ФЭНДОМ

Демократическая Федеративная Республика Югославия
1024px-Flag of Yugoslavia (1946-1992).svg Yugoslavija grb
Югославия 2010
Дата основания 29 ноября 1945 года; 27 апреля 1992
Официальные языки сербский, черногорский, боснийский
Форма правления парламентско-президентская республика
Столица Белград
Глава государства Президент ДФРЮ
Глава правительства Председатель Правительства ДФРЮ
Правящая партия Союз коммунистов Югославии
Госрелигия светское государство
Территория 152.561 км2
Население 12.036.484 чел.
Валюта югославский динар

Демократическая Федеративная Республика Югославия — государство в Восточной Европе, крупнейшее государство на Балканском полуострове.

За весь XX век это государство пережило четыре периода, характеризовавшихся серьёзным преобразованием югославской государственности, — от квазидемократической монархии к авторитаризму, затем раскол в ходе войны и построение многонациональной социалистической федерации к современному строю.

Является государством-продолжателем Социалистической Федеративной Республики Югославия, которая существовала до 27 апреля 1992 года. Раньше состояла из шести республик, однако в ходе серьёзного политического кризиса, спровоцированного межнациональными противоречиями, четыре республики вышли из состава государства. Оставшиеся две — Сербия и Черногория — решили сохранить единство и продолжили строительство союзного государства под новым названием.

В нынешнем виде сформировалось в ходе Боснийской войны 1992-1994 годов и признана всем миром после Сараевских соглашений и Боснийского референдума 2009 года. Активную роль в формировании новой Югославии сыграла Россия, заинтересованная в обретении надёжного союзника на Балканах.

Нынешняя Югославия граничит с Венгрией, Румынией, Болгарией, Македонией, Албанией, Хорватией. Состоит в ООН с 1945 года (была поражена в правах в 1992-1994 годах), является ассоциированным членом СНГ и кандидатом на вступление в СНГ. Сохраняя социализм как основу государственной политики (благодаря длительному господству Союза коммунистов Югославии), ДФРЮ стремится сблизиться с Российской Федерацией как государством-продолжателем СССР с репутацией "защитницы угнетённых", но и не отказывается от тесной торговли со странами Европейского Союза.

Новый виток в отношениях с Россией был положен победой народных масс и социалистических сил в ходе революционного переворота, прекратившего попытки евроинтеграции Югославии и возвратившего страну в зону влияния СНГ.

История Югославии

Государственность на югославских землях сложилась ещё в стародавние времена: первоначальным государством и древнейшим народом из всех по праву считаются сербы, согласно некоторым исследованиям положившие начало и другим народам — хорватам, боснякам и черногорцам. Колыбелью Сербии издревле считается Косово — земля, ныне преимущественно населённая албанцами. Сербский народ расселён по всей территории Югославии, наибольшая концентрация — на равнинах южнее Дуная, на котором стоит Белград.

Другие исторические государства — это Хорватия и Босния. Ещё тысячу лет назад между этими народностями развязалась борьба за территорию. К концу XIX века сербы были почти вытеснены с западных территорий и потеряли выход к Адриатическому морю, из-за чего и вынуждены были остаться в восточных землях. На остальных землях закрепились словенцы, хорваты и босняки. Общим врагом этих народов долгое время была Османская империя.

После Первой Мировой войны на югославской земле находились два славянских государства — Королевство словенцев, хорватов и сербов, призванное отражать интересы южных славян, и Королевство Сербия, появившееся ещё за полвека до этого как результат вмешательства России в войну славянских народов против османского владычества. В ходе переговоров сербам и хорватам, крупнейшим народностям будущей Югославии, удалось договориться и сформировать единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое позже стало Королевством Югославия.

Королевство было раздроблено в ходе Второй Мировой войны, хорваты и сербы вставали под националистические знамёна, учиняли расправы на мирными жителями, мстили друг другу, однако с приходом к власти Иосипа Броза Тито, главы югославских коммунистов и лидера национально-освободительного движения, была развёрнута новая национальная политика, по которой каждый народ Югославии обретал свою государственность в составе единой славянской федерации, значительный суверенитет и возможности к саморазвитию. Планам же включить в состав Югославии Болгарию и Албанию не суждено было сбыться из-за ссоры между Югославией и СССР, приведшей к похолоданию в отношениях двух социалистических государств

Miloshevich

Слободан Милошевич, Президент Сербии (1990-1996), Президент ДФРЮ (1996-2004, 2016-...)

