Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Дела польские

В 1025 году Безприм и Отто, братья Мешко Болеславича(990) бежали в Киев. Но русские князья, занятые междоусобной войной, не были готовы им помочь.

Польский король Мешко II в 1028 году опустошил Восточную Саксонию. Чтобы обеспечить спокойствие на северо-восточной окраине своего государства, Конрад II уступил Шлезвиг датскому королю Кнуду (выговорив при этом важные выгоды архиепископу бременскому и гамбургскому) и в 1029 году выступил против Мешко. Армия императора понесла большие потери в сражении с польско-лютичским войском, отказалась от осады Баутцена и без успеха вернулась назад. Смерть маркграфа Восточной марки Титмара (1030) побудила Мешко вновь напасть на территорию между Эльбой и Зале. Т.к. Безприм и русские не стали вторгаться в Польшу, то война Конрада и Мешко продолжилась. Братья Мешко, видя его успехи и желая укрепить свои позиции, вернулись в Польшу и предложили ему свою помощь в обмен на завоёванные земли. Пользы от этого было немного, но был шанс окончательно избавиться от Безприма(987) и Отто(1000-1032), так что Мешко принял их и отправил во главе отряда в Лужицу. В 1032 Мешко уже подчинил себе Лужицу и успешно отбил нападение на Померанию. В начале 1033 года Конрад был вынужден подписать мир и передать Мешко завоёванные земли. Желание короля избавиться от братьев частично оправдалось, в 1032 году погиб Отто Болеславич.

По итогу войны земли были распределены следующим образом:

Великая и Малая Польша - Мешко II

Лужица - Безприм

Силезия - Дитрих(995-1034)

Померания - Земомысл Грифит(1018-1070)

Мазовия - Мецлав(1009)

В 1034 году в Польше поднялось языческое восстание, основной его очаг был в Мазовии и Померании. В Гнезно бунт был подавлен. Разрушив храмы и побив гарнизоны местных городов, восставшие двинулись в Гнезно. Недалеко от города их встретила армия Мешко и нанесла им сокрушительное поражение. Многие бежали к ободритам или в Пруссию. Бунты ещё продолжались некоторое время, но были подавлены. Мешко отстроил церкви, разрушенные мятежниками, укрепил Гнезно и оставил в нём столицу. Мецлав, один из лидеров восставших бежал в Пруссию, Мазовия перешла во владения Мешко.

Тишь на Руси. Дела печенежские

В 1034 году Великий князь Киевский Брячислав присоединил к своим владениям Дорогичин.

В 1036 году печенеги совершили набег на Киев и осадили его. Брячислав(997-1044) в это время был в Полоцке. Узнав об осаде он немедленно собрал войско и отправился к Киеву, предварительно послав гонцов в Туров и Смоленск за помощью. Под стенами города князья нанесли поражение кочевникам и отбросили их к границе с Венгрией. Часть их перешла на службу в Византию, а часть во главе с ханом Тирахом осела на берегах реки Прут и стала вассалом Венгрии. После изгнания печенегов их земли вошли в состав Киевского княжества под названием Печенежского ханства.

Печенежская династия на 1036:

Килдарь, погиб в бою в 1036.

  1. Тирах ?-после 1056, остался на берегах Прута, первый Куманский бан с 1037 года.
    1. Кучук 1031
    2. дочь 1034
  2. Кеген ?-1041, точное роисхождение неизвестно, он и его потомки перешли на Византийскую службу.
    1. Балтчар, выжил после восстания 1041 года и бежал из Византии на Русь.
    2. Сульчу ?-1041, точное происхождение неизвестно.

В 1037 году, после столь успешного изгнания векового врага, Брячислав решил расширить территорию своего государства. Собравшись в Полоцке, Брячислав и другие князья начали думать, куда двинуться - на эстов и литву(Брячислав, Иван Туровский) или на Восток(Ярослав, Владимир Ярославич). Смоленский князь не пришёл на собрание, а Судислав заявил, что его устраивают оба варианта. В итоге решили идти на литву, так как она была ближе, Ярославичи уехали в Ярославль-Мещерский(город, основанный в АИ Ярославом в 1034 году). Поход прошёлудачно, были захвачены Герсике и Кокнесе, обложен данью Вильно.

