ФЭНДОМ

Индо-пакистанский конфликт
1.6006.13403368
Дата

с 1947

Причина

Спорная территория

Противники
Флаг Пакистана Пакистан
Флаг САСШ США и его союзники
Flag-of-India Индия
Флаг ССГ (МНС) СССР и его союзники
Командующие
неизвестно неизвестно
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
Индо-пакистанский конфликт — противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 году.

Причины конфликта

Главной причиной конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир.

По итогам войны 1959—1961 годов Индия получила контроль над территорией региона. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.

Предыстория

До 1815 года область, ныне известная как Джамму и Кашмир, состояла из 22 небольших княжеств (16 индуистских и 6 мусульманских), часть из них находилась под контролем эмира Афганистана. Индуистские княжества управлялись раджпутских князьями, являвшимися вассалами империи Великих Моголов со времен императора Акбара. Вслед за упадком империи Великих Моголов и вторжениями гуркхов горные княжества попали под контроль сикхов Ранджита Сингха.

Первая англо-сикхская война (1845—1846) велась между сикхами, пытавшимися укрепиться в Кашмире, и Ост-Индской компанией. По Лахорскому договору 1846 года сикхи оставляли область между реками Бис и Сатледж в обмен на выплату компенсации в размере 1,2 миллионов рупий. Ост-Индская компания не имела возможности сразу уплатить эту сумму и потому позволила правителю сикхов Гулабу Сингху занять Кашмир в обмен на списание 750000 рупий из суммы выплаты. Гулаб Сингх стал первым махараджей вновь образованного княжества Джамму и Кашмир и основал династию, которая правила княжеством, пока Индия не обрела независимость в 1947 году.

Раздел Индии

Прекращение британского сюзеренитета над княжествами Индостана сопровождалось признанием их права выбирать, присоединиться к индуистской Индии или мусульманскому Пакистану, или вообще объявить о независимости. Ещё до окончательного вывода британских войск из Индии правитель княжества Джамму и Кашмир под давлением Индии и Пакистана был вынужден согласиться присоединиться к одной из двух новых независимых стран. Но столкнувшись с необходимостью болезненного выбора (административная верхушка княжества состояла из индуистов, а большинство населения исповедовали ислам), махараджа Кашмира Хари Сингх решил заявить о независимости.

Первая индо-пакистанская война

Indian soldiers fighting in 1947 war

Пакистан таким раскладом оказался недоволен,и поэтому объявил северную часть княжества своей территорией под названием Азад Джамму и Кашмир и ввёл туда свои войска. Пакистанские войска, дислоцированные в пограничных районах у Музаффарабада и Домеля, быстро разбили племенное ополчение кашмирцев (часть солдат-мусульман в приграничных районах взбунтовались и присоединились к пакистанцам). Целью первоначального вторжения был захват контроля над долиной Кашмира, включая его главный город, Сринагар, летней столицы государства (город Джамму был зимней столицей). Однако вместо того, чтобы двигаться на Сринагар, вторгающиеся силы оставались в захваченных городах в приграничном регионе и занялись грабежами.

После вступления Индии в конфликт индийские войска и техника выдвинулись в район Сринагара, создали круговую оборону и разбили мусульманское ополчение на окраине города. Разбитые племенные силы бежали к Барамуле и Ури, где были рассеяны. Однако в долине у города Пунч кашмирские войска оказались заблокированы мусульманами.

В Гилгите местное ополчение поддержало пакистанское вторжение и установили контроль над этой северной частью Кашмира. Мусульманские ополченцы Читрала во главе с местным правителем Мехтаром также присоединились к Пакистану.

Индийские войска начали контрнаступление на юге с целью отбить Джангер и Раджаури. В долине Кашмира племенные силы продолжали атаковать гарнизон Ури. На севере ополчение Гилгита заняло Скарду.

В соответствии с резолюцией ООН, с 1 января 1949 года вступило в силу перемирие. 27 июля Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня. Примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана.

Вторая индо-пакистанская война

Войска Пакистан

По итогам первой индо-пакистанской войны 1947—1948 годов штат Кашмир был разделён на две части, отошедшие враждующим сторонам. Пакистан не оставлял надежды установить контроль над индийской частью штата. Пакистанские спецслужбы начали засылку в индийский Кашмир подготовленных диверсантов, которые должны были поднять там восстание в начале августа 1959 года и развернуть партизанскую войну против индийцев. Эта операция, носившая кодовое название «Гибралтар», была довольно таки успешной и началось полноценное вооруженное восстание. Индийцы послали туда дивизию с целью усмирить бунтовщиков,но операция полностью провалилась.

