ФЭНДОМ

Индонезийская война
Индонезийская война
Время 22 ноября 1965 - ...
Место Индонезия
Итоги
Причина Военный переворот, осуществленный «Движением 30 сентября»
Участники
ДРИ ДРИ-2 ДРИ:
Д30С Движение 30 сентября
КПИ КПИ
НПИ НПИ

СССР (СсЧЛ) СССР
Flag of the People's Republic of China КНР
NorthKorea КНДР
800px-Flag of Cuba.svg Куба
Флаг ОАР ОАР
НРЮЙ НРЮЙ

Флаг Индонезии Республика Индонезия:
Голкар Секбер Голкар
Нахтадул Улама Нахдатул Улама
Мурба Мурба

Flag of South Moluccas.svg Южно-Молуккские острова
Западное Папуа Западное Папуа

Flag of the United States США
Флаг Португалии Португалия
Флаг Малайзии Малайзия
Флаг Филиппин Филиппины
Флаг Пакистана Пакистан

Командующие
ДРИ Сукарно †
ДРИ Субандрио
ДРИ Унтунг Шамсури
ДРИ Омар Дани
ДРИ НПИ Али Састроамиджойо
КПИ Дипа Айдит
КПИ Мохамад Мунир
Флаг Индонезии Сарво Эдди
Флаг Индонезии Голкар Али Муртопо
Флаг Индонезии Голкар Космас Батубара
Флаг Индонезии Хусни Тамрин
Флаг Индонезии Джулиус Усман
Флаг Индонезии Эффенди Насутион
Флаг Индонезии Йооп Бек
Нахтадул Улама Субхан Зэ †

Индонезийская война (индон. Perang Saudara Indonesia), так же известная как Малайская война (индон. Perang Melayu) - гражданский конфликт между про-коммунистическим правительством Демократической республики Индонезия (ДРИ) и повстанцами из числа правых радикалов.

Война была отмечена активным вмешательством иностранных держав: Революционный совет ДРИ поддерживали СССР и Китай, а повстанцев - США и их союзники. Конфликт так же оказался усугублен религиозными противоречиями и сепаратизмом отдельных регионов. Сопровождался жесточайшим террором и истреблением мирного населения, приведя в итоге к настоящей гуманитарной катастрофе в регионе.

Предыстория

Независимость Индонезии была провозглашена 17 августа 1945 года - на следующий день ее первым президентом был избран лидер Национальной партии и член созданного японцами Комитета по подготовке индонезийской независимости Сукарно. Осенью-зимой 1945 года началась война против высадившихся на архипелаге британцев и голландцев - 16 ноября 1946 года с Нидерландами удалось заключить Лингаджатское соглашение, по которому те де-факто признали суверенитет Индонезии в пределах островов Ява, Суматра и Мадура, однако в июле 1947 года боевые действия возобновились. По итогам Гаагской мирной конференции, проходившей с 23 августа по 2 ноября 1949 года, Нидерланды под давлением ООН вынуждены были признать независимость Индонезии - на территории бывшей Голландской Ост-Индии учреждались Соединенные Штаты Индонезии, как федерация Республики Индонезия и 15 созданных голландцами штатов. СШИ просуществовали менее 8 месяцев - к 17 августа 1950 года Сукарно добился включения всех штатов в состав Республики Индонезия, после чего федеративное устройство было официально упразднено, а под контролем Амстердама осталась лишь западная часть Новой Гвинеи. В 1956 году было расторгнуто соглашение о Нидерландско-Индонезийском союзе, после чего нидерландская корона утратила даже формальный сюзеренитет над своей бывшей колонией.

1950-1957 годы в истории Индонезии вошли в историю под названием «Либеральной демократии» - в стране действовало около 30 политических партий, под давлением которых Сукарно пошел на введение новой временной конституции, по которой страна провозглашалась парламентской республикой. Этот период отмечен политической нестабильностью - правительственные кризисы и премьер-министры сменяли друг друга, не в состоянии разрешить всех социально-политических проблем. За 7 лет сменилось 6 премьеров и 7 правительств, что убедило Сукарно в необходимости перехода к «Направляемой демократии» - в феврале 1957 года он объявил о политике «Насаком» (индон. Nasakom - акроним из трех слов «Nasionalisme», «Agama», «Komunisme», т. е. «Национализм, религия, коммунизм») и формировании кабинета из представителей всех лояльных президенту партий, в том числе компартии. 9 июля 1959 года восстановили Конституцию 1945 года, после чего президент лично возглавил правительство, пост премьер-министра был упразднен, а новый состав парламента назначил лично Сукарно.

Cerfhyj

Первый президент Индонезии Сукарно

Период «Направляемой демократии» отмечен сближением Индонезии с соцлагерем - в апреле 1955 года в индонезийском городе Бандунге собралась конференция 28 государств Азии и Африки, в 1960-1962 году, опираясь на военно-техническую поддержку Советского Союза, Сукарно пошел на военную конфронтацию с Нидерландами по поводу принадлежности Западного Папуа, окончившуюся благодаря вмешательству ООН присоединением региона к Индонезии, а в 1963 году начался конфликт с созданным британцами государством Малайзия, в котором Сукарно видел проводника западного влияния.

Военные авантюры Сукарно негативно отразились на состоянии индонезийской экономики. Национализация голландской собственности, а затем изгнание из страны 160 000 голландцев и китайцев привели к дезорганизации транспортной системы и торговли, оттоку капиталов и нарушению внешнеэкономических связей, а привлечение армии к управлению государственным сектором способствовало распространению коррупции. На содержание бюрократического аппарата и вооруженных сил уходило 2/3 всего бюджета, в то время как на программы экономического развития - только 10%. Непосильные военные расходы вели к срыву этих планов.

К середине 1960-х годов, на фоне охлаждения отношений между СССР и Китаем, Индонезия постепенно переориентируется с Москвы на Пекин - Сукарно открыто поддержал КНР во время пограничной войны с Индией 1962 года, после чего уже Мао высказал поддержку индонезийцам во время конфронтации с Малайзией. 3 февраля 1964 года было заключено соглашение о китайско-индонезийском техническом и экономическом сотрудничестве, а 17 августа Сукарно прямо назвал себя «товарищем Мао Цзэдуна по оружию». 7 января 1965 года, после того, как Малайзия стала членом Совета Безопасности ООН, Сукарно объявил о выходе Индонезии из Организации, в чем получил полную поддержку Китая - 28 января было опубликовано совместное заявление двух стран, которое оформило ось «Пекин - Джакарта». Предусматривалось расширение взаимной торговли, морских перевозок, увеличение военного сотрудничества, а так же предоставление Китаем Индонезии кредита в 80 млн долларов.

Революция 30 сентября

Начало войны

Кульминация войны

Окончание войны

Итоги и последствия

Продолжение следует...