ФЭНДОМ

Иранская республика
Иран (СсЧЛ) Герб Ирана (СсЧЛ)
Год основания: 1953
Официальный язык: Фарси
Форма правления: Президентско-парламентская республика
Главы государства: См. Список президентов Ирана
Столица: Тегеран
Религия: Светское государство
Площадь: 1 648 195 км²
Население: 33 700 000 чел.
Валюта: Риал
ИРАН ССЧЛ
Иранская республика (перс. Jomhwra Aaran), сокращенно — Иран (перс. Aaran) — государство в Передней Азии, омываемое водами Персидского и Оманского заливов на юге и Каспийским морем на севере. Образовано в результате Республиканской революции в августе—октябре 1953 года после того, как большинство иранцев на референдуме 2—3 октября высказалось за упразднение монархии.

Крупнейшие города — Тегеран, Мешхед, Исфахан, Кередж, Тебриз.

Государственное устройство

Государственное устройство Иранской республики определяется конституцией, принятой на референдуме 4—5 июня 1954 года. Согласно ее положениям, Иран — светская демократическая унитарная республика с сильной президентской властью. В качестве образца для иранской конституции при ее составлении послужили основной закон Турции 1924 года, а так же конституция СССР 1936 года.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Национальное собрание или Меджлис (перс. Majles Šwraa Mela) состоит из 270 депутатов, избираемых всенародным голосованием по мажоритарным округам на 4-летний срок. К функциям Меджлиса относится принятие законов, ратификация международных соглашений, одобрение и предоставление государственных или международных займов, утверждение главы правительства по предложению президента, принятие бюджета и т. д. Верхняя палата — Сенат (перс. Majles Sena) включает в себя по 2 представителя от каждой провинции Ирана.

Главой государства является президент (перс. R'eas Jomhwra Aaran), избираемый всенародным голосованием на 4-летний срок с одноразовым правом повторного переизбрания. В качестве исключения, первому президенту Ирана специальной статьей конституции позволяется избираться на должность неограниченное число раз. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, единолично определяет внешнюю и внутреннюю политику, назначает руководителей силовых ведомств а так же, по предложению МВД, глав провинций. Кроме того, президент вносит в Меджлис кандидатуру премьер-министра (перс. Nakhostwzar Jomhwra Aaran) — главы правительства (перс. Nezam Jomhwra Aaran), который после утверждения большинством депутатов по согласованию с президентом назначает министров и высших чиновников. Премьер-министр и министры могут быть отрешены от должности путем вынесения им конструктивного вотума недоверия, принятого более чем 3/4 голосов депутатов Меджлиса, а для импичмента президенту необходимо решение 3/4 депутатов в каждой из палат. В случае досрочного прекращения президентом свои обязанностей его функции до новых выборов переходят специально созываемому Президентскому совету (перс. Šwraa Raast) в составе премьер-министра, председателя Меджлиса и главы Верховного суда. Президент и каждый член правительства, наряду с депутатами, имеют право вносить собственные законопроекты на рассмотрение парламента.

Меджлис Ирана

Заседание Меджлиса Иранской республики

Административно Иран делится на провинции или останы (перс. Astan) во главе с назначаемым из центра губернатором-остандаром (перс. Astandar). Провинции, в свою очередь, подразделяются на области или шахрестаны (перс. Šahrestan), представляющие собой города с прилегающей сельской округой. Возглавляет область назначаемый чиновник фармандар (перс. Farmandar). Области состоят из районов или бахшей (перс. Bakhš) во главе с бахшдарами (перс. Bakhšdar), а те, в свою очередь, из городов и сельских муниципалитетов — дехестанов (перс. Dehestan). Иран — достаточно централизованное государство, практически весь региональный административный аппарат которого контролируется президентом и правительством.

