ФЭНДОМ

Знакомые люди в ином мире - статья, посвященная судьбам реальных известных людей в Мире иной Отечественной Войны.

XIX век

XX век

Франция

Мария Кшесинская

Миром правит любовь, можно часто услышать из уст консерваторов. Я же говорю: миром с помощью любви правят женщины. Кто не верит, может почитать мою биографию.
Матильда1

Мария Кшесинская, 1890-е.

Мария Кшесинская (31 августа 1872, Париж, Французская Империя - 3 декабря 1917, там же) - французская артистка балета польского происхождения, прима-балерина Парижской оперы, Его Императорского Величества почетная артистка. Дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских, по некоторым сведениям, мать Жозефа Бонапарта - второго сына Наполеона VI. Названа в честь Марии Валевской - польской любовницы Наполеона I, необычайно красивой и достойной женщины своего времени. 

Особенно известна своими отношениями с членами "Орлиного дома" - представителями династии Бонапартов. В 1897-1900-х годах она состояла в необычайно тесной связи с Наполеоном Людовиком Шарлем Анри - будущим последним императором Франции, Наполеоном VI. После него она имела непродолжительный и яркий роман с его родственником, Филиппом Богарне (1900 - 1901);  с 1901-го и до 1910-го она встречалась с младшим братом правящего Наполеона, Жоржем. Наконец, после Жоржа и до самой смерти, Мария состояла в связи с племянником монарха, Генрихом. По некоторым сведениям, которые компетентные ее биографы не считают достоверными, у нее также был роман с премьер-министром Раймоном Пуанкаре и младшей сестрой Наполеона VI, Жанной. 

Мария Кшесинская родилась 31 августа 1872-го года в центре Парижа в семье бежавших из Польского королевства Феликса и Юлии Кшесинских. В традиционном, реакционном Польском королевстве не нашлось места артисту-новатору; к тому же, разрушенная Европейской войной страна при всем желании не могла развивать сферу культуры. А вот в Парижской опере выступления Феликса пользовались успехом: французская аристократия переживала период бурного увлечения Польшей, и Кшесинский-старший как никогда удачно вписался в конъюктуру. Его выходы всегда собирали аплодисменты; поклонницей его стиля была даже Елизавета Болгарская, жена молодого Наполеона III. Стоит ли говорить, что детство Марии прошло словно в сказке? 

В 1890-м успешно закончила Императорское театральное училище, получив, во многом благодаря связям отца, место в Парижской опере. Там она и будет выступать с 1890-го вплоть до 1917-го, став настоящей легендой как французского балета в целом, так и Императорской академии музыки в частности. Она довольно быстро возвышается по театральной иерархии, становясь примой уже в 1894-м после рекордных сборов специально для нее поставленного балета "Орлы в Италии". Ее имя первым выносилось на афиши, а участие в постановки Марии гарантировало немалый кассовый успех и великолепное зрелище для посетителей. Осознавая свою силу, Кшесинская шла на конфликты с балетмейстером двора, продавливая свое виденье каждого спектакля и хореографического текста. Надменное своеволие гордой польки порядком бесило старика-балетмейстера, но сделать с ней он ничего не мог. 

Пожалуй, самое главное приключение в жизни Марии Кшесинской началось в июле 1893, когда балет "Отверженные" с ней на главных ролях инкогнито посетил наследник французского престола. Совсем еще молодой Людовик Шарль пришел в восторг от актрисы, не отрывавшись следя за ней весь вечер. Он становится регулярным посетителем академии, при этом оставаясь неузнанным - преданные исключительно ему охранники хорошо старались. Кшесинская и подозревать не могла о появлении у нее такого воздыхателя и продолжала работать в привычном для себя темпе, как 25-го декабря того же года, на католическое Рождество, к ней в особняк пришли неизвестные люди, оставив адрес на севере Парижа и настойчиво приглашая явиться. Авантюрная натура Марии не могла отказаться и она прибыла в назначенное место к назначенному времени - и обомлела, увидев там наследника Империи. Он объяснился ей в симпатиях и, цинично указав на приготовленную кровать, посоветовал, если верить воспоминаниям Кшесинской, "совместно встретить Рождение Христово". Выбора у актрисы особо не было.

