ФЭНДОМ

Иранская республика
Иран (СсЧЛ) Герб Ирана (СсЧЛ)
Год основания: 1953
Официальный язык: Фарси
Форма правления: Президентско-парламентская республика
Главы государства: См. Список президентов Ирана
Столица: Тегеран
Религия: Светское государство
Площадь: 1 648 195 км²
Население: 33 700 000 чел.
Валюта: Риал
ИРАН ССЧЛ
Иранская республика (перс. Jomhwra Aaran), сокращенно - Иран (перс. Aaran) - государство в Передней Азии, омываемое водами Персидского и Оманского заливов на юге и Каспийским морем на севере. Образовано в результате Республиканской революции в августе-октябре 1953 года после того, как большинство иранцев на референдуме 2-3 октября высказалось за упразднение монархии.

Крупнейшие города - Тегеран, Мешхед, Исфахан, Кередж, Тебриз.

Государственное устройство

Государственное устройство Иранской республики определяется конституцией, принятой на референдуме 4-5 июня 1954 года. Согласно ее положениям, Иран - светская демократическая унитарная республика с сильной президентской властью. В качестве образца для иранской конституции при ее составлении послужили основной закон Турции 1924 года, а так же конституция СССР 1936 года.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Национальное собрание или Меджлис (перс. Majles Šwraa Mela) состоит из 270 депутатов, избираемых всенародным голосованием по мажоритарным округам на 4-летний срок. К функциям Меджлиса относится принятие законов, ратификация международных соглашений, одобрение и предоставление государственных или международных займов, утверждение главы правительства по предложению президента, принятие бюджета и т. д. Верхняя палата - Сенат (перс. Majles Sena) включает в себя по 2 представителя от каждой провинции Ирана.

Главой государства является президент (перс. R'eas Jomhwra Aaran), избираемый всенародным голосованием на 4-летний срок с одноразовым правом повторного переизбрания. В качестве исключения, первому президенту Ирана специальной статьей конституции позволяется избираться на должность неограниченное число раз. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, единолично определяет внешнюю и внутреннюю политику, назначает руководителей силовых ведомств а так же, по предложению МВД, глав провинций. Кроме того, президент вносит в Меджлис кандидатуру премьер-министра (перс. Nakhostwzar Jomhwra Aaran) - главы правительства (перс. Nezam Jomhwra Aaran), который после утверждения большинством депутатов по согласованию с президентом назначает министров и высших чиновников. Премьер-министр и министры могут быть отрешены от должности путем вынесения им конструктивного вотума недоверия, принятого более чем 3/4 голосов депутатов Меджлиса, а для импичмента президенту необходимо решение 3/4 депутатов в каждой из палат. В случае досрочного прекращения президентом свои обязанностей его функции до новых выборов переходят специально созываемому Президентскому совету (перс. Šwraa Raast) в составе премьер-министра, председателя Меджлиса и главы Верховного суда. Президент и каждый член правительства, наряду с депутатами, имеют право вносить собственные законопроекты на рассмотрение парламента.

Меджлис Ирана

Заседание Меджлиса Иранской республики

Административно Иран делится на провинции или останы (перс. Astan) во главе с назначаемым из центра губернатором-остандаром (перс. Astandar). Провинции, в свою очередь, подразделяются на области или шахрестаны (перс. Šahrestan), представляющие собой города с прилегающей сельской округой. Возглавляет область назначаемый чиновник фармандар (перс. Farmandar). Области состоят из районов или бахшей (перс. Bakhš) во главе с бахшдарами (перс. Bakhšdar), а те, в свою очередь, из городов и сельских муниципалитетов - дехестанов (перс. Dehestan). Иран - достаточно централизованное государство, практически весь региональный административный аппарат которого контролируется президентом и правительством.

Судебная власть принадлежит Верховному суду (перс. Dawan'eala kešwr), который является высшей инстанцией для всех нижестоящих судов. Члены Верховного суда назначаются президентом с одобрения парламента. Кроме того, Верховный суд имеет право в течение 10 дней после принятия закона Сенатом признать его неконституционным - в таком случае он теряет свою силу.

