ФЭНДОМ

Выборы Президента России
12 мая 1996 года (1 тур), 2 июня 1996 года (2 тур)
Явка избирателей: 62,86% (73.900.467) (1 тур), 68,55% (80.589.779) (2 тур)
Evstafiev-alexander-rutskoy-w А а собчак (1996) В в жириновский
     
Кандидат: Александр Руцкой Анатолий Собчак Владимир Жириновский
Вице-президент: Олег Шенин Николай Травкин Сергей Абельцев
Партия: СПР "Свободная Россия" ЛДПР
Голосов в первом туре: 43,27% 35,61% 9,25%
Голосов во втором туре: 57,42% 41,38%
Л я рохлин [[Image:|100px]] А а зиновьев
     
Кандидат: Лев Рохлин Лев Пономарёв Александр Зиновьев
Вице-президент: Михаил Моисеев Гавриил Попов Борис Громов
Партия: КРО Демократическая Россия беспартийный
Голосов в первом туре: 5,70% 3,55% 1,29%

Прочие кандидаты: Г.Э. Бурбулис - Л.Я. Гозман, А.М. Макашов - Б.С. Миронов

Результат выборов: Победа А.В. Руцкого во втором туре.

Выборы Президента Российской Федерации 1996 года — важное историческое событие в истории новой России. Эти выборы стали первыми всенародными выборами главы российского государства за всю историю России, они же стали очередным полем ожесточённого демократического противостояния противоположных мнений на судьбу и будущее России между левоцентристским блоком "Красная коалиция", либерально-демократической оппозицией и иными малыми партиями после парламентских выборов 1995-ого года.

По итогу этих выборов президентский пост занял непосредственный преемник В.Д. Кулагина, представитель социал-реформаторских и умеренно-националистических кругов А.В. Руцкой, благодаря чему действующая линия на экономические реформы по принятому в 1991 году пятилетнему плану пошаговых преобразований и курс на постепенное построение в России "новой социальной демократии" были продолжены в полной мере.

Ситуация в 1995-1996 годы

Несмотря на победу "Коалиции новой России" годом ранее, обстановка в Российской Федерации продолжала оставаться сложной и неопределённой.

1-ый Президент страны Вячеслав Дмитриевич Кулагин испытывал проблемы со здоровьем. Весь период его руководства Россия провела в состоянии кризиса, близкого к социальному коллапсу, — криминал, инфляция, разрыв в доходах между богатыми и бедными, наркотрафик, ослабление социальных гарантий при максимальном напряжении всего государственного аппарата. Однако власти постепенно оправдывали кредит доверия, полученный в 1991 году: к 1994-1995 годам окончательно стабилизировалась ситуация в экономике, наблюдался первый серьёзный рост валового внутреннего продукта, в 1996 году прекратился демографический кризис и численность населения России вновь стала расти. Уже сложились государственно-частные корпорации, ставшие локомотивом роста ВВП, а малый бизнес наполнял внутренний рынок товарами при сохранении протекционистских мер от иностранного вмешательства. Рост цен успешно сдерживался, связи между бывшими союзными республиками, ослабшие ранее, начали крепнуть. Заговорили о необходимости углубления товарищества и партнёрства между Россией, Беларусью и Казахстаном, а далее и с остальными странами бывшего СССР, что позднее вылилось в "Договор об углублённой интеграции".

Однако усталость от управления страной в период нескончаемого кризиса давала о себе знать. Вячеслав Кулагин уже после победы своих соратников в мае 1995-ого задумался о выборе другого человека на высший пост после себя, а сам присматривал возможность перехода на консультативную работу в органы Союза Независимых Государств. Когда в январе глава государства пережил инсульт, ему уже пришлось принимать принципиальное решение.

11 февраля 1996 года Кулагин заявил об отказе идти на второй президентский срок. Соцпартия и Народный фронт России поддержали единую кандидатуру от коалиции — Александра Владимировича Руцкого, Вице-президента РФ.

Другие партии также старательно подошли к выборам. Общественное недовольство существующим курсом было очень сильным, причём у разных групп населения оно проявлялось по-разному. Для многих людей-выходцев из рабочего класса правление Кулагина продолжало ассоциироваться с навалившейся бедностью, катастрофическим бумом криминала, уличной преступностью, появлением ОПГ, мошенничеством, инфляцией и нищетой, граничащей с нехваткой жизненно важных товаров.

