ФЭНДОМ

Гражданская война в США
Американская ГВ
Время 11 апреля 1861 - nn nnnn 186n
Место Соединённые Штаты Америки и их территориальные воды
Итоги
Причина Непризнание президентских выборов северными штатами
Участники
Штаты 33 звезды Правительство США Временный флаг северян Нью-Йоркский конвент:
Штат Нью-Йорк Нью-Йорк
Пенсильвания Пенсильвания
Нью-Гэмпшир Нью-Гэмпшир
Нью-Джерси Нью-Джерси
Коннектикут Коннектикут
Род-Айленд Род-Айленд
Массачусетс Массачусетс
Вермонт Вермонт
Мэн Мэн
Иллинойс ЦнС Иллинойс
Огайо ЦнС Огайо
Командующие
Президент США ЦнС Джефферсон Дэвис
Штаты 33 звезды Роберт Ли
Штаты 33 звезды Пьер Борегар
Штаты 33 звезды Джозеф Джонстон
Штаты 33 звезды Джордж Макклелан
Временный флаг северян Чарльз Самнер
Временный флаг северян Ганнибал Гэмлин
Временный флаг северян Хью Маккалох
Временный флаг северян Эдвин Стэнтон
Временный флаг северян Улисс Грант
Временный флаг северян Уильям Шерман
Гражданская война в США (англ. American Civil War), также известна как Война Севера и Юга, Война восстановления Справедливости - вооружённый конфликт на территории Соединённых Штатов Америки в 1861-186n гг. между федеральным правительством и т.н. Нью-Йоркской лигой.

Основными причинами гражданской войны принято считать неразрешённые экономические и политические противоречия между свободными и рабовладельческими штатами, среди которых наиболее серьёзными были вопросы рабовладения и таможенных сборов.

Причины

С начала XIX века в США прослеживалось чёткое деление на два экономических региона: аграрный рабовладельческий Юг и промышленно развитый Север; специализация накладывала отпечаток и на менталитет американцев.

Длительное время выгоды от совместного существования перевешивали недостатки от взаимных упрёков и скрытого недовольства - Север нуждался в сырье с южных плантаций, а Югу требовались машины из северных штатов. Но постепенно противоречия усиливались и к началу 1860-х гг. сформировались основные конфликтные точки:

  • Вопрос о торговле - для Севера принципиальное значение имели пошлины на импортные товары, защищающие местных промышленников и фабрикантов от международной конкуренции, в то время как южане придерживались идеи свободной торговли.
  • Вопрос об экспансии - после Луизианской покупки и присоединения мексиканских земель в 1847 году Соединённые Штаты приобрели обширные территории и потребовалось урегулировать вопрос с распространением рабства на них. Южане стремились расширить рабовладельческие плантации на запад и препятствовали освоению земель мелкими собственниками из северо-западных штатов.
  • Вопрос о правительстве - на Юге преобладало мнение, согласно которому суверенитет штата признавался источником свободы гражданина, а Союз является добровольным объединением. В то же время Север выступал за сильную центральную власть и был недоволен бездействием администраций президентов-демократов, представлявших интересы южан.

Разрыв

Президентские выборы 1860 года

Президентство Джона Брэкинриджа ознаменовалось почти полным политическим коллапсом: Сенат и Палата представителей стали ареной бесконечных сражений между президентом и его оппонентами. Партийные вопросы приобрели второстепенный характер - с середины 1850-х гг. у северных штатов появилась собственная партия, Республиканская, в то время как Демократическая продолжала оставаться послушным орудием в руках южан-рабовладельцев. Северяне-аболиционисты находились в глубокой оппозиции к действующей администрации и не чурались никакой возможности чинить ей препятствия.

Уже к концу 1859 года, когда началась подготовка к новой избирательной кампании, стало понятно, что Брэкинриджу не удастся переизбраться на новый срок; под большим вопросом находилась сама возможность демократов удержать за собой Овальный кабинет. Республиканцы сделали выводы из предыдущих выборов: на смену неуместному радикализму Ганибалла Гэмлина пришёл более уравновешенный во взглядах и располагающий к себе Чарльз Самнер, быстро завоевавший симпатии северян. Самнер негативно относился к рабству и был известен как пламенный оратор и потомственный аболиционист. Брэкинридж же, напротив, терял популярность, особенно на Севере. Демократическая партия, стремясь спасти своё положение, отказалась выдвигать его кандидатуру на второй срок, выставив вместо него сенатора от штата Миссисипи Джефферсона Дэвиса.