Список президентов Ирана

     Национальный фронт

Фото Имя Правление Партия
1 Мосаддык Мохаммед Мосаддык
(1882—1967)
10 августа 1954 5 марта 1967 Национальный фронт
Hosein-Fatemi Хосейн Фатеми
(1917—1972)
5 марта 1967 18 апреля 1967 Национальный фронт
2 18 апреля 1967 27 марта 1972
Бахтияр Шапур Бахтияр
(1914—2001)
27 марта 1972 9 мая 1972 Национальный фронт
3 9 мая 1972

История

15 марта 1951 года Меджлис Ирана по предложению экс-министра Мохаммеда Мосаддыка принял решение о национализации всей иранской нефтяной промышленности - страну охватили массовые митинги в поддержку этого решения, а 28 апреля Мосаддыку было поручено сформировать правительство. Вся собственность Англо-иранской нефтяной компании (АИНК, будущая «British Petroleum») перешла в руки государства, что сделало премьер-министра героем в глазах миллионов иранцев, чувствовавших, что впервые за длительное время они могут распоряжаться национальными богатствами. На этом фоне разгорелся конфликт Мосаддыка с шахом Мохаммедом Резой Пехлеви - после того, как Мосаддык потребовал себе чрезвычайных полномочий, шах 16 июля отправил его в отставку, чем спровоцировал взрыв народного возмущения. Уже через 5 дней шах вынужден был вернуть Мосаддыка в правительство, а 24 февраля 1953 года он и вовсе заявил о намерении в скором времени покинуть страну.

От монархии к республике

2867138
Митинг в Тегеране

Демонстрации в поддержку Мосаддыка

27 февраля шаха неожиданно поддержал союзник Мосаддыка и лидер исламистов аятолла Аболь-Касем Кашани, в результате чего затрещала по швам правящая коалиция. Британцы и американцы, недовольные независимым курсом иранского премьера так же выразили готовность поддержать Пехлеви - к 16 апреля госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом и экс-главой ЦРУ Уолтером Смитом был разработан план по свержению Мосаддыка. Операция, получившая название «Аякс», была начата в августе 1953 года: стартовала мощная информационная кампания против Мосаддыка, которого обвиняли в коррупции, антимонархических, антиисламских и прокоммунистических взглядах. 13 августа по результатам референдума Мосаддык получил право распустить парламент на неопределенный срок, что было использовано его противниками как предлог для переворота - 15 августа шах издал фирман об отставке Мосаддыка и назначении премьер-министром генерала Фазлоллы Захеди, однако Мосаддык был уже предупрежден о заговоре советской разведкой через посредничество коммунистической партии «Туде». Он объявил действия шаха неконституционными - улицы Тегерана покрылись многотысячными демонстрациями, требовавшими свержения монархии и установления республики. В тот же день Пехлеви бежал в Багдад, а оттуда - в Рим.

17 августа президент США Эйзенхауэр собрал у себя срочное совещание для обсуждения ситуации в Иране - видя провал заговора, Уолтер Смит предложил президенту отказаться от операции «Аякс», заметив, что «не смотря на все свои недостатки, Мосаддык не любит русских и своевременно оказанная помощь позволит удержать его от коммунизма». Эйзенхауэр вынужден был согласиться с доводами Смита. 19 августа советское руководство рекомендовало лидерам партии «Туде» всеми силами поддержать режим Мосаддыка и не провоцировать народные волнения коммунистическими лозунгами - в тот же день провалилась попытка поднять восстание религиозных фанатиков в Тегеране, а генерал Захеди, тайно прибывший в столицу, был арестован.

Мосаддык и толпа

Мосаддык на митинге Национального фронта

2-3 октября прошел референдум, на котором 98,2% иранцев высказалось за отмену монархии и создание республики. Шах был официально лишен короны - полномочия главы государства вплоть до выборов президента перешли Мосаддыку. В декабре был опубликован проект конституции, а 5-6 февраля 1954 года прошли выборы в Конституционное собрание Ирана. К этому времени Мосаддык добился запрещения практически всех монархических партий - возглавляемый им Национальный фронт, в который входили либерально-социалистические Иранская партия, Партия иранского народа, Национальная партия и партия «Третья сила», стал основной политической организацией в стране. Единственную альтернативу Фронту представляли коммунисты из партии «Туде», однако они накануне выборов заключили соглашение с Мосаддыком, договорившись о совместном выдвижении кандидатов.

