Государственная Дума - нижняя палата Парламента в Российской империи. Учреждена в 1882-ом году. Государственная Дума состоит из 980 депутатов.

Формирование

Порядок формирования Государственной Думы - прямые всеобщие выборы.Согласно Конституции Российской Республики половина депутатов Национального собрания избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая половина депутатов Государственной Думы избираются методом пропорционального представительства. Проходной барьер для партии в Национальном собрании - 3%.

Государственная Дума после принятия последних поправок к Конституции Российской Империии изменения административного деления Государственная Дума состоит из 980 депутатов. Голосовать на выборах может любой гражданин Российской Империи, достигший 18-летнего возраста. Депутатом может быть избран любой гражданин Российской Империи, достигший 25-летнего возраста и проживающий в стране более 10 лет. В случае смерти депутата или его отзыва,ему на смену приходит однопартиец или представитель от того-же избирательного округа,в котором он был избран.

Развитие Российской политической системы делят на несколько этапов:

  • Система с доминирующей партией (1882 — 1917);
  • Система умеренного плюрализма (1917 — 1940);
  • Двупартийная система (1940 - н.в.)

История

Впервые Государственная Дума Российской Империи была сформирована 19 декабря 1882-ого года.

Таврический Дворец, Государственная Дума в период с 1882-ого по 1948-ой год находилась именно там

В целом Государственная Дума Российской Империи "пережила" 13 созывов. В период работы Государственной Думы Российской Империи работали как "длинные Думы", в частности X Дума, проработавшая 7 лет, а также "короткие Думы", в частности I, проработавшая 2 с половиной месяца, а также II и XII, проработавшая чуть меньше своего срока, всего 3 года. Государственная Дума фактически не функционировала и выборы в неё не проводились с 1933 по 1940 годы.

С момента начала работы по 1948-ой год располагалось в Таврическом Дворце, однако, со временем мест для депутатов стало не хватать и в 1948-ом году было построено новое здание Государственной Думы в Санкт-Петербурге.

Созывы

I созыв (1882-1883)

Государственная Дума I созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Трудовая Группа 36%
Конституционная партия 31%
Партия Народной Воли 18%
Союз Русского Народа 12%
Самовыдвиженцы 3%

В результате выборов началась работа по созданию единой коалиции Трудовиков и ПНВ, однако, убийство Тихомирова, а также покушение на Скобелева и Лорис-Меликова, террористами Народовольнцами привело к тому что возможная коалиция распалась, а I Дума была разогнана, проработав всего два с половиной месяца.

II созыв (1883-1886)

Государственная Дума II созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная Партия 48%
Трудовая Группа 21%
Союз Русского Народа 17%
Партия Народной Воли 10%
Самовыдвиженцы 4%

Победа на выборах одержали Конституционисты, которые затем блокировались с немногочисленными самовыдвиженцы. Благодаря этому Лорис-Меликов смог занять пост Премьер-Министра, вместо Скобелева, который уже стал Регентом. В виду того, что из-за разгона прошлой Думы следующие выборы выпадали на нечётные годы, Конституционисты продвинули идею уменьшения работы данной Думы, в результате Государственная Дума проработала всего три года.

III созыв (1886-1890)

Государственная Дума III созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная партия 52%
Партия Народной Воли 25%
Союз Русского Народа 12%
Трудовая Группа 9%
Самовыдвиженцы 2%

Быстрое продвижение реформ позволило Конституционистам сформировать однопартийное правительство не используя, каких-либо других политических партий или движений, Лорис-Меликов остался Премьер-Министром, но скончался в 1888-ом году и пост Премьера занял Николай Святополк-Мирский, в это же время в Государственной Думе Трудовики и Народовольцы начали действовать совместно и создали "левую коалицию".