Их связь продолжалась три года: за это время Людовик Шарль не пропустил ни единого спектакля с участием своей любовницы, а последняя приобрела значительный вес в делах Оперы. Довольно скоро по Парижу разнеслись слухи о наличии у нее богатого и влиятельного патрона: этим разговорам только способствовала сама Кшесинская, регулярно совершая дорогие покупки и шокируя высший свет еще более эпатажными, чем обычно, нарядами. Однако кто именно избрал приму в дамы сердца сказать точно не мог никто: назывались люди от правившего Наполеона V до премьер-министра Феликса Фора и влиятельного депутата Поля Деруледа. Пока же Франция гадала, Мария и Людовик продолжали регулярные встречи, часто меняя адреса, дабы оставаться незамеченными. По воспоминаниям Кшесинской, будущий император был самым страстным, горячим и по-мужски сильным ее любовником, ночи с которым представляли из себя сплошное удовольствие. Недоброжелатели будут говорить, дескать, пару раз нетерпеливый принц овладевал балериной прямо в ее раздевалке после успешных выступлений - но точных подтверждений этим словам у нас нет. К тому же, за удовлетворение своих прихотей, некоторые из которых могли бы привести в ужас дам высшего света, наследный принц неплохо расплачивался: Кшесинская стала одной из богатейших женщин Франции. 

Расстались они тем же днем, как начали встречаться: на Рождество 1896-го. Всемогущая Императрица, фактически правящая государством за своего пьяницу-мужа, наконец-то прознала о пассии пасынка, и решила, что так дальше продолжаться не может. Вызвав приемного сына на долгий и тяжелый разговор, Эжени велела ему уезжать из Парижа и заняться поиском достойной называться императрицей невесты. На прощание от своего любовника Мария получила еще одну незабываемую ночь и дорогой бриллиант, утащенный Людовиком из коллекции мачехи. 

Все это время Мария оставалась примой-балериной Императорской академии музыки, в простонародье известной как Парижская опера: ее талант находился в зените, а спектакли с ее участием всегда собирали полные залы благодарных зрителей. У нее было множество поклонников пониже рангом, чем наследный принц, но и менее опасных для карьеры: поэтому Кшесинская не так уж и скучала по Людовику, который в тот же год покинул Францию, намереваясь устроить самый грандиозный смотр невест в новой истории. Балерину сразу же подобрал вице-король Италии Филипп Богарне - представительный и видный мужчина, покровитель искусств и известный либерал. Он горячо полюбил красивую актрису и буквально засыпал ее дорогими подарками: но последняя не спешила отвечать ему взаимностью. И хотя они встречались с 1898-го, только в следующем году Филипп решился, как шутили тогда на бульварах, перевести отношения в плоскость только через полтора года. 

Польша

Константин Рокоссовский

Я боюсь в этой жизни только Бога и Дьявола: всех остальных можно раздавить гусеницами.
Рокоссовский. Да, именно этот сукин сын был самым опасным противником для меня в войне. Сражаться против него - большая честь, а величайшее счастье - переиграть. (Алексей Воронков в интервью Марии Кузнецовой, отвечая на вопрос, кто был самым опасным его врагом)
Наверно, в ненависти к русскому народу, с ним может сравниться только Лев Победоносцев. (Василий Шульгин)
Костя большой

Константин во время маневров, 1938.

Константин Рокоссовский (1896 - 1946) - 
польский военный и государственный деятель, военный теоретик, Верховный маршал Польши, глава Третьей Речи Посполитой и режима "Кожаных полковников". Один из лидеров реваншистского блока во Второй Европейской войне и, по мнению большинства историков, один из самых лучших его генералов. Был осужден Лионским Трибуналом за преступления против человечества и казнен. 