К 1980-ым годам Югославия представляла собой самодостаточное социалистическое государство с развитой рыночной экономикой. Тем не менее, когда сказалась зависимость от западных рынков и капитала, преемники Тито не смогли удержать ситуацию в русле. Рос внешний долг, валюта подвергалась жёсткой инфляции, а общее ухудшение социальной обстановки обострило межнациональные противоречия.

В 1990 году во всех союзных республиках прошли парламентские выборы: в четырёх победили националисты, коммунистам удалось одержать победу только в Сербии и Черногории. Председатель Центрального Комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич стал Президентом Сербии и фактическим лидером Югославии, однако отсутствие политического опыта, агрессивный национализм и попытки применения силовых мер для восстановления "конституционного порядка" сыграли против него: к 27 апреля 1992 года, когда СФРЮ была окончательно преобразована в Демократическую Федеративную Республику Югославия (официальная идеология и положение о политической монополии Союза коммунистов Югославии были вынесены из текста конституции), из состава страны уже вышли Словения (мирным путём), Хорватия (началась война, которую удалось остановить к 1993 году под давлением СНГ и НАТО), Македония (мирно) и Босния (война продлилась до 1994 года).

Совет Безопасности ООН по инициативе США пытался исключить Югославию из ООН и ввести против неё санкции: лишь из-за жёсткого сопротивления России Югославия осталась членом ООН, но была лишена права голосовать на ассамблеях и состоять в Совбезе, санкции были введены со стороны США и западноевропейских государств. По призыву Президента РФ Николая Рыжкова и благодаря эффективной пропагандистской кампании в пользу Сербии и Милошевича, многие граждане России стали организовывать гуманитарную помощь для народа Югославии, были организованы добровольческие отряды, участвовавшие в Югославских войнах на стороне Югославской народной армии и белградских властей. Вооружение, системы залпового огня, артиллерия и танки, присланные из запасов Западной Группы Войск по принципу "ленд-лиза" значительно усилили мощь ЮНА.

К 1994 году жестокое кровопролитие унесло жизни десятков тысяч человек. Были уничтожены сотни деревень и сёл, из своих домов бежали сотни тысяч гражданских. Экономика государств сильно пострадала, наиболее уязвлёнными оказались боснийские сербы, в войну против которых вступил "миротворческий контингент" из стран НАТО. С месяца на месяц ожидалось полномасштабное вторжение в Югославию со стороны НАТО: Билл Клинтон не решался исключительно из опасений, что могут погибнуть много американских солдат.

Сербы, боясь притеснения со стороны хорватов и боснийцев, продолжали отчаянно сражаться. Вооружённая поддержка от югославского правительства и активная защита позиций сербов в ООН со стороны СНГ и России достаточно оттянули военное вмешательство НАТО. Когда в мае 1994 года гарнизон города Сараево капитулировал, а с ним и боснийское государство, был подписан Сараевский мир: по нему Босния и Герцеговина становилась федерацией из трёх регионов — Республики Босния и Герцеговина, Республики Сербской с фактической независимостью от центра и автономного района Брчко. Президент БиГ Алия Изегбетович, цепляясь за власть, согласился на все условия.

Sarajevo

Подписание Сараевского мира (1994) при посредничестве России и западных стран.

США опротестовали этот исход, заявив, что Милошевич применил силу и учинял геноцид, но Босния не стала больше звать на помощь, а наоборот — заявила в ООН о полном урегулировании конфликта. По требованию России Совбез ООН большинством голосов признал Сараевский мир. Тем не менее, санкции против ДФРЮ были сняты лишь в 1997 году.

