ФЭНДОМ

Выборы Президента России
12 мая 1996 года
Явка избирателей: 62,86% (73.900.467)
Г а зюганов (1996) А а собчак (1996) В в жириновский
     
Кандидат: Геннадий Зюганов Анатолий Собчак Владимир Жириновский
Вице-президент: Олег Шенин Николай Травкин Сергей Абельцев
Партия: ВНП "Свободная Россия" ЛДПР
Голосов в первом туре: 50,47% 23,41% 10,58%
Л я рохлин А в руцкой (1996) А а зиновьев
     
Кандидат: Лев Рохлин Александр Руцкой Александр Зиновьев
Вице-президент: Михаил Моисеев Борис Миронов Борис Громов
Партия: КРО ВНП беспартийный
Голосов в первом туре: 6,70% 4,55% 2,29%

Прочие кандидаты: Г.Э. Бурбулис (Пр), Л.Я. Гозман (Вице), А.М. Макашов (Пр), А.П. Баркашов (Вице)

Результат выборов: Победа Г.А. Зюганова в первом туре.

Выборы Президента Российской Федерации 1996 года — важное историческое событие в истории новой России. Эти выборы стали первыми всенародными выборами главы российского государства за всю историю России, они же стали очередным полем ожесточённого демократического противостояния противоположных мнений на судьбу и будущее России между левоцентристским блоком "Красная коалиция", либерально-демократической оппозицией и иными малыми партиями после парламетских выборов 1995-ого года.

По итогу этих выборов президентский пост перешёл к кандидату от союза коммунистов и социал-демократов, благодаря чему действующая линия на экономические реформы по принятому в 1991 году пятилетнему плану пошаговых преобразований и курс на постепенное построение в России "новой социальной демократии" были продолжены в полной мере.

Ситуация в 1995-1996 годы

Несмотря на хорошую победу "Красной коалиции" годом ранее, обстановка на политической арене Российской Федерации продолжала оставаться сложной и неопределённой.

1-ый Президент страны Николай Иванович Рыжков испытывал проблемы со здоровьем. Весь период его руководства Россия провела в состоянии необъявленной войны — криминал, инфляция, разрыв в доходах между богатыми и бедными, наркотрафик, ослабление социальных гарантий при максимальном напряжении всего государственного аппарата. Но кредит доверия, оказанный правящему блоку народом в 1995-ом, потихоньку был оправдан. В 1995 году наблюдался первый серьёзный рост валового внутреннего продукта, к 1996 году прекратился демографический кризис и численность населения России вновь стала расти. Уже сложились государственно-частные корпорации, ставшие локомотивом роста ВВП, а малый бизнес наполнял внутренний рынок товарами при сохранении протекционистских мер от иностранного вмешательства. Рост цен успешно сдерживался, связи между бывшими союзными республиками, ослабшие ранее, начали крепнуть. Заговорили о необходимости углубления товарищества и партнёрства между Россией, Беларусью и Казахстаном, а далее и с остальными странами бывшего СССР.

Однако усталость от управления страной в период нескончаемого кризиса давала о себе знать. Николай Рыжков уже после победы своих соратников в мае 1995-ого задумался о выборе другого человека на высший пост после себя. В.Д. Кулагин, например, предлагал ему пост в руководстве Союза Независимых Государств, от которого тот, правда, отказался. А когда в январе глава государства пережил инсульт, ему уже пришлось принимать принципиальное решение.

11 февраля 1996 года Рыжков заявил об отказе идти на второй президентский срок. Всероссийская Народная Партия и Социал-Демократическая Партия России единогласно поддержали единую кандидатуру от коалиции — Геннадия Андреевича Зюганова, Вице-президента РФ.

Другие партии также старательно подошли к вопросу о выборах. Общественное недовольство существующим курсом было очень сильным, причём у разных групп населения оно проявлялось по-разному. Для многих людей-выходцев из рабочего класса правление Рыжкова продолжало ассоциироваться с навалившейся бедностью, катастрофическим бумом криминала, уличной преступностью, появлением ОПГ, мошенничеством, инфляцией и нищетой, граничащей с нехваткой жизненно важных товаров.