Родился в Варшаве в зажиточной семье Ксаверия Рокоссовского, разбогатевшего на манипуляциях с железными дорогами времен 1880-х годов. На образование ребенка денег не жалели, и когда в 1902 году его отправили в частную техническую школу, мальчик уже обладал обширными для своего возраста познаниями. Даже несмотря на скорую смерть отца, за счет оставленных им сбережений Константин смог продолжить образование. Умный и расторопный школяр пользовался уважением как одноклассников, так и учителей: его регулярно ставили в пример другим детям, выдавали различные премии за труды и даже сделали старостой класса. Однако даваемых в школе знаний ему было мало, Костя активно занимался самообразованием. На все заработанные с помощью подработок деньги он покупает воспоминания Наполеона I: с того дня он влюбился в военное дело и полагал его единственным достойным себя поприщем.  Однако в 15 лет жизнь Константина меняется: началась Великая война и на Польшу напала русская армия. Грезивший войной, Рокоссовский сбегает на фронт, подделав за бесценок у мастера-еврея документы. 

Попав на поле боя, юноша быстро взрослеет, проявляя с первых же дней чудеса героизма и самообладания. В частности, он принимает участие в боях под Перемышлем (6-9 июня), Краковым (2 августа - 3 сентября) и героической обороне Праги от русских войск (декабрь 1911). Только чудом он спасается из-под газовой атаки, которую по приказу Шульгина предпринимают враги для прорыва польской обороны - его за час до применения отравы отправили с донесениями в штаб обороны. Когда же русские вошли в столицу, Рокоссовский и сгруппировавшиеся вокруг него солдаты прорвались через еще неплотное окружение и присоединились к разрозненным отрядам партизан. 18 января 1912 года совсем еще молодой хорунжий вместе с однополчанами клянется продолжать борьбу, тем самым начиная героическую историю отряда "имени Костюшко", самого боевитого среди всех подразделений "Польских войск на Родине".

Война для Рокоссовского длится с 1911 по 1919, начиная с его прибытия на Галицкий фронт и заканчивая данной президентом Дмовским амнистией как герою "Чуда Познани". За это время К. Рокоссовский быстро продвигается по иерархии партизанского отряда, быстро становясь сперва одним из главных заместителей его командира, а потом, всего в возрасте 17 лет, сам становится главарем отряда. Он прошел бесконечное множество боев - как против российских полков, так и немногочисленных формирований варшавского правительства. Видя зверства войск Новгорода на польской территории, которые, впрочем, были вызваны упорным сопротивлением самих поляков, Константин быстро становится одним из самых отъявленных русофобов Польши - а это что-то да значит. Командуя операциями своего отряда, он проявлял тактическую смекалку и гибкость, не давая противнку и шанса разбить свое подразделение. Молодой офицер не чурается показать личную отвагу, нередко сам водя солдат в лихой рейд по складам и тылам РДР. Благодаря огромному авторитету Рокоссовского, его солдаты и офицеры согласились продолжать борьбу с ненавистным им всем правительством даже после капитуляции Французской Империи (декабрь 1917) и конца Великой войны. Однако с каждым месяцем силы сопротивленцев таяли и, казалось, конец существования отряда был не за горами. На осень 1919 года все части "Польских войск" уже прекратили сопротивление по тем или иным причинам и из более-менее крупных формирований сохранился только "Отряд Костюшко". 

Но здесь очень вовремя случилась интервенция красной Германии в Польшу. Руководство ГСР рассчитывало быстро захватить страну, все еще раздираемую внутренними противоречиями и возглавляемую совершенно не пользующимся доверием правительством. Но оно переоценило свои силы: против немцев сплотились все поляки, авторитет Дмовского только вырос, а Россия оказала существенную помощь материалами и оружием Варшаве. Таким образом, к началу решающей для той войны битвы под Познанью силы сторон были примерно равны. Весь конец сентября красные давили, не дойдя до пригородов Познани жалких десяти километров - но здесь в битву вмешались повстанцы.  И до нее "Отряд Костюшко" уже нападал на коммуникации немцев, но все это оказалось лишь репетицией грандиозного спектакля, задуманного Рокоссовским для спасения как самого себя, так и своей страны. 

