ФЭНДОМ

Личности из мира Социализма с человеческим лицом, по тем или иным причинам не получившие отдельных статей.

А

Андропов, Юрий Владимирович

Ювелир

Юрий Владимирович Андропов

Юрий Владимирович Андропов (2 (15) июня 1914, станция Нагутская, Ставропольская губерния, Российская империя - 9 февраля 1984, Москва, РСФСР, СССР) - советский дипломат.

Имя отца Андропова неизвестно. Воспитывался отчимом - железнодорожным служащим Владимиром Константиновичем Андроповым, умершим, когда Юрию было 5 лет, после чего семья перебралась в Моздок. Мать - Евгения Карловна Флекенштейн, учительница музыки, скончалась в 1927 году. В 1936 году Юрий окончил Рыбинский речной техникум, работал комсоргом на судоверфи им. Володарского, а в декабре 1938 года был избран первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ.

3 июня 1940 года Андропова избрали первым секретарем ЛКСМ только что образованной Карело-Финской ССР. В годы войны - организатор партизанского движения в Карелии, однако на военную службу не призывался ввиду слабого здоровья. После войны руководил восстановлением Петрозаводска, 10 января 1947 года был избран вторым секретарем ЦК КП(б) КФССР. Проходил по «Ленинградскому делу», однако репрессирован не был.

Благодаря знакомству с председателем Президиума Верховного Совета КФССР Отто Куусиненом, Андропов в 1951 году был переведен в Москву, 24 марта 1953 года занял должность заведующего Отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК КПСС, однако проработал в этой должности менее двух месяцев - Молотов, только что возглавивший советский МИД, пригласил 38-летнего Андропова в свое ведомство, назначив его заведующим 4-м Европейским отделом, курировавшим отношение с Польшей и Чехословакией. Однако очень быстро у нового заведующего произошел конфликт с главой правительства Маленковым, в результате чего 18 июля Андропова назначили советником-посланником советского посольства в Будапеште. Благодаря знанию финского языка, он достаточно быстро выучил родственный ему венгерский, а после того, как в начале 1955 года посол СССР Евгений Киселев ушел на повышение, Андропов официально стал послом в Венгрии.

Деловые качества Андропова были оценены и 4 февраля 1959 года его назначили послом в Финляндии, с которой Советский Союз начал налаживать дружественные отношения. 23 января 1965 года, после 12-летнего пребывания за границей, Андропов вернулся в Москву, где занял кресло заведующего Отделом Скандинавских стран МИД СССР. Был одним из инициаторов улучшения советско-шведских отношений при премьер-министре Улофе Пальме - участвовал в подготовке визита Пальме в СССР и разработке Договора о дружбе и сотрудничестве между Швецией и Советским Союзом. Тем не менее, политическая карьера Андропова очень быстро была прервана болезнью - в 1965-1966 годах он перенес мелкоочаговый инфаркт миокарда, обострилось хроническое заболевание надпочечников. В 1966 году врачи поставили неутешительный диагноз - тяжелая гипертоническая болезнь, осложненная инфарктом. Как выяснилось через несколько лет, диагноз оказался ошибочным.

В результате, Андропову было рекомендовано оставить большую часть своих служебных обязанностей - в 1967 году он ушел из МИДа и стал членом Центральной ревизионной комиссии при ЦК КПСС. В 1972-1978 годах - председатель ЦРК, с 1979 года на пенсии. Скончался в Москве 9 февраля 1984 года на 70-м году жизни.

Б

Брежнев, Леонид Ильич

Брежнев

Генерал Брежнев в рабочем кабинете

Леонид Ильич Брежнев (укр. Леонід Ілліч Брежнєв; 6 (19) декабря 1906, Каменское, Екатеринославская губерния, Российская империя - 26 февраля 1976, Москва, РСФСР, СССР) - советский партийный и военный деятель, генерал-полковник.

Из семьи потомственных рабочих Ильи Яковлевича Брежнева и Натальи Денисовны Мазаловой. Трудовой путь начал в 14 лет - с 1921 года работал на Курском маслобойном заводе, совмещая работу с учебой в землеустроительном-мелиоративном техникуме. В это же время вступил в Комсомол. После окончания техникума трудился землеустроителем в Курской губернии, затем в Белоруссии и на Урале - в сентябре 1930 года поступил в Московский машиностроительный институт, но через год перевелся на рабфак Каменского металлургического института им. М. И. Арсеничева, одновременно став слесарем на Днепровском металлургическом заводе. 24 октября 1931 года вступил в ряды ВКП(б).

