Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Восточная война
Захват Алжира
Дата

8 мая - 25 сентября 1833

Место

Балканский полуостров, Северная Африка, Кавказ, Ближний восток и Малая Азия

Причина

Упадок Османской империи, колониальные амбиции и народно-освободительные движения.

Итог

Раздел Османской империи

Изменения

См. Римская конференция

Противники
Флаг Французской Империи Французская империя

Flag of Russia.svg Россия

  • Дунайские княжества

Флаг Венгрии Венгерская республика

Флаг Мухаммеда Али Египет

При поддержке:

Болгарияяя Болгарское ополчение

Флаг греции Греческое ополчение

Флаг Османской Империи Османская империя
  • Алжир

При поддержке:

Флаг Валевских тру Польский легион

Командующие
Герб ФИ Наполеон II

Флаг Французской Империи Сильвен Шарль Вале

Флаг Французской Империи Бертран Клозель

Несмешно Павел Пестель

Flag of Russia.svg Сергей Волконский

Flag of Russia.svg Сергей Трубецкой

Flag of Russia.svg Валериан Мадатов

Флаг Мухаммеда Али Мухаммед Али Египетский

Флаг Мухаммеда Али Ибрагим-паша

Флаг Османской Империи Махмуд II

Флаг Османской Империи Абд аль-Кадир

Флаг Османской Империи Решид Мехмед-паша

Флаг Валевских тру Ян Скржинецкий

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Восточная война, также Европо-османская война, Крестовый поход Наполеона II (8 марта - 25 сентября 1833 года) - широкомасштабный вооруженный конфликт на востоке Европы, в Северной Африке и на Ближнем востоке, произошедший между Османской империей и "Вторым Священным союзом" из Франции, России, Венгрии и Египта. 

Война привела к прекращению существования Османской империи, созданию нескольких новых государств и масштабному приросту французского колониального влияния. Другим значимым последствием было окончательное завершение дипломатической изоляции Российской республики, легитимность правительства которого была полностью признана французским кабинетом после общей победы. 

Предыстория[]

Османская империя ко второй части XIX века представляла собой более чем убогое зрелище. От государства, наводившего страх на всю Европу, чьи полки стояли у самой Вены несколько раз, остались только гниющие остатки. Все еще крупная империя стремительно теряла контроль над своими провинциями: так, уже с конца 1810-х годов Египет де-факто уйдет под французское влияние, а арабские провинции будут повиноваться постольку, поскольку - впрочем, арабские регионы также не будут подчиняться и европейским державам, до поры до времени удачно лавируя между угасающей и поднимающейся империями. Особенно худо обстояли дела с православными регионами Балканского полуострова, чья прежняя лояльность государству Османов крушилась прямо на глазах. Осторожные и половинчатые реформы едва ли могли спасти страну, даже будь у руководства достаточно времени, которого в действительности уже не хватало. 

В 1828-м году Наполеон II наконец-то коронуется императором французов и королем Италии; тогда же заключается его брак с дочерью Луи-Филиппа Орлеанского, объединивший две крупнейшие монархические партии воедино. Молодой император уже несколько лет "правил" в тени Регентского совета, наблюдая за стычками, фракционностью и слабостью - теперь он намеривался восстановить отеческие порядки, полностью воспользоваться квазиабсолютистской властью и закрепить славу нового французского государства на века. Однако, будучи умным юношей, новый правитель французов хорошо понимал необходимость поддержать свои претензии громом воинских побед: так сложилось, что власть в империи Бонапартов будет носить скорее харизматический характер, зависеть от личных качеств правителя, а особенно это было характерно для правления первых двух государей Империи. Наконец, стоит оговориться, что молодой Наполеон II, взращенный на легендах и сказаниях о подвигах своего венценосного отца, жаждал и своей военной славы, грезил подвигами и свершениями - а победа над Османами, от которых самому Наполеону I пришлось ретерироваться в конечном итоге, точно поможет ему. 

Наконец, в России новое республиканское правительство отчаянно нуждалось в союзниках, торговых соглашениях и, желательно, своей собственной сфере влияния в Европе - учитывая, что победа Революции во многом стала возможна благодаря уязвленному национальному чувству, П.И. Пестель остро желал компенсировать поражение 1812-го. Соответственно, уничтожение или максимальное ослабление такого признанного врага, как Османская империя, значительно поможет России как в экономическом плане, так и в плане укрепления легитимности нового руководства. Война была полезна для развития промышленности и создания нового офицерского корпуса, наконец.

Кризис в Польше[]

Аллегория 2

Аллегория Русско-польской войны.

