Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Европейская война
Аллегория.jpg
Дата

16 июня 1869 - 13 мая 1870

Место

Германия, Польша, Балканы, Малая Азия, Италия.

Причина

Накапливание противоречий в Европе; первая Итальянская революция.

Итог

Лондонский мирный договор.

Изменения

См. раздел о мире.

Противники
Флаг Французской Империи.png Французская Империя

Флаг Германии марионеточной.png Рейнский союз

  • Вестфалия.png Вестфалия
  • Баден.png Великое герцогство Баден
  • Флаг Берга.png Великое герцогство Берг
  • Флаг Вюрцбурга.png Великое герцогство Вюрцбург
  • Флаг Герцогства Франкфурт.png Великое герцогство Франкфурт

Flag of the Netherlands.svg.png Королевство Голландия

Флаг Скандинавии.png Скандинавия

Флаг Венгрии.png Венгрия

Флаг валевских.png Польское королевство

Флаг Итальянского королевства.png Королевство Италия

Мюрат флаг.png Неаполитанское королевство

____

Оттоманы.png Османская империя

Flag of Russia.svg.png Российская Республика

Флаг Германского Союза.png "Союз Шести королей"

  • Флаг Австрийского королевства.png Австрия
  • Флаг Пруссии.png Пруссия
  • Словацких Повстанцев.png Чехия
  • Флаг Саксонии.png Саксония
  • Бавария.png Бавария
  • Вюртемберг.png Вюртемберг
  • Флаг Германского Союза.png Немецкие патриоты

Flag of Italy.png Итальянская республика

1280px-Flag of Finland (state).svg.png Финская республика

____

Болгарияяя.png Третье Болгарское Царство

Королевство Греция.png Королевство Греция

Сербия на минималке.png Сербское королевство

Флаг Армении (МиОВ).png Армения

Командующие
Герб ФИ.png Жан Валентин Бонапарт

Флаг Французской Империи.png Франсуа Базен

Флаг Французской Империи.png Альфред Шанзи

Флаг Французской Империи.png Луи Трошю †

Флаг Французской Империи.png Патрис Мак-Магон

Вестфалия.png Йозеф I Бонапарт

Герб Скандинавии.png Кристиан IX

Флаг Скандинавии.png Карл ван Докум

Герб Нидеров.png Карл I Бонапарт Капитуляция.png

Flag of the Netherlands.svg.png Йохан Торбеке

Flag of the Netherlands.svg.png Йохан Кёлер

Герб Валевских.png Владислав V

Флаг валевских.png Людвик Мерославский

Флаг валевских.png Аполинарий Куровский

Флаг валевских.png Леон Франковский †

Флаг Итальянского королевства.png Август Богарне

Мюрат флаг.png Люсьен I Мюрат †

Мюрат флаг.png Иоахим II Мюрат

Несмешно.jpg Александр Строганов

Flag of Russia.svg.png Михаил Скобелев

Flag of Russia.svg.png Фёдор Радецкий

Флаг Пруссии.png Вильгельм I

Флаг Пруссии.png Хельмут фон Мольтке

Флаг Пруссии.png Альбрехт Роон

Флаг Австрийского королевства.png Франц III

Флаг Австрийского королевства.png кронпринц Максимилиан

Флаг Австрийского королевства.png Вильгельм фон Ридкирхе

Словацких Повстанцев.png Франтишек II

Словацких Повстанцев.png Людвиг фон Габленц

Бавария.png Людвиг II

Бавария.png Людвиг фон дер Танн

Flag of Italy.png Беттино Рикасоли #†

Flag of Italy.png Джузеппе Гарибальди †

____

Болгарин.png Михаил IV

Болгарияяя.png Вел.князь Георгий Михайлович

Болгарияяя.png Любен Каравелов

Герб карагов.png Александр I Карагеоргиевич
Сербия на минималке.png Франтишек Зах

Флаг Армении (МиОВ).png Михаил Лорис-Меликян

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Европейская война - первый в истории Европы крупный вооруженный конфликт между большинством её стран после войн Наполеона I. Закончился Лондонским миром, который сохранил статус-кво на момент подписания.

Впервые с 1812 друг против друга сражались Французская империя и Россия; республиканское руководство и не скрывало, что рассматривает новый конфликт как реванш за унижение полувековой давности.

Эта война стала первой, в которой европейские державы пытались оспорить сложившуюся на континенте гегемонию Франции - та, в свою очередь, старалась ее сохранить. 