Для консерваторов и просто не принявших новую реальность действия реформаторов являлись предательством идеалов, политической махинацией, а либерализация выглядела легализацией всего, что раньше казалось недопустимым (освобождение прессы и телевидения от цензуры, засилье антисоветской пропаганды, легализация гомосексуальности и многое другое).

Для либеральной части граждан продолжение президентство бывшего коммуниста казалось временным отступлением от "советского тоталитарного прошлого", за которым последуют "новый 1937-ой" и репрессии. Риторика Рыжкова, громогласно осуждавшего ошибки КПСС, не казалась им доказательством смены курса, и они требовали люстрации всех деятелей КПСС и КГБ, запрета коммунистической идеологии (что не смягчалось даже переходом к "новой социальной демократии" и отказом ВНП от агрессивной риторики) и заключения договоров об ассоциации с Европейским Союзом для вхождения в "единую семью европейских народов".

Социал-реформаторы подходили к новым выборам в обстановке между смягчающимся недовольством, апатией большинства и продолжающейся яростной критикой правой оппозиции, в то время как стабилизация экономики так и не искоренила самые худшие пережитки советского бюрократизма. Отказ Рыжкова от выдвижения был продиктован не только ослабшим здоровьем, но и желанием обновить имидж коммунистов, взять на себя вину за все провалы Перестройки и экономических реформ первой половины 90-ых.

Предвыборная агитация

Зюганов-Шенин

Первым зарегистрированным дуэтом стали кандидат в Президенты Геннадий Андреевич Зюганов и кандидат в Вице-президенты Олег Семёнович Шенин, оба от правящей партии. Первый пребывал в должности Вице-президента России и был широко известным политиком, ярким сторонником обновления коммунизма, выступал за реализацию "социализма с человеческим лицом".

Такое было трудно сказать о подобранном им сотоварище. Олег Шенин был государственным деятелем без "публичного имени", курировал Государственный комитет по продовольствию и много работал в сфере ликвидации товарного голода в стране. К тому же он не поддерживал текущий политический курс и считал, что партия несёт ответственность за обнищание народа и общее катастрофическое положение дел. Звезда Шенина взошла в конце февраля 1995 года, когда на III Всероссийском съезде тружеников села зачитал доклад о борьбе за урожайность и внутренний рынок с/х товаров. После этого он и был выбран Зюгановым в соратники.
Зюганов за трибуной

Речь Зюганова на конференции ВНП в Хабаровском крае.

Предвыборная агитация Зюганова-Шенина опиралась на общеизвестные результаты пяти лет реформ. Агитационная работа проправительственного кандидата пользовалась абсолютной поддержкой Администрации Президента, Совета министров, Всероссийской Народной Партии и подчинённых им органов массовой информации. Сотрудниками аппарата Совмина и Центрального Комитета ВНП была разработана серия брошюр и кратких справочников о положении дел в России на 1 января 1992 года и на 1 января 1996, о ходе и целях реформ, об успехах и достижениях. Государственные телеканалы ("ОРТ" и "РТР"), печатные издания ("Советская Россия", "Правда" и "Комсомольская правда") и радиоканалы ("Маяк") получили задание по формированию позитивного облика курса реформ и восхваления Геннадия Зюганова и Олега Шенина как активных участников их проведения, в частности, много обрисовывалась работа Зюганова как народного депутата в составе комитета по делам молодёжи и пенсионеров, комитета по делам научно-технического прогресса, заместителя министра культуры, Вице-президента РФ, и Шенина — как давнего и опытного работника советских органов, председателя Госкомитета по продовольствию.

Зюганова представляли как новое лицо в политике, молодого и энергичного человека (ему был 51 год на момент выборов), Шенину создавали образ крепкого хозяйственника и труженика-патриота, верного соратника. Последний, сознавая важную роль, которую ему поручили, согласился публично поддержать реформы и даже похвалил работу Г.А. Явлинского (на самом деле, они относились друг к другу с неприязнью, и Явлинский на слова Шенина никак не отреагировал), временно прекратил поддерживать консервативное крыло ВНП.