Русско-польская война в 1832-м году уже стала вопросом решеным: полки Новгорода теснили разрозненные и деморализованные части слабой Польской республики на Запад, встречая наибольшее число препятствий со стороны логистики и собственной усталости. Только массовый героизм жителей Варшавы позволил Иосифу Хлопицкому организовать оборону и задержать русских в пригороде польской столицы - тогда же Наполеон II официально заявил о готовности французов обеспечить независимость Польского государства своими силами, что нельзя было толковать двояко. Французы снова пришли на помощь своим католическим братьям и помешали амбициозным планам Павла Пестеля на пронесение революции в глубь континента из его фронтира. 

Таким образом, начался серьезный международный кризис, в ходе которого Европа приблизилась к по-настоящему крупному конфликту. Требования Империи французов поддержало Германское королевство, но сторону России заняли Лондон и Буда: другие страны французской сферы, ссылаясь на свою удаленность от мест, пытались воздержаться от участия. Несколько месяцев Париж и Великий Новгород обменивались заявлениями, не вступая при этом в прямые переговоры; все это время крупная русская армия Сергея Волконского стояла в Праге, готовая к последнему штурму; и Волконский, и Хлопицкий понимали, что он действительно будет последним - у поляков объективно не хватило бы сил защитить свою столицу... Но сигнала к атаке так и не поступило. Лидеры Совета всея Земли, как и сам Павел Пестель, в последний момент передумали рисковать самой русской революцией ради польской столицы и приказали Волконскому отходить, не провоцируя противника. Непобежденная и доказавшая свою силу, русская армия ушла, проиграв, как тогда казалось, мирный договор. 

Однако Луи-Филипп Орлеанский, который стал тестем Императора и его влиятельным советником, предложил Наполеону II другой вариант развития событий. Тесно связанный с промышленно-финансовыми кругами и свободный от большинства иллюзий высших аристократов, герцог еще раньше начал продвигать  программу примирения с новой Россией ради достижения собственно французских интересов, а не интересов Романовых и редеющей миграции. Расчетливый царедворец убедил монарха написать письмо Павлу Пестелю с заманчивым предложением: объединить усилия, нанести удар по врагу христианства - Османам - и добиться уничтожения этой империи. Взамен Париж признает законность российского нового правительства, отказывается от планов по реставрации Романовых и соглашается учитывать российские интересы при непосредственном разделе Османов. Привлечение русской армии, показавшей себя непобедимой в ключевых сражениях недавней кампании, помогло бы облегчить покорение Африканских провинций, а  Император французов лично сочинял послание, хорошо понимая его значимость и важность: именно тогда, пусть и в частной, секретной переписке, впервые прозвучало словосочетание "президент России" - а сам тон послания был превосходно выдержанным, менее всего напоминал публичные заявления прошлых лет. В принципе, большинство французских исследователей полагает отправку письма Пестелю первым шагом Наполеона II к обретению практического склада ума и пониманию политики. 

Подобный политический маневр, способный перевернуть всю европейскую шахматную доску, оказался неожиданным для всех ведущих игроков. Европейские кабинеты последний месяц готовились к новой Наполеоновской войне, и теперь министры иностранных дел, их августейшие господа и даже простые республиканцы были шокированы итогом кризиса вокруг Праги. В момент своего великого триумфа, когда французы словами заставили русских убираться - в тот же момент сын Наполеона Великого протягивает тирану-цареубийце руку с предложением дружбы и союза! Оставшиеся в Париже Романовы и близкие к ним политэмигранты пострадали особенно серьезно: французское правительство без малейшей консультации с ними пошло на открытое предательство, первоначально говоря о монаршей солидарности, теперь они добровольно протягивали руку человеку, которого высшая аристократия небезосновательно ненавидела. Более того: недовольными оказались многие французские генералы, считавшие, что монарх их унизил подобным решением. 

Так будет же Республика!

Павел Пестель и коллеги обсуждают предложение Наполеона II.

