ФЭНДОМ

Личности из мира Социализма с человеческим лицом, по тем или иным причинам не получившие отдельных статей.

А

Андропов, Юрий Владимирович

Ювелир

Юрий Владимирович Андропов

Юрий Владимирович Андропов (2 (15) июня 1914 года, станция Нагутская, Ставропольская губерния, Российская империя — 9 февраля 1984 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский дипломат.

Имя отца Андропова неизвестно. Воспитывался отчимом - железнодорожным служащим Владимиром Константиновичем Андроповым, умершим, когда Юрию было 5 лет, после чего семья перебралась в Моздок. Мать — Евгения Карловна Флекенштейн, учительница музыки, скончалась в 1927 году. В 1936 году Юрий окончил Рыбинский речной техникум, работал комсоргом на судоверфи им. Володарского, а в декабре 1938 года был избран первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ.

3 июня 1940 года Андропова избрали первым секретарем ЛКСМ только что образованной Карело-Финской ССР. В годы войны — организатор партизанского движения в Карелии, однако на военную службу не призывался ввиду слабого здоровья. После войны руководил восстановлением Петрозаводска, 10 января 1947 года был избран вторым секретарем ЦК КП(б) КФССР. Проходил по «Ленинградскому делу», однако репрессирован не был.

Благодаря знакомству с председателем Президиума Верховного Совета КФССР Отто Куусиненом, Андропов в 1951 году был переведен в Москву, 24 марта 1953 года занял должность заведующего Отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК КПСС, но проработал в этой должности менее двух месяцев — Молотов, только что возглавивший советский МИД, пригласил 38-летнего Андропова в свое ведомство, назначив его заведующим 4-м Европейским отделом, курировавшим отношение с Польшей и Чехословакией, вместо ушедшего на повышение Михаила Зимянина. Однако очень быстро у нового заведующего произошел конфликт с главой правительства Маленковым, в результате чего 18 июля Андропова назначили советником-посланником советского посольства в Будапеште. Благодаря знанию финского языка, он достаточно быстро выучил родственный ему венгерский, а после того, как в начале 1955 года посол СССР Евгений Киселев ушел на повышение, Андропов официально стал послом в Венгрии.

Деловые качества Андропова были оценены и 4 февраля 1959 года его назначили послом в Финляндии, с которой Советский Союз начал налаживать дружественные отношения. 23 января 1965 года, после 12-летнего пребывания за границей, Андропов вернулся в Москву, где занял кресло заведующего Отделом Скандинавских стран МИД СССР. Был одним из инициаторов улучшения советско-шведских отношений при премьер-министре Улофе Пальме — участвовал в подготовке визита Пальме в СССР и разработке Договора о дружбе и сотрудничестве между Швецией и Советским Союзом. Тем не менее, политическая карьера Андропова очень быстро была прервана болезнью — в 1965-1966 годах он перенес мелкоочаговый инфаркт миокарда, обострилось хроническое заболевание надпочечников. В 1966 году врачи поставили неутешительный диагноз — тяжелая гипертоническая болезнь, осложненная инфарктом. Как выяснилось через несколько лет, диагноз оказался ошибочным.

В результате, Андропову было рекомендовано оставить большую часть своих служебных обязанностей — в 1967 году он ушел из МИДа и стал членом Центральной ревизионной комиссии при ЦК КПСС. В 1972—1978 годах — председатель ЦРК, с 1979 года на пенсии. Скончался в Москве 9 февраля 1984 года на 70-м году жизни.

Б

Брежнев, Леонид Ильич

Брежнев

Генерал Брежнев в рабочем кабинете

Леонид Ильич Брежнев (укр. Леонід Ілліч Брежнєв; 6 (19) декабря 1906 года, Каменское, Екатеринославская губерния, Российская империя — 26 февраля 1976 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский партийный и военный деятель, генерал-полковник.