Для консерваторов и просто не принявших новую реальность действия реформаторов являлись предательством старых идеалов, политической махинацией, а либерализация выглядела легализацией всего, что раньше казалось недопустимым (освобождение прессы и телевидения от цензуры, засилье антисоветской пропаганды, легализация гомосексуальности и многое другое).

Для либеральной части граждан продолжение президентства бывшего коммуниста казалось временным отступлением от "советского тоталитарного прошлого", за которым последуют "новый 1937-ой" и репрессии. Риторика Кулагина, громогласно осуждавшего ошибки КПСС, не казалась им доказательством смены курса, и они требовали люстрации всех деятелей КПСС и КГБ, запрета коммунистической идеологии и заключения договоров об ассоциации с Европейским Союзом для вхождения в "единую семью европейских народов".

Социал-реформаторы подходили к новым выборам в обстановке между смягчающимся недовольством, апатией большинства и продолжающейся яростной критикой правой оппозиции, в то время как стабилизация экономики так и не искоренила самые худшие пережитки советского бюрократизма. Отказ Кулагина от выдвижения был продиктован не только ослабшим здоровьем, но и желанием обновить имидж социалистов, взять на себя вину за все провалы Перестройки и экономических реформ первой половины 90-ых.

Предвыборная агитация

Руцкой-Шенин

Первым зарегистрированным дуэтом стали кандидат в Президенты Александр Владимирович Руцкой и кандидат в Вице-президенты Олег Семёнович Шенин, оба от правящей Социалистической партии. Руцкой на тот момент пребывал в должности Вице-президента России (а до того был Председателем Верховного Совета) и был широко известным политиком, ярким сторонником "социализма с человеческим лицом" и демократического обновления России на социал-демократической основе; образ храброго лётчика и героя Афганской войны создавали ему определённую популярность в патриотической и военной среде.

Противоположностью ему был Олег Шенин, который являлся государственным деятелем без "публичного имени", курировал Государственный комитет по продовольствию и много работал в сфере ликвидации товарного голода в стране. К тому же он не поддерживал текущий политический курс и считал, что партия несёт ответственность за обнищание народа и общее катастрофическое положение дел. Звезда Шенина взошла в конце февраля 1993 года, когда на II Всероссийском съезде тружеников села зачитал доклад о борьбе за урожайность и внутренний рынок с/х товаров, после которого он стал курировать вопросы построения эффективной сельскохозяйственной кооперации. Уже к 1995 году Шенин смог заявить о победе над угрозой голода.

Предвыборная агитация Руцкого-Шенина опиралась на общеизвестные результаты пяти лет реформ. Агитационная работа проправительственного кандидата пользовалась абсолютной поддержкой Администрации Президента, Совета министров, Соцпартии и подчинённых им органов массовой информации. Сотрудниками аппарата Совмина и Центрального комитета СПР была разработана серия брошюр и кратких справочников о положении дел в России на 1 января 1992 года и на 1 января 1996, о ходе и целях реформ, об успехах и достижениях. Государственные телеканалы ("ОРТ" и "РТР"), печатные издания ("Советская Россия", "Правда" и "Комсомольская правда") и радиоканалы ("Маяк") получили задание по формированию позитивного облика курса реформ и восхваления Александра Руцкого и Олега Шенина как активных участников их проведения, в частности, много обрисовывалась работа Руцкого в Верховном Совете и его курирование вопросов национальной обороны и научно-технического прогресса, при составлении новой Конституции, на посту Вице-президента РФ.

Помимо прочего, Руцкого представляли как новое лицо в политике, молодого и энергичного человека (ему было 49 лет на момент выборов), Шенину создавали образ крепкого хозяйственника и труженика-патриота, ответственного государственника. Последний, сознавая важную роль, которую ему поручили, согласился публично поддержать реформы, временно прекратив поддерживать консервативное крыло СПР.