IV Созыв (1890-1894)

Государственная Дума IV Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная партия 41%
Партия Народной Воли 18%
Союз Русского Народа 16%
РСПР 13%
Трудовая Группа 8%
Самовыдвиженцы 4%

Смерть Лорис-Меликова и не особая популярность Чичерина сильно ударила по популярности Конституционной партии, в это же время произошёл раскол в Партии Народной Воли, от Народовольцев отделилось марксисткое крыло, во главе с Плехановым создавшим РСПР. КП была вынуждена пойти на альянс с СРН, в то же время продолжила свою работу "левая коалиция", которая состояла из Народовольцев и Трудовиков.

V Созыв (1894-1898)

Государственная Дума V Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная партия 51%
Партия Народной Воли 24%
Союз Русского Народа 17%
РСПР 7%
Самовыдвиженцы 1%

Выборы в V созыв Государственной Думы оказались очень успешными для Конституционистов, во многом благодаря победе в Османской Войне, уверенное выступление на выборах позволили партии оказаться от альянса с Союзом Русского Народа и сформировать единое правительство. В это же время Трудовая Группа объединилась с Партией Народной Воли в виду большой схожести программы, это усиление привело к тому, что РСПР серьёзно потеряли влияние в Думе. Наиболее важным вопросом в Думе стал Польский Кризис и нежелание правительства вступать в открытый военный конфликт с Германией. Этот вопрос вызвал крупные споры в Думе и во многом привёл к ослаблению популярности Конституционистов.

VI Созыв (1898-1902)

Государственная Дума VI Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная Партия 34%
Союз Русского Народа 30%
Партия Народной Воли 18%
Коалиция Регионов 9%
РСПР 5%
Самовыдвиженцы 4%

Кризис вызванный событиями в Польше привёл к серьёзному удару по КП на выборах, такое слабое выступление привело к тому, что Конституционисты во второй раз сформировали Правительство вместе с националистами, которые очень усилились благодаря своей чрезвычайно жёсткой внешней политике. Премьер-министром стал чрезвычайно популярный в народе Скобелев, а вот влияние левых партий в Парламенте существенно сократилось, в виду их довольно сдержанной позиции по поводу Польши. В этот период Россия провела три успешные войны: Вторжение в Персию, подавление Восстания Боксёров и Русско-Японскую Войну. При этом было принято несколько реакционных законов, в частности, ограничена деятельность профсоюзов и созданы "надзорные министерства".

VII Созыв (1902-1906)

Государственная Дума VII Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная Партия 51%
Партия Народной Воли 19%
Союз Русского Народа 16%
РСПР 6%
Коалиция Регионов 5%
Самовыдвиженцы 3%

Выборы в Государственную Думу выиграли Конституционисты, которые вновь отказались от союза с националистами, которые выступили на выборах заметно слабей, во многом это было связано с успешной внешней политикой Правительства. Чуть усилились левые партии. С самого начала своей работы Государственная Дума была омрачена покушением на Скобелева, в результате которого был издан Особый антимарксистский закон, который привёл к тому что все места РСПР были переданы Народовольцам. Кроме этого закона, были отменены многие реакционные законы, которые были продвинуты Союз Русского Народа, именно этим правительством проводилась военная реформа (хоть и принятая в прошлым созывом), а также приняты законы о Всеобщем начальном и среднем школьном образовании, а также отменено положение Конституции об "Особом моральном статусе царской семьи".

VIII Созыв (1906-1910)

Государственная Дума VIII Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная партия 55%
Партия Народной Воли 30%
Коалиция Регионов 7%
Союз Русского Народа 5%
Самовыдвиженцы 3%

Выборы в Думу VIII Созыва выиграли Конституционисты, во многом это было обусловлено смертью Константина Победоносцева, бессменного лидера Союза Русского Народа, и началом борьбы за власть внутри партии между Пуришкевичем, Дубровиным и Иоанном Кронштадским, в результате СРН очень плохо выступил на выборах, а КП получило рекордное число процентов. Также как и Народовольцы, оставшиеся единственной левой партией в Думе. В VIII Думе было принято множество законов: в частности было восстановлено патриаршество, была проведена реформа русской орфографии, был принят новый закон о тарифах, в целом Дума 1906-1910-ого считается одной из самой успешных и самых спокойных в истории Российского Парламентаризма.

