ФЭНДОМ

Гражданская война в Турции
Часть Войны за Османское наследство
Султанские войска, рядом с Анкарой
Время 27 марта 1902 - 15 июня 1905
Место Стамбул, Малая Азия
Итоги Победа Младотурок, провозглашение Турецкой Республики
Причина Стамбульская перестрелка
Участники
Турецкая Республика

Партия "Единения и Прогресса"

Курдской Особый Военный Округ

Отряды "Курдской Самообороны"

Курдские добровольцы из Ирана

При поддержке:

Германской Империи

Османская Империя

Кавказские добровольцы из России

Туркестанские добровольцы из России

При поддержке:

Российской Империи

Франции

Британская Империя

Командующие
Энвер Паша

Мехмед Талаат-паша

Ахмед Джемаль-паша

Кемаль-паша

Абдулла Джевдет Карлыдаг

Хафыз Хаккы-паша †

Мехмед V †

Мехмед VI

Али Рыза-паша †

Ахмед Иззет-паша

Силы сторон
1 350 000 1 500 000
Потери
500 тысяч человек 850 тысяч человек
Гражданская война в Турции (тур. Türkiye'de Sivil savaş) - гражданская война 1902 - 1905 года между сторонниками Султаната и сохранения Османской Империи и партией "Единения и Прогресса". Конфликт стал последним этапом многочисленных "Воин за Османское наследство".

Предпосылки

На протяжении всего XIX века Османская Империя являлась "Больным человеком Европы" и на протяжении всего века постоянно теряла территории. Империя постоянно сотрясалась различными этническими конфликтами. За свою независимость или хотя бы автономию боролись арабы, славяне, греки, армяне, курды и прочие народности. Однако, Османская Империя продолжала оставаться чрезвычайно жёстким и реакционным государством.

Первой серьёзной попыткой либерализовать Империю была предпринята Мидхат-пашой в 1876 году, когда была принята первая в истории конституция Османской Империи, однако, она была быстро отметена Абдулл-Хамидом II.

Берлинский Конгресс позволил Османской Империи продолжить своё существование, однако, процесс распада было уже не остановить. Создание "Антанты", лишило Османскую Империю, Англии, как союзника, в результате обострился ряд крупных конфликтов между двумя странами, из-за экспансионистских желаний Британии в Аравии, и в Египте.

В конечном итоге кризис в отношениях между двумя Империями привёл к началу Османской Войны, в результате которой Османская Империя, потеряла огромные территории на Балканах, в Северной Африке и Аравии. Сохранив, под своим контролем по сути лишь малые территории в Малой Азии, а также проливы со Стамбулом.

Ещё больше унижена Империя была после "Островной

Мидхат-паша

Мидхат-паша

Войны", когда Османская Империя потеряла свои последние острова и передала их Греции. В этот же период выросла популярность партии младотурок, она начала восприниматься, как единственная защита турецкого населения от Западных держав. Кроме того после окончания войны, в стране установилось двоевластие. Стамбул и окрестности контролировался "млаодутрками", а султан вместе с двором был вынужден остаться в Анкаре. С каждым месяцев двоевластия ситуация накалялась, стало понятно, что полноценного столкновения - не избежать. Мехмед V пытался пойти на переговоры с "младотурками", но те игнорировали эти предложения. В то же время в Стамбуле проходил набор добровольцев в революционную армию, под командованием лидера партии "Единства и Прогресса" Энвера-паши, кроме того "младотурки" продолжали

Молодой Аттатюрк

Молодой Кемаль-паша

вербовать себе молодых офицеров, среди которых оказался Кемаль-паша, будущий 2-ой президент Турецкой Республики.

Обострение конфликта

В начале 1902-ого года Мехмед V решил окончательно восстановить в стране порядок. Для этого частью Султанской Гвардии была сосредоточена, в Измире, который продолжала оставаться под контролем Анкары. В конце феврале того же годы Султанскую Гвардию было решено перебросить поближе к Стамбулу. 3 марта Султанские войска не встретив сопротивления, вошли в Бурсу, хотя, формально, город находился под контролем "младотурок". Далее войска направились в сторону Измита, который также взяли без единого выстрела, не встретив никакого сопротивления. Посчитав, что донесения о силе "младотурок" сильно преувеличены Гвардейцы приказали большей части своих сил вернуться в Измир, в Стамбул зашли лишь небольшие силы, это произошло 26 марта. В тот же день ничего не подозревающие гвардейцы были атакованы "Революционной" младотурецкой армией. Гвардейцы были разделены на несколько групп и быстро погибли на улицах Стамбула. Объявивший в тот же день о создании Турецкой Республики Энвер-паша, приказал революционным силам начать наступление на Бурсу. В Анкаре, о произошедшем узнали только к 2 апреля.