Но если в Париже решение могло быть принято одним человеком в короне, то не так все просто в далекой и заснеженной России. В Великом Новгороде долгое время шли обсуждения и споры: предложение Наполеона II застало правительство Пестеля врасплох. Генералы Русской армии теперь снова подняли голову: подобные слова императора французов реабилитировали их, показали, что Европа по-новому оценивает вооруженные силы России, признавая их силу и состоятельность. Успешная война на юге против ослабевшего и давнего противника помогла бы укрепить режим и смыть позорное пятно "Пражского сидения", обзавестись, наконец, сферой влияния и международным широким признанием.  Однако союз с монархической, квазиабсолютистской Францией? Францией, которая с 1825-го года пыталась удушить российскую свободу, не гнушаясь никакими методами? Которая, наконец, совсем недавно помешала добить польские реакционные части и принудила Россию с позором ретироваться? Да, выбор был непростым делом, и значительная часть "радикальной" фракции Совета настаивала на отказе - их голосом был Кондратий Рылеев. Но в конце концов Павел Иванович Пестель прислушался к словам Михаила Сперанского, Сергея Волконского и Алексея Ермолова, которые призывали президента поступиться идеалами ради прагматического, чисто государственного интереса. 

В феврале 1833-го года послы Франции и России при посредничестве Венгрии официально заключили "Священный союз", направленный "на защиту христиан в Святой земле". Позднее успешность заключения франко-русского альянса будет использована определенными теоретиками для подтверждения тезиса об отсутствии неразрешимых противоречий между республиканскими и монархическими элитами, благо пример действительно получился убедительным и заметным. 

Ход событий[]

Захват Алжира и Туниса[]

Война на Балканах[]

Несколько месяцев у русских ушло на переброс сил на южные пределы страны. Было решено нанести главный удар через Балканский полуостров, повторяя достижения Александра Суворова, 

Война на Ближнем востоке[]

Народные восстания[]

Конец войны[]

Римская конференция []

Полная победа на Востоке стала поводом для настоящего триумфа в европейских столицах: в Париже, Буде, Новгороде и Москве били колокола, устраивались народные гуляния и фейерверки. Война была воспринята с подлинным энтузиазмом, а завершиться она успела до того, как начала оказывать заметное негативное влияние на Империю и республику.

Зимой 1834 в Риме собрались лидеры Священного союза - Наполеон II и Павел Иванович Пестель впервые встречались лицом к лицу, каждый являясь лидером своей дипломатической миссии. Впервые в истории новой России ее правитель отправился с мирной миссией за границу; впервые же за долгое время состоялась встреча на самом высоком уровне, что показывало наглядно смену Россией статуса страны-изгоя, возвращение ее в ряды великих европейских держав. Встреча Императора французов и президента Российской республики была широко и подробно освещена европейской прессой и прошла, ко всеобщему удивлению, гладко и без каких-либо проволочек: обе стороны были учтивы друг с другом, придерживались строгого протокола, соблюдали все необходимые правила приличия и посещали балы, концерты и приемы в свою честь. Император Наполеон II отмечал грандиозность перемен, произошедших в России, а Павел Иванович хвалил его овеянного славой отца как военного и законодательного гения; правитель Франции называл русского солдата предметом зависти Европы, а президент Республики поздравлял Наполеона с успокоением Средиземноморского моря. Любопытно, но ни Наполеон II, ни Павел Пестель не испытывали отвращения друг к другу после долгожданной подчиненными им элитами встречи; скорее, они испытывали интерес, им было прелюбопытно столкнуться в реальности, увидеть и услышать свободно высказываемую принципиально иную точку зрения. Разумеется, их общение не проходило настолько безболезненно и идеально, как могло показаться простым зевакам - но лидеры смогли найти возможность договориться и не перебить друг друга.

Довольно легко и просто разрешились вопросы Африканский и Закавказский: у Франции не было интересов в столь глубокой Азии, а Россия при всем желании не могла втянуться в колониальную африканскую гонку. Географическая удаленность, логистические неудобства и малая стратегическая ценность этих территорий позволяла победителям довольно быстро прийти ко всех устраивающему соглашению Соответственно, Великий Новгород признал господство французов в Алжире, Тунисе, Ливии и Египте, а Наполеон II отказался от своей заинтересованности в Армении, Грузии, Азербайджане и других кавказских племенах - раздел был полюбовным, спокойным и мирным.