Собчак-Травкин

К процессу выборов подключилась и либеральная оппозиция существующему режиму. Она была представлена рядом небольших партий с широким спектром взглядов — от социал-либеральной Демократической партии России Н.И. Травкина до прозападно-либертарианского "Демократического Союза" В.И. Новодворской. Примерно посередине находилась "Свободная Россия", основанная Борисом Ельциным. В 1994 году власть в "Свободной России" перешла к Председателю Ленинградского горисполкома Анатолию Александровичу Собчаку, виднейшему оппозиционному политику и авторитетному общественному деятелю. Собчак сумел консолидировать вокруг себя либеральные круги Ленинграда и северной России, после чего вёл длительные переговоры с московской интеллигенцией, чьим лидером был депутатом Моссовета и председателем департамента по труду и занятости, и Геннадием Бурбулисом, лидером "Демократического выбора России" и бывшим Председателем Верховного Совета РФ.

Для А.А. Собчака стоило больших усилий убедить ДПР выступить единым фронтом вместе со "Свободной Россией". Травкин, имевший виды на получение поста главы Москвы, не горел желанием идти вторым человеком после Собчака, однако к власти коммунистов он относился с таким же недовольством, как и другие либералы. Убедить Травкина в необходимости союза смогло лишь осознание того, что расколотая оппозиция не сможет даже минимально сдвинуть позиции "Красной коалиции". Важной задачей для оппозиции было навязать второй тур кандидату от коммунистов, после чего бросить силы всей оппозиции на противостояние. Только тогда "Свободная Россия" и ДПР заявили о совместном выдвижении. Бурбулис предпочёл начать свою кампанию, в чём нашёл поддержку другого кандидата Леонида Гозмана.
Собчак на демонстрации

Собчак на митинге в свою поддержку в Ленинграде.

Не имея поддержки крупных игроков среди СМИ и бизнеса, большая часть которых предпочла выполнять заказ "Красной коалиции" или занимала твёрдый нейтралитет, Собчак сделал ставку на интеллигенцию и зарождающийся средний класс, объехав всю Россию и повсеместно выступая с яркими речами в поддержку демократических реформ. Желавшие скинуть коммунистов своими взносами организовали избирательную кампанию либералов, а у Центральной Избирательной Комиссии не нашлось оснований для отказа в регистрации самим кандидатам: против возможного выведения Собчака из процесса выступил лично премьер-министр Явлинский, потребовав справедливых и честных выборов.

Собчак много критиковал Рыжкова и его правления, но критика режима не отличалась последовательностью. Он то перемежал голословные обвинения в узурпации власти с недостаточно либеральным характером реформ, то обвинял Совет министров в антинародной линии и обнищании рядовых граждан. Он пытался осуждать правительство в разрушении гражданского общества и в отказе от движения к "общеевропейскому дому", одновременно порицая инфляцию и "грабительский характер" приватизации. Себя Собчак выставлял диссидентом с опытом государственного управления, своим авторитетом он сдерживал попытки Травкина также выступить в защиту общего дела и едва ли не сломал союз партий, когда публично осудил участие соратника в разработке Конституции 1994 года.

Одной из поднятых Собчаком тем была отмена обязательной военной службы. Использовать данный козырь на полную он не смог, так как Зюганов, увидев в этом перспективу для себя, стал обещать тоже самое. Как следствие, идея об отмене военного призыва не стала политической фишкой ни одного из двух главных кандидатов.

Провластные СМИ активно высмеивали Собчака, показывая несостоятельность его обвинений, муссировали тему коррупции в Ленинграде и падении промышленного потенциала города. Арест за хищение из бюджета члена Ленинградского исполкома Дмитрия Медведева не пошёл на пользу лидеру либерального движения.

Тем не менее, в России находилось много людей, готовых отдать свои голоса Анатолию Собчаку. Причина этому крылась в недовольстве существующей политикой; люди были готовы голосовать не по зову разума, а от "противного", "лишь бы не за красных".

Жириновский-Абельцев

Кампания Либерально-Демократической Партии России строилась на яростном и прямолинейном обвинении руководства страны в разбазаривании национального богатства, ликвидации государственного имущества через его приватизацию, подрыве личного благосостояния народа и разрушении единства народов Евразии под маской ложного союза. Владимир Вольфович Жириновский, будучи бесспорным лидером национал-имперской партии ЛДПР, пошёл кандидатом на выборы. Своим соратником он выбрал Сергея Абельцева, члена Высшего Совета партии и своего заместителя. Подобно лидеру ЛДПР, Абельцев отличался резким характером и грубой манерой подачи, резким неприятием либерализации внутренней политики. Особенно враждебно он относился к правозащитникам и вообще идее прав человека в европейском понимании, которые продвигали ВНП и СДПР, Так что репутация у тандема Жириновский-Абельцев была соответствующая.