В 1040 году умер Роман Редедин Касожский. Ему наследовал сын Георгий(1025). Младшие сыновья - Андрей(1027) и Михаил(1036) остались без уделов.

В 1044 году Брячислав Изяславич Киевский скончался и престол наследовал его дядя Судислав Новгородский(987-1044). Полоцк, Псков, Литва, Дорогичин и Берестье отошли Всеславу Брячиславичу(1029-1101). Новгород перешёл Володиславу Судиславичу Ростовскому(1024), а Ростов - его брату Лютославу(1036). Свадьба Мирославы Судиславовны(1027-1078) и венгерского королевича в изгнании Андраша(1015-1060).

1031 - В Червенской земле между Саном и Бугом основан город Ярослав.

1053 - Точно неизвестно почему скончался мещерский княжич Владимир Ярославич(1021-1053), оставил сына Ростислава(1038). Новым наследником мещерской земли стал Изяслав Ярославич(1025).

1054 - Умер Ярослав Владимирович Мещерский(980-1054). В Мещере стал княжить его сын Изяслав.

1060-1061 - Керновская война - (Да, я знаю, что эти князья не легендарные и вряд ли существовали, но подобный случай вполне мог быть). Умер Керновский князь Живибунд сын Кернуса(1030-1060). Его владения узурпировал муж его сестры Пояты(1035) - Живибунд II сын Живибунда(1030-1061). Куковайт(1033), двоюродный брат Живибунда I и брат Монтивила Ковненского, вассала Полоцкого князя Всеслава Брячиславича(1029), попросил помощи у последнего. Всеслав согласился и началась война. У Живибунда были обширные владения в Аукштайтии, так что сопротивлялся он долго, но вскоре умер в битве и княжество перешло Куковайту, признавшему вассальную зависимость от Полоцка. Ему также досталась Завилейская Литва. Так как сыновей у Живибунда не было, а была лишь годовалая дочь Риманта, то сопротивляться новому правителю никто не стал.

Полоцк против Новгорода против Мещеры

В 1063 году умер Судислав I. Киев он завещал своему старшему сыну Володиславу(1024). Это не соответствовалу лествичному праву, согласно которому в княжестве должен был сесть Изяслав Ярославич Мещерский(1025). братья Ярославичи и Ростислав Владимирович(1038) заручились поддержкой мещеры и Булгарии и стали выжидать момент для атаки. Вскоре Всеслав Брячиславич Полоцкий предъявил свои права на Киев Володиславу Судиславичу, тот их отклонил. Всеслав объявил войну Володиславу, и Ярославичи поддержали его. Лютослав Судиславич(1036), князь Новгородский и и.о. князя Ростовского при малолетнем Владимире Володиславиче(1056), не ожидая серьёзного сопротивления, вторгся в пределы мещеры, но мастерски расставленные засады мещерцев нанесли ему не малый ущерб. Лютослав отступил в Муром, где собрал ополчение. Тем временем из Полоцка большая армия двинулась на Киев, а литовские наёмники разоряли Новгородские земли. Часть войск Лютославу пришлось отправить на отбитие этих набегов.

Зимой 1064 Всеслав осадил Киев. После яростного штурма Всеслав захватил Киев, а Володислава взял в плен. После этого Лютослав Новгородский был вынужден просить перемирия у Всеслава. Тот его принял. После войны земли были разделены следующим образом:

  • Великое княжество Киевское
    • Киев - Всеслав Брячиславич(1029)
    • Туровское княжество:
      • Туров - Владимир Иванович(1030) с 1059
      • Овруч - Святослав Иванович(1032)
      • Пинск
    • Переяславское княжество:
      • Переяславль
    • Черниговское княжество:
      • Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Вщиж
      • Рязанское княжество:
        • Рязань
    • Галицко-Волынская земля:
      • Галич, Владимир-Волынский, Червен, Перемышль, Луцк, Теребовль
  • Княжество Полоцкое:
    • Полоцк - Брячислав Всеславич(1050)
    • Псковское княжество:
      • Псков - Изяслав Всеславич(1052)
      • Гдов, Луки
    • Литовское княжество(данник):
      • Ковно(Каунас) - Монтивил(~1030)
      • Кернов(Кярнаве) - Куковайт(~1030)
        • Вилкомир(Укмерге)
      • Троки
    • Городенское княжество:
      • Городно - Святослав Всеславич(1060)
      • Новогрудок, Дорогичин
    • Герцике-Кокнесское княжество:
      • Герцике, Кокнесе - Рогволод Всеславич(1053)
  • Новгородское княжество:
    • Новгород - Изяслав Ярославич(1025)
    • Ростовское княжество:
      • Ростов - Святослав Ярославич(1027)
        • Владимир - Ярополк Изяславич(1046)
        • Суздаль - Мстислав Изяславич(1047)
        • Переяславль-Залесский - Святополк Изяславич(1050)
        • Городец(близ Ниж.Новгорода) - Глеб Святославич
      • Муром - Ростислав Владимирович(1038)
      • Мещера - Лютослав Судиславич(1036)
  • Смоленское княжество:
    • Смоленск - Вячеслав Станиславич(1024)
    • Вязьма - Святослав Станиславич(1025)
    • Торжок - Изяслав Станиславич(1028)
    • Торопец - Мечислав Станиславич(1029)
  • Тмутороканское княжество:
    • Тмутаракань - Георгий Романович Редедин
    • Касогия - Андрей Романович Редедин

Потомки Рюриковичей в Европе 1015-1063. Балканский вопрос.

Хорватия

Дочь Изяслава I Владимировича, Ростислава, в 1020 году вышла замуж за наследника Хорватского короля Крешимира III(?-1030) - Степана. В браке у них родились 2 сына: Петар Крешимир(1021-1058), Гоислав(1025-1060) и дочь Светослава(1032), остальные, вероятно, умерли в детстве (а может их и не было). После смерти отца Степан стал хорватским королём, однако значительные регионы страны были ему неподконтрольны. Самая развитая часть страны, далматинское побережье, формально находилось под властью Византии, причём король Хорватии де-юре правил ими как наместник, однако крупнейшие города побережья были де-факто независимы. Славония также принадлежала Хорватии лишь юридически, фактически бан Славонии - Степан Светославич(1000), принадлежавший к другой ветви Трпимировичей, правил ей как независимой державой. 

Главной своей целью в этих условиях король видел восстановление полного контроля над Далмацией. Для этого он всячески стремился укрепить альянс с Византией, надеясь с его помощью ослабить в Далмации влияние Венеции, которая не собиралась отказываться от притязаний на хорватское адриатическое побережье. Степан уделил большое внимание восстановлению мощи хорватской армии и флота, в 1032 году он послал часть своего флота на помощь Византии в войне с арабами. Однако это мало помогало. И тогда он вспомнил о брате своей жены - Брячиславе I Киевском(997-1044). Степан попросил его помочь ему вернуть контроль над страной. Брячислав тогда уже покорил печенежские земли, непокорившиеся печенеги перешли на службу Венгрии и Византии. Тогда Византией правил Михаил Пафлагон. В 1040 году началось Болгарское восстание под предводительством Тихомира и Петра Деляна, поддерживавшихся Венгрией. Это заставило Степана и Брячислава действовать. Довольно скоро восставшие установили контроль над северной частью Поморавле и захватили Белград. Предводитель восстания был провозглашён царём Болгарии в Белграде под именем Петра II. Пока Византия терпела поражения, в Константинополе поднялся печенежский мятеж. Успехом он не увенчался, а все его лидеры были убиты, погиб, кстати, и сын предыдущего Болгарского царя Ивана Владислава - Алусиан (т.е. он не возглавит восставших после ослепления Петра Деляна). Князь Дукли Стефан Воислав(990) также поднял восстание. Вскоре был убит Тихомир. Тем временем умер Михаил IV Пафлагон и новый император - Михаил V Калафат предпочёл прекратить войну. Так на Балканах появилось сразу 3 достаточно мощных славянских государств. Для обеспечения мира Степан I выдал свою дочь Светославу(1032) за муж за сына Стефана Воислава - Михалка Воиславлевича(~1030).

Венгрия

В 1036 году часть печенегов подчинились Венгрии и образовали банство Кумания, его правителем стал Тирах. Часть их уже исповедовала христианство.

Дочь Судислава I Владимировича, Мирослава(1027-1078), в 1044 году вышла замуж за венгерского королевича Андраша(1015).