Причины войны

Наполеон I Великий заложил основы мирового порядка, сокрушив в период с 1805 по 1815-й все силы, могущие ему противостоять. Россия была повержена в войне 1812-го, Великобритания из-за кризиса впала в Гражданскую войну, которая и закончила историю ее величия. Остальные европейские страны были побеждены задолго до того момента, как Лондон перестал представлять собой угрозу. Мощь французских штыков еще долго довлела над сознанием европейцев, мешая их правительствам проводить независимую политику.

Даже смерть основателя величайшей династии мало повредила авторитету Французской Империи. Она сохраняла свои ведущие позиции в индустриализации, колониальной гонке и вооруженных силах. Наполеон II превозмог свое слабое здоровье и правил долго, мудро и достойно, проводя необходимые реформы и регулярно устраивая все новые и новые военные экспедиции. Слава его отца осталась в Европе; сын принес французских золотых орлов в Латинскую Америку, Африку, Азию.

Однако к концу 1860-х в Европе накопилось достаточно противоречий. чтобы вызвать международный дипломатический кризис. Во-первых, само собой, головную боль Франции причиняла Италия, разделенная между собственно Францией. Королевством Италия, чьим королем был Император французов, и Неаполитанским королевством Мюратов. Разделение на три страны било по национальному самосознанию и задевало гордость итальянцев; на это накладывалась коррумпированность чиновников Юга и общая слабость правящего там Ашиля I, не собиравшегося решать государственных проблем. В Италии с 1830-х существовало национально-освободительное движение, чьи силы к 1869-м стали настолько значительны. что началась Итальянская революция - отряды под командованием Джузеппе Гарибальди свергли династию Мюратов и двинулись с юга на Рим, угрожая уже . Именно их выступление стало поводом начала Европейской войны.

Потом - западные земли Германии. Северо-восток был передан в распоряжение освобожденных Нидерландов, где правил Шарль Луи Бонапарт под именем Карла I. Земли за Рейном же оставались в составе самой Франции, так как эта река была наречена "естественной границей" для Империи. Само собой, на упомянутых территориях рос и цвел немецкий национализм: уровень жизни рейнских рабочих оставался ниже жизненного уровня остальных французских рабочих, к тому же немцы спокойно общались со своими "вольными" собратьями.

В Германии же наблюдалась еще большая раздробленность, чем в Италии. Аморфный Германский союз к середине 1860-х окончательно развалился: Иосиф I, сын и наследник Иеронима I, оказался ничтожным политиком и слабым королем, не способным удержать под контролем и без того вольнолюбивые Берлин, Вену и Дрезден. В 1867-м году Габсбурги воспользовались слабостью как Иосифа I, так и его августейшего родственника в Париже (вызванной семейными драмами Наполеона II) - король Чехии Франтишек II и король Австрии Франц III, сын и отец, заключили между своими державами военный союз. К нему поспешили примкнуть Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг и таким образом семейный союз Габсбургов превратился в союз "Шести корон" или Шести королей, также известный как "Августейшее согласие". "Согласие" никогда публично не объявляло о своих целях и задачах, но антивестфальская и, следовательно, антифранцузская его направленность были всем предельно очевидны. Стремление избавиться от ничтожной деспотии Бонапартов делало старинные монархии Европы самым очевидным союзником республиканской России и ее диктатора Александра Строганова. И хотя их взаимодействие не было безболезненным и случались порой презабавные анекдоты, в общем и целом между ними было достигнуто взаимопонимание.

Наконец, среди самых заметных причин начала нового конфликта, стоит упомянуть вечный спор России и Польши о границах между ними. В Русско-польскую войну 1830-1832 молодая республика сокрушила армию Понятовского; от превращения в марионетку Новгорода поляков спасло только запоздалое, но вмешательство Наполеона II, пригрозившего П. Пестелю войной со всей Европой. На смену нестабильной и непопулярной Польской республике пришло Польское королевство во главе с Александром Валевским, бастардом обожаемого поляками Наполеона и марионеткой Парижа. Новое государство вело модернизацию на французские деньги и готовилось к взятию реванша: в 1868-м произошел целый ряд столкновений на границах, каждый из которых мог бы стать поводом для войны. В свою очередь Россия желала отодвинуть Польшу еще западнее, желательно, заняв Литву и получив новые порты на Балтийском море. 

400xp

Силы и планы сторон

Крупная война в Европе ожидалась всеми великими державами: наследство Наполеона I и плоды политики его сына должны были привести к взрыву.