Кандидаты на пост Президента США на выборах 1860 года

Дэвис легко перехватил у действующего президента популярность на юге, поскольку считался поборником рабовладельческого строя и представителем плантаторского класса. В то же время, лидеры демократов рассчитывали, что Дэвис сумеет оттянуть голоса у республиканцев из-за своего стремления к компромиссам и уважения к суверенитету штатов, но это лишь подлило масло в огонь предвыборной гонки, сделав её ещё более ожесточённой. Дэвис и Самнер всё время то вырывали у противника незначительный перевес, то снова уступали; финальный результат обещал быть непредсказуемым.

Президентские выборы США ЦнС 1860

Президентские выборы 1860 года в США

На ноябрьских выборах Дэвис по официальным сведениям сумел заручиться поддержкой избирателей, не только на Юге, но и на Севере, где сумел потеснить Самнера. Коллегия выборщиков назвала победителем Джефферсона Дэвиса, отдав ему 164 голосов против 139 у Самнера. Поначалу республиканец признал своё поражение и призвал однопартийцев готовиться к реваншу на выборах в Палату представителей.

Однако уже в январе 1861 года произошло непредвиденное: одна за одной несколько крупных газет с севера - The New York Post, The Star-Ledger, The New York Times - опубликовали ряд статей, освещающих прошедшие выборы. В частности, журналисты провели собственное расследование и обнаружили многочисленные случаи давления на избирателей и выборщиков со стороны физических и юридических лиц, аффилированных с федеральным правительством и рядом политиков-южан. Так, сотрудников нескольких фирм под угрозой увольнения заставляли отдавать голоса за кандидата Демократической партии; неназванные клубы и организации "родственников южных плантаторов" путём подкупа повышали голоса, поданные за Дэвиса, вбрасывали уже заполненные бюллетени, перекупали выборщиков. Согласно выводам журналистов, таким образом неназванные благожелатели принесли избранному президенту-демократу голоса из Миннесоты, Айовы, Висконсина, Иллинойса, Индианы, Кентукки, Теннесси, Виргинии и Нью-Джерси.

Публикации произвели эффект разорвавшейся бомбы: и без того недовольные долгим правлением президентов-южан жители северных штатов и особенно тех, где журналисты зафиксировали фальсификации, требовали повторных выборов. Возмущение было столь велико, что отдельные политики заявляли о необходимости покинуть Союз ради лучшего будущего, однако идеи сецессии против их ожидания не пользовались особой популярностью. Федеральное правительство отказалось как-то прокомментировать выборы или перепроверить их итог, сославшись на преимущественные права штатов в этой сфере.

Нью-Йоркский конвент

Нью-Йорк против Дэвиса

Митинг на Юнион-сквер в день открытия Нью-Йоркского конвента

1 марта 1861 года в Нью-Йорке собрались представители легислатур северных штатов, чтобы обсудить прошедшие выборы и выработать общую позицию. Первоначально предполагалось, что конференция пройдёт только с участием штатов, где результаты выборов были сфабрикованы, однако вскоре желание принять участие в заседаниях изъявили представительные органы штатов Новой Англии. Нью-Йоркский конвент открывался с торжественностью, хотя и несколько торопливо. Правительство штата объявило 11 февраля выходным, из-за чего улицы города были заполнены народом; практически на каждом перекрёстке собирались многочисленные патриотические манифестации под звёздно-полосатыми флагами; экипажи с делегатами конвента следовали к месту заседаний в городской мэрии под аплодисменты толпы. Федеральное правительство также направило своих представителей дабы продемонстрировать свою добрую волю и стремление к диалогу.

С началом заседаний конвента делегаты заслушали факты, свидетельствующие о нарушения на прошедших голосованиях в обоих турах. Хотя докладчики не называли многих имён с каждым днём становилось яснее, что реальные голоса избирателей были либо переписаны, либо проигнорированы; в нескольких десятков округов голосование прошло с намеренно допущенными нарушениями, что позволило объявить поданные за Самнера голоса недействительными. Сам бывший участник президентской гонки отказался участвовать в работе Нью-Йоркского конвента по причине "общей усталости" от неудачной кампании. Однако почти все депутаты, собравшиеся в Нью-Йорке, либо изначально поддерживали кандидатуру республиканца, либо отстаивали право на честные выборы и потому примкнули к первым. В целом же, Нью-Йоркский конвент так или иначе был настроен оппозиционно как к уходящей администрации, так и к избранному президенту Дэвису.