Судебная власть принадлежит Верховному суду (перс. Dawan'eala kešwr), который является высшей инстанцией для всех нижестоящих судов. Члены Верховного суда назначаются президентом с одобрения парламента. Кроме того, Верховный суд имеет право в течение 10 дней после принятия закона Сенатом признать его неконституционным — в таком случае он теряет свою силу.

Список президентов Ирана

     Национальный фронт

Фото Имя Правление Партия Премьер-министр
1 Мосаддык Мохаммед Мосаддык
(1882—1967)
10 августа 1954 5 марта 1967 Национальный фронт Хосейн Фатеми
(1954—1967)
Hosein-Fatemi Хосейн Фатеми
(1917—1972)
5 марта 1967 13 августа 1967 Национальный фронт
2 18 апреля 1967 13 августа 1972 Мехди Базарган
(1967—1968)
Карим Санджаби
(1968—1971)
Шапур Бахтияр
(1971—1972)
Бахтияр Шапур Бахтияр
(1914—2001)
13 августа 1972 26 сентября 1972 Национальный фронт
3 9 мая 1972 Карим Санджаби
(1972—19..)

История

15 марта 1951 года Меджлис Ирана по предложению экс-министра Мохаммеда Мосаддыка принял решение о национализации всей иранской нефтяной промышленности — страну охватили массовые митинги в поддержку этого решения, а 28 апреля Мосаддыку было поручено сформировать правительство. Вся собственность Англо-иранской нефтяной компании (АИНК, будущая «British Petroleum») перешла в руки государства, что сделало премьер-министра героем в глазах миллионов иранцев, чувствовавших, что впервые за длительное время они могут распоряжаться национальными богатствами. На этом фоне разгорелся конфликт Мосаддыка с шахом Мохаммедом Резой Пехлеви — после того, как Мосаддык потребовал себе чрезвычайных полномочий, шах 16 июля отправил его в отставку, чем спровоцировал взрыв народного возмущения. Уже через 5 дней шах вынужден был вернуть Мосаддыка в правительство, а 24 февраля 1953 года он и вовсе заявил о намерении в скором времени покинуть страну.

От монархии к республике

2867138
Митинг в Тегеране

Демонстрации в поддержку Мосаддыка

27 февраля шаха неожиданно поддержал союзник Мосаддыка и лидер исламистов аятолла Аболь-Касем Кашани, в результате чего затрещала по швам правящая коалиция. Британцы и американцы, недовольные независимым курсом иранского премьера так же выразили готовность поддержать Пехлеви — к 16 апреля госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом и экс-главой ЦРУ Уолтером Смитом был разработан план по свержению Мосаддыка. Операция, получившая название «Аякс», была начата в августе 1953 года: стартовала мощная информационная кампания против Мосаддыка, которого обвиняли в коррупции, антимонархических, антиисламских и прокоммунистических взглядах. 13 августа по результатам референдума Мосаддык получил право распустить парламент на неопределенный срок, что было использовано его противниками как предлог для переворота — 15 августа шах издал фирман об отставке Мосаддыка и назначении премьер-министром генерала Фазлоллы Захеди, однако Мосаддык был уже предупрежден о заговоре советской разведкой через посредничество коммунистической партии «Туде». Он объявил действия шаха неконституционными — улицы Тегерана покрылись многотысячными демонстрациями, требовавшими свержения монархии и установления республики. В тот же день Пехлеви бежал в Багдад, а оттуда — в Рим.

17 августа президент США Эйзенхауэр собрал у себя срочное совещание для обсуждения ситуации в Иране — видя провал заговора, Уолтер Смит предложил президенту отказаться от операции «Аякс», заметив, что «не смотря на все свои недостатки, Мосаддык не любит русских и своевременно оказанная помощь позволит удержать его от коммунизма». Эйзенхауэр вынужден был согласиться с доводами Смита. 19 августа советское руководство рекомендовало лидерам партии «Туде» всеми силами поддержать режим Мосаддыка и не провоцировать народные волнения коммунистическими лозунгами — в тот же день провалилась попытка поднять восстание религиозных фанатиков в Тегеране, а генерал Захеди, тайно прибывший в столицу, был арестован.