Дети от этого брака:

  1. Аделаида 1045
  2. Шоломон 1052
  3. Давид 1055

В 1046 году Андраш стал королём Венгрии.

Тмутаракань

После печенежского погрома в 1036 году часть из них переселилась в Тмутаракань.

После смерти не оставившего наследника Мстислава Владимировича в 1038 году, ему на смену пришёл Роман Редедин. Его правление было лениво-миролюбивым. После его смерти в 1040 году на короткое время к власти пришла его жена Татьяна Мстиславна(1003-1042). С 1042 по 1046 годы правил Георгий Романович(1025). В 1045 году, жаждущий славы, Георгий по наущенью печенегов решил подчинить себе их родные земли. В 1046 году, собрав войска и попросив помощи у венгерских печенегов, он отправился в путь. Наспех собранное тогдашним ханом Кучуком-Василием войско не смогло сдержать удар конницы Георгия. сам хан бежал просить помощи у Судислава Киевского(987-1063). Тот собрал ополчение и дружину и отправился карать мятежников. После ряда стычек две армии встретились на Днепре. подкрепление от Тираха Килдаревича не пришло вовремя и Георгий потерпел сокрушительное поражение. Сам он был пленён, а на тмутараканский стол Судислав, за неимением взрослых сыновей, посадил Владимира Ярославича (1021-1053). У касогов всё это время княжил Андрей Романович(1027), человек миролюбивый и не амбициозный.

Чехия

В 1052 году состоялась свадьба Изяславы Брячиславны Полоцкой(1032) и Спытигнева Бржетиславича Чешского(1031). (В РИ примерно в то же время женился на Иде Веттин).

Дети от этого брака:

Святобор(1054)

Бржетислав(1057)

Святослава(1060)

После вступления на пражский стол Спитыгнев отправился в Регенсбург получить подтверждение своих прав у Генриха III, но затем изгнал из княжества всех немцев: не было сделано исключение даже для матери князя Юдифи, сестры швабского герцога Оттона Белого; такая антинемецкая политика продолжалась до его смерти. В это время шла борьба за инвеституру, и папа римский папа Виктор II дал ему право носить митру и облачение епископа в обмен на 100 марок в год.

Затем начался конфликт Спытигнева II с братьями, моравскими князьями Вратиславом Оломоуцким и Конрадом Брненским. Спытигнев арестовал 300 моравских знатных людей, после чего лишил братьев права на княжеские столы; Вратислав бежал в Венгрию (1058). При помощи венгерских войск Вратислав вскоре вернул себе Моравию и Оломоуц.

В январе 1061 года Спытигнев II внезапно умер в расцвете сил. Его сын Святобор-Фридрих на момент смерти отца пребывал вне Чехии, как изгой претендовал на престол, но потом стал монахом и патриархом Аквилеи. Престол занял Вратислав II(1035).

Европа 1015-1063.

Священная Римская Империя

В 1028 году началась Польско-германская война.

В 1032 году умер бездетный король Бургундии Рудольф III, назначивший своим наследником германского императора Конрада II(990). Национальная бургундская партия противопоставила Конраду II Эда Шампанского, племянника Рудольфа. Эд де Блуа как племянник покойного (сын его старшей сестры Берты) предъявил права на королевство. Он занял Бургундию, — началась война за Бургундское наследство (1032—1034). Не способный вести войну на два фронта, в начале 1033 года Конрад был вынужден подписать мир и передать Мешко завоёванные земли. Война с Польшей ослабила авторитет Конрада и истощила его армию, так что ему пришлось поднимать своих вассалов на войну с Эдом. Его поддержали Баварский герцог Генрих(его сын(1017)), Гозело Лотарингский(973). Герман IV Швабский(претендент на Бургундию), Конрад Молодой(претендент на Каринтию и Бургундию)(1003-1049), Адальберо Карантийский же, наоборот - восстали против своего сюзерена. В мае 1033 года состоялась встреча Конрада с французским королём Генрихом в Девиле на Маасе. Но Генрих не признал вступление Конрада во владение Бургундией.

