Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Развилка

Как известно, в 1001 году умер старший сын Владимира Крестителя от Рогнеды - Изяслав. Персоной он был достаточно важной, так что его "выживание" могло сильно повлиять на ход дальнейших событий на Руси.

О характере Изяслава:

Согласно сообщению летописца, характер Изяслав имел «тихий, и кроткий, и смирный, и милостливый». Никоновская летопись показывает его как умного, образованного человека. «Бысть жа сий князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив…», - говорится о нем. Первый из восточнославянских князей, охарактеризованный летописцем как книжник. На полоцком престоле Изяслав, очевидно, вел активную внутри- и внешнеполитическую деятельность: его печать была найдена во время археологических раскопок в Новгороде.

Для удобства в дальнейшем, привожу здесь генеалогию Рюриковичей на 1015 год:

  1. Владимир 960-1015
    1. Вышеслав 977-1012, с ним всё как в РИ, княжит в Новгороде
    2. Святополк 979-1023, княжит в Турове
    3. Изяслав 978-1030, княжит в Полоцке
      1. Всеслав 994-1019
      2. Брячислав 997
    4. Ярослав 980, княжит в Ростове
      1. Илья 1000-1016
    5. Святослав 982-1031, княжит у древлян в Овруче
      1. Ян 1002
    6. Мстислав 983, княжит в Тмуторокани
    7. Всеволод 984-1013, княжит на Волыни
    8. Судислав 985, Псковский
    9. Позвизд 986-1035, Галицкий
    10. Станислав 987-1033, Смоленский
    11. Борис 986/88-1016, Ростовский
    12. Глеб 988/90-1015, Муромский
    13. Предслава
    14. Премислава ?-1015 + Ласло Лысый ?-1029
    15. Мстислава
    16. Добронега 1015

До 1014 года события почти ничем не отличаются от РИ, исключения - Всеслав Изяславич не умер в 1003, у Изяслава родились ещё дети.

В 1014 году Изяслав вместе с отцом и братьями Борисом и Судиславом собираются в поход на Новгород. Похода не получается, так как Владимир заболел и умер. Также он не успел объявить своего наследника. В итоге сложились аж 4 группировки Владимировичей: вокруг Изяслава(его сыновья и Судислав), так как он был старшим сыном, вокруг Святополка(Позвизд, печенеги, Болеслав Храбрый), освободившегося из тюрьмы и уже находящегося в Киеве, вокруг Бориса(Глеб, Святослав, Премислава), любимого сына Владимира, и вокруг Ярослава(Константин Добрынич, сёстры: Предслава, Мстислава). Мстислав Тмутороканский предпочёл ни к кому не примыкать, а просто наблюдать за исходом событий. Станислав Смоленский пока не опредилился; оставаться нейтральным - потом непременно захватят, примкнуть к Изяславу - стать его вассалом, а у него самого претензии на Полоцк, с Борисом у него не было никаких связей, а другим он не попросту доверял.