Мосаддык и толпа

Мосаддык на митинге Национального фронта

2—3 октября прошел референдум, на котором 98,2% иранцев высказалось за отмену монархии и создание республики. Шах был официально лишен короны — полномочия главы государства вплоть до выборов президента перешли Мосаддыку. В декабре был опубликован проект конституции, а 5—6 февраля 1954 года прошли выборы в Конституционное собрание Ирана. К этому времени Мосаддык добился запрещения практически всех монархических партий — возглавляемый им Национальный фронт, в который входили либерально-социалистические Иранская партия, Партия иранского народа, Национальная партия и партия «Третья сила», стал основной политической организацией в стране. Единственную альтернативу Фронту представляли коммунисты из партии «Туде», однако они накануне выборов заключили соглашение с Мосаддыком, договорившись о совместном выдвижении кандидатов.

В результате, Конституционное собрание оказалось практически полностью лояльным правительству и 18 мая утвердило проект конституции, предложенный Мосаддыком. 4—5 июня на референдуме 99,5% из участвовавших в нем иранцев одобрили новый Основной закон, однако от Мосаддыка не скрылось резкое снижение явки: если в октябре 1953 года на референдум об отмене монархии пришло 89% избирателей, то спустя полгода на голосование по конституции — уже 71%. 30 июля на первых президентских выборах, прошедших на безальтернативной основе, Мосаддык, поддержанный всеми легальными политическими силами в стране, был избран главой республики, а 17 сентября прошли выборы в республиканский Меджлис I созыва — к этому времени явка снизилась до 52%, но, тем не менее, Верховный суд, первый состав которого был назначен единолично Мосаддыком, признал их состоявшимися.

Правление Мохаммеда Мосаддыка

Внешняя политика

Мосаддык в СССР

Мохаммед Мосаддык прибывает в Советский Союз

Первым государством, признавшим режим Мосаддыка, был Советский Союз, и именно с ним в первые десятилетия существования Иранской республики у нее были наиболее тесные отношения — 25 июня 1955 года Мосаддык посетил СССР с официальным двухнедельным визитом, по итогам которого был заключен советско-иранский пакт, в котором стороны торжественно пообещали не использовать друг против друга военную силу, а так же отказались от любых взаимных территориальных и иных претензий. Кроме того, был подписан договор об экономическом сотрудничестве между Ираном и СЭВ, а для развития иранской нефтяной промышленности в Тегеран направилась группа советских специалистов. Они участвовали в строительстве целого ряда объектов, обнаружили на территории Ирана запасы железной руды и месторождения коксующегося угля, СССР так же предоставил Мосаддыку льготные кредиты, погасить которые предполагалось поставками природного газа.

В 1958 и 1964 годах между Советским Союзом и Ираном были заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве в экономической и технической сфере, строительстве Исфаханского металлургического комбината и Трансиранского газопровода, по которому иранский газ поставлялся в Закавказье и Западную Европу. Открытие этого газопровода позволила Ирану выйти на европейские рынки и значительно обогатить свою экономику.