Поход Конрада в Лотарингию в начале осени 1033 года не увенчался особым успехом. Так как Эн Шампанский не сдержал своего обещания уйти из Бургундии и вновь совершил грабительский набег на Туль, Конрад с остатками своей армии(которые всё же ещё не утратили духа) дошел в 1034 году до Роны, где его встретили граф Гумберт(970/5) и итальянский отряд под предводительством Ариберта Миланского и графа Бонифация Тусцийского(985). Эд дал бой и победил.

Так как Эд был вассалом Генриха Капетинга, то от него потребовали признания королевства Бургундии вассалом Франции. Но Эд не согласился, взамен на свободу королевства он предложил Генриху свои владения во Франции, а именно Блуа и Бовэ, Шампань оставалась под властью Франции и после смерти Эда её должен был унаследовать его второй сын Этьен. Генрих всё обдумал и решил, что ничего от этого не потеряет.Приняв клятву верности от южнобургундских князей, 1 сентября 1034 Эд короновался в Арле бургундской короной.

Влияние Конрада в СРИ сильно упало после трёх проигранных войн. Многие вассалы высказывали своё недовольство. Вскоре они объявили императором Конрада Молодого, двоюродного брата Конрада II. Конрад был вынужден признать его своим соправителем.

В итоге:

  1. Лужица отошла Польше
  2. Королевство Бургундия продолжает существовать
  3. СРИ перестаёт быть самым сильным государством на Западе
  4. Эппештейны остаются в Каринтии
  5. Франция территорий не приобрела, но королевский домен увеличился в 2 раза

Русские удельные князья в 1040-1071 годах

1055 - Умер Владимир Иванович Овручский(1030-1055), оставил сына Владимира(1055). Овруч перешёл Святославу Ивановичу(1032-1083).

1059 - Скончался Иван Святославич Туровский(1002-1059), Туров унаследовал Святослав Иванович Овручский(1032-1083), Овруч - Владимир Владимирович(1055). Возможно от болезни, умер Вячеслав Станиславович Смоленский(1024-1059), оставил двух дочерей. Смоленск перешёл к его брату Святославу Вяземскому(1025-1076), Вязьма Изяславу Торжокскому(1028-1062), Торжок Мечиславу Торопецкому(1029-1082), Торопец Станиславу Святославичу(1051).

1067 - Мещерский князь Лютослав Судиславич(1036-1067) решил расширить свои владения на Восток. Несмотря на нелюбовь к нему в народе, он смог собрать достаточно войск, чтобы дойти до Волжской Булгарии. Но на границе с ней его отряд, отделившийся от основных сил, занимавшихся грабежом, наткнулся на пограничный отряд булгар. В стычке погибла половина его воинов, а сам князь был ранен. После возвращения в лагерь Лютослав был убит предателем. После этих событий мещерская земля объявила о своей независимости от Руси. Тут на исторической сцене вновь появился Володислав Судиславич Безземельный(1024-1087). Поскольку он был старшим братом, он имел все права на мещеру, другие князья с этим были согласны. В январе 1068 года войско во главе с Володиславом и Муромским князем Ростиславом Владимировичем(1038) объединилось с ростовским и новгородским отрядами и двинулось на Ярославль-Мещерский. Плохо вооружённое и малочисленное войско мещеры не смогло отразить их нападение и город был захвачен. Так эти земли вернулись к Судиславичам.

В 1069 году скончался Святослав II Иванович Туровский(1032-1069). Туров перешёл к Ивану II Святославичу(1060), а Пинск к Святополку Святославичу(1067).

 В 1070 году Всеслав Брячиславич I (1029) раздал своим сыновьям уделы, а именно: Брячиславу(1050) - Полоцк, Изяславу(1052) - Галич, Рогволоду(1053) - Волынь, Всеволоду(1055) - Чернигов, Святославу(1060) - Переяславль, Ростиславу(1065) - Псков.

 В 1071 году Всеслав с сыновьями и литовцами отправился завоёвывать Подвинье. В это время Северо-Восточные князья (Ярославичи и дети) под руководством Изяслава отправились на Киев(имели полное на то право по старшинству) и захватили его, правда Мстислав Изяславич Суздальский(1047-1071) получил смертельную рану и погиб. Всеславичи узнали об этом уже дойдя до моря. Поспешно собрав войско, они отправились отвоёвывать Киев. Осада длилась долго, но нашлись киевляне, не равнодушные к Всеславу и попытались открыть ворота. До конца они это сделать не успели и были пойманы воинами Ярославичей, но это ободрило воинов Всеслава и те пошли на штурм. В итоге город пал, Глеб Святославич Городецкий(город в Ростовском уделе)(1050-1071) погиб, Изяславичи бежали, а Ярославичи были пойманы.