В 1935-1937 годах служил в рядах РККА в качестве политрука танковой роты в Читинской области, одновременно пройдя курсы моторизации и механизации Красной Армии, закончив службы в звании лейтенанта. После демобилизации вернулся в Днепродзержинск, где стал зампредом горисполкома. До войны работал в местном обкоме КП(б)У, занимая посты секретаря по пропаганде и агитации, а затем по оборонной промышленности.

28 июня 1941 года вновь призван в ряды РККА, начальник группы особого назначения при Военном совете Южного фронта, затем замначальника политуправлений ряда фронтов. Участвовал в Барвенково-Лозовской операции южнее Харькова в январе 1942 года освобождении Новороссийска в сентябре 1943 года. Войну закончил в Праге в звании генерал-майора и на должности начальника политуправления 4-го Украинского фронта. Участник Парада Победы на Красной площади.

Парад-1

Брежнев на Параде Победы

Демобилизовался 13 июня 1946 года, после чего по рекомендации Хрущева возглавил Запорожский обком КП(б)У, руководил восстановлением предприятий Запорожья, в том числе взорванного немцами Днепрогэса. В 1948 году назначен первым секретарем Днепропетровского обкома КП(б)У, а 2 апреля 1951 года - главой молдавской компартии. На XIX съезде КПСС лично встретился со Сталиным и был избран секретарем ЦК и кандидатом в члены Президиума, а впоследствии входил в состав комиссий по внешним делам и по вопросам обороны при Президиуме ЦК. Со смертью Сталина его политическая карьера закончилась - новое руководство в лице Берии и Маленкова с опасением относилась к выдвиженцу Хрущева, поэтому Брежнева вывели из кандидатов в члены Президиума и назначили начальником политуправления ВМФ. 20 мая 1953 года его утвердили заместителем начальника ГлавПУРа.

Брежнев добивался своего перевода на работу в Украинскую компартию, однако Маленков оставил все его просьбы без ответа - 30 апреля 1962 года ему поручили возглавить ГлавПУР, в должности начальника которого он проработал 6 лет. 18 августа 1968 года, в связи с ухудшением здоровья, подал прошение об освобождении его с занимаемых постов, после чего ушел на пенсию. Последние годы жизни посвятил написанию мемуаров, получивших название «Малая земля». Скончался 26 февраля 1976 года в возрасте 69 лет.

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Мешик, Павел Яковлевич

Мешик

Павел Яковлевич Мешик

Павел Яковлевич Мешик (укр. Павло Якович Мешик; 10 (23) декабря 1910, Конотоп, Черниговская область, Российская империя - 23 февраля 1995, Москва, РСФСР, СССР) - советский государственный и партийный деятель, генерал-полковник.

В 1925-1930 годах работал слесарем, в 1931 году поступил в Самарский энергетический институт, но не окончил его. В марте 1932 года принят на работу в ОГПУ - работал в Экономическом управлении, в 1937 году переведен в 3-й (контрразведывательный) отдел ГУГБ, с 1939 года назначен помощником начальника Следственной части НКВД СССР. Дослужился до поста начальника 1-го (промышленные и пищевые наркоматы) отдела ГЭУ НКВД.

В феврале-июле 1941 года - нарком госбезопасности УССР, в годы войны возглавлял Экономическое управление НКВД, обеспечивал производство минометов, в апреле 1943 года назначен заместителем начальника СМЕРШ. В марте 1945 года направлен в Польшу, где в ранге советника при Министерстве общественной администрации Временного правительства ПНР руководил созданием польских органов госбезопасности. С августа 1945 года по март 1953 года - заместитель начальника Первого главного управления при Совмине СССР Бориса Ванникова по режиму секретности - участвовал в создании первой советской атомной бомбы, руководил строительством предприятий, обеспечивал режим секретности и пожарную безопасность, охрану объектов и формирование кадров. Организатор создания закрытых зон, городов и поселков с особым режимом проживающих на этих территориях работников атомной промышленности и привлеченных специалистов из других ведомств.

19 марта 1953 года назначен министром внутренних дел УССР - как человек Берии, проводил в жизнь его политику, направленную на пересмотр дел незаконно репрессированных, привлечение украинских кадров к руководству внутренними органами и борьбу с оставшимся на западе Украины бандеровским подпольем. 26 февраля 1957 года, после разгрома «Антиправительственной группы», назначен председателем Совета министров Украины, однако уже 26 декабря пленум ЦК КПУ принял решение о совмещении постов первого секретаря ЦК и председателя правительства, в результате чего Совмин возглавил тогдашний глава украинской компартии Иван Назаренко, а Мешик стал его первым заместителем.