Французский блок

Династия Бонапартов была главным бенефициаром сложившегося в Европе статус-кво. Франция являлась безусловно величайшим государством в Европе и неутомимо расширяла свою колониальную сферу влияния. Версаль гордо диктовал свою непреклонную волю остальному континенту, а за другими ветвями Семьи сохранялись их собственные владения в Голландии и Вестфалии. Промышленность Франции задавала моду всей Европе, ее товары пользовались надежным сбытом в подчиненных землях, Устоявшийся в Европе и ее окрестностях статус-кво гарантировал процветание Франции и власть Бонапартам.

И они желали его сохранить в возможной целости и сохранности.

Главной силой блока Бонапартов, что неудивительно, была сама Франция. Ведущая мировая держава, поистине великая империя, со времен Наполеона I не проигравшая ни единой своей войны. Под началом молодого и амбициозного принца-регента Жана Валентина, с середины 1860-х исполняющего обязанности императора при немощном родителе, были проведены целительные военные реформы и завершено перевооружение войска новейшим оружием. Численность французской армии составила полтора миллиона человек, и к этой цифре при условии мобилизации Свершившаяся при Наполеоне II индустриализация позволяла не просто снабжать такую человеческую орду припасами и оружием, но и вовремя доставлять подкрепления по надежной и отлаженной железнодорожной системе.

А вот союзники Франции, за возможным исключением Голландии, оставляли желать лучшего. Бонапарты Вестфальские не пользовались у себя в стране ни популярностью любимых монархов, ни уважением сильных государей; их правление держалось на терроре против пангерманских партий и страхе оных партий перед прямым вмешательством Империи. Предполагалось, что Голландия сможет выставить 120-150 тысяч человек, от Вестфалии и меньших союзников Жан Валентин ожидал вклада в 300-400 тысяч человек. Венгры должны были бросить на Габсбургов не менее того же числа; наконец, полякам предписывалось любой ценой задержать и остановить продвижение российской армии в Европу. Любой - значит любой; сколько людей Валевские смогут вооружить и отправить на войну, столько и окажется в коронной армии.

Антифранцузский союз

Россия проиграла войну 1812 и с тех пор оказалась отрешенной от крупной европейской политики. Война, стоившая множества человеческих потерь и приведшая к потере династией ее трона, нанесла серьезнейший урон международному престижу самого восточного европейского государства. Попытки вернуться в крупную игру предпринимались и ни раз, но до той поры Россия наталкивалась на активное противоборство Франции и "санитарный коридор" из враждебных государств по западной границе. "Летом народов" Павел Пестель, под закат своей

Европейский порядок должен пасть.

Российская республиканская армия подошла к началу крупной европейской войны подготовленной десятилетием конфликтов в Средней Азии и Северного Кавказа: пока французы занимали колонии за океанами, русские покоряли степи и горы. К этому моменту в составе самой армии произошли серьезные изменения: по естественным причинам ряды армии покинуло большинство ее древних предводителей и старых руководителей-дворян.

Союз Шести королей располагал значительными и серьезными силами Австрии, Чехии, Пруссии, Баварии, Саксонии и Вюртембурга - и, неожиданно, мог надеяться на поддержку "смутьянов" из числа республиканцев-националистов. Привычные противники традиционных монархий, они еще больше ненавидели Бонапартов из Вестфалии: именно в них они видели главную и самую опасную угрозу

Главной слабостью антифранцузского блока была его раздробленность: между Россией и ее немецкими союзниками лежали враждебная Польша Валевских, верная своему долгу перед Бонапартами, и экономически порабощенная французами Венгрия. Пока этот "санитарный коридор" отделял союзников, о совместных действиях против самой Франции не могло идти и речи.

Балканы

Ход боевых действий

Германия

Пока последний жив стрелок,

И хоть один взведён курок,

Один со шпагой сжат кулак, —

На берег твой не ступит враг! ("Дозор на Эльбе", патриотическая прусская песня)

Принц-регент Жан Валентин, командующий французскими войсками в Германии.