Боевые действия

Наступление младотурок, кампания 1902 года

На следующий день после столкновения в Стамбуле Энвер-паша, принял решение перейти в

Мир между державами

Мехмед V объявляет о начале Гражданской Войны

наступление и в течение нескольких месяцев взять Анкару, для этого войска "младотурок", должны были разрезать Малую Азию, заняв, Измир и Бурсу.

Так и произошло младотурецкие войска начали серьёзное наступление, теперь уже сами не встречая сопротивления со стороны войск преданных Султану. Кроме того в этот период в Анкару приходили совершенно разные данные о происходящем, весь султанский двор находился в состоянии хаоса, а новости о размерах армии повстанцев сильно разнились. По слухам 30 марта Мехмеду V сообщили, что армия "младотурок" достигла более 3 миллионов человек, хотя, на деле в тот момент в составе армии под командованием Энвер-паши находилось не более пятидесяти тысяч человек. Таким образом официально о "предательстве интересов Империи" лишь 3 апреля, когда войска, подвластные Энвер-паше уже взяли Измит и направились в сторону Эскешехира. Многие историки считают, что если бы в те апрельские дни

Талаат-паша

Талаат-паша, один из "отцов" конституции Первой Турецкой Республики

Энвер-паша пошёл бы на Анкару, он смог бы быстро взять город и таким образом остановиться, начинающуюся Гражданскую Войну, однако тот отказался, посчитав более важным наступление на юг, в сторону Антальи, таким образом отрезав Измир от снабжения со стороны Анкары. Также Энвер-паша в начале мая начал строительство линии заградительных сооружений "Эскешехир - Анталья". В это же время войска Энвер-паши начали штурм Измира, который продолжался с мая по август и окончился отступлением султанской гвардии на полуостров Чесме 14 августа. После взятия Измира в Стамбуле Талаат-паша вместе с Абдуллой Джевдет Карлыдагом начал разработку новой Турецкой Конституции.

В это время в Анкаре ситуация несколько стабилизировалась, начал составляться план по осеннему наступлению на Стамбул, также произошла крупная мобилизация. В результате к первым числам сентября, когда на западе страны проходили кровопролитные бои за полуостров Чесме, Султанская армия насчитывала более двухсот тысяч человек.

Первые крупные боевые столкновения начались у города Айфеншекир, что в 130 километрах от оборонительной линии. Наступление Султанских сил было хорошо подготовлено, однако, Энвер-паша, знал, о наступлении армии Султана, в результате план Анкары по быстрому взятию под контроль и форсированию оборонительной линии не удался, небольшие, но крупные бои между передовыми частями армий, стоит отметить, что Революционная Армия, под командованием Энвер-Паши, проявляла гораздо большую смелость устойчивость и силу, в веду их, как позднее писал 2-ой президент Турецкой Республики и один из командующих армии Мустафа Кемаль Аттатюрк: "Люди верили, в то, за что боролись" в то же время Султанская армия, в которой продолжали присутствовать небольшое число арабов, курдов и армян, проявляли не желание сражаться в "чужой войне".

Армия в Айфеншекире серьёзно оттягивала многочисленные султанские силы, в результате в Анкаре

Энвер-паша на фронте

Энвер-паша на фронте

было принято решение перебросить туда часть войск из Коньи, которая таким образом осталась практически полностью открытой для удара со стороны Революционной Армии, так и произошло 2 октября, когда силы Младотурок практически без боя взяли Конью, оказавшись на расстоянии одного удара до Анкары. Это не могло не напугать Султана, в результате было принято решение отступить из Айфеншекира восточнее, ближе к Анкаре, полномасштабное отступление от оборонительных линий закончилось 30 октября. Новость о по сути, победе у оборонительной линии привело к тому, что Энвер-паша лично отправился к оборонительной линии. 11 ноября он принял решение усилить своё наступление, в разговоре с Мехмед Талаат-пашой он пообещал закончить войну к концу году. Наступление младотурок было развернуто к 20 ноября, они не ожидали, что Султанские войска серьёзно укрепились и путём огромных усилий 29 ноября они сдержали войск под личным командованием Энвер-паши у местечка Эмирдаг. В это же время ухудшилась ситуация в Конье, Энвер прекрасно понимал, что атака на город лишь вопрос времени, город постоянно укреплялся. Полноценное наступление на Анкару случилось 19 декабря, однако, Конья, осталась в руках младотурок, но началась длинная и тяжёлая осада города, которая продлится ещё пять месяцев.