Из семьи потомственных рабочих Ильи Яковлевича Брежнева и Натальи Денисовны Мазаловой. Трудовой путь начал в 14 лет — с 1921 года работал на Курском маслобойном заводе, совмещая работу с учебой в землеустроительном-мелиоративном техникуме. В это же время вступил в Комсомол. После окончания техникума трудился землеустроителем в Курской губернии, затем в Белоруссии и на Урале — в сентябре 1930 года поступил в Московский машиностроительный институт, но через год перевелся на рабфак Каменского металлургического института им. М. И. Арсеничева, одновременно став слесарем на Днепровском металлургическом заводе. 24 октября 1931 года вступил в ряды ВКП(б).

В 1935—1937 годах служил в рядах РККА в качестве политрука танковой роты в Читинской области, одновременно пройдя курсы моторизации и механизации Красной Армии, закончив службы в звании лейтенанта. После демобилизации вернулся в Днепродзержинск, где стал зампредом горисполкома. До войны работал в местном обкоме КП(б)У, занимая посты секретаря по пропаганде и агитации, а затем по оборонной промышленности.

28 июня 1941 года вновь призван в ряды РККА, начальник группы особого назначения при Военном совете Южного фронта, затем замначальника политуправлений ряда фронтов. Участвовал в Барвенково-Лозовской операции южнее Харькова в январе 1942 года освобождении Новороссийска в сентябре 1943 года. Войну закончил в Праге в звании генерал-майора и на должности начальника политуправления 4-го Украинского фронта. Участник Парада Победы на Красной площади.

Парад-1

Брежнев на Параде Победы

Демобилизовался 13 июня 1946 года, после чего по рекомендации Хрущева возглавил Запорожский обком КП(б)У, руководил восстановлением предприятий Запорожья, в том числе взорванного немцами Днепрогэса. В 1948 году назначен первым секретарем Днепропетровского обкома КП(б)У, а 2 апреля 1951 года — главой молдавской компартии. На XIX съезде КПСС лично встретился со Сталиным и был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены Президиума, а впоследствии входил в состав комиссий по внешним делам и по вопросам обороны при Президиуме ЦК. Со смертью Сталина его политическая карьера закончилась — новое руководство в лице Берии и Маленкова с опасением относилась к выдвиженцу Хрущева, поэтому Брежнева вывели из кандидатов в члены Президиума и назначили начальником политуправления ВМФ. 20 мая 1953 года его утвердили заместителем начальника ГлавПУРа.

Брежнев добивался своего перевода на работу в Украинскую компартию, однако Маленков оставил все его просьбы без ответа - 30 апреля 1962 года ему поручили возглавить ГлавПУР, в должности начальника которого он проработал 6 лет. 18 августа 1968 года, в связи с ухудшением здоровья, подал прошение об освобождении его с занимаемых постов, после чего ушел на пенсию. Последние годы жизни посвятил написанию мемуаров, получивших название «Малая земля». Скончался 26 февраля 1976 года в возрасте 69 лет.

В

Г

Горбачёв, Михаил Сергеевич

Лимонадный Джо

Михаил Горбачёв

Михаил Сергеевич Горбачёв (род. 2 марта 1931 года, село Привольное, Медвеженский район, Ставропольский округ, Северо-Кавказский край, РСФСР, СССР) — советский государственный и партийный деятель.

Из крестьянской семьи. С 13 лет совмещал учебу в школе с работой на МТС и в колхозе. В 15 лет стал помощником комбайнера, в 1949 году за ударный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и поступил без экзаменов в МГУ, спустя два года был принят в КПСС. После окончания с отличием юридического факультета МГУ в 1955 году был направлен по распределению в Ставропольскую краевую прокуратуру, однако уже 15 августа занял место заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды крайкома ВЛКСМ. В следующем году избран первым секретарем Ставропольского горкома Комсомола, в 1958 году — вторым секретарем крайкома ВЛКСМ, а в 1961 году — первым.

Весной 1962 года переведен на хозяйственную работу: 26 сентября 1966 году его избирают председателем Ставропольского горисполкома, в 1968 году — заместителем, а 10 апреля 1970 года — председателем крайисполкома и, одновременно, секретарем Ставропольского крайкома КПСС. Однако блестящая карьера Горбачёва внезапно была прервана после того, как в 1977 году началось т. н. «Ставропольское дело».

