урон по лоскутной монархии Габсбургов. Подъём национального сознания у венгров и славян произошёл достаточно быстро. Но летом 1823 эти события были форсированы двумя событиями: смертью Наполеона I и проигрышем Австрией войны с Рейнской Федерацией. Многие венгерские политки задумывались о федерализации страны, но события развивались внезапно.

Первый "Венгерский" этап (19 сентября - 1 ноября)

220px-István Széchenyi

Иштван Сеченьи, лидер Освободительной Войны.

Утром 19 сентября 1823 началась забастовка студентов в Буде. Был виден их лидер - Сеченьи Иштван, призывавший идти до конца. К ним постепенно присоединялись торговцы и венгры - ремесленники. 

20 сентября протест блокировал Ратушу города; волнения перекинулись на Пешт и городские окраины. Видя нарастающий кризис, Франц II поспешно заключает мир с Рейнской Федерацией. 

21 сентября был разорён арсенал Буды; студенты вооружаются. Волна протеста постепенно радикализуется, уже большинство участников его отказывается от идеи федерализации Австрии.

22 сентября - Был дан приказ австрийским войскам идти на мятежные города. В то же время  в Пеште открывается Венгерский Парламент, который готовит декларацию о независимости Венгрии. 

23 сентября - Военные части, состоящие в основном из венгров, переходят на сторону восстания; начинаются преследования австрийцев и казни офицеров старой армии. 

Hungarian cockade

Кокарда Венгерской Национальной Гвардии.

24 - 25 сентября - Войска Австрии стягиваются к Буде; в городе формируется Национальная Гвардия под командованием Сеченьи. Было решено стоять до последнего. Из парламента выгнали сторонников договоренности с Веной. Арсеналы Пешта тоже идут на вооружение ополченцев. 

26 сентября - Опубликована Декларация о независимости Венгерской Республики от Австрии. Этот документ был торжественно принят в парламенте и на улицах; патриотический подъём венгров усилился.

27 сентября - Бой под Будой; отход австрийских сил от города. День считается теперь государственным праздников Венгрии.

27 сентября - 4 октября - Восстание переросло в полномасштабную революцию; на местах происходил захват власти отрядами Национальной Гвардии - Сегед, Арад и Клуж захвачены. Австрийская армия потерпела поражение от венгров под Сегедом (29 сентября) и под Темешваром (3 октября). Франц II обратился к дочке за помощью, из-за чего во Франции началось противостояние Нея и Марии-Луизы, но помощь все равно не была оказана.

5 - 19 октября - В Австрии мобилизация; император стремится подавить Революцию в Венгрии. Тем временем венгры берут Темешевар (7 октября) и подходят к Кошице и Дебрецену (10-12 октября). Стоит заметить, что единой организации Национальной Гвардии так и не сложилось - отряды действовали сами по себе. Наконец-то собранная имперская армия под Пожонем разбила силы Венгрии (17 октября) и начала двигаться на Буду. 

20-21 октября - Успешное наступление австрийцев на столицу Восстания, поражение венгров под Дебреценом. Все это убедило главу временного правительства Иштвана централизовать управление Национальной Гвардии и начать мобилизацию в неё остальных граждан.

22 - 25 октября - Медленное продвижение имперцев на Буду; за это время венгры сумели создать функционерующую систему управление Гвардией. С южного
Az Országgyűlés megnyitása, 1848. július 5.

Славься, Республика! Славься, Свобода!

фронта многие бригады были отозваны за защиту столицы. 

26 октября - Сражение бод Будой, длившиеся целый день; под вечер силы Австрии отступили. Поражение имперцев вернуло венграм надежду и веру в себя. 

27 октября - 1 ноября - Окончание Революции - взятие Дебрецена и Кошицы (27 октября), триумфальная победа под Пожегой над хорвато - австрийцами и преследование сил Империи до Пожани. 

Итог Венгерской Революции

Венгерская Революция оказала колоссальное влияние на историю Европы того периода. Успех венгров подтолкнул остальные народа Австрии на свои Революции, также именно успех ВР привёл к началу Итальянской Войны. 

Сам венгерский народ в результате этих событий обрёл свое государство, ставшее первой демократической Республикой в Восточной и Центральной Европах. Её президентом стал Сеченьи Иштван. 

Второй "Хорватско-Чешский" этап (28 октября - 17 декабря )

Хорватия (29 октября - 17 декабря)

Победа венгров дала надежду национально - освободительным движениям по всей Австрии, кроме хорватов - тех этот успех только пугал. На это были причины...

29 октября - Части хорватского ополчения уходят к Загребу; власть берут местные жители. Готовится Декларация об образовании Хорватской Республики. 

30 октября - 1 ноября - Наступление Венгров по территории Хорватии; новая страна не настроена отдавать ни пяди своей земли. 

1 - 5 ноября - Декларация была опубликована; формируются дополнительные воинские части в поддержку уже существующим, но времени уже нет. Венгерская армия победно идёт до Загреба. 

5 ноября - Бои между Республиканской Гвардией Хорватии и Армией Венгерской Республики; полный разгром сил хорватов. Загреб пал, как и республика. 

6 ноября - 17 декабря - Продолжение партизанской войны разрозненных хорватских отрядов против венгерской власти, 17 декабря был разбит последний отряд. 