Принятие Конституции, Султанское наступление, кампания января-сентября 1903 года

В январе 1903 года ситуация на фронтах оказалась достаточно тяжелой для обеих сторон, путём огромных усилий Султанская армия удержала Центральную Анатолию, правда при этом, потеряв, огромные силы, которые были так необходимы для взятия одного из самых важных городов Коньи. Патовость ситуации усилилась совершенной апатией крупных мировых держав, к происходящей в Турции Гражданской Войне, ни Центральные Державы, ни Антанта, не оказывала помощь ни одной из сторон, лишь Россия по договоренности с другими членами Антанты выдвинула корабли по-ближе к Стамбулу, таким образом, показывая, свою роль в конфликте.

Энвер-паша был совершенно уверен, что следует привлечь внимание мировых держав к

Заседание конституционной коммиссии

Заседание Конституционной Комиссии, январь 1903

происходящей войне. Именно поэтому он давил на главного "духовного лидера" революции Абдуллу Джедвет Карлыдага, с составлением турецкой Конституции, которая продолжалась с момента захвата власти младотурками весной 1902 года. Конституция кроме привлечения внимания к конфликту, также имела в себе цель укрепить боевой дух, как простых солдат так и высокопоставленных членов младотурецкой партии, а также дать им полную уверенность, в реализации планов по внедрению в Турции демократических институтов, ведь большая часть партии была напугана откровенно диктаторскими полномочиями Энвер-паши. В результате Конституция была официально опубликована 15 января 1903 года.

Конституция Турецкой Республики, была названа одной из самых демократичных и передовых в истории, она полностью упраздняла халифат и султанат, в стране устанавливалась парламентско-президентская Республика, также в Турецкая Республика объявлялась светским государством, кроме того Турецкая Республика объявляла, что поддерживает стремления курдов, жить в независимом государстве и готова предоставить оставшимся на территории Турецкой Республики курдам широкую автономию. По всему миру начались крупные манифестации в поддержку Турецкой Республики, в России, находящаяся под запретом РСПР, а также представленная в Государственной Думе "Народная Воля" призвала Скобелева поддержать Турецкую Республику, однако, генерал не стал быстро принимать решение, желая, проконосультироваться со странами Антанты.

Али Рыза-паша

Али Рыза-паша, командующий султанской армией, в период осады Коньи

В самой Турецкой Армии это решение, не принесло желаемого эффекта, армейский дух поднялся не значительно. При этом стоит отметить, что после того, как Конституция была опубликована, серьёзно упал боевой дух Султанских солдат, начались случаи крупного дезертирства. В Анкаре было решено, что пора действовать, причём действовать быстро и решительно.

В частности было принято решение серьёзно усилить осаду Коньи, руководить осадой со стороны Султана был направлен Али Рыза-паша, если верить слухам, бродившим в тот момент в Турции Султан поставил перед командующим задачу взять город в кратчайшие сроки. Понимая, прискорбное положение дел в армии Рыза-паша начал наводить в ней порядки железной рукой, массовые казни, провинившихся солдат стали нормой, и в, конечном итоге жестокость Рыза-паши привела к укреплению боевого духа в Султанской армии и

Александр Николаевич Потресов

Александр Николаевич Потресов, один из редакторов "Искры" РСПР, очевидец осады Коньи

напротив, привело к панике в среде защитников крепости. Как отмечал Александр Николаевич Потресов, один из редакторов газеты РСПР "Искра", побывавший в период осады города в районе Коньи: "....султанские войска отличались особой жестокостью, подгоняемые страхом смерти, они вели себя не лучше животных..."

Благодаря, череде хитрых политических игр, Мехмед V смог склонить на свою сторону страны "Антанты", в результате полностью была полностью остановлен подвоз припасов на побережье со стороны Британского Кипра, англичане даже обсуждали возможность высадки на побережье у городка Сельферье, для борьбы с поставками грузов, в осаждённую Конью, однако, позднее отказались от этой затеи.