К середине 1970-х годов система ОГАС охватила бóльшую часть государственного хозяйства, что позволило оперативно получать информацию из регионов. Осенью 1977 года были обнаружены несоответствия между показателями производства хлопка, зерна, винограда, шерсти и т. д., предоставленными в Москву руководством Ставрополья и полученными через ОГАС с мест. Была создана комиссия во главе с заместителем Генерального прокурора СССР Найденовым, которая работала шесть лет и выявила чудовищные факты коррупции и приписок. Миллионы рублей руководство тратило на возведение железобетонных овцеводческих комплексов, не приспособленных для содержания скота, а потому брошенных сразу после завершения строительства. В итоге за 1971—1975 годы поголовье овец сократилось на 2,5 млн голов, а себестоимость шерсти увеличилась вдвое, из-за чего овцеводство из рентабельной отрасли превратилось в убыточную. 1 ноября 1974 года Горбачёв досрочно открыл Большой Ставропольский канал, однако из-за спешки возник перерасход воды, что привело к удорожанию обслуживания канала, подъему грунтовых вод, засолению почв и выбытию их из землепользования.

В итоге Горбачёв был снят с поста председателя крайисполкома, затем исключен из КПСС, в 1981 году арестован и 30 декабря 1983 года приговорен к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества и всех наград. Освобожден по амнистии в связи с 70-летием Октябрьской революции в 1987 году. Впоследствии работал в управлении сельхозхимии в Ставрополе, с 1991 года — пенсионер. В настоящее время проживает в Ставрополе. Неоднократно обращался с просьбами о пересмотре дела и восстановлении в рядах партии.

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Мешик, Павел Яковлевич

Мешик

Павел Яковлевич Мешик

Павел Яковлевич Мешик (укр. Павло Якович Мешик; 10 (23) декабря 1910 года, Конотоп, Черниговская область, Российская империя — 23 февраля 1995 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский государственный и партийный деятель, генерал-полковник.

В 1925-1930 годах работал слесарем, в 1931 году поступил в Самарский энергетический институт, но не окончил его. В марте 1932 года принят на работу в ОГПУ — работал в Экономическом управлении, в 1937 году переведен в 3-й (контрразведывательный) отдел ГУГБ, с 1939 года назначен помощником начальника Следственной части НКВД СССР. Дослужился до поста начальника 1-го (промышленные и пищевые наркоматы) отдела ГЭУ НКВД.

В феврале—июле 1941 года — нарком госбезопасности УССР, в годы войны возглавлял Экономическое управление НКВД, обеспечивал производство минометов, в апреле 1943 года назначен заместителем начальника СМЕРШ. В марте 1945 года направлен в Польшу, где в ранге советника при Министерстве общественной администрации Временного правительства ПНР руководил созданием польских органов госбезопасности. С августа 1945 года по март 1953 года — заместитель начальника Первого главного управления при Совмине СССР Бориса Ванникова по режиму секретности — участвовал в создании первой советской атомной бомбы, руководил строительством предприятий, обеспечивал режим секретности и пожарную безопасность, охрану объектов и формирование кадров. Организатор создания закрытых зон, городов и поселков с особым режимом проживающих на этих территориях работников атомной промышленности и привлеченных специалистов из других ведомств.

19 марта 1953 года назначен министром внутренних дел УССР — как человек Берии, проводил в жизнь его политику, направленную на пересмотр дел незаконно репрессированных, привлечение украинских кадров к руководству внутренними органами и борьбу с оставшимся на западе Украины бандеровским подпольем. 26 февраля 1957 года, после разгрома «Антиправительственной группы», назначен председателем Совета министров Украины, однако уже 26 декабря пленум ЦК КПУ принял решение о совмещении постов первого секретаря ЦК и председателя правительства, в результате чего Совмин возглавил тогдашний глава украинской компартии Иван Назаренко, а Мешик стал его первым заместителем.