2 октября "Отряд Костюшко" провел лихую и внезапную атаку на штаб армии ГСР и ее коммуникации: в результате практически все командиры были перебиты, а дороги перерезаны. Это действие поддержала регулярная польская армия, перейдя в наступление и отбросив врага сразу на 56 километров. Такая катастрофа вынудила Фогеля пойти на мирные переговоры, более того - ему пришлось уступить Польше Восточную Пруссию, которую Германия обрела только по итогам ВВ и сразу же потеряла. Благодаря "Чуду под Познанью", популярность Рокоссовского взлетела до небес и президенту пришлось пойти ему навстречу: ему, как и всем оставшимся в живых бойцам отряда, было дано помилование, а сам отряд вошел в состав армии. Таким образом Рокоссовский стал самым молодым среди высшего офицерского состава нового польского государства - ему не было еще и 23-х лет, а он уже стал полковником и получил под командование единственный полк броневиков, бывший в распоряжении Дмовского. 

С этого момента начался новый этап его жизни, продлившийся до 1933 года. Это время он целиком и полностью посвящает военной службе, становясь инициатором армейских реформ. Не получивший толком военного образования в соответствующих учреждениях, он к этому и не стремился, напоминая польскому обществу, что люди, обладавшие этими знаниями, и проиграли Великую войну менее чем за год. Постоянно тренируя свое подразделение, он добивается того, что этот полк стал самым лучшим во всей армии Польской Республики, как теперь называлась страна. Помимо непосредственной военной деятельности, с каждым годом К. Рокоссовский все дальше уходит в политику: своеобразной "пробой пера" для него становятся дебаты в сейме по поводу финансирования перевооружения армии. И хотя Польша Дмовского оставалась самой бедной страной региона, страдавшей от постоянных экономических неурядиц и господства на рынках российских монополистов, депутатам-патриотам и молодому полковнику удается выбить нужные суммы. На исходе 1920-х Рокоссовский окончательно убеждается в том, какой вид должна принять следующая война, которую он ждал и на которую он надеялся. Внимательно наблюдая за армейскими тенденциями по всему миру, Константин понимает, что новая война будет войной моторов - этот факт приводит его в отчаяние, он не знает, откуда Польша достанет столько новейшего оружия, если даже на закупку старых образцов денег постоянно не хватает. 

Но здесь факелом надежды становится новая, перерожденная Франция под управлением народно-государственников. Видя их успехи в решении экономических проблем и то, какими титаническими шагами под их управлением шагала французская армия, Рокоссовский окончательно понимает, с кем надо связать свою судьбу. С 1932 года он налаживает постоянные контакты с ультраправыми политиками, недовольными курсом Дмовского на подчинение России и "национальным унижением". Глава государства пытается удержать молодого военного, повышая его в чине и переводя в Варшаву главой генерального штаба, тем самым совершая роковую ошибку. Находясь на постоянном месте жительства в столице, Рокоссовский еще плотнее связывается с "патриотами", которые теперь убеждают его в необходимости организации военного переворота. Обстановка, нужно сказать, складывалась в пользу предполагаемого заговора: популярность правительственных институтов была нулевой, контроль России за делами сателлита ослабел, а Дмовский так и не смог найти надежную опору в обществе.  