IX Созыва (1910 - 1917)

Государственная Дума IX Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Конституционная Партия 49%
Партия Народной Воли 24%
Союз Русского Народа 15%
Радикально-Демократическая Партия 5%
Коалиция Регионов 4%
Самовыдвиженцы 3%

Победа Пуришкевича в СРН привела, а также неприятие части общества новых реформ, проведённых в VIII Думе, а также усиления терроризма проводимого РСПР, привело к ослаблению Конституционистов и Народовольцев. Кроме того в Думе появилась новая партия, основанная рядом бывших представителей КП. Радикальные-Демократы заняли в политическом спектре позицию "левее" КП, но правее ПНВ, в качестве главной политической идеологии используя социал-либерализм. IX Дума пережила Свинцовый Год, а в 1912-ом вступила в Первую Мировую Войну, после чего в Думе был создан "Священный Союз Политических Партий", в который была приглашена даже РСПР. Главным законом стало данной Думы стало всеобщее избирательное право, правда на тот момент только для мужчин, во многом продвинутая по предложению РСПР. Дума голосовала за военные кредиты и поддерживало курс Скобелева, а после его смерти в 1915-ом, Хомякова и Коковцова. Выборы, запланированные на 1914-ый год были отменены, изначально, их планировали провести после войны, но видя рост антивоенных настроений настроений в обществе Конституционисты не позволяли провести выборы довольно длительное время, вплоть до Мартовского Восстания, когда КП начал постепенно распадаться, а выборы в новую Думу были назначены на декабрь 1917-ого.

X Созыв (1917-1921)

Государственная Дума X Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Партия Народной Воли 23%
Консервативная Партия 21%
РСПР 18%
Прогрессивная Партия 16%
Союз Русского Народа 9%
Коалиция Регионов 6%
Георгиевский Союз 5%
Самовыдвиженцы 2%

Распад Конституционной партии на Консерваторов и Прогрессистов полностью изменил политическую систему Российской Империи. Прогрессисты объединились с Радикальными-Демократами. Кроме того впервые с 1902-ого года РСПР была допущена к выборам. В этот период в обществе сочетались как патриотические так и антивоенные настроения. Кроме того в Думе появилась праваориентированная ветеранская организация Георгиевский Блок. Это привело к тому что ни одна партия не смогла серьёзно укрепиться, в результате была создана крупная коалиция Народовольцев, РСПР и Прогрессистов. Премьер-министром стал Александр Керенский. В этот период Россия одной из первых стран Европы, которая приняла всеобщее избирательное право, кроме того Россия передала независимость Королевскому Курдистану, а также был проведено большое количество социальных реформ. Однако, частенько правые Народовольцы и Прогрессисты конфликтовали с РСПР, в результате в правительстве часто происходили крупные конфликты и многие инициативы сильно тормозились. Кроме того с 1920-ого темпы российской экономики снизились, что не могло не сказаться на следующих выборах.

XI Созыв (1921-1925)

Государственная Дума XI Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Консервативная партия 36%
Партия Народной Воли 18%
Прогрессивная партия 15%
Союз Русского Народа 9%
Партия Народных Социалистов 7%
РСПР 6%
Георгиевский Союз 5%
Народная Национальная Партия 3%
Самовыдвиженцы 1%

Экономический спад в начале 20-ых годов привёл к ослаблению позиций Народников и других социалистических партий. Консерваторы, которых часто ассоциировали с победой в Первой Мировой, Набрать более 50% у Консерваторов не получилось, в результате тем пришлось заключить коалицию с Прогрессистами, которые перешли от Народников к Консерваторам. Премьер-Министром стал 59-летний Пётр Столыпин. В этот период, начался бурный экономический рост Российской экономики, а также проходила серьёзная урбанизация, что привело к серьёзному увеличению числа рабочих и предпринимателей в городах. Кроме того Россия восстановила протекционистскую политику, от которой отказалась ещё в период правления Чичерина. Кроме того Россия вступила во Вторую Большую Игру с Британией, в частности, Россия поддержала буржуазную революцию в Иране и начала давить на Турцию. Уверенный рост промышленности, позволил Консерваторам лишь усилиться на грядущих выборах.