Междоусобица 1015-1017 годов

Опасаясь войны на 2 фронта, Ярослав решил с 1500 воинов захватить Псков. Ещё столько же он оставил в Новгороде на случай, если кто-то на него нападёт. Узнав об этом, Изяслав поспешно собрал войска во главе со старшим сыном Всеславом и отправил их на помощь брату. По пути на Псков Ярослав пожёг и разорил многие поселения, но Псков, несмотря на значительные потери защитников, захватить не смог. Всеслав был ранен в том сражении, но выжил. Святополк решил не сразу идти в бой, а нанять убийцу для избавления от своих врагов. Уже в том же году было совершено покушение на Бориса и Глеба, последний оказался смертельно ранен. Видя накаляющуюся обстановку, Святослав бежал в Венгрию. Борис решил таки отправиться в поход на Киев. В начале 1016 года состоялось сражение Ростово-Муромской и Киево-печенежской ратей под Черниговым. Борис смог победить и отогнать Святополка в Киев, а кочевников в степь. Во время осады Киева на помощь Святополку пришёл Позвизд, вдвоём они смогли разбить войско Бориса. Но неожиданно к городу подошло войско новгородцев. Борис с остатками войска решил примкнуть к Ярославу, условившись, что после победы тот займёт Полоцк и Новгород, а Борис станет великим князем. Во время битвы Борис был убит, возможно, воином Ярослава, но город удалось взять. Таким образом Ярослав стал править в Киеве, Новгороде, Ростове и Муроме. Тем временем Изяслав отправил посла в Смоленск с требованием: подчиниться или быть покорённым. Станислав согласился на объединение с Полоцким князем, и в том же году они отправились захватывать Новгород. Новгородцы не стали долго сражаться и сдались (помнили издевательства варягов Ярослава). В суматохе был убит Илья Ярославич. В 1017 году в Суздале началось языческое восстание. Болеслав Польский каким-то образом наладил связь со Святополком и отравился на Киев, и вовремя, оставив в Киеве наместника, Ярослав отправился усмирять суздальцев. Болеслав с легкостью овладел Киевом и освободил Святополка, в замен на помощь тот отдал ему Червенские города, чем вызвал недовольство Позвизда. В Киеве стало неспокойно, беспредел поляков вызывал недовольства как простых жителей так и знати, которые тоже начали враждовать. В итоге ночью была вырезана треть войска Болеслава, и тот решил вернуться на Родину. Святополк не смог сдержать народ и предпочёл бежать вслед за своим тестем. Наступил период безвластия. впрочем, длился он недолго. Вконце 1017 года к Киеву подошли войска Изяслава. Киевляне без боя сдали город и признали его своим князем.

Новый Киевский князь отправил послов в Ростов с предложением о мире. Ярослав, скрепя сердце, согласился. Изяслав передал Полоцк Всеславу, Судислав перешёл в Новгород, а во Пскове стал княжить Брячислав Изяслвич. В начале 1018 года на Русь вернулся Святослав и предъявил свои права на Туров. Изяслав брату княжество отдал, но ни о какой независимости речи не шло.

Расклад на Руси на 1018 год:

  • Киев - Изяслав Владимирович(978)
    • Туров - Святослав(982)
    • Псков - Брячислав(997)
    • Новгород - Судислав(985)
    • Смоленск - Станислав(987)
    • Полоцк - Всеслав Изяславич(994)
  • Ростов - Ярослав Владимирович(980)
    • Муром - он же
  • Тмуторокань - Мстислав Владимирович(983)

Вторая волна междоусобия

В конце 1018 года Святополк смог уговорить Болеслава снова выступить в поход на Русь. В апреле 1019 года рати Польши и Руси схлестнулись в генеральном сражении где-то между Шумском и Каменцем. Что интересно, на призыв Изяслава к оружию откликнулся и Ярослав Ростовский. Вероятно, это обосновано его желанием втереться в доверие к брату, и после смерти последнего стать новым Киевским князем, так как Изяслав наследника ещё не объявил. Битва не была долгой, так как для большинства воинов Болеслава Киевская Русь более интереса не представляла. Особенно яростно сражались киевляне. В итоге Болеслав велел отступать, а Святополка схватили и отправили в "ссылку" в Византию, где он умер спустя 4 года. В этот год сильно разболелся и умер Всеслав Изяславич. В Полоцк перешёл Брячислав.

Укрепившись во власти и на Западе, князь Изяслав решил укрепиться на Юге и на Севере. В 1020 году произошли свадьбы Астрид "Олафовны" Шведской(1003?) и Брячислава Изяславича Полоцкого(997) и Ростиславы Изяслвны(1002) с хорватским королевичем Степаном Крешимировичем(1000-1058).

В 1022 Мстислав Владимирович пошёл войной на касожского князя Редедю. В поединке последний был убит, и его земли отошли к Мстиславу. Свадьба Татьяны Мстиславны(1003) и Романа "Редедича".

В 1024 году Мстислав собрал касогов, северян и своих воинов для похода на Киев. На берегу Днепра они встретили воинов Изяслава. Изяслав отправил послов к брату с предложением прекратить междоусобицы и отправиться отвоёвывать Червенскую землю. Мстислав по договору также становился её князем. Мстислав всё обдумал и согласился. Червенская земля после 1019 года уже не была сильно укреплена и русичи с лёгкостью ей овладели. Мстислав сделал столицей нового княжества, собственно Червен. Но долго там не просидел и через месяц отрправился в Тмутаракань. В Червене же поставил своего сына Евстафия(1004).