После ухода Берии с поста министра внутренних дел, 7 мая 1960 года назначен новым главой общесоюзного МВД. После снятия Назаренко со всех постов, 10 декабря вновь возглавил Совет министров УССР и, одновременно, стал секретарем ЦК КПУ. 10 января 1961 года избран кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, а уже 9 марта - членом Президиума. Столь стремительная карьера многих убедила в том, что Берия готовит Мешика в качестве своего возможного преемника, однако после 1961 года карьера нового руководителя Украины фактически замерла - более 11 лет он возглавлял вторую по рангу союзную республику, появляясь в Москве лишь по случаю пленума ЦК. На посту главы Украины пытался добиться для республики большей автономии от общесоюзного центра, защищал таких представителей творческой интеллигенции, как Олесь Гончар и Иван Дзюба, от обвинений в национализме, в 1969 году пытался добиться передачи Советскому Союзу архива главы УНР Владимира Винниченко, однако не получил в этом поддержки Москвы. 

19 мая 1972 года был назначен первым зампредом Совета министров СССР, курирующим весь силовой блок, - формально это было повышением, однако таким образом Мешика пытались оторвать от лояльных ему украинских кадров. Новым руководителем республики стал Владимир Семичастный - выдвиженец Шелепина, выступавший категорически против попыток Мешика «приручить» украинский национализм. После апрельского пленума ЦК КПСС 1973 года, на котором Шелепин раскритиковал статью Александра Яковлева «Против антиисторизма», Мешика открыто стали обвинять в покровительстве национализму - 25 мая его понизили в должности, переведя в заместители премьера по строительству, а 11 декабря исключили из числа членов Президиума ЦК. В 1976 году он был отправлен на пенсию.

Последние 20 лет жизни провел в Москве. Некоторое время работал советником председателя правления Агентства печати «Новости», в 1986 году выступил соучредителем Всесоюзной организации ветеранов войны и труда. Скончался 23 февраля 1995 года, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Н

О

П

Пеньковский, Олег Владимирович

Пеньковский

Олег Пеньковский

Олег Владимирович Пеньковский (23 апреля 1919, Владикавказ, Терская область, РСФСР - 2 августа 1988, Харьков, Украинская ССР, СССР) - советский полковник артиллерии, бывший резидент ГРУ, преподаватель.

Окончил 2-е Киевское артиллерийское училище - после выпуска участвовал в Польском походе РККА и Зимней войне в качестве политрука батареи. В годы Великой Отечественной войны - работник политотдела Московского военного округа, в 1944-1945 годах служил адъютантом командующего артиллерией 1-го Украинского фронта генерал-полковника Сергея Варенцова. Был дважды ранен, закончил войну командиром 51-го гвардейского артиллерийского полка.

В 1949 году, в возрасте 30 лет, будучи выпускником Военной академии им. М. В. Фрунзе и сотрудником Главного штаба Сухопутных войск, получил звание полковника. В 1949-1953 годах обучался в Военно-дипломатической академии Советской Армии, по итогам чего был распределен в 4-е (Ближневосточное) отделение ГРУ. В 1955 году - старший помощник военного атташе при посольстве СССР в Турции, исполняющий обязанности резидента ГРУ в этой стране. Из Турции был отозван в Москву после попытки сбыть ювелирные украшения на базаре - в его служебной характеристике осталась запись: «Мстительный, злобный человек, беспримерный карьерист, способен на любую подлость». После этого эпизода Пеньковский был уволен из ГРУ.

Некоторое время он находился в распоряжении Управления кадров Министерства обороны СССР, однако благодаря протекции генерала Варенцова, к тому времени возглавившего Военно-артиллерийскую академию им. М. И. Калинина, Пеньковский в 1957 году был назначен руководителем военной кафедры Московского авто-дорожного института (МАДИ). На этой должности он проработал три года - с коллегами отношений Пеньковскому выстроить не удалось, а в июне 1960 года он был вновь уволен, после того как стало известно о его встрече с американскими студентами из туристической группы. Не смотря на то, что доказать связь Пеньковского с заграницей не удалось, было принято решение о его удалении из Москвы - на сей раз его назначили преподавателем военного факультета Харьковского медицинского института. В этой должности он оставался вплоть до выхода на пенсию в 1979 году. Скончался 2 августа 1988 года в Харькове.

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Продолжение следует...