После того, как город был фактически отрезан от какой-либо помощи, осада начала заходить в свою финальную стадию. 12 апреля Султанские силы начали готовиться к манёвру по занятию озера Бейшехир, всё ещё остающегося под контролем

Хафыз Хаккы-паша

Хафыз Хыкка-паша, главный защитник Коньи

младотурецких сил, в ответ на это силы Энвер-паши, попытались перейти в наступление под городком Болвадином, однако, наступление захлебнулось, встретив серьёзное сопротивление со стороны Султанских сил. 20 апреля озеро Бейшехир оказалось, под контролем Анкары, тем самым Конья была окружена полностью. 22 апреля в личном разговоре с Абдуллой Кардылагом Энвер-паша сказал, что падение Коньи теперь лишь вопрос времени.

После того как город был полностью отрезан от продовольствия, в Конье начались массовые голодные бунты, которые жёстко подавляли младотурцекие силы, в конечном итоге, руководитель защиты города Хафыз Хаккы-паша 11 мая решил сдать город, сам он вместе с небольшой группой охраны покинул город и направился на юг, где был взят в плен Султанскими войсками и жестоко казнён. Детали его гибели до сих пор точно неизвестны, некоторые считают это банальной жестокостью солдат Султана, однако, по слухам приказ казнить Хафыза был отдан лично Султаном Мехмедом V.

После взятия Коньи впервые с начала Гражданской Войны ситуация обернулась в пользу Султанских сил, Мехмед V приказал Рыза-паше перейти в немедленное наступление в сторону Афонкарашира, однако, уставшие Султанские силы остались в Конье и занялись разграбление города, тем самым потеряв стратегически важный момент для наступления. Разграбление города закончилось лишь к июлю месяцу, в это же время армия Энвер-паши была полностью парализована проблемами с провизией и шоком от тяжелейшего поражения под Коньей. Кроме того Греция под давлением других страна Антанты практически полностью остановила какие-либо торговые отношения с младотурецким правительством, чем ещё сильнее сыграло на руку Султанским силам, в последних числах июля началось наступление, которым вновь руководил Рыза-паша.

В результате за короткое время был взят Афонкарашир, Кютаха, а также начались первые бои за

Турецкие войска

Султанские войска перед началом наступления

Эскишехир. К концу сентября, когда очередная попытка наступления младотурок со стороны Измира была отбита и войскам Султана, фактически, открылась дорога на один из важнейших городов Турции. В первые числах октября 1903 года, практически никто в мире не сомневался, в победе сил Мехмеда V.

Перелом в войне

Когда казалось бы победа была в руках Султанских сил в дело вступила чистолюбие Османских командиров. Измет-паша желал опередить Рыза-пашу в наступлении на Измир, в Стамбуле же уже начались крупные празднества, Султан уже посчитал, что война выиграна, поэтому фактически перестал следить за ситуацией на фронте. На начало ноября должно было начать совместное наступление на Измир, однако, ни одна из армий не сдвинулась с места, никто не хотел делить славу. В результате весь фронт войны погрузился в долгую позиционную войну, войска Турецкой

Ополченцы Турецкой Республики

Ополчение Турецкой Республики

Республики, которые ещё не оправились от поражения под Коньеей также не могли перейти в наступление.

Наконец Рыза-паша "сорвался" первым, он начал наступление в середине декабря, ожидая, что к нему присоединится и Иззет, но тот этого не сделал и просто проигнорировал наступление. В начале наступление Рызы проходило вполне успешно, но вскоре начало сходить на нет, Иззет-паша фактически саботировал доставку припасов к наступающей армии. Наступление окончательно захлебнулось к началу февраля, лишь тогда войска под командованием Иззет-паши несколько продвинулись вперёд, при этом так и не придя на помощь войскам Рыза-паши.

После этих вестей Мехмед VI думал о снятии о Иззет-паши с должности командующего, однако, быстро понял, что не имеет как таковых командующих, которые могли бы заменить, хоть и чересчур чистолюбивого, однако, неплохо командира Иззет-пашу. В это же время продолжалось окружение армии Рыза-паши республиканскими войсками. К концу весны при почти полном бездействии Иззет-паши вся армия Резы-паши была уничтожена. Сам командующий погиб в июне при местечке Рессулер. Войска Иззет-паши ели успели войти в Кютаху, а Республиканская армия получила огромную уверенность. Боевой дух солдат сильно повысился, а удача оказалась в руках Республики.