Решающий час настал в апреле 1933, когда Р. Дмовский, наконец, поняв, какую опасность для него представляет Рокоссовский в Варшаве, приказывает тому покинуть город и приступить к командованию своей частью. В ответ он отказывается исполнять приказ и, пользуясь своим огромным авторитетом в армии и бешеной популярностью среди польского народа, призывает людей выйти на баррикады, а находящиеся рядом со столицей полки - помочь им. О поддержке переворота заявляет ультраправая "Великопольская партия" и ряд схожих с ней организаций, а Россия, на чью помощь уповал Дмовский, ничего не сделала спасения своего сателлита. За два дня пал режим; ему на смену пришла военная хунта, а ее руководителем был, конечно же, сам Константин Рокоссовский. С 19 апреля 1933 отсчитывается история Третьей Речи Посполитой и режима "кожаных полковников".

Правление

Первым же делом назначенный президентом Рокоссовский присваивает самому себе воинский чин "Верховного маршала Польши", тем самым узурпируя и высшую военную власть, что, впрочем, не вызвало никакого сопротивления. Было сформировано правительство, составленное практически исключительно из военных в звании полковников и подполковников. Первой акцией нового руководства страны стала волна насилия над чиновниками режима Дмовского и заподозренными в сочувствии к бежавшему экс-диктатору. После этого все свои силы Рокоссовский направил на укрепление польской армии, практически не занимаясь внутренними делами государства. Для этих целей им был призван на службу Анджей Ковальский - профессор экономики в Краковском университете. Этот человек, опираясь на безоговорочное доверие диктатора, провел умелые реформы в корпоротивном духе, прекратив падение национального благосостояния и создав какую-никакую, но базу для амбициозных планов военного министерства. Благодаря своим успехам, Ковальский стал премьер-министром и вторым по влиятельности руководителем Польши - еще сильнее стали его позиции, когда он умело подложил свою дочь под "Верховного маршала", укрепив таким своеобразным путем свои связи. 

Под непрямым руководством Рокоссовского в Польше все это время росла антироссийская и антинемецкая истерии, подкрепляемые со стороны католической церкви, которая при новой власти стала орудием террора против неугодных и проводником официальной пропаганды. Немногие гражданские, входившие в правительство Польши, занимались (кроме Ковальского и его подчиненных) исключительно постоянным подогреванием русофобии, призывая людей отказываться от российских товаров и готовиться к "священной войне". Эта пропаганда вкупе с плохой экономической ситуацией привела к погромам 1936, когда с легкой руки крайних националистов из "Движения Великой Польши" было убито больше 10 граждан России и "Мясному кризису", названному так из-за наложенного российским президентом эмбарго на польские товары. Во время упомянутого кризиса Рокоссовский отказывался извиниться перед президентом РДР Кондратьевым и переложил ответственность на россиян, которые, по его словам, "не выказали уважения к стране, в которой находились". Занятая жесткая линия позволила Польше выйти победительницей из кризиса, хоть экономические санкции и наносили чрезвычайно большой урон. 

В области внешней политики Константин Рокоссовский занялся интеграцией Варшавы в союз Франции и Италии, открыто предложив послу Парижа "накинуть на красную гадину удавку с двух сторон". Первым шагом стал визит Верховного Маршала в "столицу мира" в 1934, когда были подписаны важнейшие торговые и оборонительные договоры, фактически вернувшие к жизни традицию франко-польского альянса. Он особенно становится актуален после вышеупомянутого кризиса в российско-польских отношениях - теперь практически единственным покупателем польского с/х становится Франция, в которой стремительно росло население, а рабочие руки были нужнее на заводах, чем на полях. Фактически, из-за внешней политики Верховного маршала, несмотря на все старания его премьера, экономика Третьей Речи Посполитой была полностью завязана на Французское Государство, что делало вход Польши в следующую войну чем-то само собой разумеющимся. В 1937 в Париже Петен, Рокоссовский и Стараче  подписывают "Антисоциалистический пакт", окончательно оформивший сложившуюся систему сдержек и противовесов в Европе. Договор был открыт для новых членов, что звучало открытым приглашением другим странам, имевшим счеты с новыми хозяевами мира - в первую очередь этот намек делался Скандинавии. В целом, отношения Польши со всеми ее соседями - ГСР, Дунайским Союзом и Россией - были хуже, чем отвратительные, и не последнюю роль в этом сыграл сам "Верховный маршал". 

