ФЭНДОМ

Архипелаг Николая 2
Енисейская губерния
Земля Императора Николая II
— российский архипелаг в Северном Ледовитом океане. Административно входит в состав Туруханского края Енисейской губернии.

Площадь архипелага около 37 тыс. км². Необитаем.

На Северной Земле находится самая северная островная точка Азии — мыс Арктический на острове Св. Марии.

История

Архипелаг открыт 4 сентября 1913 г. гидрографической экспедицией 1910—1915 годов Бориса Вилькицкого. Сначала назван участниками экспедиции словом «Тайвай» (по первым слогам экспедиционных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач"). Официальное название "Земля Императора Николая II" в честь царствовавшего тогда российского императора архипелаг получил 10 (23) января 1914 г, когда оно было объявлено приказом № 14 морского министра. Инициатором данного наименования был сам Борис Вилькицкий. Первоначально предполагалось, что архипелаг представляет собой один остров.

Впоследствии, в ходе второй экспедиции Б. Вилкицкого 19251928 гг были открыты образующие архипелаг острова, которые получили названия  честь св. покровительниц супруги и дочерей последнего русского императора Св. Александры, Св. Ольги, Св. Татьяны, Св. Марии и Св. Анастасии.

Расположение

Северная Земля расположена в центральной части Северного Ледовитого океана. С запада берега архипелага омывают воды Карского моря, с востока — море Лаптевых. От континентальной части Енисейской губ. Земля Императора Николая II отделена проливом Вилькицкого длиной 130 километров и шириной в самом узком месте между мысом Челюскина и южной оконечностью островов Транзе у берегов острова Св. Ольги — 56 км. Самой удалённой от материка точкой является мыс Земляной на острове Урванцева, отдалённый от п-ва Таймыр на 470 километров.

Самая северная точка островов — мыс Арктический на острове Св. Марии (81° 16' 22.92" северной широты), расстояние от него до Северного полюса составляет 990,7 км, поэтому мыс часто используется в качестве стартовой точки арктических экспедиций, самая южная — мыс Неупокоева на о-ве Св. Ольги (77° 55' 11.21" северной широты), самая западная — безымянный мыс на крайнем западе о-ва Урванцева (90° 4' 42.95" восточной долготы), самая восточная — в районе мыса База на острове Цесаревича Алексея (107° 45' 55.67" восточной долготы). Расстояние с севера на юг — 380 километров, с запада на восток — 404 километра.

Рельеф и климат

47 % (17,5 тыс. км²) площади Земли покрыто льдом. 14 % береговой линии приходится на ледниковые берега, для которых характерна крутизна с высотой обрывов до 30 метров. Всего на архипелаге насчитывается 20 крупных ледников. Максимальные высоты островов — 965 метров на острове Св.Александры, 935 метров на острове Св. Ольги, 781 метр на острове Св. Марии, 382 метра на острове Св. Татьяны и 315 метров на острове Урванцева.  Больше всего отдельных ледников на острове Св.Александры — 7, затем на острове Св. Ольги — 6, четыре на острове Св. Марии, два на острове Св. Татьяны и один на острове Урванцева. Места, где ледники выходят к морю, часто служат источником образования айсбергов.

Для свободной ото льда территории островов характерны многочисленные каменистые россыпи. На острове Св. Ольги они занимают почти треть не покрытой льдом площади.

Значительных озёр немного, площадь большинства из них не превышает 3 км². Самое крупное озеро — Колчаковское, находится на острове Св. Ольги и имеет площадь около 60 км².

Климат островов морской, арктический. Средняя многолетняя температура −14 °C. Минимальная температура зимой достигает −47 °C, частый сильный штормовой ветер до 40 м/сек. Летом наивысшая температура поднимается до +6,2 °C; средняя температура января от −28 до −30 °C, июля от 0 до 2 °C. За год выпадает от 200 до 500 мм осадков, преимущественно летом; максимум их достигает в августе, причём бо́льшая часть осадков выпадает на северо-западе Земли Императора Николая II . На глубине 15 см находится многолетняя мерзлота.