Наступление республиканцев

Ослабленные войска Мехмеда оказались лёгкой добычей для находящейся на подъёме армии

Иззет паша

Иззет-паша, командующий Султанской армией

Турецкой Республики. Свою роль сыграла и разобщённость в среде Султанских войск, кроме того стало окончательно понятно, что большая часть анатолийских крестьян перешила на сторону Республиканцев, смело искореняющие феодальные пережитки, тут и там по всей территории занятой Султанскими силами начали вспыхивать многочисленные восстания, на подавление которых требовалось перебрасывать полки с действующего фронта вглубь страны. При этом часть настроенного более консервативно крестьянства поддерживало Султанские силы и противостояло войскам наступающей Турецкой Республики.

Очередное восстание, произошедшее в местечке Перил (всего в 7 километрах от осаждённой Республиканцами Кютахи) привела к тому что 12 августа Иззет-паша был вынужден срочно покинуть город и отступать на восток, при этом оставив крупный стратегически важный город Бозуюк и вновь отступить к Эскишехиру, который после падения Кютахи оказался не закрыт и позволил Республиканским войскам под личным командованием Энвер-паши провести крупное наступление через юго-восток и занять крупную территориальную линию вплоть до Акшехира. Таким образом за три месяца летней компании Республиканские войска заняли более 250 километров, к сентябрю 1904 года, Республиканская армия начала готовиться к своему решающему маневру, который был назначен на ноябрь того же года.

Кризис внутри Султанского двора

Мехемед VI

Мехмед VI, последний Султан Османской Империи

В этих условиях Мехмед V решил заняться перегруппировкой Султанских войск, чтобы за короткий период подготовиться к очередному наступлению Республиканцев. Однако, в это же время Султан столкнулся с очередным войсковым кризисом, в октябре он пожелал окончательно отправить Иззет-пашу в отставку, но столкнулся с противостоянием со стороны военных, которые уже оказались преданы Иззет-паше. В результате в самой Анкаре начались волнения, войска оказались совершенно не преданы Султану. Тогда он обратился к Европейским Державам с просьбой о поддержки, однако, большинство из них потеряли интерес к Турецкому конфликту и оставило Султана наедине с его судьбой, он попытался было сбежать 27 октября, однако, был арестован войсками верными Иззет-паше. 4 ноября неожиданно для всех Мехмед V скончался, практически никто не сомневался, что Султан был убит по приказу командующего. Через несколько дней Мехмед VI был объявлен Султаном Османской Империи.

Зимне-весеннее наступление

Новость о смерти Мехмеда V была тяжело воспринята защитниками Султанского престола. Уже 10

Ахмед Джемаль-паша

Ахмед Джемаль-паша, руководитель наступления Турецкой Республики под Коньей

ноября состоялось восстание гарнизона в местечке под названием Орта, понимая, что восставшие, напрямую связаны с Республиканцами Иззет-паша уже ставший после воцарения Мехмеда VI, новым визирем 12 ноября покинул Эскишехир. В следующие несколько недель Эскишехир пал, вместе с его падением 26 ноября Респубиканцы начали давно планируемое наступление на юго-востоке в сторону, которое также оказалось вполне успешным. К новому году один из важнейших город Анатолии - Конья, оказалась под контролем Республиканцев.

В это же время Энвер-паша решил как можно быстрее взять под Республиканский контроль Анкару и таким образом окончательно поставить точку в затянувшийся войне, специально поэтому наступление Республиканских армий усилилось. Часть армии, под командованием самого Энвера, шедшая из Эскишехира должна была довольно быстро взять под контроль один из важнейших подступов к Анкаре - городок Полати. Вторая армия, шедшая из Коньи, под командованием Ахмед Джемаля-паши должны были подойти к Анкаре с юга и закрепится в местечке Ахибоз.

Если войскам Энвера это удалось и к 15 февраля войска одного из лидера Республиканцев стояли в 80 километрах от Анкары, то для войск Джемаля-паши задача оказалась гораздо трудней. На протяжении всего своего пути от Коньи до Ахибоза Джемаль-паша сталкивался со слабой логистикой и общей разрухой в регионе. В армии едва не начался голод, когда войска прошли едва ли четверть пути Джемаль-паша решил обойти Анкару через Кайсери, город, находящийся на востоке Турции, практически оставленный Султанскими войсками. Республиканцам предстоял длительный и тяжёлый

