ФЭНДОМ

Гражданская война в Испании
Фалангисты в окопах
Дата

1935-1939

Место

Иберийский полуостров, Средиземное море, Атлантический океан

Причина

Недовольство крайне левых и крайне правых сил правительством Второй Республики

Итог

Продолжается

Противники
Flag of the Popular Front (Spain).svg Испанский Рабочий Фронт

Красный флаг Интернациональные бригады
Каталония флаг Каталония
Баския Страна Басков (до 1937)
При поддержке:
Russian SSR Российская ССР (с 1936)

  • Baltic SSR Балтийская ССР
  • Фин SSR Финская ССР
Флаг Испании курильщика Вторая Испанская Республика

При поддержке:
Флаг Французской Империи Французская республика (с 1938)

Галисия Галисия

Порту Королевство Португалия
При поддержке:
Flag of the United Kingdom Британская Империя

Общий флаг Испанское Государство

При поддержке: Флаг Германии ФНВ Германский Рейх

Командующие
Flag of the Popular Front (Spain).svg Андреу Нин

Flag of the Popular Front (Spain).svg Хосе Диас
Flag of the Popular Front (Spain).svg Энрике Листер
Flag of the Popular Front (Spain).svg Рамон Меркандер
Красный флаг Мигель Бланко
Красный флаг Буэнавентура Дуррути
Каталония флаг Луис Компанис †
Russian SSR Родион Малиновский

Флаг Испании курильщика Хосе Хиль-Роблес

Флаг Испании курильщика Эмилио Мола
Флаг Испании курильщика Мигель Кампинс
Флаг Испании курильщика Доминго Батет †
Флаг Испании курильщика Гонсало Кейпо де Льяно
Флаг Испании курильщика Хосе Миаха †
Флаг Испании курильщика Мануэль Годед
Флаг Испании курильщика Винсенте Рохо
Флаг Испании курильщика Рикардо Рада
Флаг Испании курильщика Николай Шинкоренко
Флаг Французской Империи Филипп де Отклок

Порту Дуарте II
Общий флаг Хосе Санхурхо

Общий флаг Хосе Примо де Ривера
Общий флаг Хосе Энрике Варела
Общий флаг Хуан Ягуэ

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
В распоряжение генерала де Льяно четыре колоны, пятая ждёт его в Севилье.
Эмилио Мола
¡No pasarán!
Лозунг Испанского Рабочего Фронта
Так объясните в чем разница между этими Хефе и Каудильо, за что они воюют между собой?
Приписывается Алексею Рыкову

Гражданская война в Испании (исп. Guerra Civil Española) - конфликт между Второй Испанской Республикой в лице консервативного республиканского правительства и противостоящих ей сил социалистического Испанского Рабочего Фронта при поддержке Советского Союза с одной стороны, и испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Хосе Санху́рхо с другой. Отдельными сторонами конфликта так же можно назвать баскских сепаратистов и Португалию при поддержке Великобритании, чья интервенция в Галисию не носила цели поддержки любой из сторон войны.

Единственной крупной европейской страной не вмешавшейся в конфликт является Королевство Италия, переживавшее в этот период внутренней нестабильности. Испанская гражданская война стала последним европейским конфликтом перед началом Второй Великой Войны, и служила полигоном для испытания последних образцов советской, британской, французской и немецкой техники и вооружений.

Испанская гражданская война характеризовалась обилием сторон опирающихся на поддержку иностранных государств, чем обострила международные отношения среди европейских держав и повлияла на сроки начала Второй Великой Войны.

Предыстория

К началу XX века Испанское королевство находилось в состоянии глубокого упадка и кризиса. Страна вступала в XX век, будучи застойным полуфеодальным государством с сильной межнациональной, межклассовой и, как следствие, идеологической враждой. Основная масса населения жила за гранью бедности; крестьяне страдали от малоземелья и гнёта землевладельцев, рабочие — от неурегулированности трудовых отношений. Национальные меньшинства (баски, каталонцы, галисийцы), составлявшие более четверти населения Испании, выступали против централизаторской внутренней политики Мадрида и требовали автономии. Большими льготами и привилегиями в стране пользовалась Римско-католическая Церковь.