Уже 23 октября 1959 года Пакистан вторгся в Кашмир под эгидой защиты "братьев-мусульман". США открыто поддерживало Пакистан на международной арене и вела поставку оружия. На территории также присутствовали американские инструктора.

Hram Indo Pak 640

С этого момента началась открытая война между Индией и Пакистаном. 25 октября произошла битва под Лахором. Битва была тяжелой для обоих сторон. Но Индия не смогла больше оборонять город и сдала его. После того,как индийский Кашмир перешел под контроль Пакистана,он начал массивное наступление на западные и северные штаты Индии.

Индия была вынуждена прибегнуть к помощи СССР и Китая. 1 марта 1960 года между Индией и СССР был подписан пакт Лимонова-Шастри. 10 марта 1960 года СССР ввел свои регулярные войска на территорию Индии. Гордость пакистанской армии, 1-я танковая дивизия, начала продвижение в направлении индийского города Амритсар, имея задачу захватить его, однако попала в засаду возле селения Асал-Уттар и понесла большие потери в ходе, возможно, самого знаменитого сражения индо-пакистанских войн. В свою очередь, индийцы не сумели прорвать пакистанскую оборону на сиалкотском направлении, хотя в упорных боях всё же захватили населённый пункт Филлора.

1 мая 1961 года президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Шастри подписали Ташкентскую декларацию, которая подвела итоговую черту под войной.

По итогам мирного договора весь Кашмир перешел к Индии. В дальнейшем президент ушел в отставку и были проведены экстеренные выборы на которых победила Коммунистическая Партия Индии. На территории Индии началась постройка советских военных баз.

Трипурский пограничный конфликт

Между Пакистаном и США с одной стороны,и Индии и СССР с другой,был заключен пакт об обязательной военной помощи в случае вторжения.

Однако,после событий второй индо-пакистанской войны провокации со стороны Пакистана не прекратились. В мае-июне 1981 года обострилась ситуация на приграничном районе Трипурии. 12 августа на территории Пакистана было замечено перемещение усиленных групп пакистанских военнослужащих. Начальник погранвойск Восточного округа предложил Исламабаду провести

1971 surrender of Pakistan-

переговоры, но ответа не получил. Обе заставы были приведены в состояние повышенной боевой готовности, вдоль границы вырыты окопы, на участках с наибольшей угрозой создана система траншей и ходов сообщения, на флангах размещены два БТР маневренной группы.

Около 5:30 утра две группы пакистанских военнослужащих (9 и 6 человек) пересекли границу Индии , углубились в его территорию на 400 и 100 метров и к 7 часам утра начали окапываться. За линией границы сосредоточилась группа из сотни солдат.

Индийские пограничники не хотели доводить возникший конфликт до кровопролития. Вооружившись мегафоном, лейтенант на индийском и английском языках обратился к пакистанским военнослужащим: «Вы нарушили индийскую границу. Немедленно отойдите. Мы вас предупреждаем». Но военнослужащие на это не реагировали.

Лейтенант снова повторил предупреждение. В ответ на это пакистанца открыли огонь из автоматов. Ответили огнём и индийские пограничники.

В ХХI веке

Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляют США, а поставки оружия в Индию осуществляет Советский Союз.
48px-Symbol-hammer-and-sickle.svg Красная Угроза
СоциализмFlagStalinUSSR СССР  • Flag of the Soviet Union Советская Империя
КапитализмUsa 48 states США  • Flag of the President of the United States of America Американская Империя
Военно-политические блокиФлаг ЕС ЕАС • НАТО НАТО • ОВД (МВА) ОВД • SEATO СЕАТО • Flag of Comecon СЭВ • ОДКБ ШОС • Флаг Китайскрй Советской Республики Социнтерн
Вооруженные конфликтыАрабо-израильский конфликт • Афганская Война • Война в Центральной Америке • Восстание Кактусов • Индо-пакистанский конфликт  • Третья Тихоокеанская Война  • Операция "Барракуда"  • Попытка военного переворота в СССР  • Попытка отделения Каталонии и Страны Басков  • Пятидневная война  • Южноафриканский Кризис  •
ЛичностиАнатолий Черденко • Вячеслав Молотов • Говард Экерман • Дмитрий Смирнов • Никита Хрущев • Ким Пак Хо • Константин Сафронов • Патрик Стар • Роджер Экерман • Эрнесто Че Гевара • Юрий Богданов • Выдуманные личности, их роль в истории мира
КультураCommand&Conquer:Red Alert • Гражданин • Злой близнец • Коралловый Риф •
ПрочееАльтернативная История • Советско-югославские отношения • Другой мир — те же люди
См. также