С 1 марта началось составление петиции, которую участники конвента намеревались передать Конгрессу, Верховному Суду и президенту. Итоговый документ, принятый 10 числа, содержал следующие тезисы:

  • Собравшиеся в Нью-Йорке делегаты отвергают и осуждают идеологию сецессионализма, в сочувствии которой их обвиняли южные политики и пресса, и подтверждают свою преданность Конституции и идеалам Отцов-основателей;
  • Конвент просил признать результаты прошедших выборов недействительными и в экстраординарном порядке назначить новое голосование в ближайшей перспективе;
  • Конвент требовал дать гарантии честных и демократических выборов, основанных на федеральном законодательстве;
  • Конвент призывал к независимому и беспристрастному расследованию причин каждого нарушения и справедливому наказанию виновных.

Между тем главное требование северян - пересмотр итогов президентских выборов стало едва ли выполнимым - 9 марта, на пять дней позже запланированного срока Джефферсон Дэвис принёс присягу в качестве 15-ого Президента Соединённых Штатов. Встав во главе страны, он теперь мог закрыть глаза на инсинуации проигравшей, но пока не смирившийся с этим стороны.

Новые эмиссары федерального правительства, изучив петицию и проконсультировавшись с Вашингтоном, отказались поставить под документом свои подписи и передать его своему начальству. Тогда конвент попытался отправить в столицу своих людей, однако их задержали уже в Трентоне, штат Нью-Джерси. В течение пары недель Нью-Йоркский конвент пытался добиться рассмотрения своей петиции в Вашингтоне, но раз за разом терпел неудачу. Президент Дэвис уклонялся от встреч с сенаторами и конгрессменами от Республиканской партии, равно как и от встреч с любыми северянами. В конце марта он пять дней провёл запершись в Белом доме; прессе было объявлено о "временном недомогании" на фоне недавних проблем со зрением. С близким кругом сторонников Дэвис в период с 23 по 28 марта принял решение, ставшее поворотной точкой в истории США. 2 апреля было объявлено, что Нью-Йоркский конвент преследует антиконституционные цели и потому должен быть распущен в течение трёх дней, иначе президент вынужденно применит военную силу.

Известие о закрытии конвента вызвало сначала удивление, а затем и бурю негодования в Нью-Йорке и по всей Новой Англии. Делегаты конвента, несмотря на предписание федеральных властей и приказы их представителей отказались расходиться. К 4 апреля почти половина легислатур северо-восточных штатов прислали своим представителям на конвенте грамоты с подтверждением их полномочий. В полдень 5 числа истекал срок президентского ультиматума для мирного самороспуска собрания, которое, однако, не пожелало подчиниться. Ещё накануне Дэвис отдал приказ разогнать депутатов силой, в случае если уговоры не возымеют успеха.

Действительно, во второй половине двенадцатого у здания мэрии, где не прекращались заседания, появились отряды нью-йоркской милиции под командованием майора Дэниэла Сиклса. Сиклс, не взирая на собравшуюся толпу, с несколькими офицерами сумел пройти внутрь. Появление военных в зале заседаний конвента вызвало бурю эмоций; когда они несколько улеглись, майор возвысил свой голос над собравшимися:

Намедни мне объявили, что согласно президентскому приказу я должен арестовать всех вас в случае, если до 12 часов этого дня конвент не будет закрыт. Я слышу, как часы бьют полдень, а значит время для размышлений, голосований и разговоров вышло. Я не намерен выполнять приказ человека, именующего себя президентом Соединённых Штатов, поскольку убеждён, что он оказался в Вашингтоне не по воле большинства моих сограждан. Если уважаемый конвент пожелает того, я передаю себя и своих людей в его полное распоряжение.

Поляризация общества

Демарш майора Сиклса, сразу же названный в провашингтонской прессе "изменой", стал катализатором дальнейших событий, сотрясших Соединённые Штаты. Вслед за его полком на сторону конвента перешли почти все вооружённые части штата Нью-Йорк. 6-8 апреля явление достигло лавинообразных масштабов: один за другим высшие чины генералитета на Севере, а вместе с ними и их подчинённые, а также местные политики, губернаторы, члены парламентов штатов, судьи и иные публичные личности отказывались подчиняться президенту Дэвису. 7 числа конвент принял декларацию о намерениях, более известную как "Нью-Йоркский манифест" или "Декларация 7 апреля", большинство тезисов которой повторяли пункты петиции от 10 марта. Конвент принципиально и бесповоротно отвергал идею отделения одного или нескольких штатов от Союза, объявлял выборы 1860 года сфальсифицированными, избранного на них президента нелегитимным, а его решения - противозаконными.