XII Созыв (1925 - 1928)

Государственная Дума XII Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
Консервативная Партия 40%
РСПР 14%
Партия Народных Социалистов 12%
Партия Народной Воли 9%
Прогрессивная Партия 8%
Союз Русского Народа 7%
Народная Национальная Партия 5%
ОКПР 4%
Самовыдвиженцы 1%

Успешная политика в начале 20-ых позволило Консерваторам несколько увеличить своё присутствие в Государственной Думе, сохранив при этом коалицию с Прогресисстами. В это же время в связи с урбанизацией популярность Народовольцев снизилась (те как правило, ориентировались на крестьянство, а не на рабочих), что позволило выдвинуться вперёд РСПР и Партию Народных Социалистов. Союз Русского Народа после очередного конфликта внутри партии и ухода Пуришкевича под руководством Балашова стала близка к Консерваторам и де-факто было про-правительственной, чем оттлокнуло от себя часть избирателей. Кроме того в новой Думе появилась Российская Коммунистическая Партия, под руководством Григория Зиновьева. Второй срок Столыпин был довольно удачен, короткая и успешная Царьградская война, проведение олимпиады в Киеве в 1928-ом году, продолжение экономического и промышленного роста, все это казалось бы позволило Консерваторам укрепиться и на будущих выборах, но Великая Депрессия, начавшаяся в 1928-ом году обрушила все планы правительства, которое не смогла предпринять решительных мер для борьбы с кризисом, в результате за несколько месяцев правительство Столыпина из одного из самых популярных стало одним из самых не популярных в русской истории, довольно быстро потеряв кредит доверия и самораспустилось в конце 1928-ого года, недоработав почти год. 

Дальнейшие разделы будут переписаны, спасибо за понимание.

XII Созыв (1929 - 1932)

Государственная Дума XII Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
РСПР 30%
Партия Народных Социалистов 21%
Партия Народной Воли 17%
РКП 14%
Союз Русского Народа 5%
Георгиевский Союз 5%
Консервативная Партия 3%
Прогрессивная Партия 3%
Самовыдвиженцы 2%

Начало Великой Депресии полностью поменяло политическую ситуацию в России, правоцентристы обвалились на выборах и в общем набрали рекордно низкие 6. В это же время выросла популярность всех других партий, от националистов до Коммунистов. Особой популярностью пользовались последние, однако, трагические события в Германии и отъезд многих членов РКП туда, существенно пошатнул популярность РКП. В результате была образована крупная коалиция РСПР-ПНС-ПНВ, Премьер-Министром стал Фёдор Ильич Дан, опасаясь социального взрыва социалисты начали постепенно проводить реформы, направленные на ликвидацию монархии и установление республиканского строя в стране. Были проведены многие социальные реформы, увеличены пенсии, и социальные расходы, Россия начала постепенно выходить из кризиса, благодаря реформам социалистов, число безработных хоть и оставалось большим, но существенно сократилось по сравнению с 28-29-ым годом. В это же время во внешней политике Россия заняла позицию нейтралитета, вышла из Второй Большой Игры и заняла позицию нейтралитета в Европе существенно отдалившись от своего главного союзника в Европе - Антанты. XII Созыв Государственной Думы по стечению обстоятельств оказался последним, в 1932-ом от престола отрёкся Михаил II, затем его сын Александр IV, а вскоре монархия была упразднена.