Смысл участия ЛДПР в выборах до сих пор политологи сводят к простому популизму на ситуации. Жириновский, в целом негативно относился к Собчаку, "Свободной России" и либералам, отчасти входил в положение правящей коалиции и поддерживал многие из их начинаний, однако многие иные объявлял антинародными, поднимая митинги против реформ в разных регионах России. Активно поддержал усиление власти федерального центра и призывал окончательно ликвидировать федеративное устройство, за что пользовался сильной неприязнью в национальных округах.

В отличие от Собчака, Жириновский получил доступ к государственным СМИ: Рыжков не верил в победу ЛДПР, здраво оценивая её позиции как радикально-популистские, а оттого и отталкивающие. Потому-то в отношении кандидатов Жириновского и Абельцева не проводилось антипиара, а Зюганов даже согласился публично подебатировать с ним. Дебаты прошли в мирной обстановке, Жириновский был на удивление сдержан (по своим меркам), потому представители двух партий обсудили в прямом эфире дела государства и пути их решения без взаимных обвинений и склок.

Остальные

Всего до выборов было допущено восемь кандидатов в Президенты России, помимо трёх вышеописанных это были Лев Яковлевич Рохлин, Александр Владимирович Руцкой, Александр Александрович Зиновьев, Геннадий Эдуардович Бурбулис и Альберт Михайлович Макашов.

Первый, второй и пятый кандидаты относили себя к национал-патриотической оппозиции, их неприятие правящей группировкой объединяла уверенность в том, что Рыжков и Явлинский ведут антинародную политику, разрушают лучшие достижения прошлого и подавляют российское национальное движение, причём они в упор не замечали борьбу против сепаратизма, проводимую действующим руководством, в чём наиболее отличился министр обороны Владислав Ачалов, призывавший давить танками людей на демонстрациях в Казани. Третий кандидат выступал с леворадикальных позиций, утверждая, что Всероссийская Народная Партия не вправе считать себя народной и всероссийской, так как её политика носит не социалистический, а ревизионистский характер. Четвёртый кандидат придерживался либеральных взглядов, и его взгляды во многом совпадали с теми, что высказывал А.А. Собчак.

Лев Рохлин и Михаил Моисеев, боевые генералы, пошли от "Конгресса русских общин", отдельно получили поддержку "Союза российских офицеров". Их предвыборная агитация строилась на идее возрождения великой и сильной России (схоже с ЛДПР, но в умеренном ключе), защите русского населения на всём пространстве бывшего СССР. Поднималась тема армии, флота и ядерного щита, правительство укорялось в проведении военной реформы, нацеленной на ослабление российской армии в угоду Западу, критиковалась сдержанная внешняя политика.

Александр Руцкой всё ещё оставался членом ВНП, однако активно и жёстко критиковал Рыжкова, Зюганова, Шенина и вообще всё "красное" руководство Российской Федерации, выдвигал громкие обвинения в узурпации власти, "ретроградстве" и "коммуняцкой зашоренности", нежелании идти на радикальные перемены. Он встал в оппозицию ещё в 1994 году, когда поддержал Бориса Громова, ушедшего с вице-президентского поста, а дальше шло по-нарастающей. Из лояльного оратора он превратился в злейшего врага действующего президента, за что в мае 1995 года, после победы "Красной коалиции", не был переизбран на должность Председателя Верховного Совета. Руцкой рассчитывал использовать образ "борца за народное счастье" и "справедливого критика, незаслуженно выкинутого с высокой должности за несогласие с курсом правителя". Соратником Руцкого стал видный националист Борис Миронов, который был настроен оппозиционно к режиму и реформам, однако союз Руцкого и Миронова имел лишь недолгие тактические цели.

Александр Зиновьев, бывший преподаватель марксизма-ленинизма, философ и критик сталинизма, решил пойти в политику не с целью стать президентом: впоследствии он признавался, что никогда не верил в свою победу. Своим выдвижением он лишь хотел "щёлкнуть власть по носу", указать на несправедливость отдельных проявлений реформ. Ему удалось взять в соратники Бориса Громова, уход которого из политики был вызван именно несогласие с развалом СССР и характером преобразований.

