ФЭНДОМ

Вторая гражданская война в Англии
1363686689 bunker
Дата

24 апреля 1813 - 19 ноября 1816

Место

Англия, Шотландия, Уэльс, Ирландия (недолго Канада и Индия)

Причина

Кризис власти, узурпация власти парламентом в обход прав принца - регента.

Итог

Провозглашение Английской Республики, Ирландия, Канада стали независимы.

Противники
X 26df1f70-1- Сторонники парламента и федерализма страны. Flag velikobritanii Сторонники Принца - Регента.
Flag-of-wales-united-kingdom small, Korsflag, Герб Ирландской Республики Национально - Освободительные движения окраин.

При поддержке:

Flag of France Франция

Командующие
X 26df1f70-1- - Роберт Банкс Дженкинсон, граф Ливерпуль.

X 26df1f70-1- - Томас Пиктон.

X 26df1f70-1- - Джордж Гордон Байрон.

Flag velikobritanii - Георг IV

Flag velikobritanii - Герцог Веллингтон.

Flag velikobritanii - Вильям Несби.

Korsflag - Джордж Гамильтон-Гордон Абердин

Korsflag - Томас Гордон

Флаг Ирландии - Томас Эммет

Флаг Ирландии - Генри Граттан

Флаг Ирландии - Дэниел О’Коннелл

Флаг Ирландии - Джон Хели-Хатчинсон

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
 Вторая гражданская война в Англии - серия конфликтов с 1813 по 1816, происходивших на территории Великобритании. Причиной войны стало колоссальное ухудшение экономической ситуации, рост сепаратизма и безвыходность ситуации. Страна раскололась на три лагеря: сторонников федеральной Республики, сторонников "жесткой руки" нового короля Георга IV и разнообразных сепаратистов. По состоянию на конец ноября 1813 победу одержали республиканцы, но монархисты, сбежав в Канаду, готовятся к реваншу.

Предпосылки к войне.

С 1806 года, когда континентальная блокада начала действовать, экономика Англии падала. Кризисный период наступил с лета 1812, когда Россия, побежденная Наполеоном, прекратила контрабандную торговлю с Великобританией. В стране ухудшалась жизнь, народ нищал, многие предприниматели банкротились. В таких условиях многим стало ясно, что продолжать борьбу с французами подобно самоубийству. Великобритании пришлось свернуть военные действия в Испании, отозвав оттуда армию. Другие политики требовали "Идти до конца", "Сплотиться вокруг Принца - Регента". Они уповали на "скорую" смерть Наполеона и конец Французской гегемонии "Надо только год - два перетерпеть". Тем временем в Шотландии, Ирландии и даже в Уэльсе поднимали голову националисты, требующие Свободы. Франция давно присматривалась к ним, и по одной из версий, она платила сепаратистам и снабжала их оружием. 

Повод к началу войны; Апрельский кризис.

23 апреля Георг III не вышел к обеду. Принц - Регент был вызван к смертному ложу отца, где тот просил его "Спасти корону". О смерти короля решили не объявлять до следующего дня.

Тем временем слухи о смерти правителя прошли по Лондону. Народ не любил принца, его считали холодным эгоистом, безразличным даже к родственникам, не говоря о народе. Кроме того, все знали, что он является сторонником борьбы с Наполеоном "до последнего англичанина". На квартиру к премьер-министру пришел Байрон. Он сразу вывалил на стол кипу бумаг с подписями влиятельных в Англии людей.

- Что это, Джордж? 
  • Джордж Байрон, духовный лидер Революции
  • Роберт Дженкинсон - политический лидер Английской Республики
  • Томас Пиктон, генерал Революции.

- Это, Роберт, мои единомышленники. И запомните: с вами, без вас - мы пойдем до конца. Итак, если ваш ответ "ДА", то завтра вы объявите в парламенте вот этот билль - с этими словами Байрон достал гербовую бумагу - а если вы говорите "Нет", то я уйду, и вы навсегда забудите об этом разговоре.

- Да, Джон.

24 апреля палата Общин собралась раньше положенного срока. Премьер - министр с трибуны объявил о том, что "Волей всего народа Великобритании принц - регент Георг не будет допущен к коронации". Вне здания парламента собралась студенческая молодежь и бедняки Лондона. Под предводительством генерала - лейтенанта Томаса Пиктона они строили баррикады.

В Вестминстерский дворец прибыли верные принцу офицеры, во главе с Веллингтоном. Они убедили королевскую семью и самого Георга эвакуироваться в Ноттингем, где стояли верные короне части. 

Во второй половине дня бунт захлестнул Лондон. Грабежи, убийства и насилие творились по всей столице. В то же время палату лордов разогнала молодёжь под предводительством Байрона. Началось формирование правительства новой страны и её вооруженных сил, во главе коих согласился стать Пиктон. К концу дня была сформирована Народная милиция, численностью в сто тысяч человек, которая занялась наведением порядка на улицах.

25 апреля - Посол Франции остался в Лондоне, не уехав с принцем - регентом. Наполеон I заявил о невмешательстве, хотя на самом деле начал снабжать республиканцев оружием. Пиктон выдвинул части милиции на захват окрестностей города. С помощью перешедших на сторону повстанцев офицеров кадровой армии, удалось повысить в войсках дисциплину.