Чешский (27 октября -  8 ноября )
Vosstanie-v-marte-1848-g-v-Berline

Восстание в Праге

Во время оккупации РФ территории Чехии, она успела снабдить "пятую колонну" необходимым снаряжением и деньгами, что облегчило их борьбу.

27 октября - В Праге массовые протесты; студенты старинного Пражского Университета; они берут городскую ратушу под свой контроль.

28 - 29 октября - Формируется Чешская Национальная гвардия, которая берёт под контроль Прагу и её окрестности. Австрийское правительство уже ничего по факту сделать не может, ограничиваясь отправлением в Чехию пятитысячного отряда. 

1 ноября - Сражение на реке Сазаве; поражение австрийского отряда.

2 - 8 ноября - Захват ЧНГ всей территории Чехии. Провозглашение Чешской Республики. 

Итоги

В результате событий сентября - декабря 1823 на карте Европы образовались два новых государства - Чехия и Венгрия, также одно старое государство уменьшилось в размерах и стало Королевством - Австрия. В центральной Европе появилось две новые Республики, что улучшило позиции республиканцев в остальном мире, а одна из стариннейших монархий Европы - Габсбургов - почти что пала. В поствоенной Австрии усилились пангерманисты, ратующие за вступление государства в состав Германского Королевства. 

Балтийская Война (Война Прибалтики - Польши)

Предисловие

В Польше уже достаточно давно зрели имперские настроения, но после смерти Наполеона I они смогли реализоваться в полной мере. Глава правительства Герцогства желал присоединить к своему государству Прибалтику - а для этого требовалось воевать с Лифляндским Герцогством и Пруссией. 

Однако последняя пала раньше, чем Варшава подготовилась к войне, и Курляндия чуть не отошла к Германии. Только угрозами и подкупами ВГ сумела добиться передачи Курляндии себе. Тогда и Даву начал подозревать близкую войну и начал готовиться к ней. 

Первый этап (1 января 1824 - ....)

Война началась с наступления сил Лифляндского Герцогства в Курляндии. Польские войска были готовы к наступлению, но не к обороне. Внезапное наступление позволило Даву разбить силы Варшавского Герцогства под Митавой (4 января). Понятовский не смог сразу же изменить заранее прописанный план, и в результате польская армия отходила до Россиен (3 - 6 января) по пути неся урон от кавалерии Лифляндии. 

К 10 января основные силы Варшавского Герцогства подошли к Россиенам, где пополнили порядевшую армию вторжения. Тогда Понятовский решился атаковать снова и 13 января почти настиг врага в окрестностях Россиен, но Даву ушёл

14 января - 1 февраля - Малочисленное войско Лифляндии бегает по территории Курляндии от поляков, оставляя им горящие села без провианта и фуража. В зимних условиях без еды продолжать кампанию было нельзя и Понятовский отдал приказ отступать на Вильно, чтобы там пересидеть Зиму. 

Кризис Испанской Республики (1824)

Причины

Главной причиной Кризиса были реформы, начатые генералом Риего-и-Нуньес Рафаэлем. Несмотря на прогрессивность преобразований, они вызывали неприятие у старых хозяев жизни - священников и аристократии. Даже с учетом того, что многие мигрировали в США или в колонии, на территории Испании все равно оставалось много реакционных элементов. 

Первый период (10 сентября - 18 сентября).

10 сентября 1824 - На собрании католического клуба в Испании было решено действовать.

11 сентября - Провальное покушение на Риего; убийца не попал в генерала. Это позволило главе страны ввести войска в Мадрид.

12 - 14 сентября - Монархисты и их сторонники вышли на улицы столицы. Два дня в Мадриде продолжались бои на баррикадах. В какой-то момент реакционеры заняли ратушу, но их выбили оттуда.

15 сентября - Арест монархической верхушки; бои в Мадриде прекращены - однако многие лидеры восстания сбежали на север страны.

Второй период (18 сентября - 9 октября)

18 сентября - Сбежавшие в Бургос монархисты подняли восстание во второй раз. Они начали создание Католической Армии Испании. 

18 сентября - 22 сентября - Благодаря активной поддержке со стороны католической церкви, мятежники смогли собрать значительные силы. 20 сентября они захватили Сантадер, ожидая кораблей с Кубы. 

22 сенттября - 26 сентября - Регулярная армия Республики под личным командованием Риего-и-Нуньеса вышла на Бургос. В битве за город 25 числа она разбила отряды ополчения, войдя в столицу Восстания.

26 сентября - 1 октября - Решающий для восстания момент: ожидаемые подкрепления с Кубы не прибыли 30 сентября в Сантадер. Их перехватили в Атлантике корабли Рафаэля, разбив по частям. Поражение восстания стало очевидно. 1 октября под напором республиканцев был оставлен и Сантадер.

1 октября - 8 октября - Католическая армия разбегалась и рассыпалась под ударами регулярных сил. Масштабного мятежа не получилось, и 7 числа были арестованы последнии лидеры восстания. 

Итоги

Реставрация монархии на территории Испании провалилась. Факты поддержки церковью мятежников позволили Риего-и-Нуньес Рафаэлю начать ускоренное наступление на её права и земли. Также были очищены ряды дворянства - самые реакционно настроенные погибли. После событий сентября - октября 1824 реставрация монархии в Испании казалась нереальной. 

Восстания в Нидерландах

Итог

В культуре