В феврале 1998 года в Косово была совершена попытка захвата власти. Албанские террористы, пользуясь ослаблением Югославии после войны и сокращением армии, захватили Приштину и провозгласили отделение Косово от Сербии. Милошевич сразу же позвонил Президенту России Геннадию Зюганову с призывом о помощи, одновременно подписав указ о введении военного положения в Косово и мобилизации войск. У Югославской Народной Армии оставалось значительное число вооружений после войны 1992-1994 годов и богатый опыт, накопленный в боях, поэтому была немедленно начата контртеррористическая операция "Источник". Через три месяца СНГ выдал РФ мандат на участие в Косовской войне, что было опротестовано НАТО. Особо применять постороннюю силу не пришлось: к концу 1998 года так называемая "Армия освобождения Косово", деморализованная отсутствием поддержки с Запада, была полностью уничтожена. Сербы, изгнанные из своих домов ещё в феврале-марте, смогли вернуться к мирной жизни. А режим военного положения действовал до лета 2000 года, так как в лесах водилось множество партизан, а сельскохозяйственные поля кишели минами.

Время после Косовской войны было использовано Югославией для укрепления связей с Россией и налаживанием отношений с Европой. Евросоюз быстро отмахнулся от "балканской проблемы", ДФРЮ же начала интеграцию в СНГ, надеясь вступить туда (чему мешал лишь мораторий на вступление новых государств в полноправные члены СНГ). Экономика страны, разрушенная в 1990-ые, была полностью восстановлена и введена в мировой рынок к 2005 году. Россия до 2008 года держала в Югославии свой воинский контингент — эскадру кораблей в порту на побережье Черногории и две военные базы — военно-воздушную в Воеводине и сухопутную в Центральной Сербии у границы с краем Косово. НАТО нервно реагировало на "недружественные шаги России", увеличивая своё присутствие в Польше и Чехословакии.

В марте 2009 года начался кризис в Боснии. Республика Сербская, получая средства из СНГ и ДФРЮ, развивалась более быстрыми темпами, чем Республика Босния и Герцеговина, район Брчко также получал поддержку Хорватии. Боснийские сербы, считая, что подвергаются притеснениям, стали выступать против центральной власти в Сараево. Ситуация в стране обострилась после решения округа Брчко присоединиться к Хорватии, вслед за чем Республика Сербская заявила о присоединении к Югославии. Под нажимом Запада в БиГ был проведён референдум с вопросом "Считаете ли Вы, что Федеративный Союз Босния и Герцеговина должна вступить в состав ДФРЮ на правах суверенного государства?".

Результаты голосования удивили всех: "за Югославию" было отдано 58,63% голосов. Итоги референдума были признаны Евросоюзом и ООН; лишь США заявили, что не считают верным подход к подсчёту голосов. Россия и СНГ согласились дать Югославии и Боснии кредит под низкий процент на три года. В августе того же года вся Босния и Герцеговина вступила в Демократическую Федеративную Республику Югославия. Автономный район Брчко, где референдум не проводился, опротестовал результаты голосования и, с молчаливого согласия СНГ (что вызвало неудовольствие Югославии и замораживание переговоров по ассоциации) перешёл под суверенитет Хорватии.

Отстранение от проблемы хорватских сербов повлекло волну отторжения в Югославии, падение рейтинга коммунистов и сторонников СНГ, к власти пришли либералы, попытавшиеся начать сближение с Западом. Проамериканская политика была прекращена только после массовых народных выступлений 2016 года, более известных как "Красная Революция", следствием которых стало свержение президента Александра Вучича, возвращение в большую политику Слободана Милошевича и новый курс на сближение с СНГ. Активную помощь в этом сербам оказали российские спецслужбы, сумевшие дискредитировать режим Вучича и спровоцировать народные недовольства в Югославии.

Политическое устройство

Парламент Югославии

Высшим законодательным органом ДФРЮ является Федеральная Скупщина. Они состоит из двух палат — Совета Федерации и Совета Народных Представителей. В верхней палате заседают 74 сенатора (представляющих регионы и территории, все они назначаются законодательными органами соответствующих муниципалитетов), в нижней — 300 депутатов, избираемых народом Югославии на всеобщих альтернативных выборах.