После ухода Берии с поста министра внутренних дел, 7 мая 1960 года назначен новым главой общесоюзного МВД. После снятия Назаренко со всех постов, 10 декабря вновь возглавил Совет министров УССР и, одновременно, стал секретарем ЦК КПУ. 10 января 1961 года избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, а уже 9 марта — членом Президиума. Столь стремительная карьера многих убедила в том, что Берия готовит Мешика в качестве своего возможного преемника, однако после 1961 года карьера нового руководителя Украины фактически замерла — более 11 лет он возглавлял вторую по рангу союзную республику, появляясь в Москве лишь по случаю пленума ЦК. На посту главы Украины пытался добиться для республики большей автономии от общесоюзного центра, защищал таких представителей творческой интеллигенции, как Олесь Гончар и Иван Дзюба, от обвинений в национализме, в 1969 году пытался добиться передачи Советскому Союзу архива главы УНР Владимира Винниченко, однако не получил в этом поддержки Москвы. 

19 мая 1972 года был назначен первым зампредом Совета министров СССР, курирующим весь силовой блок, — формально это было повышением, однако таким образом Мешика пытались оторвать от лояльных ему украинских кадров. Новым руководителем республики стал Василий Дрозденко — выдвиженец Шелепина, выступавший категорически против попыток Мешика «приручить» украинский национализм. После апрельского пленума ЦК КПСС 1973 года, на котором Шелепин раскритиковал статью Александра Яковлева «Против антиисторизма», Мешика открыто стали обвинять в покровительстве национализму — 25 мая его понизили в должности, переведя в заместители премьера по строительству, а 11 декабря исключили из числа членов Президиума ЦК. В 1976 году он был отправлен на пенсию.

Последние 20 лет жизни провел в Москве. Некоторое время работал советником председателя правления Агентства печати «Новости», в 1986 году выступил соучредителем Всесоюзной организации ветеранов войны и труда. Скончался 23 февраля 1995 года, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Н

О

П

Пеньковский, Олег Владимирович

Пеньковский

Олег Пеньковский

Олег Владимирович Пеньковский (23 апреля 1919 года, Владикавказ, Терская область, РСФСР — 2 августа 1988 года, Харьков, Украинская ССР, СССР) - советский полковник артиллерии, бывший резидент ГРУ, преподаватель.

Окончил 2-е Киевское артиллерийское училище — после выпуска участвовал в Польском походе РККА и Зимней войне в качестве политрука батареи. В годы Великой Отечественной войны — работник политотдела Московского военного округа, в 1944—1945 годах служил адъютантом командующего артиллерией 1-го Украинского фронта генерал-полковника Сергея Варенцова. Был дважды ранен, закончил войну командиром 51-го гвардейского артиллерийского полка.

В 1949 году, в возрасте 30 лет, будучи выпускником Военной академии им. М. В. Фрунзе и сотрудником Главного штаба Сухопутных войск, получил звание полковника. В 1949-1953 годах обучался в Военно-дипломатической академии Советской Армии, по итогам чего был распределен в 4-е (Ближневосточное) отделение ГРУ. В 1955 году — старший помощник военного атташе при посольстве СССР в Турции, исполняющий обязанности резидента ГРУ в этой стране. Из Турции был отозван в Москву после попытки сбыть ювелирные украшения на базаре — в его служебной характеристике осталась запись: «Мстительный, злобный человек, беспримерный карьерист, способен на любую подлость». После этого эпизода Пеньковский был уволен из ГРУ.

Некоторое время он находился в распоряжении Управления кадров Министерства обороны СССР, однако благодаря протекции генерала Варенцова, к тому времени возглавившего Военно-артиллерийскую академию им. М. И. Калинина, Пеньковский в 1957 году был назначен руководителем военной кафедры Московского авто-дорожного института (МАДИ). На этой должности он проработал три года — с коллегами отношений Пеньковскому выстроить не удалось, а в июне 1960 года он был вновь уволен, после того как стало известно о его встрече с американскими студентами из туристической группы. Не смотря на то, что доказать связь Пеньковского с заграницей не удалось, было принято решение о его удалении из Москвы - на сей раз его назначили преподавателем военного факультета Харьковского медицинского института. В этой должности он оставался вплоть до выхода на пенсию в 1979 году. Скончался 2 августа 1988 года в Харькове.