На особом положении в государстве находилась армия, которая представляла собой фактически государство в государстве. Однако крайний консерватизм её руководства мешал её развитию: испанские войска обучались по устаревшим стандартам и воевали устаревшим оружием, что особенно сказалось в Рифской войне в Марокко. Эта война привела окончилась громким поражением Испании, которая была вынуждена вывести войска из Северного Марокко, не смотря на поддержку Французской республики, позже аннексировавшей территории т.н. "Рифской республики". По мимо прочего, во время Рифской войны погиб подававший надежды полковник Франсиско Франко. Это привело к озлоблению армии и неудачному военному путчу 1931 года под руководством будущему лидера фалангистов Хосе Санхурхо. Однако не смотря на бегство короля Альфонсо из страны, силы путчистов не смогли занять Мадрид, что привело к бегству Санхурхо в Португалию и установлению Второй Испанской Республики.

Alcala-zamora-ministro-guerra

Первый президент Второй Республики Нисенто Алькала Самора

28 июня того же года состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых победили социалисты и левые либералы, принявшие 9 декабря 1931 года новую испанскую конституцию. Ключевую роль в её создании сыграли умеренные социалисты Х. де Асуа и Хулиан Бестейро. Первым президентом республики стал консервативный либерал Нисето Алькала Самора, а премьер-министром — левый либерал Мануэль Асанья. Не смотря на постоянные правительственные кризисы и непоследовательные и нерешительные реформы, левая коалиция смогла сохранить большинство до мая 1935 года, когда на внеочередных выборах правая коалиция смогла взять большинство, обогнав левых менее чем на 400 тысяч голосов, благодаря призывам контролирующих примерно полмиллиона голосов анархо-синдикалистов игнорировать выборы. Правительство, по поручению президента Нисето Алькала Саморы, однако сформировала центристская Радикальная Республиканская партия. От Испанской конфедерации независимых правых в правительство вошли три министра, в том числе министр обороны Хосе Хиль-Роблес. Первым заметным действием нового правительства стало возвращение в армию ряда уволенных ранее консервативно настроенных генералов и высших офицеров, например генералов Эмилио Мола и Гонсало де Льяно. Однако, новое правительство в целом оказалось не готово справиться со стоящими перед ними проблемами, занимая промежуточную позицию. После вхождения ИКНП в правительство левые депутаты начали игнорировать заседания парламента, а после начала армейской реформы консолидировано потребовали отставки Хиль-Роблеса и прочих правых министров из правительства. В ответ на игнорирование ультиматумов, дружественные и связанные с НКТ, ПОУМ и Социал-авангардистской Партии Испании профсоюзы начали забастовку, охватившую северные и восточные регионы Испании. В связи с неспособностью центристского правительства меньшинства решить проблему забастовок, грозящих перейти в выступление левых парамилитарис, президент отправил правительство в отставку и распустил кортесы, назначив Хосе Хиль-Роблеса временным премьер-министром, который должен был обеспечить порядок до проведения новых выборов в кортесы.

Первый этап

Красная заря

В мадриде

Части генерала Молы входят в Мадрид.

После назначения Хосе Хиль-Роблеса премьер-министром не смотря на протесты профсоюзов, левая оппозиция начала подготовку к вооруженному выступлению против центрального правительства. Сразу же после занятия поста премьер-министра, 25 ноября 1935 года, Хиль-Роблес пригласил генерала Эмилио Молу на пост военного министра и отдал приказ о вводе армии в Мадрид, находящийся на грани восстания. Ввод войск в находящуюся на грани восстания Мадрид послужил искрой для общеиспанского открытого вооруженного восстания левых парамилитарес. На улицах Мадрида вспыхнули бои, но частям регулярной армии удалось быстро подавить попытку восстания в столице. На юге страны и на Балеарских островах армейским частям так же удалось быстро подавить восстание, куда хуже дела обстояли на севере и востоке страны. Восстание объединенных сил Испанского Рабочего Фронта, состоящего из авангардистов, коммунистов[1], различных социалистов и анархистов, охватило Галисию, Астурию, Кантабрию, Страну Басков и Наварру, Каталонию со значимой частью Арагона, а так же Валенсию. В рядах Рабочего Фронта сражались басконские и каталонские автономисты, причём первые представляли преимущественно правоконсервативные взгляды. Так, в рядах баскских сил довольно скоро появились карлисты-антиреспубликанцы, а рядом с Интербригадами появились отряды ультраконсервативных рекете. Однако первоначально, даже такие чудовищные идеологические разногласия не мешали общему делу борьбы с Республикой, вскоре после подавления выступлений на оставшейся ей подконтрольной территории начавшей наступление на мятежников. Для этого, генерал Мола начал переброску с юга страны наиболее верные себе и наиболее боеспособные части армии, а так же африканские колониальные полки из Западной Сахары и Испанской Гвинеи. В условиях защиты Республики от леворадикального выступления, генерал Мола поддержал правое правительство и не участвовал в заговоре, лишив будущее выступление "Северной армии" и своих организаторских способностей, что повлияло на снижение количества армейских частей поддержавших мятежников.