Завод в Исфахане

Исфаханский металлургический комбинат

Тем не менее, Мосаддык отверг предложение присоединиться к Совету Экономической Взаимопомощи, т. к. считал, что Иран должен проводить независимую от воли сверхдержав внешнюю политику. Он был одним из инициаторов созыва Бандунгской конференции 18—24 апреля 1955 года, на которой удалось установить тесные экономические связи с Индией, Югославией, Египтом, Ганой, Индонезией и другими развивающимися государствами. Мосаддык, наряду с Тито, Насером и Неру стоял у истоков Движения неприсоединения, объединившего в сентябре 1961 году 25 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Отношения с Соединенными Штатами поначалу были напряженными — не смотря на то, что в политической риторике Мосаддыка главным врагом Ирана оставалась Британия, а Штатам он, напротив, предлагал мирное урегулирование всех спорных вопросов, Вашингтон неизменно оказывался не на стороне Тегерана во всех международных спорах: в 1955 году Мосаддык осудил подписание «Багдадского пакта» между Великобританией, Турцией, Ираком и Пакистаном, назвав его «неприкрытым актом агрессии против иранского народа», в 1956 году он поддержал Египет во время Суэцкого кризиса и трехсторонней англо-франко-израильской интервенции, а в 1957 году потребовал передать Ирану контролировавшийся британцами остров Бахрейн. Эйзенхауэр, отношения которого с Лондоном в середине 1950-х годов так же были не безоблачными, пытался использовать антибританские настроения в Тегеране для установления контактов, однако 27 февраля 1958 года спецслужбы Ирана раскрыли направленный против Мосаддыка военный заговор во главе с генералом Мохаммадом-Вали Гарани — как удалось установить, Гарани встречался с американскими дипломатами в Афинах, в результате чего Мосаддык потребовал закрыть американское посольство в Тегеране.

Переговоры

Мосаддык на переговорах с американской делегацией

Налаживание отношений с США стало возможным лишь с приходом в Белый дом президента Кеннеди, которого Мосаддык считал более приемлемой кандидатурой, чем республиканцы Эйзенхауэр и Никсон. 24 июля 1961 года в Тегеране было открыто торговое представительство Израиля — этот шаг, воспринятый крайне неоднозначно в мусульманском мире, т. к. он означал фактическое признание Израиля, был расценен Вашингтоном как готовность Тегерана начать сближение. 14 декабря были восстановлены американо-иранские дипломатические отношения, разорванные из-за заговора Гарани, и состоялись переговоры Мосаддыка с новым послом США Джулиусом Холмсом, а в апреле 1962 года в Тегеран прибыл Кеннеди. Визит его, однако, был омрачен массовыми анти-американскими демонстрациями, организованными партией «Туде», из-за чего доверительной беседы между двумя президентами не получилось — Иран так и продолжил независимый курс во внешней политике. Пожалуй, единственным позитивным итогом от визита Кеннеди была выписка из Нью-Йорка группы высококлассных американских врачей для лечения Мосаддыка.

В 1960-е годы Иран наращивает сотрудничество со странами Европы, прежде всего с Францией, лидер которой — генерал Шарль де Голль — стремился проводить максимально независимую от Вашингтона внешнюю политику, а так же с Германией. Из стран соцблока, помимо Советского Союза, наиболее тесные отношения сложились с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудования. Мосаддык рассчитывал сделать Иран лидером Передней Азии, полностью подчинив себе «керосиновую бочку» планеты — Персидский залив, что поставило бы мировую капиталистическую экономику в определенную зависимость от Тегерана. Военные расходы Иранской республики с 1954 по 1967 год выросли в 20 раз, был создан самый сильный в мире флот судов на воздушной подушке, самая совершенная в Третьем мире ракетная система ПВО, а по численности ВВС Иран превзошел всех членов НАТО, кроме США. Правительство Мосаддыка даже вынашивало планы по освоению атомной энергии, но в этом встретило резкое противодействие Москвы.

Иранские десантники

Иранские десантники на учениях

Такие колоссальные расходы, не смотря на зачастую бескорыстную помощью СССР, едва не привели к серьезным проблемам в иранской экономике, а спонсирование Мосаддыком национально-освободительного движения в британских колониях на побережье Персидского залива — Катаре, Бахрейне и Омане — вызвало охлаждение отношений с другим претендентом на гегемонию в регионе — Гамалем Абделем Насером.

Развитие экономики

После национализации иранской нефтяной промышленности Британия объявила морскую блокаду Абадана — центра нефтедобычи на побережье Персидского залива. С 1952 года британцы захватывали все танкеры, перевозившие иранскую нефть, что едва не привело к полному прекращению ее экспорта, и лишь благодаря помощи Советского Союза правительство Мосаддыка стало получать стабильный доход от продажи нефти, благодаря чему у него появились финансы для проведения масштабной программы индустриализации.