С 1867-го года Франция готовилась к началу войны с "Семейным союзом", позднее превратившимся в Союз Шести королей. Для принца-регента Жана Валентина Бонапарта, de facto исполняющего императорские обязанности при сраженном семейными драмами отце, была очевидна как враждебность Габсбургов, так и желание этого древнего рода пересмотреть германское устройство. Пока Вена и Прага искали себе новых союзников в Германии и все теснее сближались с Новгородом, сами французы перевооружались, составляли планы мобилизации и прокладывали к границам новые железнодорожные линии. Воинская выучка принца-регента теперь пришлась как нельзя кстати: он лично надзирал над военными приготовлениями, Конечно же, аналогичными действиями, с поправкой на масштаб и способности, занимались двоюродные дяди принца-регента, Карл I Голландский и Йозеф I Вестфальский. Последний также с осени 1867-го усилил надзор над "пангерманскими" партиями и движениями в Вестфалии, стараясь не допустить никаких потенциальных волнений.

Предполагалось, что франко-вестфальско-голландские войска обрушатся на королей-диссидентов тройной силой, а в тыл Габсбургам удар нанесут венгры. От них Бонапарты не ожидали значительных и серьезных успехов, но они должны оттянуть на себя часть сил Австрии и Чехии, этих двух главных "заводил" Союза. Дяди-Бонапарты собственными силами (при посильной поддержке одного французского корпуса) покончат с врагами семьи в Северной Германии - Пруссией и Саксонией - а главные силы Парижа уничтожат Юг. Молниеносный удар превосходящих сил на Вену поставит Франца III на колени; затем у Праги соединенные армии напомнят чехам, что случается, когда они спорят со своими повелителями. Наконец, общие силы Западной Европы двинутся выручать поляков - снова. По плану-максимуму войну завершать надо было у Смоленска со значительными приращениями в пользу верных поляков; по плану-минимуму - близко к довоенной границе Польши, навязав России прежний статус-кво на границах.

Но Бог всегда смеется над человеческими планами.

Революция в Италии стала неожиданным и опасным фактором, не предвиденным в довоенных планах. Жан Валентин не строил иллюзий насчет способности администраторов и управленцев Королевства Италия самостоятельно подавить мятежи, переходящие в полноценную войну. Неаполитанское королевство пало в течении несчастной недели: а ведь у Мюратов были и собственное войско, и самостоятельный чиновный аппарат. Теперь мятежные итальянцы продвигались к Риму, а ведь Священный город со времен основателя династии находился под французским покровительством и защитой. Отступать оттуда теперь не представлялось возможным; Империя не может отходить под натиском едва вооруженных крестьян и надеяться на какое-либо уважение от августейших дворов. Требовалось отправить на Итальянский полуостров значительные силы, полноценную армию - и соответственно ослаблять надвигающуюся на Германию группировку. Оставалось положиться на способность августейших родственников в Голландии и Вестфалии организовать полноценную мобилизацию и

Вильгельм I отбывает из Берлина к войскам.

Волевым решением Жана Валентина стало его отбытие в действующую армию с гвардейскими частями: "на хозяйстве" в Париже остались его беременная супруга и премьер-министр Адольф Тьер. "Орленок", сын Наполеона I, лежал и не мог оторваться от своей постели; настало время внуку Наполеона Великого взяться за оружие и повести французские полки к новым победам и великой славе. 6 декабря послы Парижа в Берлине и Вене

Через Польшу

Падение Полумесяца

Константин XII, король Греции (1864 - 1908)

На обочине европейской политики находилась Османская империя - древнее и умирающее под собственной тяжестью государство. Оно так и не оправилось от поражения в Восточной войне: только возникшие между Наполеоном II и Павлом Пестелем разногласия позволили Османам сохранить хоть какую-то государственность, хоть и с крупными жертвами. С 1830-х по 1870-е восточная империя находилась на смертном одре: сменилось несколько султанов и множество визирей, где формальных "либералов" свергали самые махровые реакционеры, а последних оттесняли от власти коррумпированные чиновники на французском содержании. Больной человек Европы превратился в коматозника: пришла пора добивающего удара.

В 1864-м году к власти в Греции пришел король Константин XII, принявший имя в честь последнего императора Византии.

Греция и Болгария могли рассчитывать на деятельное сотрудничество Российской Республики: новгородские правители были заинтересованы в окончательном решении Османского вопроса и особенно их интересовала возможность разрешить его чужими руками. Пока греки и болгары будут самостоятельно продвигаться по Фракии и Салоникам, русский черноморский флот позаботится о Константинополе - а на Кавказе состоится совместная операция с Армянским протекторатом, обязанным оказать свою посильную поддержку.

По снегам и лесам

У Лейпцига

Лондонская мирная конференция

Итоги и последствия

В культуре

Advertisement