Геннадий Бурбулис не смог договориться с Собчаком и решился пойти на выборы сам. Его соратником после долгих прений стал Леонид Гозман. Однако риторика двух либералов строилась на голословных обвинениях в неадекватности коммунизма и необходимости люстрировать членов КПСС и сотрудников КГБ, а также перейти к евроатлантическому вектору внешней политики для дальнейшему вступления в Европейский Союз.

Альберт Макашов и Александр Баркашов шли как представители маргинального течения российского национализма. Громкие речи во славу русского народа как самого лучшего в мире, постоянные указания на "еврейский след", хамство, агрессивность и призывы к силовому взятию власти быстро создали им образ шовинистов. Введённое Баркашовым наречение Гитлера по имени-отчеству нисколько не пошло на пользу их тандему, прилепив к ним ярлык неофашистов.

Всем малым кандидатам был ограничен доступ к средствам массовой информации, в чём был задействован и административный ресурс. Представители ВНП выкупили большинство эфирного времени, которое было заполнено открытой или косвенной пропагандой реформ, преимуществ "новой социальной демократии", курса на открытость при сохранении национального государства. Особое внимание получил документальный фильм "Последний премьер Империи" о Николае Ивановиче Рыжкове, выпущенный в канун выборов и прославлявший Рыжкова не как главу государства, а как человека, который мог возглавить СССР и повернуть его в лучшую сторону. Заметная часть эфира была занята советскими фильмами, которые должны были поднять уровень ностальгии по советским временам у пожилой части населения России, чтобы они на выборах проголосовали за коммунистов.

В общем, ограниченность средств и возможностей вынуждала мелких оппозиционеров проводить агитацию через низкокачественные газетёнки и брошюры, поднимать митинги и лично выступать на них.

Ход выборов

11 мая в 00:00 вступил в силу день тишины, в течение всего дня запрещалась любая политическая агитация каждого из участвующих кандидатов и их сторонников. Без эксцессов не обошлось: ряд представителей Всероссийской Народной Партии, не зная о вступившем в силу законе, вновь организовали публичную пропаганду в адрес кандидата Зюганова. За это они были арестованы милицией. Президиум ЦК ВНП отреагировал стремительно, резко осудив действия однопартийцев как провокацию против демократического характера выборов.

На самом деле, руководство партии просто воспользовалось возможностью публично продемонстрировать курс на укрепление демократии и законности, а "провокаторы" просто оказались удачной случайностью для такого. Либеральные оппозиционеры считают, что данная акция была спланирована заранее, чтобы улучшить имидж ВНП прямо перед выборами, ведь подход "Свободной России" строился на идее добиться выхода Собчака во второй тур.

Социологические опросы показывали крайне смешанный результат. Тем не менее, большинство голосов отдавалось Зюгановю, и у Собчака не было шансов догнать кандидата от ВНП: предполагалось, что если первый сумеет взять 46-53%, то второму максимум удастся отхватить 22-31% (причём максимальные результаты подавались как очень оптимистичная оценка, ведь Собчак не был популярной фигурой в общероссийском масштабе). Прогноз на третьего кандидата, Жириновского, показывал результат в 7-8% и практически не менялся.

12 мая избирательные участки открывались по всей России в 8:00. Чтобы на них явилось множество людей старшего поколения, которые бы по старой памяти проголосовали за коммуниста, ещё за неделю до дня выборов на всех государственных каналах был сведён к минимуму показ сериалов и популярных программ. Свою лепту внесли и циркулировавшие по кухням слухи надбавках к пенсиям и зарплатам для тех, кто проголосует за Зюганова.

Участки охранялись милицией, а к выборам были допущены 504811 наблюдателей со всей России, в страну прибыло 3105 иностранных наблюдателей, особое внимание уделили гостям из европейских стран и Соединённых Штатов.