26 апреля - В нарушение всех традиций, принца - регента короновали в Ноттингемском соборе. Над Ноттингемом второй раз в истории взвился королевский штандарт, призывающий всех дворян Великобритании явится к королю. В нарушение всех традиций, принца - регента короновали в Ноттингемском соборе. Гражданская война началась.

Первый период гражданской войны (27 апреля 1813 - 6 февраля 1814)

Период можно охарактеризовать как борьбу между республиканцами и роялистами за английские территории при активной подготовке окраин к восстанию против любой власти в Лондоне. Особенно сильны националистические настроения были в Южной Ирландии, где уже 28 апреля собрался Комитет Спасения Ирландии, во главе с Дэниелом О Коннелом. Они сразу начали собирать боевые отряды. 

Англия

В Ноттингеме собрались двадцать тысяч добровольцев, решивших "Вернуть закон и порядок в Англии". К ним примкнула большая часть кадровой армии, особенно дворянского офицерства. Во главе армии роялистов стал Веллингтон, ставший фельдмаршалом Англии. Его войска заняли центральную и северную Англию, захватив территории от Шотландии до Бирмингема. 

Флотом в Англии командовали офицеры-роялисты, поэтому Бристоль, в котором базировалась основная часть кораблей, перешёл регенту. В результате весь юго-запад страны до Борнмута стал роялистским. Войска принца-регента отличались высокими боевыми качествами и моральным духом - все они надеялись на быстрое подавление мятежа.

Силы Английской Республики заняли Юго-Восточную Англию и южную часть центральной. Тот факт. что подавляющее число офицеров старой армии остались верны принцу, понижал боевые качества ополчения. По дивизиям и бригадам лично разъезжла Байрон, поднимая моральный дух солдат.

10 мая пятидесяти тысячная армия под командованием Веллингтона вышла из Ноттингема. Фельдмаршал был полон уверенности в своих силах - он обещал Георгу вернуть Лондон через две недели. И у него были на то основания: под его командованием находились кадровые отряды английской армии, а республику защищало лишь ополчение. 

11 мая в Кардиффе поднялось националистическое восстание. Горожане без боя заняли арсенал и разоружили гарнизон. Было сформировано Уэльское Ополчение в составе тысячи человек под командованием одного из чиновников Джеймса Хелборта (АИ личность). Отряд двинулся в поход на Север.

  • Георг IV (он же принц - регент), глава роялистов
  • Сэр Артур Уэсли Веллингтон, фельдмаршал Англии (с мая 1813)
  • Вильям Несби, английский адмирал, командир Бристольской дивизии

Кроме того, 19 мая из Бристоля вышел отряд из десяти тысяч моряков под командованием одного из адмиралов Англии. Им удалось 26 числа захватить Борнмут. 

Но 1 июня генералам Республики удалось собрать в Лондоне примерно пятидесяти тысячную армию. Байрон лично повел солдат за собой на встречу к Бристольскому корпусу. 3 июня началась битва под Борнмутом, которая длилась целый день и завершилась победой республиканцев. 

На поле боя Байрон зачитал солдатам стихотворение "Гимн Английской Воли", который затем станет государственным гимном. Боевой дух республиканцев поднялся - они поняли, что могут побеждать крупные силы кадровых военных. 

5 июня - Республиканцы, вернувшись в Лондон, готовились его защищать. Пиктон и Байрон развили лихорадочную деятельность, готовясь к тяжелейшему бою. Сооружались баррикады, готовились засады в домах, на крупных улицах ставились орудия.

6 июня - Силы роялистов подошли к столице. Веллингтон великодушно предложил бунтовщикам сдаться, указывая на то, что его солдаты превосходит их "бродяг и воров". На что Байрон ответил:

                            "Если ты можешь, то приди и убей нас!".

7 июня - Начинается Битва за Лондон, которая продлилась до ночи. Тридцать тысяч роялистов сражались против сотни тысяч ополченцев. Во время боя Лондон начал гореть. Он сгорел до основания, по-сути повторился Великий Пожар. Итогом битвы стало отступление Веллингтона на Север.

8 - 12 июня - Республиканцы преследуют роялистов; пал Оксфод. Силы короля Георга начали таять.

Ирландия.

Силы ирландских патриотов были готовы использоваться ситуацией в Англии, чтобы завоевать свободу для своей страны. Возглавленный О’Коннеллом Комитет Спасения Ирландии готовил вооруженное восстание. И вот, 13 мая, в Дублине начались беспорядки. Сначала мятежники захватили арсенал и разоружили английский гарнизон. Потом началась Дублинская резня, в которой убивали англоязычных людей.

15 - 17 мая - Мятеж разгорелся на территории Южной и Центральной Ирландии. Были сформированы отряды ополчения Ирландии, которые начинают брать под контроль Остров.

18 - 21 мая - Английские гарнизоны отступают к Ольстеру, надеясь закрепиться там. Дэниел призывает "Убивать англичан на нашей земле". 

22 мая - 12 июня - Силы англичан вошли в Ольстер. Между лоялистами и республиканцами в Ирландии заключено перемирие и генерал Фергюсон начал укреплять графство. Однако сил ирландцев было слишком много и, как итог, к июню Ольстер был занят войсками сепаратистов

Второй период гражданской войны .