По образцу СССР в 1954 году был принят 1-й пятилетний план развития экономики, предусматривавший национализацию всех лесов и пастбищ, чтобы не допустить их уничтожение, национализацию водных ресурсов, строительство электростанций и гидроузлов, проведение оросительных работ и создание вокруг городов и вдоль автомагистралей «зеленых поясов». 26 января 1955 года Мосаддык объявил программу по полной ликвидации феодализма — правительство выкупало всю землю, находившуюся в руках феодалов и продавало ее крестьянам по цене, на 30% ниже рыночной, причем покупателям предоставлялась 25-летняя рассрочка по очень низкой процентной ставке. В результате 1,5 млн крестьянских семей получили обрабатываемую ими землю в собственность. Было образовано Министерство реконструкции и развития, которое занималось обучением крестьян современным методам ведения сельского хозяйства и обращению с новейшей техникой. С 1956 по 1965 года продукция иранского аграрного сектора увеличилась на 80% в тоннаже и на 67% в стоимостном выражении. Кроме этого, Министерство реконструкции и развития занималось строительством общественных бань, библиотек, школ, прокладкой водопроводов и снабжением населения электричеством.

703

Нефтеперерабатывающие предприятия в Абадане

В 1950-е годы экономика Ирана сделала большой шаг вперед — были модернизированы портовые сооружения, расширена Трансиранская железная дорога, проложены новые автомагистрали, открылось много небольших фабрик, специализирующихся на производстве одежды, продуктов питания, цемента, плитки, бумаги и бытовой техники. Также были открыты и крупные предприятия по производству текстиля, станков и сборке автомобилей.

Однако к началу 1960-х годов в иранской экономике стали очевидны проблемы — стали снижаться темпы номинального экономического роста и доходы на душу населения. В результате Мосаддык вынужден был провести частичную приватизацию убыточных предприятий, чьи акции продавались населению, в т. ч. бывшим феодалам. Были созданы специализированные банки для кредитования средних и крупных частных производственных предприятий. Не ограничиваясь льготными кредитами, государство также предусмотрело широкий спектр стимулов для поощрения инвестиций в новые отрасли прежде всего со стороны национального бизнеса. Мосаддык даже объявил, что не видит ничего плохого, если на иранском рынке появятся иностранные компании, однако половинчатый результат от переговоров с США привел лишь к ограниченному притоку финансов из-за рубежа.

Чтобы поднять уровень жизни населения, правительство приняло постановление о «разделении прибыли» — 1/5 часть прибыли предприятия как государственного, так и частного сектора с 1962 года делилась между рабочими и служащими этого предприятия. Кроме того, для стимулирования роста производительности труда рабочие получали бонусы к зарплате, если удавалось добиться сокращения расходов или увеличения объемов выпуска продукции. В 1963 году Мосаддык предложил превратить всех работников предприятий в акционеров этих предприятий — был принят закон, по которому 99% акций государственных компаний и 49% акций компаний частного сектора, существующих в течение более чем 5 лет, должны были продаваться их работникам, а в случае, если число акций превышает число работников, то и широким слоям населения.

Мосаддык Тайм

Мосаддык на обложке журнала «Time»

К концу правления Мосаддыка удалось добиться ежегодного прироста валового национального продукта в 13,2%, а нефтяная, газовая и строительная отрасли выросли почти на 500% с 1953 по 1967 год. Почти в 4 раза выросла совокупная численность двух классов — интеллигенции и городских рабочих, в промышленность активно стали вовлекаться женщины.