Джемаль-паша в Кырыкале

Джемаль-паша в Кырыкале

переход, сам Энвер-паша был против подобного решения, и действительно длительный почти полуторамесячный переход Конья - Кайсари оказался очень тяжёлым для Республиканской армии, именно во время этого перехода они понесли огромные потери, в основном из-за длительности перехода. При этом Республиканцы почти не встретили противника, пустой город Кайсари оказался в руках Джемаль-паши к 2 марту. После этого столица Султаната была полностью отрезана от поставок пищи, в результате это привело к тому что войска Султана начали превращать Анкару в настоящую крепость и практически не препятствовали мартовскому наступлению войск Джемаль-паши на Анкару. 27 марта под натиском Республиканцев пал город Кырыкале. 4 апреля Джемаль-паша подошёл к городу, начался один из самых тяжёлых периодов войны, период осады Анкары.

Осада Анкары

Осада началась официально начала после наступления войск Энвер-паши на местечко Япчук 17

Мехмед VI покидает Анкару

Мехмед VI покидает Анкару, 4 июня 1905

апреля. После этого Республиканские армии начали сильное давление на столицу Султаната с двух сторон. Первые несколько недель в Анкару проходил подвоз продуктов с севера, однако, воссозданный в Стамбуле турецкий флот в середине мая прибыл к бухте Синоп, а затем и Сид, полностью взяв под свой контроль побережье, таким образом исключив любой товарооборот между Султанатам и другими черноморскими державами. Оказавшись зажатыми со всех сторон стало понятно, что Султанат более не в состоянии сопротивляться. 4 июня 1905 года Иззет-паша и Мехмед VI покинули осажденный город. Республиканцы взяли его уже 8 июня.

Определённые стычки между сторонниками Республиками и Султаната продолжались вплоть до середины сентября, однако, официальном днём окончания войны в турецкой историографии считается 15 июня, когда в Стамбуле Абдулла Джевдет Карлыдаг официально обнародовал: "Манифест об окончании Гражданской Войны и окончательном установлении Турецкой Республики".

Итоги войны и последствия

Гражданская война нанесла и без того отстающей от европейских держав Турции огромный урон. Турция понесла огромные потери, экономика была разрушена. Государство потеряло даже статус региональной державы и опасаясь попадания в прямую колониальную зависимость от Европейских держав Турецкая Республика вошла в долгий период самоизоляции. Именно этот турецкий изоляционизм в 1912-ом году позволил Турции избежать вступления в Первую Мировую Войну и впоследствии позволил Турции сохраниться как независимому государству.

Абдулла Джевдет

Абдулла Джедвет, первый Президент Турецкой Республики с 1902-ого по 1912-ый

Тяжелейшее экономическое положение привело к тому что Республиканское правительство быстро начало целую волну реформ направленных на изменения во всех сферах жизни общества. В результате этих реформ Первая Турецкая Республика стала светским, национальным государством. этому способствовала утрата всех колоний во время Османской войны, в результате которых Турция стала фактически монореглигиозным и моноэтническим государством. Столица была перенесена из Стамбула в Анкару.

Кроме того проводимые экономические реформы привели к тому что к 1914-ому году Турция обогнала предвоенные экономические показатели Османской Империи.

В следующие за войной несколько лет в Турции жёстко стояла проблема многочисленных

вооружённых формирований, получивших оружие во время войны и теперь, отказавшихся его сдавать. Новый военный министр

Кемаль Аттатюрк в военной форме

Второй Президент Турецкой Республики Кемаль Аттатюрк в военной форме

Энвер-паша (после принятия закона о фамилиях - Исмаил Энвер), проводил жёсткую политику против многочисленных бандформирований, в результате чего заслужил огромную популярностью в народе. Со временем взгляды Исмаила Энвера претерпели изменения, он стал опираться на политику пантюркизма и критиковал курс Кардылага, а затем и Кемаля Аттатюрка, этот затяжной конфликт в конечном итоге вылился в военный переворот 1919-ого года.

Абдулла Кардылаг занимал пост Президента Турецкой Республики ровно 10 лет, с 1902-ого по 1912-ый, после чего согласно Конституции покинул свой пост. Борьба обострилась между Тевфиком-бей Абу-з-Зией, пожилым идеологом младотурок и молодым героем Гражданской Войны Кемалем Аттатюрком. Однако, Абу-з-Зия скончался за несколько недель до ухода Джедвета и таким образом Кемаль Аттатюрк стал вторым Президентом Турецкой Республики, самым молодым политическим лидеров государства в мире на тот момент.