Собчак-Травкин

К процессу выборов подключилась и либеральная оппозиция существующему режиму. Она была представлена рядом небольших партий с широким спектром взглядов — от социал-либеральной Демократической партии России Н.И. Травкина до прозападно-либертарианского "Демократического Союза" В.И. Новодворской. Примерно посередине находилась "Свободная Россия", основанная Александром Собчаком и Н.И. Травкиным в 1990 году. В 1994 году власть в "Свободной России" после трёх лет коллективного руководства окончательно перешла к Председателю Ленинградского горисполкома Анатолию Александровичу Собчаку, виднейшему оппозиционному политику и авторитетному общественному деятелю. Собчак сумел консолидировать вокруг себя либеральные круги Ленинграда и северной России, после чего вёл длительные переговоры с московской интеллигенцией, чьим лидером был депутатом Моссовета и председателем департамента по труду и занятости, и Геннадием Бурбулисом, лидером "Демократического выбора России" и бывшим Председателем Верховного Совета РФ.

Для А.А. Собчака стоило больших усилий убедить ДПР выступить единым фронтом вместе со "Свободной Россией". Травкин, имевший виды на получение поста главы Москвы, не горел желанием идти вторым человеком после Собчака, однако к власти коммунистов он относился с таким же недовольством, как и другие либералы. Убедить Травкина в необходимости союза смогло лишь осознание того, что расколотая оппозиция не сможет даже минимально сдвинуть позиции "Коалиции новой России". Важной задачей для оппозиции было навязать второй тур кандидату от социалистов, после чего бросить силы всей оппозиции на противостояние. Только тогда "Свободная Россия" и ДПР заявили о совместном выдвижении. Бурбулис предпочёл начать свою кампанию, в чём нашёл поддержку другого кандидата Леонида Гозмана.
Собчак на демонстрации

Собчак на митинге в свою поддержку в Ленинграде.

Не имея поддержки крупных игроков среди СМИ и бизнеса, большая часть которых предпочла выполнять заказ "Коалиции новой России" или занимала твёрдый нейтралитет, Собчак сделал ставку на интеллигенцию и зарождающийся средний класс, объехав всю Россию и повсеместно выступая с яркими речами в поддержку демократических реформ. Желавшие скинуть социалистов своими взносами организовали избирательную кампанию либералов, а у Центральной избирательной комиссии не нашлось оснований для отказа в регистрации самим кандидатам.

Собчак много критиковал Кулагина и его правление, но критика режима не отличалась последовательностью. Он то перемежал голословные обвинения в узурпации власти с недостаточно либеральным характером реформ, то обвинял Совет министров в антинародной линии и обнищании рядовых граждан. Он пытался осуждать правительство в разрушении гражданского общества и в отказе от движения к "общеевропейскому дому", одновременно порицая инфляцию и "грабительский характер" приватизации. Себя Собчак выставлял диссидентом с опытом государственного управления, своим авторитетом он сдерживал попытки Травкина также выступить в защиту общего дела и едва ли не сломал союз партий, когда публично осудил участие соратника в разработке Конституции 1994 года.

Одной из поднятых Собчаком тем была отмена обязательной военной службы. Использовать данный козырь на полную он не смог, так как Руцкой, увидев в этом перспективу для себя, стал обещать тоже самое. Как следствие, идея об отмене военного призыва не стала политической фишкой ни одного из двух главных кандидатов.

Провластные СМИ активно высмеивали Собчака, показывая несостоятельность его обвинений, муссировали тему коррупции в Ленинграде и падении промышленного потенциала города. Арест за хищение из бюджета члена Ленинградского исполкома Дмитрия Медведева не пошёл на пользу лидеру либерального движения.

Тем не менее, в России находилось много людей, готовых отдать свои голоса Анатолию Собчаку. Причина этому крылась в недовольстве существующей политикой; люди были готовы голосовать не по зову разума, а от "противного", "лишь бы не за красных".

