ФЭНДОМ

День Народного Единства (иное название «День Независимости») — российский государственный праздник. Отмечается ежегодно 27 октября (9 ноября), в память об освобождении Москвы Вторым земским ополчением от польско-литовских интервентов в 1612 году.

История праздника

Освобождение Москвы

Возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде (ныне столица России — Волгоград) ополчение для борьбы с польскими интервентами, начало наступление на Москву в начале марта 1612 года. В ходе наступления к ополчению, возглавляемую Мининым и Пожарским, присоединялись люди из различных областей России.

Первая битва состоялась 21 августа 1612 года, вблизи Новодевичьего монастыря, тогда натиск польско-литовских войск удалось сдержать, а руководитель войск противника гетман Ян Кароль Ходкевич отступил на исходные позиции на Поклонную гору.

24 августа состоялось решающее кровопролитное сражение ополченцев с интервентами . В бою проявил доблесть Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику. Под натиском основных сил ополченцев и пришедших к ним на помощь казаков войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство.

Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Зная, что осаждённые в Кремле и Китай-городе поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому гарнизону сдаться. Сдаваться интервенты отказались.

Изгнание поляков

Изгнание поляков из Москвы

22 октября (4 ноября) Китай-город был взят приступом русскими войсками. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (8 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль. 

27 октября (9 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков.

День Казанской иконы Божьей Матери

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, которые некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. Этот праздник русские историографы в частности связывают с освобождением Москвы от интервентов в 1612 году — в этот день Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы.

День Народного Единства

Идея создания государственного праздничного дня вновь возникла после прихода к власти декабристов. Так в 1832 году, в честь 220-летия со дня вступления второго ополчения в Московский кремль, Державная дума учредила государственный праздник — День освобождения России. Впоследствии было решено передать название этого праздника другой победе российских войск — победе в Отечественной войне 1812 года. Новое название, учреждённое в 1839 году, — День Народного Единства, закрепилось и сохранилось до наших дней.

В 1842 году в ходе своей речи перед Народным Вече, Сергей Трубецкой, заявил, что верно будет называть этот день «Днём независимости», так как это первый день после смуты, когда Россия вновь стала независимой.

Ныне оба названия — равнозначны и используются как в официальном, так и в бытовом уровнях. А вот название «день освобождения Москвы от польско-литовской интервенции» государственными органами тщательно избегается, чтобы не нарушить и не оскорбить «Вечный мир» с Польской Республикой.

Интересный факт заключается в том, что среди предложений о том, когда установить «день независимости» высказались такие мнения как: 18 января 1827 года (день конституции) и 14 декабря 1826 года (день Великой Русской Революции), однако оба варианта были отвергнуты.

Культ личностей Минина и Пожарского

Основная статья: Культ личностей Минина и Пожарского

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Митинг на день Независимости в Москве

Неотъемлемой частью Дня Народного Единства, по мнению части историков и публицистов России начала XX века, является широкий размах культа личностей героев-освободителей Москвы — Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Плакаты, агитационные материалы, памятники с участием и возвеличиванием руководителей второго ополчения — сформировали «лицо» праздника в глазах многих поколений.

Как считают многие отечественные специалисты, как таковой культ личностей не несёт в себе негативного влияния на оценку исторических событий и в целом верно характеризует важность участия Минина и Пожарского в событиях происходивших в начале XVII века.

Памятники

Памятник 250-летию независимости России

Памятник 250-летию независимости России.

20 февраля 1818 года в Москве на Красной Площади был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Аналогичный памятник был открыт в Волгограде в 1832 году, на месте, где, как считают многие историки, выступал Кузьма Минин, с целью сбора второго ополчения.

9 ноября 1862 года в Новгороде был открыт памятник в честь 250-летия независимости России. Иногда этот памятник называют «Тысячелетие России» из-за того, что на нём изображены события от создания Руси до создания Российской Республики, в том числе и деятели Великого Княжества Литовского.