Внутренние противоречия

Мосаддык видел Иран вестернизированным светским государством, однако на пути его программы модернизации стояли низкий уровень образования большинства иранцев и резко-негативное отношение духовенства, которое вело агитацию против республики. Реакцией на антиправительственную позицию духовенства стало провозглашение Мосаддыком масштабной программы реформ в культурной сфере — 10 апреля 1958 года из конституции была исключена 2-я статья, гласившая, что «религией иранского государства является ислам», 1 ноября 1961 года иранский алфавит был переведен на латиницу, 10 декабря 1961 года избирательное право было предоставлено женщинам, а впоследствии им предоставили возможность занимать посты чиновников, адвокатов, судей. Было создано Министерство просвещения, которому поручалось проведение реформы образования — среднее образование стало бесплатным и обязательным, учебную программу во многом скопировали с советской, государственные школы стали бесплатными и доступными для всех слоев населения, государство гарантировало школьникам и дошкольникам бесплатное питание, в 1967 году около 100 000 иранских студентов обучались за рубежом, прежде всего — в СССР. Число учащихся выросло в 2,5 раза, достигнув к концу правления Мосаддыка отметки в 5 млн человек. Доля грамотных за 13 лет увеличилась с 26% до 42%.

Отношение с духовенством у Мосаддыка все время ухудшались — его лидеры, аятолла Кашани, а после его смерти в 1962 году аятолла Рухолла Хомейни, критиковали правительство за проведение секуляризации, предоставление женщинам избирательных прав, негативные последствия земельной реформы и потворство религиозным меньшинствам — иудеям, христианам, зороастрийцам, бахаи, которым, например, позволили принимать присягу на собственных священных книгах вместо Корана. Были однако у Мосаддыка и сторонники среди шиитских богословов — например, аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари, поддержавший курс на сближение с Советским Союзом, или Махмуд Телегани, который был идейно близок к партии «Туде» и отстаивал принцип коллективной собственности.

Женщины на выборах

Иранские женщины на одном из избирательных участков

Помимо образования развивалось и здравоохранение — главной проблемой было предоставление врачебной помощи сельскому населению, для чего в 1955—1957 годах было подготовлено свыше 4500 медицинских групп, благодаря которым 10 млн человек смогли позволить себе бесплатное лечение. В 1965 году была введена система социального страхования, каждому гражданину гарантировали пенсионные выплаты в размере до 100% заработной платы при выходе на пенсию, введены предельные ограничения цен на жилье и недвижимость, нуждающимся матерям и новорожденным стали бесплатно раздавать продукты питания.

Не смотря на в целом успешный курс и рост благосостояния населения, у реформ Мосаддыка были и негативные последствия. Земельная реформа, например, покончив с феодальным землевладением привела к росту социального расслоения на селе — около половины крестьян не получили земли или же очень быстро ее лишились, превратившись в батраков или пастухов, у большинства же наделы не превышали 10 га. Реально от реформы выиграл лишь узкий слой зажиточных фермеров, в основном бывших сельских старост, судебных приставов и некоторых помещиков. Недовольство итогами реформ привело к разрыву коалиции между Национальным фронтом и партией «Туде» — на президентских выборах 1962 года впервые участвовал кандидат от оппозиции, коммунист Реза Радманеш. Набрал он меньше 10% голосов, однако и этого оказалось достаточным, чтобы Мосаддык начал репрессии против своих бывших союзников — созданным в 1958 года как ответ на заговор генерала Гарани Министерством информации и безопасности (перс. Wezarat Atla'eat w Amnat Jomhwra — WAWAJ) было арестовано около 400 активистов компартии. Этот шаг, сделанный в преддверии визита Кеннеди и призванный продемонстрировать готовность Мосаддыка на сближение со Штатами, привел к охлаждению советско-иранских отношений, однако впоследствии большинство арестованных было отпущено на свободу. Советское правительство закрыло на этот инцидент глаза, как оно уже поступило в отношении Насера, так же преследовавшего коммунистов, однако события 1962 года стали тревожным сигналом, что Иран может превратиться из союзника во врага.

Правление Хосейна Фатеми

Продолжение следует...