Наша главная и единственная цель - восстановление справедливости, вера в которую была поколеблена прошлой осенью. Мы боремся не против Соединённых Штатов, но против немногочисленной группы плантаторов, присвоивших власть над ними и попирающих святые принципы, заложенные Отцами-Основателями. (Из Нью-Йоркского манифеста)
Нью-Йорк Сити Холл

Нью-Йоркская ратуша, место заседаний Конвента

Несмотря на то, что Нью-Йоркский конвент относительно успешно работал и довольно быстро приобрёл черты представительного органа власти, он не воспринимался и не мог восприниматься как лидер всего протестного движения, охватившего США. Северянам был необходим лидер, конкретная персона, под чьи знамёна они могли бы встать. Таким человеком естественным образом стал Чарльз Самнер, проигравший гонку за президентское кресло. Поначалу он отказывался участвовать в работе конвента, хотя и открыто сочувствовал идеям, вдохновляющим его участников, и воззваниям, им выпускаемыми. После выступления Сиклса 5-8 апреля Самнера дважды приглашали в Нью-Йоркскую ратушу, но оба раза тот отказывался. Наконец, 9 числа, когда сторону конвента приняли все штаты Новой Англии, а также Огайо, Индиана и Иллинойс, Чарльз Самнер ответил согласием на очередной зов конвента и явился на заседание, где был избран его президентом (англ. President of the Convention) и дал клятву служить "Конституции, справедливости, идеалам свободы и демократии". Установление в Конвенте единоначальной власти Самнера привело под штандарты Нью-Йоркского правительства весь аппарат Республиканской партии, сочувствующий ей электорат и военных.

Тем временем в Вашингтоне царила неразбериха: в столице копились верные президенту войска, в город стекались несогласные с властью бунтовщиков военные и гражданские служащие, а также мирные жители. Некоторое время неясным оставалось положение представителей мятежных штатов в Конгрессе - Нью-Йоркский конвент не являлся официальным органом, хотя и выполнял функции оного, в добавок, его участники не выдвигали претензий к избранию сенаторов и представителей. После перехода на сторону конвента майора Сиклса некоторые депутаты-северяне обсуждали возможность покинуть столицу, поскольку штаты, интересы которых они представляли, фактически отказали федеральным органам власти в доверии, при этом, вплоть до 10 апреля ни одна легислатура и ни один губернатор не отозвали своих конгрессменов.

Однако ещё вечером 9 числа стали распространятся слухи о том, что президент намеревается задержать депутатов от штатов-участников Конвента, что вызвало беспокойство в политических кругах. Несколько сенаторов, опасаясь, что эти подтверждённые известия могут оказаться правдой, спешно покинули столицу. Утром 10 апреля Джефферсон Дэвис направил Конгрессу внеочередное президентское послание, в течение пары часов перепечатанное в газетах, в котором объявлял штаты Севера, в состоянии мятежа, призвал силой восстановить порядок и объявил о наборе добровольцев. Обращение Дэвиса спровоцировало новую войну неповиновения федеральным властям: в течение двух суток после опубликования послания об отказе подчинятся приказам из Вашингтона объявили Висконсин, Айова, Минесота, Мичиган, Канзас, а также половина округов Кентукки и Миссури, создавшие "вторые" правительства в своих штатах. В течение суток Самнер также издал призыв создавать добровольческие полки в добавок к уже перешедшим на сторону Конвента армейских частей. Американские историки считают т.н. "Прокламации о добровольцах" формальным началом гражданской войны, поскольку именно 10-11 апреля 1861 года обе стороны де-факто декларировали свой отказ от попыток мирного урегулирования конфликта, несмотря на значительное число пацифистов в своих рядах.

АГВ ЦнС

Раскол Соединённых Штатов Америки к началу Гражданской войны:     Штаты Союза     Территории Союза     Штаты Конвента     Территории Конвента     Штаты, где были созданы "вторые" правительства     Территории, где были созданы "вторые" правительства

Ход конфликта

Кампания 1861 года

Несмотря на то, что de jure Соединённые Штаты находились в состоянии войны с начала апреля, до конца весны не произошло сколь-либо значимых столкновений. Почти полтора месяца и Самнер, и Дэвис пытались добиться преимущества друг над другом, завоевать доверие штатов и обеспечить единство своих рядов: так, за это время к северянам присоединились свободные штаты на Тихоокеанском побережье, где республиканцы имели большой перевес над демократами, а в Техасе под давлением президента и Конгресса сменился губернатор.

Первое столкновение между едва сформированной армией Конвента и федеральными силами состоялось в Вирджинии при Фэирфакс-Кортхаус 1 июня, не принёсшее ни одной из сторон преимущества. Тем временем в Вашингтоне полагали, что несмотря на значительные масштабы мятежа, подавлен он будет довольно скоро. Поэтому, план главнокомандующего армии Союза Уинфилда Скотта, предусматривавший продолжительные военные действия, был раскритикован "за пессимизм и пораженчество", а его автор поднят на смех как "чрезмерно осторожный старик", в результате чего генерал был вынужден оставить свой пост.