Законы принимаются Советом Народных Представителей по принципу простого большинства для большей части законов (то есть 150 голосов) и квалифицированного большинства для конституционных законов и ратификации международных соглашений (это уже 210 голосов).

Совет Федерации обсуждает принятые нижней палатой законы и выносит решения об их окончательном принятии. В конечном счёте, его права и полномочия весьма ограничены, а сам орган вправе поднимать на повестку дня острые социальные вопросы, но не может их решать самостоятельно. Задача обеих палат парламента — отражать интересы народа с одной стороны и регионов — с другой.

В состав Совета Федерации входят также сенаторы по должности: это председатели скупщин союзных республик и автономных краёв (6 человек).

В настоящее время большинство мест в парламенте принадлежит двум партиям — Союзу коммунистов Югославии и Социалистической партии Югославии. Не будучи союзниками, они стараются находить общие стороны друг у друга и сообща решать проблемы государства, включая борьбу против прозападной оппозиции.

Президент Югославии

Главой югославского государства является Президент Демократической Федеративной Республики Югославия. До 1992 года высшей должностью в стране был пост Председателя Президиума СФРЮ, однако изменение обстановки в мире вынудило руководство пойти на кардинальное реформирование югославской государственности и ввести новый высший пост в стране.

Первые два раза (1992 и 1996) глава государства избирался Федеральной Скупщиной: в условиях военного положения организовывать всеобщие выборы было чревато затратами, к тому же тогдашний руководитель страны Милошевич не был всецело уверен в удачном исходе. После восстановления территориальной целостности Югославии и ликвидации косовской угрозы к 1998 году, власти поняли, что народ ждёт от них демократических перемен. Тогда была проведена реформа, которая демократизовала политическое устройство, сняв ограничения с политических партий и введшая всеобщие выборы Президента Югославии. На первых выборах 2000 года победил Слободан Милошевич, и это был его второй и последний срок на тот момент.

Выборы проходят в один тур, в связи с чем победителем считается тот кандидат, который набрал относительное большинство голосов; большинство определяется на уровне не меньше 35% всех избирателей за конкретного кандидата. В противном случае второй тур всё же будет организован и проведён спустя две недели. Избранный Президент ДФРЮ вступает в полномочия 15 июня.

Президент является высшим должностным лицом Югославии, её представителем в международных отношениях, Верховным Главнокомандующим Югославской Народной Армии. Президент подписывает законы, вправе накладывать вето. Президент предлагает Федеральной Скупщине кандидатов на посты Председателя Правительства и министров, может требовать их отставки, но Скупщина не обязана следовать его советам: успех Президента во многом зависит от состава союзного парламента и личного авторитета главы государства.

Наиболее харизматичным лидером Югославии по сей день остаётся Слободан Милошевич, герой для одних, злодей для других. Милошевич являлся фактическим лидером Югославии в 1990-2004 годах и с 2016 года.

Портрет Имя Срок Партия
Добрица Чосич 1 Добрица Чосич 15 июня 1992 - 20 июня 1993 беспартийный
Vojislav-Seselj-Foto-Marko-Todorovic21 Воислав Шешель 21 июня 1993 - 14 июня 1996 Радикальная партия Сербии
Milosevic-1 Слободан Милошевич 15 июня 1996 - 14 июня 2004 Союз коммунистов Сербии
Marovic Светозар Марович 15 июня 2004 - 14 июня 2012 Союз коммунистов Черногории
Aleksandar Vučić Александр Вучич 15 июня 2012 - 4 февраля 2016 Сербская прогрессивная партия
Кошутница Воислав Коштуница 5 февраля - 4 марта 20161 Демократическая партия Сербии
Milosevic-2 Слободан Милошевич с 15 июня 2016 самовыдвиженец

Примечание: 1 — в связи с политическим кризисом, известным как "Красная Революция".

Правительство Югославии

Правительство ДФРЮ — высший исполнительный орган власти, который реализует законы, принятые Федеральной Скупщиной, и указы Президента страны. Правительство формируется парламентом при предоставлении кандидата на пост премьера Президентом и кандидатов на посты министров — непосредственно Председателем Правительства. Глава государства вправе высказывать своё мнение о любом министерском назначении.