Первое крупное столкновение Гражданской войны произошло 3 ноября 1935 года, на подступах к Таррагоне, где республиканские войска генерала Мигеля Кампинса успевшие подавить выступление коммунистов и анархистов в Валенсии и Кастельоне, встретились с т.н. "колонной Дуррути", составленной из барселонских анархистов, коммунистов и авангардистов, поддержанной таррагонским рабочим ополчением, опасающимся судьбы Кастельона, жестко усмиренного сериями расстрелов левых и профсоюзных деятелей не успевших бежать из города несколькими днями ранее. Выдохшиеся и оторвавшиеся от снабжения силы Кампинса не смогли с марша ворваться в город, и оказались втянутыми в тяжелые городские бои с превосходящими силами мятежников. После двухдневных боев в городской черте получивший свежие подкрепления из Барселону Дуррути смог организовать контрнаступление и выбил республиканцев из Таррагоны, и в дальнейшем отбросив их от города. Видя плачевное состояние своих сил, генерал Кампинс отдал приказ об отступление с целью сохранить армию в боеспособном состояние. Первая победа на силами правительства во встречном бою подняла боевой дух сил Рабочего Фронта, а так же повлияло на пессимистичный настрой в мировом левом движение. Вскоре Интернациональные бригады которые формировал в Овьедо бывший генерал мексиканской армии Мигель Бланко испытали значимый приток добровольцев, в первую очередь из Франции, Польши, Мексики и Италии. Фактически, Интербригады стали первым образцом регулярной армии Рабочего фронта, и образцом для создания Народной Рабоче-Крестьянской армии.

Дурриты-2

Рабочее ополчение на подступах к Овьедо.

Уже 21 ноября свежесформованные силы Рабочего Фронта под руководством Мигеля Бланко смогли остановить армию генерала Доминго Батета, разбившего слабые силы коммунального ополчения на уже Астурии и попытавшегося взять Овьедо точечным ударом, а затянувшиеся бои использовать для уничтожения, благодаря партизанам и диверсантам, тылов и коммуникаций оторвавшихся от снабжения республиканцев. Заманив правительственные силы вглубь мятежного региона, генерал Бланко скоординировал свои действия с галисийской группировкой под руководством Энрике Листера, одновременно с ним начав контрнаступление с целью окружить правительственные силы завязшие под Овьедо. Разбив слабые заслоны республиканцы, силы Рабочего фронта уже к 26 ноября к ужасу Мадрида замкнули кольцо окружения под Кампоманесом. Шокированный успехом мятежников Мола приказал Батету прорываться из окружения, стягивая в Кастилию свежие колониальные силы для встречного удара. Планам Молы однако помешало начавшееся 1 декабря выступление фалангистов во главе с вернувшимся из эмиграции в Португалию лидеров неудачного путча 1931-года Хосе Санхурхо. Вынужденный перебросить силы на юг, Мола не смог сосредоточить группировку необходимую для прорыва окружения, в результате чего Бланко и Листер разбили в битве под Кампоманесом страдающую снарядным голодом двадцатитысячную группировку генерала Батета, погибшего вместе со своей армией, и обратили в бегство семитысячную группу прорыва, всё что оставалось у Республики в Астурии. Воспользовавшись тем что лучшие части Северной группировки Молы в этот момент перебрасывались из Мадрида на юг, фронтовики смогли ворваться на территории Кастилии, остановившись только под Бургосом, где майор Винсенте Рохо смог организовать пятитысячную группировку и разбить в два раза превосходящие силы Фронта, выдохшиеся после перехода по Кастилии в условиях партизанских действий местного населения сохранившего лояльность Республике. Осознавший свое положение Революционный Совет во главе с авангардистом Хосе Диасом отдал приказ о переходе к обороне, используя необходимую передышку для формирования регулярной армии на Севере.

