ФЭНДОМ

Вторая Северная война
Сражение у Аландских островов
Морское сражение возле Аландских островов
Дата

21 мая - 1 августа 1741 год

Место

Финляндия, Швеция, Балтийское море

Причина

стремление Швеции вернуть себе территории, утраченные в ходе Северной войны

Итог

Победа Российской империи

Изменения

---

Противники
Российская директория Российская империя Флаг Швеции. Швеция
Командующие
Российская директория Пётр II Флаг Швеции. Левенгаупт К.Э.
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Вторая Северная война или русско-шведская война 1741 года - война между Российской империей и Швецией, развязанная последней в стремление вернуть себе территории, утраченные в ходе Первой Северной войны.

Предпосылки

В Швеции на риксдаге 1738-1739 годов к власти пришла партия «шляп», взявшая курс на подготовку войны с Россией. Её активно поддерживала Франция, которая в ожидании смерти австрийского императора Карла VI и последующей борьбы за раздел австрийского наследства старалась связать Россию войной на Севере. Франция активно субсидировала Швецию. Успех в войне должно было гарантировать и начало в это же время войны Османской империи против России на юге.

Боевые действия

21 мая 1741 года Швеция объявила войну Российской империи. Шведская армия под командованием Левенгаупта планировала нанести удара по новой крепости Торнио, а после её захвата продолжить продвижения в глубь Финляндии. Учитывая что Россия ещё воевала и с Турцией, шведы считали что у русских будет мал сил. 28 июня армия Левенгаупта, численностью 18 тысяч человек, подошла к Торнио и осадила его, при этом крепость оказывала сильное сопротивление. 30 июня, в Торнио подошла русская сорокатысячная армия во главе с Петром II. Они нанесли внезапный удар в тыл шведской армии осаждающей крепость. В результате чего, армия шведов была разгромлена, а Левенгаупт попал в плен.

10 июля возле Аландских островов русский флот нанёс тяжёлое поражение шведскому флоту. После этого, Петр II разделил армию на две части, одна начала наступление в глубь Швеции, а другая посаженная на корабли была успешна высажена под стенами столицы Швеции 13 июля.

Итог

Сразу после высадки русской армии под стенами Стокгольма, Швеция запросила мира. Дабы ускорить подписания мирного договора, Пётр II отказался от территориальных приобретений. Мирный договор был подписан 1 августа. Швеция была вынуждена выплачивать контрибуцию и передать России большую часть оставшегося военного флота.