В состав Правительства ДФРЮ входят:

1) Председатель Правительства — проводник интересов государства и правящей партии, регулярно отчитывающийся перед Президентом и Федеральной Скупщиной за дела кабинета;

2) пять заместителей Председателя по пяти отраслям государственных дел;

3) 20 министров, включая двух министров без портфелей;

4) 3 председателя государственных комитетов;

5) секретарь, ведающий документацией Правительства.

В настоящее время все места в Правительстве кроме одного заняты коммунистами и социалистами.

Ведущие политические партии Югославии

Партия Идеология Позиция
Союз коммунистов Югославии социализм с югославской спецификой правящая
Партия либералов-демократов Югославии западная либеральная демократия оппозиция
Социалистическая партия Югославии социал-демократия в коалиции с правящей
Радикальная партия Югославии национализм независимая
Единая демократическая партия Югославии национал-демократия оппозиция

В стране запрещено формирование сепаратистских, ультранационалистических и клерикальных партий. Все политические движения подвергаются надзору со стороны правительства.

Федерация

ДФРЮ является федеративным государством, в котором пребывают три суверенные и равноправные демократические союзные республики, имеющие право формировать собственные правительство (исполнительный совет) и парламент (народная скупщина) без вмешательства союзного центра. Закон и конституция устанавливают право каждой союзной республики на выход из состава Югославии посредствием проведения референдума и соблюдения двухлетнего переходного периода.

Республика Сербия и Республика Босния также имеют в своём составе автономные края: в Сербии — автономный край Воеводина и автономный край Косово, в Боснии — автономный край Сербский. Автономные края имеют право формировать свои исполнительные (администрация) и законодательные органы (скупщина).

Судебная власть представлена Верховным судом ДФРЮ и Генеральной прокуратурой ДФРЮ. В свою очередь, каждая союзная республика и каждый автономный край имеет свой верховный суд и свою прокуратуру, подчинённые федеральным органам.

Флаг

Регион

Население

Территория

Официальный язык
1024px-Flag of Serbia (1947–1992).svg Сербия1 3.887.014 55.936 км² сербский
Kraj vojvodina край Воеводина 1.931.809 21.532 км² сербский, венгерский
Kraj kosovo край Косово 1.883.018 10.939 км² албанский, сербский
1024px-Flag of Bosnia Босния2 2.365.327 26.580 км² боснийский, сербский
Srpski kraj край Сербский 1.297.902 24.617 км² сербский
1024px-Flag of Montenegro Черногория 671.414 13.812 км² черногорский, сербский

Примечания: 1 — без края Воеводина и края Косово; 2 — без края Сербского.

Современная символика Югославии была официально утверждена после принятия в состав ДФРЮ Боснии. Флаг страны не изменялся с 1945 года, а за основу нового герба взят герб СФРЮ с малыми коррективами. Новый старый герб символизирует единение трёх республик новой Югославии и трёх её автономий.

Гимн ДФРЮ — народная песня "Гей, славяне".

Население

Население Югославии, как понятно из вышеописанного, неоднородно, его распределение имеет определённые особенности.

Так, сербы, крупнейшая национальность ДФРЮ, проживают повсеместно, но вот конкретные места их компактного проживания включают всю Сербию (кроме большей части Косово), автономный край Сербский и северо-восточную Черногорию. Босняки в основном проживают в центральных районах Боснии и Герцеговины. Черногорцы — в центральной и прибрежной Черногории. В Воеводине присутствует значительное число венгров, в Косово — большинство албанцев.

Национальность Доля в ДФРЮ Численность
Сербы 54,60% 7.832.161
Босняки 14,63% 2.098.105
Албанцы 11,87% 1.703.178
Черногорцы 3,32% 476.575
Венгры 2,91% 416.383
Другие 12,67% 1.817.515

Переписи населения проводились в 1997, 2004 и 2010. Новая перепись планируется на 2019 год.

Состав населения по возрасту:

Группа Доля Численность
0-14 лет 19,70% 2.825.752
15-64 лет 70,48% 10.109.592
65+ лет 9,82% 1.408.573