Выступление "африканцев"

Провальная и позорная Рифская война окончилась потерей для Испании Северного Марокко, однако не менее важным последствием стало появление в Испании группы озлобленных на действующую власть офицеров прошедших Африканских кампанию, лидером которых стал генерал Хосе Санхурхо. Однако после провального путча 1931 года, в ходе которого путчисты не смогли занять Мадрид, генерал вынужден был бежать в Португалию, не оставив своих планов по возращению в Испанию. Главным идеологом связанным с будущим заговором стал Хосе Примо де Ривьера, сын свергнутого диктатора генерала Мигель Примо де Ривьеры, и лидера находящейся на грани национал-популизма и так называемого "христианского валькизма" партии "Испанская фаланга". В отличие от традиционных правых, фалангисты хотели продолжить авторитарные экономические реформы Примо де Ривьеры-старшего, найдя в виде более успешного их примеры экономическую реформацию в Третьем Рейхе. Лишенные Северного Марокко, а так же поддержки на севере и организаторских способностей Эмилио Молы, не успевшего присоединиться к путчу до начала Гражданской войны, заговорщики сосредоточили свои силы на юге, после неудачных попыток завербовать командующего мадридских гарнизоном генерала Гонсало Кейпо де Льяно.

Фалангисты

Фалангисты на улицах Севильи.

Анархо-коммунистическое выступление на севере и востоке Испании и неудачи центрального правительства в борьбе с ними стали спусковым крючком для выступления путчистов. Непосредственно в Испании его лидерами стали своевременно покинувший Мадрид Хосе Примо де Ривьеро и генералы Хосе Энкрике Варела и Хуан Ягуэ. Центрами выступления стали Севилья, Малага, Гранада и Альмерия. Выступление фалангистов началось 1 декабря после радиосигнала "Над Мадридом безоблачное небо". Уже 2 декабря, Хосе Санхурхо прибыл в занятую верными ему войсками Севилью, провозгласив себя Каудильо. События на юге шокировали правительство в Мадриде, и расстроили планы министра обороны генерала Молы по быстрому подавлению восстания на севере, вынуждая срочно перебрасывать силы на юг. Под влиянием путча подал в отставку президент Республики Нисенто Алькало Самора, фактически превращая её в дуумвират принявшего полномочия Президента Хосе Хиль-Роблеса, давно не называемого своими сторонниками в парламенте и правительстве иначе как Хефе (исп. "Вождь") и министра обороны Эмилио Молы, фактического Главнокомандующего и Директора Вооруженных сил Испанской республики.

Guerra-civile-spagnola-franco-spagna

Парад путчистов на улицах Мурсии, начало Мурсийской кампании.

Против сил путчистов на юге действовали две республиканские армии под руководством генералов Хосе Миаха и Гонсало Кейпо де Льяно. Им противостояли франкистские армии Хосе Энрике Варелы и Хуана Ягуэ, примерно равные по численности силам Республики. Пока на западном фланге республиканские силы генерала Миахи сохраняли пассивность, не решаясь первыми атаковать фалангистов в районе Севильи, на востоке силы генерала де Льяно развернули наступление на позиции путчистов в Мурсии, отрезав Аликанте, самый северный из значимых городов под контролем путчистов. В течение декабря в серии малых сражений, получивших название Мурсийской кампании, республиканская армия генерала Гонсало Кейпо де Льяно разгромила армию Хуана Ягуэ, заставил обескровленные силы путчистов отойти к Альмерии. После этого при содействие Средиземноморского флота Республики был взят блокированный Аликанте. В целом, первая фаза боевых действий осталась за Республикой, против которой однако уже на этом этапе начали играть растянутые коммуникации и недостаток ресурсов для войны на два фронта.

Баррикады-0

Баррикады республиканского ополчения на улицах Кордовы.