Рюриковичи на 1025 год:

Владимир 960-1015

  1. Изяслав 978 - Киев
    1. Всеслав 994-1019
    2. Брячислав 997 - Полоцк
    3. Ростислава 1002 + Степан Хорватский
  2. Ярослав 980 - Ростов
    1. Илья 1000-1016
    2. Владимир 1021
  3. Святослав 982 - Туров
    1. Ян 1002 - Овруч
  4. Мстислав 983 - Тмутаракань
    1. Татьяна 1003 + Роман Редедин
    2. Евстафий 1004 - Червен
  5. Позвизд 986 - Галич
  6. Станислав 985 - Смоленск
    1. Вячеслав 1024
  7. Судислав 987 - Новгород
    1. Володислав 1024
    2. Мирослава 1027

Новый раздел и восстания.

В 1026 году Мстислав решил всё-таки расширить свои земли и двинулся на Северо-Восток в междуречье Дона и Кубани. Местные племена не оказывали сильного сопротивления и были присоединены Мстиславом. Над покорёнными землями он поставил наместником Романа Редедина(В РИ он умер в битве в 1024 году).

В 1027 году Позвизд предъявил Изяславу свои права и на Галицкое и на Волынское княжество. Изяслав эту затею не одобрил, но разрешил ему обменять Галич на Волынь. Позвизд обещал обдумать предложение брата, но сам тайно вступил в сговор со Святославом Туровским. Вскоре Позвизд принял предложение Изяслава и перешёл во Владимир-Волынский, но многих своих приспешников оставил в Галиче. Галицкие бояре закрыли ворота в город при въезде в него посадника Изяслава и стали требовать назначения Позвизда князем и Галича, и Волыни. Изяслав продолжал упорствовать и тогда в дело вмешался Святослав. Он неожиданно осадил Червен и послал гонцов в Киев с угрозой, что если требования Позвизда не будут выполнены, начнётся война. Несмотря на то, что Евстафий не был сыном Изяслава, он был заинтересован в том, чтобы в Червене правил он, а не Святослав. Тут Изяслав решил окончательно положить конец борьбе братьев и поспешно собрал войска, пришло и подкрепление из Полоцка, у которого были свои претензии на Туров. Этого Позвизд и ожидал, но он не ожидал того что Волынские бояре всерьёз взбунтуются и посадят его в "поруб". Ситуация на Волыни могла очень сильно повлиять на планы Святослава, поэтому он незамедлительно начал штурм Червена. Несмотря на подоспевший на помощь отряд из Белза, Евстафию победить не удалось. Изяслав тем временем удачно штурмовал Галич. Понимая безвыходность ситуации, Святослав снова бежал в Венгрию, его сын Иван остался в Овруче. Позвизд же отправился в Византию вслед за Святополком.

Следующие два года прошли в мире и спокойствии. Так могло бы быть и дальше, если бы не смерть Изяслава в 1030 году. К власти пришёл Ярослав Владимирович Ростовский. В Ростове, собственно стали править бояре от лица 9-летнего Владимира Ярославича. Другие земли переделу не подверглись, что странно, но, впрочем, все остались довольны: Судислав и Станислав признали старшинство брата, Иван почти не имел прав на престол, а Брячислав в это время был в походе на ятвягов. Кроме вятичей-язычников. В этом же году они почувствовали силу и начали жечь церкви. Основными очагами восстания стали Белоозеро, Суздаль и Ярославль. Восставших активно поддерживали голядь, мещера и другие соседние племена. Ярослав, Судислав и Станислав поспешно собрали войска и выступили. Для начала решили отвоевать Суздаль, уже восстававшую ранее. Восставшие поставили засады на подходах к городам, и некоторые княжеские отряды попались в них. Сильно на боеспособность войск это не повлияла, и Суздаль вскоре был(а) отвоёван(а). Это сломило сопротивление восставших, но война ещё не кончилась. Впрочем, вскоре и остальные мятежные земли покорились Ярославу. Также вассалами Ростова стали мещера и ряд других племён.