Жириновский-Абельцев

Кампания Либерально-Демократической Партии России строилась на яростном и прямолинейном обвинении руководства страны в разбазаривании национального богатства, ликвидации государственного имущества через его приватизацию, подрыве личного благосостояния народа и разрушении единства народов Евразии под маской ложного союза. Владимир Вольфович Жириновский, будучи бесспорным лидером национал-имперской партии ЛДПР, пошёл кандидатом на выборы. Своим соратником он выбрал Сергея Абельцева, члена Высшего Совета партии и своего заместителя. Подобно лидеру ЛДПР, Абельцев отличался резким характером и грубой манерой подачи, резким неприятием либерализации внутренней политики. Особенно враждебно он относился к правозащитникам и вообще идее прав человека в европейском понимании, которые продвигали ВНП и СДПР, Так что репутация у тандема Жириновский-Абельцев была соответствующая.

Смысл участия ЛДПР в выборах до сих пор политологи сводят к простому популизму на ситуации. Жириновский, в целом негативно относился к Собчаку, "Свободной России" и либералам, отчасти входил в положение правящей коалиции и поддерживал многие из их начинаний, однако многие иные объявлял антинародными, поднимая митинги против реформ в разных регионах России. Активно поддержал усиление власти федерального центра и призывал окончательно ликвидировать федеративное устройство, за что пользовался сильной неприязнью в национальных округах.

В отличие от Собчака, Жириновский получил доступ к государственным СМИ: Кулагин не верил в победу ЛДПР, здраво оценивая её позиции как радикально-популистские, а оттого и отталкивающие. Потому-то в отношении кандидатов Жириновского и Абельцева не проводилось антипиара, а Руцкой даже согласился публично подебатировать с ним. Дебаты прошли в мирной обстановке, Жириновский был на удивление сдержан (по своим меркам), потому представители двух партий обсудили в прямом эфире дела государства и пути их решения без взаимных обвинений и склок.

Остальные

Всего до выборов было допущено восемь кандидатов в Президенты России, помимо трёх вышеописанных это были Лев Яковлевич Рохлин, Лев Александрович Пономарёв, Александр Александрович Зиновьев, Геннадий Эдуардович Бурбулис и Альберт Михайлович Макашов.

Первый и пятый кандидаты относили себя к национал-патриотической оппозиции, их неприятие правящей группировкой объединяла уверенность в том, что Кулагин ведёт антинародную политику, разрушает лучшие достижения прошлого и подавляет истинное возрождение российской государственности, причём борьбу против сепаратизма, проводимую действующим руководством, они воспринимали как нечто должное: среди радикальных националистов существовали идеи о вредоносности СНГ для Российской Федерации, необходимости закрытия границ со Средней Азией и присоединения Беларуси, Украины и Казахстана к России.

Третий кандидат выступал с леворадикальных позиций, утверждая, что Социалистическая партия России не вправе считать себя социалистической и народной, так как её политика носит "глубоко проевропейский, псевдопатриотический характер". Второй и четвёртый кандидаты придерживались либеральных взглядов, которые во многом совпадали с позицией Анатолия Собчака.

Лев Рохлин и Михаил Моисеев, боевые генералы, пошли от "Конгресса русских общин", отдельно получили поддержку "Союза российских офицеров". Их предвыборная агитация строилась на идее возрождения великой и сильной России (схоже с ЛДПР, но в умеренном ключе), защите русского населения на всём пространстве бывшего СССР. Поднималась тема армии, флота и ядерного щита, правительство укорялось в проведении военной реформы, нацеленной на ослабление российской армии в угоду Западу, критиковалась сдержанная внешняя политика.

Александр Зиновьев, бывший преподаватель марксизма-ленинизма, философ и критик сталинизма, решил пойти в политику не с целью стать президентом: впоследствии он признавался, что никогда не верил в свою победу. Своим выдвижением он лишь хотел "щёлкнуть власть по носу", указать на несправедливость отдельных проявлений реформ. Ему удалось взять в соратники Бориса Громова, уход которого из политики был вызван именно несогласием с развалом СССР и характером преобразований.

Лев Пономарёв и Геннадий Бурбулис, относя себя к демократическому лагерю, не смогли договориться с Собчаком в своё время и после фактического размежевания "Свободной России" и "Демократической России", решили пойти на выборы самостоятельно. Риторика двух либералов строилась на голословных обвинениях в неадекватности социалистического правительства и необходимости люстрировать членов КПСС и сотрудников КГБ, а также перейти к евроатлантическому вектору внешней политики для дальнейшему вступления в Европейский Союз.