Гораздо хуже шли дела у республиканцев в Андалусии. Республиканское наступление с целью взять Севилью, столицу путчистов, окончилось разгромом силами Западной армии генерала Хосе Энрике Варелы, и чуть не завершилось окружением. В ответ, получив от Каудильо все оставшиеся у путчистов, не успевших начать мобилизацию, скромные резервы уже 4 января, всего неделю спустя после победы в Битве за Севилью, Варела начал стремительное контрнаступление, получившее название Зимнего похода. Страдающие от недостатка снабжения, части путчистов разбили слабые заслоны республиканцев и уже 7 января ворвались в Кордову, разбив не успевшую восстановиться за счёт резервов армию генерала Миахи, погибшего под артиллерийским огнём путчистов. И хотя подошедшие с севера резервы, под командованием генерала Мануэля Годеда смогли остановить дальнейшее выступление выдохшихся и страдающих от недостатка снабжения санхурхистов, Кордова, как и большая часть Андалусии остались в руках фалангистов, временно перешедших к обороне. На фронтах образовалась пауза, в которой нуждались все три стороны, срочно проводившие мобилизацию и наращивающие собственные вооруженные силы.

Второй этап

Северный фронт

Интербригадовец

Боец Интербригад в Старой Кастилии.

Двухмесячная пауза на фронтах была эффективно использована Испанским Рабочим Фронтом для создания регулярной армии и наведения порядка на подконтрольных территориях, не отличавшихся лояльностью к взглядам фронтовиков. Интернациональные бригады пополнились за счёт идейных добровольцев со всего света, а в Овьедо прибыли первые инструкторы из Советского Союза, принявшие участие в формирование Народной Рабоче-Крестьянской армии. Главной проблемой Рабочего Фронта по прежнему была разобщенность - западная часть подконтрольной красным территории находилась под управлением правительства авангардистов, тогда как восток находился в руках коалиции коммунистов, радикальных социалистов, анархистов и каталонских сепаратистов под общим руководством Б. Дуррути. Разделяли Каталонию с западным очагом восстания территория под контролем вооруженных формирований баскских автономистов занявших Наварру и прямо не подчинявшихся ни Овьедо, ни Барселоне. Состояние вооруженных сил разных частей Рабочего Фронта так же отличались - так если на территориях управляемых из Овьедо была начата мобилизация представителей рабочего класса и беднейшего крестьянства, охотно пополняющих новую армию, зачастую видя в ней в первую очередь социальный лифт, то в Каталонии вооруженные силы Рабочего Фронта по прежнему были представлены в форме преимущественно рабочей милиции и крестьянского ополчения, разбавленных небольших числом "элитных" частей из числа идейных коммунистов и анархистов, а так же представителей Интербригад. Отличались крылья Фронта и по внутреннему стилю управления, так правительство Хосе Диаса сразу же начало предпринимать меры по переводу экономики на военные рельсы под лозунгом "Всё для Фронта, всё для Победы!", а так же подавляло сепаратистские настроения в Галисии, то в Каталонии большую часть промышленность по прежнему контролировали анархо-синдикалистские профсоюзы, больше заботящиеся о обеспечение себя, чем армии. Силы Рабочего Фронта не успели начать кампанию, рассчитывая затянуть паузу по крайней мере на две недели, необходимые для формирования ударного кулака для наступления на Мадрид.

Баррикады барсы

Рабочее ополчение на баррикадах в Барселоне.