Гораздо более пикантным и болезненным вопросом оказался вопрос Балканский - триумф над Османами привел русскую армию в Константинополь, а французский экспедиционный корпус на Ближний восток, Эгейское море и в саму Малую Азию. Первоначально стороны не думали, что им удастся в столь короткий срок добиться столь значительных результатов, поэтому при дележке этой части Османского наследства возникли серьезные разногласия. Русское правительство настаивало на независимости Болгарии, Сербии и Греции и Дунайских княжеств; французы, понимая, что Османская династия вряд ли теперь будет им дружественна, соглашались, но настаивали на монархическом характере правления новых государств... Чью территорию во многом контролировали российские республиканские полки. Убежденный республиканец Пестель заподозрил, что Наполеон II желает даровать новые троны либо Романовым, либо, как минимум, верным Парижу династиям, тем самым намертво приковав освобожденные народы к французской сфере влияния; в свою очередь Император французов был уверен, что Балканские республики превратятся в олигархии, дружественные исключительно Новгороду, и таким образом Новгород начнет создавать систему альянсов и блоков, параллельную французской. Споры и пререкания насчет судьбы балканских народов стали самым главным кризисным моментом Римской конференции; порой даже казалось, что конфликт между бывшими союзниками попросту неизбежен. Однако и император, и президент нуждались в годах спокойствия и мира, ни один из них не собирался устраивать общеевропейскую войну в тот момент - следовательно, пришли к неизбежному поиску компромисса.

  • На территории Дунайских княжеств остаются в неприкосновенности их монархические, даже архаичные, порядки - но их лидеры обязуются ликвидировать таможенные пошлины на российские товары.
  • Сербия, Болгария и Греция должны провести референдумы, на которых обладающее избирательным правом население должно избрать своего монарха... Однако кандидаты не могут принадлежать к династии Бонапартов или Романовых; французские и русские части будут следить за ходом избирательного процесса и подавлять агитацию неудобных кандидатов.
  • Пока в вышеупомянутых странах не будут созваны учредительные органы, порядок на них поддерживают совместные воинские контингенты Новгорода и Парижа.

Итоги и последствия[]

Новые государства[]

Леопольд король эллинов

Георг I, король эллинов из династии Саксен-Кобург-Готских.

На карте мира вновь появлялись Греция, Болгария и Сербия как de facto независимые государства, лишь немногим обязанные Османской империи. Франко-русские войска оставались на территории балканских стран до 1835, пока формировались местные властные органы и готовились широкие плебисциты, на которых собирались определять новых государей. После долгих согласований русские и французы пришли к следующим ограничениям: кандидатуры Бонапартов, Романовых, Габсбургов, Бурбонов, Гогенцоллернов и старших Виттельсбахов не должны были попасть в бюллетени и, даже если местные по какой-то случайности их изберут, великие державы настоят на проведении повторного плебисцита. Таким образом круг потенциальных королей серьезно ограничивался: важные и влиятельные династии были исключены из списка,

В Греции с результатом в 66.23% победу одержал Леопольд Саксен-Кобург-Готский из династии Веттинов: профессиональный военный и участник греческой борьбы за независимость пользовался в стране широкой популярностью и признательностью. Русские же надеялись что Леопольд, в юности боровшийся с Наполеоном I и служивший в Русской императорской армии не будет спокойно и послушно плясать под чужую дудку. Леопольд согласился править с учетом написанной французами конституции и короновался "королем эллинов Георгом I" в Афинах 7 января 1836 года. Хотя ни в каких договоренностях это не было прописано, но молодая Греция довольно быстро оказалась в сфере французского влияния. Луи-Филиппу Орлеанскому, тестю Наполеона II, удастся навязать Георгу I неравные торговые договоренности и даже оборонительный альянс. Серьезное ослабление Османской империи стало поводом для Парижа переосмыслить восточную политику, и теперь двумя инструментами французской политики должны были стать Греция и Египет.

Правители Балкан

Михаил IV с супругой в болгарских горах

Болгарские выборы проходили под куда более плотным влиянием со стороны России, чем греческие. В этой стране находился крупнейший российский военный гарнизон, здешний проект первого закона составляли юристы Новгорода - и, наконец, Новгород постарался подобрать удобных кандидатов на трон. Таковым стал герцог Максимилиан Баварский, представитель младшей ветви Виттельсбахов - его старшие родственники были рады возможности сослать младших подальше от Баварии, а те обрадовались возможности хоть где-то проправить. Принявший православие под именем Михаила Виттельсбах охотно повиновался либеральной конституции: парламент и предложенные парламентом министры осуществляли непосредственное управление государством, пока Михаил IV отдыхал в горах и проводил время с семьей. Болгария с самого ее возрождения подразумевалась русскими властями как авангард собственного влияния на полуострове.

Новые балканские государства столкнулись со множеством серьезных проблем вскоре после обретения независимости.

МухПаша

Мухаммед-Али паша, правитель Египта.

Вмешательство Египта в войну на стороне антиосманской коалиции стало одним из важнейших причин скорого падения Империи, не выдержавшей удара в тыл во время тяжелой войны. Теперь Мухаммед-Али паша оказался во главе резко выросшего в землях и международном авторитете Египта...

Алжирская война[]

В культуре[]

Advertisement