При Рокоссовском в Польше установился жесткий тоталитарный режим, уступавший французскому разве что в масштабах проводимых чисток. Согласно конституции 1933 года, "национальная милиция" получила чрезвычайные полномочия на время "санации", которая так и не кончилась до самого покорения Польши российскими войсками. За первый год правления маршала в концентрационные лагеря отправилось более 100 лидеров левой и центристской оппозиции, причем вместе с ними сидело свыше 250 чиновников предыдущей администрации. Был принят новый уголовный кодекс, во многом списанный с уже существовавшего во Франции "Кодекса Петена", разве, вводилась специальная статья за "Унижение национального достоинства" - этим преступлением призывалось считать речи, слова и действия/бездействия, направленный на подрыв "границ 1772 года". Но даже этот свод законов "верховный маршал" счел чрезвычайно либеральным: на фоне истерии 1936-го он объявляет Третью Речь Посполитую "Осажденным лагерем в кольце врагов" и вводит военное положение, которое тоже никогда не будет отменено. В этом же году строится еще 4 концлагеря - сооруженные раньше Дмовским 3 уже не могли вмещать в себя всех врагов нации и представителей их семей. Немногочисленные представители нац.меньшинств все еще остававшиеся в Польше поспешили уехать оттуда, пока чрезвычайно агрессивная риторика не перешла в действия. За жестокость расправ над врагами с легкой руки М. Булгакова, посетившего Варшаву в 1934, режим Рокоссовского и стал называться режимом "Кожаных полковников" - согласно собранным показаниям, с самых неугодных режиму лиц заживо снимали часть кожного покрова. 

Корпоративная экономика, гонения на инакомыслие и постоянные повышения налоговых сборов, у всего этого была одна цель - создать достойную армию, которая принесет Польше в грядущей войне ее заслуженную славу. Военное дело и внешняя политика - это были направления, которыми всегда лично занимался только Верховный маршал. Причем если в международных делах Рокоссовский был профаном, который рассорился абсолютно со всеми соседями и сделал войну неизбежной, то когда разговор заходил за вооруженные силы, здесь ему равных в Польше не было. Благодаря расположению Петена к себе, он добивается поставок из Франции редких в ТРП новейших барелей и офицеров-инструкторов; также за большую сумму удалось купить оборудование для собственных барелостроительных заводов. Обилие безработных позволило создать устойчивый резерв для армии и увеличить ее состав в мирное время. (абзац будет дописан) 

Также стоит упомянуть о личной жизни К. Рокоссовского в описываемый период. До взятия власти у него был ряд любовных интриг с женщинами, чьи имена история не сохранила. Однако он оставался неженатым, несмотря на официальную пропаганду. Получив верховную власть, маршал быстро начал "охотиться" за самыми видными представительницами Третьей Речи Посполитой: балерин, актрис, молоденьких дочерей аристократических родов и так далее. Менял любовниц как перчатки, причем часто одновременно содержал 3-4 женщин. Однако в 1937, во многом уступая настояниям соратников по военному правительству, Рокоссовский женится на самой искусной из своих "ночных гостей" - Францишке Ковальской, младшей дочери Анджея Ковальского, своего премьер-министра и "серого кардинала" Польши. Современным историкам известно, что Францишку и Константина свел отец первой, и он же тайком лоббировал идею заключения брака, оправдывая ее облегчением работы для пропагандистов и необходимостью создать диктатору положительный образ в глазах населения. Но даже будучи женатым мужчиной, Рокоссовский не прекратил наносить визиты к другим женщинам, только теперь он значительно лучше маскировался и был вынужден искать их подальше от всевидящих глаз главы своего кабинета. 