Рюриковичи на 1030 год:

  1. Изяслав 978-1030
    1. Всеслав 994-1019
    2. Брячислав 997 - Полоцк
      1. Всеслав 1029
      2. Изяслава 1032
    3. Ростислава 1002 + Степан Хорватский 1000
      1. Петар Крешимир 1021
      2. Светослав 1027
  2. Ярослав 980 - Киев
    1. Илья 1000-1016
    2. Владимир 1021 - Ростов
    3. Изяслав 1025
  3. Святослав 982
    1. Ян 1002 - Овруч
  4. Мстислав 983 - Тмутаракань
    1. Татьяна 1003 + Роман Редедин
      1. Георгий 1025
    2. Евстафий 1004 - Червен
  5. Позвизд 986
  6. Станислав 985 - Смоленск
    1. Вячеслав 1024
  7. Судислав 987 - Новгород
    1. Володислав 1024
    2. Мирослава 1027

И снова междоусобицы

Когда Брячислав вернулся из похода, итогом которого стало присоединение Городно, ему стало известно о произошедших переменах. На Киев он идти не мог, так как поднял бы против себя всех дядьёв. И тут он решил предъявить свои претензии на Туров. Святослав, при каждом удобном случае путешествующий из Руси в Венгрию/Чехию и обратно, снова вернулся и начал поднимать восстание в Турове против Ярослава. Иван ему помогал. Но это не привело ни к чему дельному, и князь Овручский оказался в тюрьме. Брячислав смог убедить Станислава и Судислава присоединиться к нему. В конце 1031 года, после ряда стычек, войска столкнулись в битве на Припяти. Несмотря на смерть Святослава, фортуна оказалась на стороне его союзников, и Брячислав утвердился в Турове.

В 1032 году Станислав, Судислав и Мстислав решили завоевать Киев. После битвы на Сейме Ярослав был пленён и отправлен "в ссылку" в мещерскую землю. В Киеве стал править Мстислав. Полоцк решил не вмешиваться в дела Владимировичей. Впрочем, мир продлился нелолго, и уже на следующий год князья Смоленский и Новгородский решили, что они "лучше сражались и имеют больше прав на Киев, чем Мстислав". После битвы под Вщижем, где погибли Станислав и Евстафий, Мстислав бежал в Киев. Киевляне не открыли ему ворот и выдвинули требования: прекратить войны, отречься от титула Великого Князя и передать Киев Брячиславу(его считали хорошим полководцем и не жадным правителем(принимал участвие всего в 1 междоусобице)). Мстиславу, потерявшему сына и не имеющему достаточно сил, чтобы штурмовать Киев, пришлось согласиться. Брячислав сел в Киеве, но по-прежнему много времени проводил в Полоцке.. Туров отдали Ивану Святославичу.

Рюриковичи на 1035 год:

  1. Изяслав I 978-1030
    1. Всеслав 994-1019
    2. Брячислав I 997 - Полоцк и Киев + Астрид Шведская 1003
      1. Всеслав 1029
      2. Изяслава 1032
    3. Ростислава 1002 + Степан Хорватский 1000
      1. Петар Крешимир 1021
      2. Светослав 1027
  2. Ярослав I 980 - мещера
    1. Илья 1000-1016
    2. Владимир 1021
    3. Изяслав 1025
    4. Святослав 1027
  3. Святослав 982-1031
    1. Иван 1002 - Туров
      1. Владимир 1030
      2. Святослав 1032
    2. Всеслава 1019
  4. Мстислав I 983 - Тмутаракань
    1. Татьяна 1003 + Роман Редедин
      1. Георгий 1025
      2. Андрей 1027
      3. Анастасия 1029
      4. Михаил 1036
    2. Евстафий 1004-1033
  5. Позвизд 986-1035
  6. Станислав 985-1033
    1. Вячеслав 1024 - Смоленск
    2. Святослав 1025
    3. Изяслав 1028
    4. Мечислав 1029
  7. Судислав 987 - Новгород
    1. Володислав 1024
    2. Мирослава 1027
    3. Изяслава 1034
    4. Лютослав 1036
Advertisement