Альберт Макашов и Борис Миронов шли как представители маргинального течения российского национализма. Громкие речи во славу русского народа как "самого лучшего в мире", постоянные указания на "еврейский след", хамство, агрессивность и призывы к силовому взятию власти быстро создали им образ шовинистов, а государственная пропаганда успешно прилепила к ним ярлык неофашистов.

Всем малым кандидатам был ограничен доступ к средствам массовой информации, в чём был задействован и административный ресурс. Представители СПР выкупили большинство эфирного времени, которое было заполнено открытой или косвенной пропагандой реформ, преимуществ "новой социальной демократии", курса на открытость при сохранении национального государства. Особое внимание получил документальный фильм "Последний воин России" о Вячеславе Дмитриевиче Кулагине, выпущенный в канун выборов и прославлявший Кулагина не как главу государства, а как борца против тоталитаризма за национальное возрождение России. Заметная часть эфира была занята фильмами патриотического характера и в бытовом жанре, которые должны были создавать у граждан чувство гордости за свою страну с настроем в пользу СПР и создавать уверенность в "лучшем завтра" под руководством существующего плана реформ.

В общем, ограниченность средств и возможностей вынуждала мелких оппозиционеров проводить агитацию через низкокачественные газетёнки и брошюры, поднимать митинги и лично выступать на них.

Ход выборов

11 мая в 00:00 вступил в силу день тишины, в течение всего дня запрещалась любая политическая агитация каждого из участвующих кандидатов и их сторонников. Без эксцессов не обошлось: ряд представителей Соцпартии, не зная о вступившем в силу законе, вновь организовали публичную пропаганду в адрес кандидата Руцкого. За это они были арестованы милицией. Президиум ЦК СПР отреагировал стремительно, резко осудив действия однопартийцев как провокацию против демократического характера выборов.

На самом деле, руководство партии просто воспользовалось возможностью публично продемонстрировать курс на укрепление демократии и законности, а "провокаторы" просто оказались удачной случайностью для такого. Либеральные оппозиционеры считают, что данная акция была спланирована заранее, чтобы улучшить имидж ВНП прямо перед выборами, ведь подход "Свободной России" строился на идее добиться выхода Собчака во второй тур.

Социологические опросы показывали крайне смешанный результат. Тем не менее, большинство голосов отдавалось Руцкому, и у Собчака не было шансов догнать кандидата от ВНП: предполагалось, что если первый сумеет взять 40-46%, то второму максимум удастся отхватить 27-35%. Прогноз на третьего кандидата, Жириновского, показывал результат в 7-10% и практически не менялся.

12 мая избирательные участки открывались по всей России в 8:00. Чтобы на них явилось множество людей старшего поколения, которые бы по старой памяти проголосовали за коммуниста, ещё за неделю до дня выборов на всех государственных каналах был сведён к минимуму показ сериалов и популярных программ. Свою лепту внесли и циркулировавшие по кухням слухи надбавках к пенсиям и зарплатам для тех, кто проголосует за Руцкого.

Участки охранялись милицией, а к выборам были допущены 504811 наблюдателей со всей России, в страну прибыло 3105 иностранных наблюдателей, особое внимание уделили гостям из европейских стран и Соединённых Штатов.

Кандидаты Партия Процент Голоса
А.В. Руцкой - О.С. Шенин Социалистическая партия России 43,60% 32.220.603
А.А. Собчак - Н.И. Травкин "Свободная Россия" и ДПР 34,61% 25.576.950
В.В. Жириновский - С.Н. Абельцев Либерально-демократическая партия России 9,25% 6.835.793
Л.Я. Рохлин - М.А. Моисеев "Конгресс русских общин" 5,70% 4.212.327
Л.Н. Пономарёв - Г.Х. Попов самовыдвиженцы 3,55% 2.623.466
А.А. Зиновьев - Б.В. Громов самовыдвиженцы 1,29% 953.316
Г.Э. Бурбулис - Л.Я. Гозман "Демократический Союз" 1,05% 775.955
А.М. Макашов - Б.С. Миронов "Союз русского народа" 0,58% 428.623
Недействительные голоса 0,37% 273.434
ВСЕГО ГОЛОСОВ 100,00% 73.900.467

Явка на выборах составила 62,86%, всего на избирательные участки пришли 73.900.467 граждан.

