Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Республика Грузия
Грузинский флаг.png Грузинский герб.png
Грузинская карта.png
Год основания: 1991 год
Официальный язык: Грузинский
Форма правления: Президентско-парламентская республика
Столица: Тбилиси
Глава государства: Президент Грузии
Глава правительства: Государственный министр
Правящая партия: Парламент Грузии
Государственная религия: Светское государство
Территория: 69 700 км²
Население 3 720 400 чел.
Валюта: Грузинский лари

Республика Грузия (груз. საქართველოს რესპუბლიკა, также Грузия) — государство, расположенное в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря.

Независимость страны от СССР, в составе которого Грузия была с декабря 1922 года, провозглашена 9 апреля 1991 года. Современная конституция была принята 15 мая 1994 года на референдуме.

Крупнейшие города — Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Сухуми, Поти.

Государственное устройство

Политическая система

Административно-территориальное устройство

История

Распад СССР

В последние годы существования Советского Союза в Грузии активны были как грузинские, так и абхазские националисты. С апреля 1989 года в Тбилиси ежедневно проходили митинги с требованиями восстановления независимости Грузии. Ранним утром 9 апреля 1989 года части внутренних войск СССР и Советской Армии разогнали многотысячный оппозиционный митинг у Дома правительства на Проспекте Руставели. Сегодня 9 апреля отмечается как государственный праздник Грузии — День национального единства.

Верховный совет Грузинской ССР перешел под контроль национал-радикалов и взял курс на выход из СССР. 9 марта 1990 года он принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии», в котором ввод Красной Армии в Грузию в 1921 году был назван оккупацией и аннексией. В апреле 1990 года в Грузии возник блок «Круглый стол — Свободная Грузия», целью которого было объявлено выход Грузии из СССР, вывод из республики частей Советской армии и вступление Грузии в НАТО, восстановление Конституции Грузии 1921 года, проведение рыночных реформ, в том числе приватизации государственных предприятий и передача земли крестьянам.

Звиад Гамсахурдия

В ноябре 1990 года председателем Верховного совета Грузинской ССР стал Звиад Гамсахурдия, одновременно был принят закон, согласно которому страна стала называться Республика Грузия. Власти Грузии отказались проводить мартовский референдум о сохранении СССР. Были приняты в качестве государственных флаг и герб Грузинской демократической республики. Гамсахурдия провозгласил на курс на унитарное государство без автономий.

9 апреля 1991 года Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии. Одновременно была учреждена должность Президента Республики Грузия. 26 мая состоялись всеобщие президентские выборы, победу на которых одержал Звиад Гамсахурдия, набравший 87 % голосов.

Впрочем, несмотря на взятый курс на независимость, 19 августа Гамсахурдия исполнил указ ГКЧП о расформировании всех незаконных военных формирований, упразднив Национальную Гвардию и переподчинив её личный состав республиканскому МВД. На деле это было сделано в его собственных интересах, поскольку лояльность национальной гвардии вызывала у него беспокойство. В этот же день Гамсахурдия отправил в отставку премьер-министра Тенгиза Сигуа и министра иностранных дел Георгия Хоштария, обвинивших его в предательстве.

Грузинская национальная гвардия

2 сентября в Тбилиси на проспекте Руставели состоялся митинг Национально-демократической партии Грузии, на котором выдвигались требования отставки президента и правительства Грузии до самоликвидации и перевыборов Верховного Совета. Находившийся на месте ОМОН открыл огонь, в результате чего ранения получили 6 человек. На следующий день Национальная гвардия отказалась направляться в столицу в целях усиления обороны президента от демонстрантов. Напротив гвардейцы стали возвращаться в Тбилиси, приветствуя демонстрирующих против президента.

В ходе перестрелки в ночь с 4 на 5 октября между военными подразделениями и оппозицией погибли двое сторонников Гамсахурдия, после чего 8 октября на чрезвычайной сессии парламент Грузии принял резолюцию, в которой эти события были расценены как попытка государственного переворота. 11 ноября президент объявил о национализации имущества вооружённых сил СССР на территории Грузии.

Свержение Гамсахурдии

Наконец, 20 декабря 1991 года Гамсахурдия потребовал немедленного разоружения и роспуска Национальной гвардии, угрожая атаковать их расположение четырьмя ракетами «земля—земля». В ответ на это, утром 22 декабря части Национальной гвардии под предводительством Тенгиза Китовани подняли в Тбилиси мятеж против Гамсахурдия. Мятежники захватили ряд стратегических объектов в городе и атаковали здание парламента. Две недели на проспекте Руставели шла настоящая война с использованием артиллерии и танков. 6 января 1992 года Гамсахурдия и его сторонники покинули бункер Дома правительства. Пришедший к власти Военный совет восстановил действие Конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

После того, как Гамсахурдия покинул бункер здания правительства, он попытался получить политическое убежище в Азербайджане. Вскоре после того, как он пересёк границу им было получен отказ в представлении убежища. После этого Гамсахурдия со своими людьми направились в Армению, где 10 января он официально попросил политическое убежище. Правительство Армении не хотело портить отношения с новым Грузинскими властями и спустя некоторое время отказали изгнанному президенту.

В самой Грузии сторонники Гамсахурдия — звиадисты не смирились с его изгнанием, встав в оппозицию новым властям. Тогда Звиад Гамсахурдия решил направиться в западную Грузию, где располагались его сторонники. 14 января против свергнутого президента было возбуждено уголовное дело, в результате чего за ним началась охота. Неожиданно, 2 февраля 1992 года тело Гамсахурдии было найдено в одном из домов. Со слов хозяина дома, он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из пистолета. Однако наличие пулевого отверстия в затылке породило версию, что он был убит. Подробности убийства не раскрыты до сих пор.

Восстановление конституционного порядка

10 марта 1992 года во главе Госсовета встал бывший Первый Секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе. К моменту его прихода к власти внутриполитическая обстановка в Грузии продолжала оставаться тяжёлой. На севере страны продолжались грузино-осетинские вооружённые столкновения. Одновременно накалилась обстановка и в Абхазии.

Война в Южной Осетии

19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум, в результате которого 98% проголосовавших высказались за независимость и присоединение к Российской Федерации. Параллельно этому части Национальной гвардии Грузии с тяжёлой техникой продолжали безуспешно осаждать Цхинвали и другие населённые пункты мятежного региона.

25 апреля территорию Южной Осетии по приказу командования покинул полк оперативного назначения Внутренних войск МВД России (ранее — Цхинвальский отдельный батальон ВВ МВД СССР). 12 мая грузинский штаб по урегулированию положения в Цхинвальском регионе направил в Южную Осетию контингент милиционеров численностью 250 человек, в ответ на что осетинские отряды самообороны предприняли попытку взять их в плен и атаковали грузинские сёла Тамарашени и Эредви.

В июне 1992 года вице-президент России Александр Руцкой, исполнявший обязанности президента во время визита Бориса Ельцина в США, отдал приказ о нанесении авиационных ударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал и позвонил Эдуарду Шеварднадзе, пригрозив бомбардировкой Тбилиси. Боевые действия прекратились, а 24 июня Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии представителей Северной Осетии и Южной Осетии подписали Сочинское соглашение о прекращении огня. Конфликт был заморожен на неопределённый срок.

Война в Абхазии

Основная статья: Абхазский конфликт

Президентство Шеварнадзе

Advertisement