Россия

Иван Иванович Правдин 

Российское правосудие в моем лице - это сама Фемида на посту.
И. Я. Вышинский

Иван Януарьевич Вышинский

Иван Иванович (Януарьевич) Правдин (Вышинский) (1883 - 1960) - российский юрист, теоретик права, играл роль обвинителя от РДР на Лионском Трибунале, известен рядом афоризмов, относящихся к юриспруденции. Первый прокурор России, открыто заявивший о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, хоть и после смерти (с помощью опубликованного завещания). Оставил после себя пять сочинений по праву и несколько брошюр по вопросу о роли честного суда в обществе. 
Биография

Будущий Иван Иванович Правдин, урожденный Иван Януарьевич Вышинский, родился в Одессе 10 декабря 1883 года в семье мелкого провизора, однако провел большую часть детства в Баку, куда отец семейства отправился за большими заработками. Мальчик рос способным и смышленым, быстро осваивая даваемую ему дома жизненную мудрость. Он поступает в дорогую частную гимназию, где становится любимцем учителей и гимназического инспектора. Позднее недоброжелатели будут говорить, что он достиг успехов не столько рвением в учебе, сколько доносительством на товарищей по школьной скамье - сам же Правдин будет яростно отрицать подобные обвинения, предъявляя своим антагонистам диплом об окончании первой классической мужской гимназии, в котором у него нет ни единой "4" - только отметки "отлично" и лучшие отзывы воспитателей.

Он поступает в 1901 году в Киевский университет имени Строганова на юридический факультет: он на год разминулся с Василием Шульгиным, которым позже будет восхищаться всю свою жизнь. Он участвует в студенческих беспорядках, но только пока "не запахнет горячим" - после чего он немедленно снова становится примерным учащимся. Особенно большое внимание он уделяет иностранным языкам и латыни, так как его привлекают старинные сочинения по праву, времен еще Рима. Старательно штудируя древние книги, Иван Януарьевич пытается приблизиться к их мудрости, что получается у него в целом довольно неплохо.

Заканчивает университет в 1907 и возвращается в Баку, где первоначально устраивается репетитором по латыни, русскому языку и социальным наукам. Благодаря своим познаниям и успехам его учеников, Вышинский смог неплохо заработать и открыть собственную адвокатскую контору, первоначально специализирующуюся на разборе профессиональных споров между предпринимателями и рабочими.

Цитаты
Россия - свободная страна. Но не может быть свободы для ее врагов - это первый из принципов идеального права.
Иногда, от некоторых господ-преступников, я слышал, что законы слишком трудны для их понимания, как и для понимания простых граждан. Так вот, все просто. Живешь не по закону, не по нашей великой, демократической законности - расплата.

Если преступник признался, дальнейшее следствие излишне.
Вся страна, весь российский народ, начиная от младенца и заканчивая стариком - все они ждут достойного преступного отребья приговора! (На заседании по делу национал-синдикалистского кружка)
Я - самый русский из всех русских.
Я вижу преступление, но не вижу вины. (После убийства Савинкова)
Я премного благодарен Василию Витальевичу за оказанную мне честь. (После назначения генеральным прокурором РДР на Лионском Трибунале)
Вся наша планета, от малого до старого, ждёт и требует одного: убийц, насильников, мародеров и предателей -, расстрелять как поганых псов!…Пройдёт время. Могилы ненавистных наргосовцев зарастут бурьяном и чертополохом, покрытые вечным презрением честных людей, всего российского народа! Даже скажу больше - всего человечества!. А над нами, над нашей счастливой страной, по-прежнему ясно и радостно будет сверкать своими светлыми лучами наше солнце. Мы, наш народ, будем по-прежнему шагать по очищенной от последней нечисти и мерзости Франции дороге, вдохновляясь примером нашего великого учителя - Василия Шульгина - вперед, к величию свободной России! (Из выступления на Лионском Трибунале)
Я предоставляю уникальную возможность для этих двух француженок - совершенно бесплатно и с лучшими на свете экскурсоводами насладиться красотами бескрайнего русского Крайнего Севера. (О суде над Ф. Фурнье и А. Романовой)