Результаты и последствия

(добавить карту, переработать)

Цвет Обозначение Кол-во регионов
Красный победил А.В. Руцкой
Синий победил А.А. Собчак
Серый никто не взял большинство

Во всех раскладах ожидалась относительная победа кандидатов Руцкого и Шенина в первом туре, что и оказалось истиной. По самым оптимальным оценкам, их кандидаты должны были взять 45% голосов. Собчаку не отводили больше 35%. Из-за крайне спорной ситуации, Руцкой не стал сразу заявлять о своей победе после первых подсчётов, решив дождаться окончательных результатов. При этом Жириновский признал выборы справедливыми и сказал, что признаёт итоги в полном объёме.

Исследования общественного мнения оправдались почти в полной мере. Руцкой получил 43,60%, а Собчак — 34,61%, что означало проведение второго тура президентских выборов через три недели. В период между первым и вторым турами как Руцкой, так и Собчак многократно активизировали пропагандистские усилия и провели новый объезд регионов России с целью улучшения своих шансов на победу. В целом же, в исходе второго тура никто не сомневался: первому кандидату прочили 54-61%.

Кандидаты Партия Процент Голоса
Недействительные голоса 1,20% 967.078
ВСЕГО ГОЛОСОВ 100,00% 80.589.779

Ещё до оглашения результатов, Александр Руцкой организовал конференцию, где его поздравили с избранием на президентский пост.

С резким недовольством выступил Собчак. Когда был оглашён итоговый результат, он потребовал пересчёта голосов, утверждая, что имели место фальсификации, подтасовки, исчезновение бюллетеней, поданных за него. По его призыву с 14 мая на Манежной площади в Москве стали стягиваться все недовольные передачей власти А.В. Руцкому. Они скандировали: "Руцкой — продолжатель тоталитарного террора", "Долой банду коммунистов!", "Кулагин и Руцкой — прочь из политики!". Попытки собирать толпы были и в других местах — на Красно площади, у здания КГБ РФ, перед зданиями министерств; в других городах демонстрации прошли быстро — в Ленинграде, в Волгограде, в Свердловске, в Новосибирске, во Владивостоке отметились ярче всего. Глава "Свободой России" лично дважды выступал с протестами против результатов выборов, подавал аппеляции в ЦИК, обращался к Европейскому Союзу с требованием не признавать законность любых дальнейших решений властей, призывал граждан требовать второй тур выборов.

Вместе с недовольными активно выступали и те, кто голосовал за Руцкого. Милиция строго ограничивала ход митингов, стараясь не допустить столкновения двух противоположных групп. В ряде городов России проходили крупные кампании в поддержку Руцкого и возвращения к политике "Красной коалиции", на сторону победителя переходили представители ЛДПР и некоторых умеренно-националистических организаций.

4 июня Европарламент признал выборы в Российской Федерации "состоявшимися, хоть и не без некоторых нарушений". Не все из недовольных знали об этом, поэтому демонстрации продолжали идти, на самом пике напряжения 5 июня на Манежной площади присутствовало до двухсот тысяч человек: в Москве за Руцкого проголосовали 51%, а за Собчака 48%, в целом поровну, большинства никто не взял. В ряде регионов также не определился конкретный победитель. Однако со следующего дня выступления стали затухать. Власть не проявляла агрессии против демонстрантов, а те не выходили за рамки криков и угроз. Другие страны также признали законность и справедливость состоявшихся выборов; показательно, что даже американский сенатор Джон МакКейн, в целом выразив недовольство победой коммунистов, сказал, что те сыграли достойно. 16 июня в Москве на протест вышли только две тысячи человек.

Инаугурация 2-ого Президента РФ состоялась 16 июня в Большом Кремлёвском дворце. Перед народными депутатами России, журналистами, общественными деятелями и иностранными гостями в прямом эфире Александр Руцкой зачитал присягу, таким образом став новым главой российского государства. С этого и начался период, известный сейчас как "золотое десятилетие Руцкого" — эпоха политической стабильности, экономического роста, углублённой реинтеграции постсоветского пространства и закрепления позиций России в мире с курсом на самоутверждение в качестве великой державы.