Р

С

Солженицын, Александр Исаевич

Солж

Александр Солженицын

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (11 декабря 1918 года, Кисловодск, Терская область, РСФСР — 3 августа 2008 года, Рязань, РСФСР, СССР) — советский педагог, писатель и публицист.

Родился в Кисловодске в крестьянской семье. Отец — ветеран Первой Мировой войны — погиб до рождения сына, в 1924 году мать с ребенком переехали в Ростов-на-Дону. Здесь Солженицын окончил школу, в 1936 году вступил в Комсомол и в том же году поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет, который с отличием окончил спустя пять лет.

18 октября 1941 года Солженицына призвали в ряды действующей армии, но по его просьбе направили в артиллерийское училище, окончив которое через год лейтенантом ушел командовать батареей звуковой разведки. За два года дослужился до капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 2 февраля 1945 года арестован органами военной контрразведки «Смерш» — причиной стало содержание переписки Солженицына со своим другом Николаем Виткевичем, в которой он, не смотря на то, что перлюстрация писем военной контрразведкой не была секретом для солдат, позволил себе критику Сталина и его политики. 7 июля приговорен Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по отбытии заключения.

Отбывал заключения в Москве, в сентябре 1946 года направлен в закрытое конструкторское бюро в Рыбинск, оттуда — в аналогичное учреждение в Загорск (бывший Сергиев Посад), а в июле 1947 года — в подмосковное Марфино. По собственному признанию, с 1945 года был осведомителем НКВД под псевдонимом «Ветров». В 1950 году Солженицына перевели в Экибастуз, откуда, отбыв остаток срока, он был 13 февраля 1953 года освобожден. В январе 1954 года в Ташкенте успешно вылечен от рака.

Реабилитирован 6 февраля 1957 года — переехал в Центральную Россию, работал учителем математики и физики в средней школе поселка Мезиновский Гусь-Хрустального района Владимирской области, а затем в средней школе № 2 города Рязань. В 1961 году попытался опубликовать в журнале «Новый мир» свой рассказ «Щ-854» передав его главному редактору журнала Алексею Кондратовичу, однако тот не решился издать произведение на лагерную тематику в условиях, когда наметился отказ руководства от политики «оттепели». Неудача вызвала творческий кризис у Солженицына, в результате чего он отказался от дальнейшего сочинения художественных произведений. С 1965 года увлекся краеведением — собирал материалы по истории Рязанской области, организовал краеведческий музей при школе № 2, посвященный ее выдающимся ученикам Ивану Павлову и Константину Симонову. С 1973 года — директор школы, в 1979 году вышел на пенсию.

Скончался 3 августа 2008 года, похоронен в Рязани на Скорбященском кладбище.

Т

У

Ф

Х

Хрущёв, Никита Сергеевич

Хрущев

Никита Хрущёв

Никита Сергеевич Хрущёв (3 (15) апреля 1894 года, село Калиновка, Дмитриевский уезд, Курская губерния, Российская империя — 11 сентября 1971 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский государственный и партийный деятель.

Родился в семье шахтера. Учебу в церковно-приходской школе совмещал с работой пастухом. В возрасте девяти лет по требованию отца бросил школу, работал учеников сапожника, затем продавцом в лавке, а с 1912 года — слесарем в шахте. После Февральской революции избран в состав Рутченковского Совета рабочих депутатов, в 1918 году вступил в партию большевиков, участвовал в Гражданской войне в качестве политкомиссара. В 1920 году поступил на рабфак Донтехникума в Юзовке (Сталино), а в 1929 году — в Промышленную академию в Москве, где его однокурсницей была супруга Сталина Надежда Аллилуева.

В 1931 году начинается партийная карьера Хрущёва: в январе его избирают первым секретарем Бауманского, а в июле — Краснопресненского райкома Московского городского комитета ВКП(б). В 1932—1934 годах он второй, а в 1934—1938 годах — первый секретарь МГК и, одновременно, Московского обкома. В период «Большого террора» входил в состав тройки НКВД по Москве. С 1938 года — первый секретарь ЦК Компартии Украины, кандидат в члены Политбюро, а со следующего года — член Политбюро.