I Созыв (1932 - 1936)

Государственная Дума I Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
РСПР 30%
Партия Народных Социалистов 21%
Партия Народной Воли 19%
РКП 11%
Георгиевский Союз 4%
Союз Русского Народа 4%
Союз Легионеров 4%
Консервативная Партия 3%
Прогрессивная Партия 3%
Самовыдвиженцы 1%

Первая Государственная Дума Первой Российской Республики, безусловно была самой левой в Российской Истории. Правые и центристские силы вместе получили всего 4%. Кроме того произошёл раскол в Союзе Русского Народа, из него выделилась ультраправая группировка, которая в первую очередь ориентировалась на Легионерскую Румынию. I Дума Российской Республики продолжала политику социалистических преобразований, окончательно ликвидировав последствия Великой Депрессии, в стране продолжался активный индустриальный рост, в то же время в Европе Россия несколько сблизилась с коммунистической Германией и Италией, наладив с ними отношения, чему способствовало довольно широкое представительство Коммунистов в Парламенте. В это же время Левое Правительство усилило национализацию, взяв под контроль довольно большое число ранее частных предприятий, кроме того последовало в это же время последовало увеличение налогов на крупные предприятия, это привело к небольшому усилению правых партий на выборах во вторую Государственную Думу, по стечению обстоятельств Первая Государственная Дума Первой Республики, оказалась единственной проработавшей все четыре года.

II Созыв (1936 - 1938)

Государственная Дума II Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
РСПР 27%
Партия Народный Социалистов 19%
Конституционный Блок 15%
Партия Народной Воли 13%
РКП 11%
Правый Блок 11%
Самовыдвиженцы 4%

Работа II Государственной Думы во внутренней политике продолжала свой старый курс, на стабилизацию экономического положения в стране и борьбу с последствиями Великой Депрессии. Однако, проблемы в правительстве вызывал курс социалистического правительства направленный на активный диалог с коммунистическими странами, это привело к созданию весной 1938-ого года так называемой Блок Савинкова которая включала в себя представителей всех левых партий. Во многом это и привлекло к распаду правящей коалиции, в мае 1938-ого антикоммунистическая фракция отказалась голосовать за предоставление Германии крупного денежного кредита и заключения нового договора о ненападении, попытка РСПР протолкнуть этот договор привела к кризису в Правительстве, так как в Блок Савинкова в который входило 10% парламентариев. В это же время левоцентристы попытались включить в коалицию коммунистов, но на этот раз столкнулись с сопротивлением уже стороны ПНВ, в результате правительство было распущено.

III Созыв (1938 - 1939)

Государственная Дума III Созыва

Партия Количество голосов (в процентах)
РСПР 23%
Конституционный Блок 19%
Партия Народный Социалистов 15%
РКП 13%
Блок Савинкова 11%
Правый Блок 10%
Партия Народной Воли 8%
Самовыдвиженцы 1%

Председатели Государственной Думы

# Фотография Пресдседатель № Созыва Думы Период Партия
1
Глеб Иванович Успенский.jpg
Глеб Иванович Успенский I, II 1882-1886 Трудовая Группа
2
Борис Чичерин 3.jpg
Борис Николаевич Чичерин III 1886 - 1888 Конституционная партия
3
Скалон Василий.jpg
Василий Юрьевич Скалон III-V 1888 - 1898 Конституционная партия
4
Сергей Муромцев.jpg
Сергей Андреевич Муромцев VI-IX 1898 - 1910 Конституционная партия
5
Столыпин.jpg
Пётр Аркадьевич Столыпин IX 1910 - 1917 Конституционная партия
6
Николай Некрасов-0.jpg
Николай Виссарионович Некрасов X, XI 1917 - 1925 Прогрессивная партия
7
Анатолий Иванович Савенко.jpg
Анатолий Иванович Савенко XI 1925 - 1928 Союз Русского Народа
8
Церетели.jpg
Ираклий Георгиевич Церетели XII 1928-1932 РСПР, НСПР