 Уделы Ярославичей были разделены следующим образом. Сами они сели в Вышгород и Белгород. В Новгороде Всеслав посадил своего второго сына - Изяслава Галицкого(1052). Ростов перешёл к Володиславу Мещерскому(1024-1087). В Городец перешёл Роман Святославич(1051), в Мещеру - Владимир Володиславич(1061). В Галиче сел Рогволод Всеславич, на Волыни его брат Всеволод, в Чернигове Святослав Всеславич, а в Переяславле Ростислав Всеславич Псковский. Псков вернулся в сферу влияния Полоцка.

 В 1070 году скончался Владимир Владимирович Молодой Овручский(1055-1070). Овруч отошёл Туровскому князю.

В 1072 году Северо-Восточные княжества, недовольные Всеславом Брячиславичем(1029), объявили ему войну. Первым делом они захватили Ростов и выгнали оттуда Володислава Судиславича. Почувствовав силу они отправились на Новгород, но потерпели поражение. Тмутараканское княжество, фактически вернувшее себе независимость, пыталось помочь им.

В 1073 году Изяславичи захватили Мещеру и пленили Володислава с сыновьями. Всеслав наконец добрался до них и отвоевал Ростов, Владимир и Муром, в битве при котором погиб Ростислав Владимирович(1038-1073). Восставшие князья попытались штурмовать Владимир, но у них ничего не получилось и они сдались.

После войны Муром перешёл Рюрику Ростиславичу(1061), Ростов с Владимиром и Переславлем-Залесским вернули Володиславу(1021-1087), Мещеру его сыну Владимиру(1061), Ярополку(1046) и Святополку(1050) Изяславичам дали небольшие уделы в печенежской земле(про которую я намереваюсь вскоре написать), Роман Святославич(1051) остался в Городце.

В 1076 году скончались Святослав Смоленский(1025-1076) и Святослав Белгородский(1027-1076). В Смоленск перешёл Мечислав Станиславич(1029-1090), до этого - князь Вяземский, в Вязьму - Станислав Святославич(1051), до этого - князь Торжокский, в Торжок - Мстислав Святославич(1056), до того - князь Торопецкий, а в Торопце сел его брат Ярослав(1062). Белгородским князем стал Давыд Святославич(1052).

Степь в 1030-1080 годах. Внешняя политика Всеслава I.

РИ:

В начале XI века половцы появляются в степи и начинаются их войны с печенегами. Спустя время печенеги заняли Сарухань и земли к Востоку от Северского Донца.

В 1054 половцы вторглись в Переяславское княжество, но заключили мир с Судиславом Владимировичем(987-1063).

В 1060 году Всеслав Полоцкий(1029) и Судислав ходили на торков и нанесли им поражение.

1061 - Набег половцев на Переяславские земли.

1068 - Сражение на реке Альте. Победа Всеслава Брячиславича и Святослава Ярославича(1027-1076). В битве был пленён Шарукан.

Половецкие ханы:

  • Тугоркан (1028-1096?)
  • Боняк (младше Тугоркана)
  • Шарукан (до 1050-?)
  • Куря (до 1088-?)

АИ:

Со временем половцы захватили больше земель печенегов и их кочевья достигли русских земель. Начались набеги и на Тмутараканские земли. В 1075 году Всеслав с сыновьями Рогволодом и Всеволодом, печенегами и Изяславичами отправился в поход на половцев для защиты союзных печенегов и обеспечения безопасности в Переяславле. Время было выбрано удачно, в начале марта, когда половецкая конница ещё не успела набрать сил. Эффект неожиданности также сыграл им на руку и половцы потерпели поражение и на протяжении нескольких лет не тревожили Русь.

После победы над половцами и мятежными князьями Всеслав продолжил политику расширения Полоцких земель. Он покорил латгалов, земгалов, селов, аукштайтов и литву. Правда племена сильно сопротивлялись и дальше он не продвинулся. Новгородские владения также расширялись, правда менее активно.

Advertisement