В годы Великой Отечественной войны был членом военных советов Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов, в этом качестве принимал участие в Киевском, Харьковском и Сталинградском сражениях. Войну закончил генерал-лейтенантом. До 1949 года продолжал возглавлять Украину, 16 декабря второй раз избран руководителем Москвы и, одновременно, секретарем ЦК ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).

После смерти Сталина оставил пост первого секретаря МГК — будучи единственным секретарем ЦК КПСС в составе его Президиума, фактически являлся главой партии. 27 мая 1953 года выступил категорически против предложения Берии о прекращении социалистического эксперимента в ГДР, в результате чего в конце июня был отправлен с командировкой в Венгрию, а по возвращении в Москву 7 сентября снят с поста секретаря ЦК. В 1954—1957 годах — председатель Комитета партконтроля. Участник «Антиправительственной группы», попытавшейся 10—20 февраля 1957 года отстранить Берию от руководства МВД. После разгрома «группы» лишен всех постов, обвинен в подрыве сельского хозяйства, катастрофических поражениях Красной Армии под Киевом и Харьковом в 1941—1942 годах, необоснованных репрессиях в период руководства Москвой и Украиной и отправлен «в ссылку» директором совхоза им. Калинина в Курской области. В апреле 1957 года исключен из рядов КПСС.

С 1962 года — пенсионер. Некоторое время жил в Курске, в 1967 году ему было дозволено вернуться в Москву. Скончался 11 сентября 1971 года, похоронен на Кунцевском кладбище.

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Яковлев, Александр Николаевич

1 (1)

Александр Яковлев

Александр Николаевич Яковлев (2 декабря 1923 года, деревня Королёво, Ярославская губерния, РСФСР, СССР — 18 октября 2005 года, Ярославль, РСФСР, СССР) — советский партийный деятель, философ, публицист.

Происходил из крестьянской семьи. Участник Великой Отечественной войны — по окончании военного училища 2 февраля 1942 года лейтенант Яковлев направлен командиром взвода морской пехоты на Волховский фронт, в августе был ранен и, впоследствии, демобилизован. С 1944 года — член ВКП(б), студент Ярославского пединститута, одновременно старший преподаватель и начальник кафедры военной и физической подготовки ЯГПИ. Не окончив обучения, был зачислен в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1946—1948 году - инструктор отдела пропаганды и агитации Ярославского обкома партии, в 1948—1950 годах член редколлегии газеты «Северный рабочий».

С 1950 года работал заведующим отделом Ярославского обкома, в 1953 году переведен в Москву — инструктор ЦК КПСС, позднее аспирант на кафедре международного коммунистического движения Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1958 по 1960 годы стажировался в Колумбийском университете, по возвращении защитил кандидатскую диссертацию на теме «Критика Американской буржуазной литературы по вопросу внешней политики США 1953—1957 гг.». С 1960 года — в аппарате ЦК КПСС, дослужился до первого заместителя заведующего Информотделом, одновременно член редколлегии журнала «Коммунист», член ЦРК.

15 ноября 1972 года опубликовал в «Литературной газете» статью «Против антиисторизма», в которой раскритиковал советских писателей и поэтов патриотического направление, обвинив их в национализме. Статья вызвала резко негативную реакцию главы государства Александра Шелепина, который на апрельском пленуме 1973 года обрушился на Яковлева, обвинив того в «русофобии» — по итогам разбирательства Яковлев лишился всех должностей и был направлен секретарем Ярославского горкома КПСС, в 1979 году по итогам очередного разбирательства исключен из партии и переведен в ЯГПИ преподавателем философии. С 1984 года на пенсии. В 1994 году попытался издать в Ярославле свои мемуары под названием «Горькая чаша», однако публикацию запретило партийное руководство. В 2005 году, незадолго до смерти, сумел передать рукопись через американское консульство на Запад — в мемуарах давал резко негативную оценку советскому руководству, прежде всего Шелепину и его политике. По итогам против Яковлева было возбуждено уголовное дело по 64 статье УК РСФСР, однако до конца следствия он не дожил. Похоронен в Ярославле.

Продолжение следует...