Кандидаты Партия Процент Голоса
Г.А. Зюганов - О.С. Шенин Всероссийская Народная Партия 50,47% 37.297.565
А.А. Собчак - Н.И. Травкин "Свободная Россия" 23,41% 17.300.099
В.В. Жириновский - С.Н. Абельцев Либерально-Демократическая Партия России 10,58% 7.818.669
Л.Я. Рохлин - М.А. Моисеев "Конгресс русских общин" 6,70% 4.951.331
А.В. Руцкой - Б.С. Миронов Всероссийская Народная Партия 4,55% 3.362.471
А.А. Зиновьев - Б.В. Громов самовыдвиженцы 2,29% 1.692.320
Г.Э. Бурбулис - Л.Я. Гозман "Демократический Союз" 1,05% 775.955
А.М. Макашов - А.П. Баркашов "Союз русского народа" 0,58% 428.623
Недействительные голоса 0,37% 273.434

Явка на выборах составила 62,86%, всего на избирательные участки пришли 73.900.467 граждан.

Результаты и последствия

Выборы 1996 итог
Цвет Обозначение Кол-во регионов
Красный победил Г.А. Зюганов 50
Синий победил А.А. Собчак 19
Серый никто не взял большинство 6

Хотя во всех раскладах ожидалась победа кандидатов Зюганова и Шенина, результат удивил в том числе и штаб ВНП. По самым оптимальным оценкам, их кандидаты должны были взять 48% голосов. Собчаку не отводили больше 23%. Преимущество было за коммунистами. Из-за крайне спорной ситуации, Зюганов не стал сразу заявлять о своей победе после первых подсчётов, решив дождаться окончательных результатов. Зато Жириновский признал выборы справедливыми и сказал, что признаёт итоги в полном объёме.

С резким недовольством выступил Собчак. Когда был оглашён итоговый результат, он потребовал пересчёта голосов, утверждая, что имели место фальсификации, подтасовки, исчезновение бюллетеней, поданных за него. По его призыву с 14 мая на Манежной площади в Москве стали стягиваться все недовольные передачей власти Г.А. Зюганову. Они скандировали: "Зюганов — продолжатель тоталитарного террора", "Долой банду коммунистов!", "Рыжков и Зюганов — прочь из политики!". Попытки собирать толпы были и в других местах — на Красно площади, у здания КГБ РФ, перед зданиями министерств; в других городах демонстрации прошли быстро — в Ленинграде, в Волгограде, в Свердловске, в Новосибирске, во Владивостоке отметились ярче всего. Глава "Свободой России" лично дважды выступал с протестами против результатов выборов, подавал аппеляции в ЦИК, обращался к Европейскому Союзу с требованием не признавать законность любых дальнейших решений властей, призывал граждан требовать второй тур выборов.

Вместе с недовольными активно выступали и те, кто голосовал за Зюганова. Милиция строго ограничивала ход митингов, стараясь не допустить столкновения двух противоположных групп. В ряде городов России проходили крупные кампании в поддержку Зюганова и возвращения к политике "Красной коалиции", на сторону победителя переходили представители ЛДПР и некоторых умеренно-националистических организаций.

21 мая Европарламент признал выборы в Российской Федерации "состоявшимися, хоть и не без некоторых нарушений". Не все из недовольных знали об этом, поэтому демонстрации продолжали идти, на самом пике напряжения 22 мая на Манежной площади присутствовало до двухсот тысяч человек: в Москве за Зюганова проголосовали 39%, а за Собчака 38%, в целом поровну, большинства никто не взял. В ряде регионов также не определился конкретный победитель. Однако со следующего дня выступления стали затухать. Власть не проявляла агрессии против демонстрантов, а те не выходили за рамки криков и угроз. Другие страны также признали законность и справедливость состоявшихся выборов; показательно, что даже американский сенатор Джон МакКейн, в целом выразив недовольство победой коммунистов, сказал, что те сыграли достойно. 29 мая в Москве на протест вышли только две тысячи человек.

Инаугурация 2-ого Президента РФ состоялась 6 июня в Большом Кремлёвском дворце. Перед народными депутатами России, журналистами, общественными деятелями и иностранными гостями в прямом эфире Геннадий Зюганов зачитал присягу, таким образом став новым главой российского государства. С этого и начался период, известный сейчас как "золотое десятилетие Зюганова" — эпоха политической стабильности, экономического роста, углублённой реинтеграции постсоветского пространства и закрепления позиций России в мире с курсом на самоутверждение в качестве великой державы.