В это же время генерал Мола не упустил время и смог организовать эффективную мобилизацию, почти полностью воссоздав Вооруженные силы Республики. На Северном Фронте планы Республики на весеннюю кампанию были довольно консервативны, а основной удар должен был быть нанесён по Каталонии, с целью взятия Барселоны и выхода к французской границе. Для этого командующему Каталонской армии генералу Мигелю Кампинсу были преданы последние кадровые довоенные резервы, а том числе колониальные части, а так же почти вся авиация Республики на северном направление. Центральное правительство смогло опередить и Фронт, и Фалангу, первым начав весеннюю кампанию 1936 года. Штаб Молы верно сделал вывод о Каталонии как самой слабой части Фронта, подготовив против сил Дуррути главное наступление кампании. 3 марта 1936 года началось стремительное наступление сил Республики на Барселону. Генерал Кампинс смог эффективно использовать превосходство в авиации и артиллерии, и уже 15 марта полки Республики вошли в Таррагону оставленную стремительно отступавшими силами Рабочего Фронта. Остановить республиканцев Дуррути смог лишь на подступах к Барселоне, когда выдохшиеся и обескровленные части Кампинса столкнулись с превосходящими силами Дуррути, наконец смогшего перед лицом угрозы взятия города провести массовую мобилизацию в ряды рабочего ополчения и централизовать его управление в своих руках. Попытки выбить окопавшихся и укрепившихся республиканцев из пригородов однако провалились, что дало Кампинсу время подтянуть к столице Каталонии артиллерию и авиацию, а так же обеспечить безопасность тылов и перебросить на передовую часть резервов, которые и должны были стать основной ударной силой. Таким образом, 22 марта с первого артиллерийского обстрела города силами республиканского флота началась Битва за Барселону. Завязнув в тяжелых городских боях вскоре после их начала, Кампинс отвёл войска и отдал приказ начать методично сравнивать мятежный город при помощь авиации и тяжелой артиллерии, в том числе флотской. Одновременно Каталонская армия Республики провела наступление на западе Каталонии, установив фронт по линии Льейда-Террасса-Барселона, тем самым полуокружив город. Оставляя здание за зданием и заставляя республиканцев платить кровью за каждый метр Барселоны, Дуррути умолял Овьедо и Бургос начать наступление с целью отвлечь на себя силы, однако генерал Бланко категорически отказывался бросать неготовые части Рабочего-Крестьянской армии против республиканцев в Кастилии раньше времени. Однако удар все же последовал, оголив Галисию Хосе Диаз смог собрать резервы, подкрепленные силами басконских вооруженных сил, под общим командованием Энрике Листера, зарекомендовавшего себя во время прошлогоднего наступления, и 23 апреля развернуть наступление в Ла-Риохе по направлению к Сарагосе. Республиканцы в Каталонии были вынуждены срочно перебросить часть сил на западный фланг, остановить силы Рабочего Фронта в бойне при Алагоне 8 мая 1936 года, где воспользовавшись несогласованность в действиях между силами Фронта и басками республиканский генерал Рикардо Рада смог отрезать от красных половину басконской группировки состоящую из самых идейных "красных басков" и по совместительству являвшуюся одной из самых боеспособных частей вооруженных сил Страны Басков, и в ответ на отказ капитулировать устроил кровавую бойню. Не смотря на то, что собравший в кулак остатки боеспособных частей Энрике Листер смог прорвать кольцо окружения и отбросить увлекшиеся резней силы Республики на первоначальные позиции нанеся тяжелые потери, цвет басконской Красной Гвардии перестал существовать. Республиканская группировка в Барселоне тем временем столкнулась с первыми признаками снарядного голода, что вкупе с наступление на Сарагосу и началом наступления фалангистов на юге, лишившего каталонскую армию резервов, вынудило генерала Кампиноса остановить наступление и перегруппировать силы. К этому моменту силы Республики контролировали примерно четыре десятых города, что далось ценой больших потерь в личном составе и технике. Остатки каталонской группировки под руководством Дуррути однако тоже не могли перехватить инициативу, временами страдая от недостатка в патронах и так же страдающие от высоких потерь в городских боях и под артиллерийским огнём и особенно авианалетами Республики. Сам "Красный комендант" Барселоны Буэнавентура Дуррути после смерти формального главы Каталонии Луиса Компаниса под артиллерийским ударом централизовал власть на территории Каталонии ещё остававшейся в руках Рабочего Фронта, устроив показательную порку некоторых представителей профсоюзов, сорвавших поставки на фронт, что привело к провалу нескольких локальных операций и крупным потерям в их ходе. Таким образом, к концу апреля-началу мая бои на каталонском направление утихли, а основное внимание Республики было отвлечено на юге. Поэтому начавшееся 2 мая наступление Народной Рабоче-Крестьянской армии Рабочего Фронта оказалось для Мадрида, рассчитывавшего на начало наступления на две недели позже и не успевшего перебросить резервы на северный фронт, полной неожиданностью.

Португальская интервенция

Южный фронт

  1. Здесь и далее под коммунистами подразумеваются сторонники ПОУМ.