В результате, Конституционное собрание оказалось практически полностью лояльным правительству и 18 мая утвердило проект конституции, предложенный Мосаддыком. 4-5 июня на референдуме 99,5% из участвовавших в нем иранцев одобрили новый Основной закон, однако от Мосаддыка не скрылось резкое снижение явки: если в октябре 1953 года на референдум об отмене монархии пришло 89% избирателей, то спустя полгода на голосование по конституции - уже 71%. 30 июля на первых президентских выборах, прошедших на безальтернативной основе, Мосаддык, поддержанный всеми легальными политическими силами в стране, был избран главой республики, а 17 сентября прошли выборы в республиканский Меджлис I созыва - к этому времени явка снизилась до 52%, но, тем не менее, Верховный суд, первый состав которого был назначен единолично Мосаддыком, признал их состоявшимися.

Правление Мохаммеда Мосаддыка

Внешняя политика

Мосаддык в СССР

Мохаммед Мосаддык прибывает в Советский Союз

Первым государством, признавшим режим Мосаддыка, был Советский Союз, и именно с ним в первые десятилетия существования Иранской республики у нее были наиболее тесные отношения - 25 июня 1955 года Мосаддык посетил СССР с официальным двухнедельным визитом, по итогам которого был заключен советско-иранский пакт, в котором стороны торжественно пообещали не использовать друг против друга военную силу, а так же отказались от любых взаимных территориальных и иных претензий. Кроме того, был подписан договор об экономическом сотрудничестве между Ираном и СЭВ, а для развития иранской нефтяной промышленности в Тегеран направилась группа советских специалистов. Они участвовали в строительстве целого ряда объектов, обнаружили на территории Ирана запасы железной руды и месторождения коксующегося угля, СССР так же предоставил Мосаддыку льготные кредиты, погасить которые предполагалось поставками природного газа.

В 1958 и 1964 годах между Советским Союзом и Ираном были заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве в экономической и технической сфере, строительстве Исфаханского металлургического комбината и Трансиранского газопровода, по которому иранский газ поставлялся в Закавказье и Западную Европу. Открытие этого газопровода позволила Ирану выйти на европейские рынки и значительно обогатить свою экономику.

Завод в Исфахане

Исфаханский металлургический комбинат

Тем не менее, Мосаддык отверг предложение присоединиться к Совету Экономической Взаимопомощи, т. к. считал, что Иран должен проводить независимую от воли сверхдержав внешнюю политику. Он был одним из инициаторов созыва Бандунгской конференции 18-24 апреля 1955 года, на которой удалось установить тесные экономические связи с Индией, Югославией, Египтом, Ганой, Индонезией и другими развивающимися государствами. Мосаддык, наряду с Тито, Насером и Неру стоял у истоков Движения неприсоединения, объединившего в сентябре 1961 году 25 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Отношения с Соединенными Штатами поначалу были напряженными - не смотря на то, что в политической риторике Мосаддыка главным врагом Ирана оставалась Британия, а Штатам он, напротив, предлагал мирное урегулирование всех спорных вопросов, Вашингтон неизменно оказывался не на стороне Тегерана во всех международных спорах: в 1955 году Мосаддык осудил подписание «Багдадского пакта» между Великобританией, Турцией, Ираком и Пакистаном, назвав его «неприкрытым актом агрессии против иранского народа», в 1956 году он поддержал Египет во время Суэцкого кризиса и трехсторонней англо-франко-израильской интервенции, а в 1957 году потребовал передать Ирану контролировавшийся британцами остров Бахрейн. Эйзенхауэр, отношения которого с Лондоном в середине 1950-х годов так же были не безоблачными, пытался использовать антибританские настроения в Тегеране для установления контактов, однако 27 февраля 1958 года спецслужбы Ирана раскрыли направленный против Мосаддыка военный заговор во главе с генералом Мохаммадом-Вали Гарани - как удалось установить, Гарани встречался с американскими дипломатами в Афинах, в результате чего Мосаддык потребовал закрыть американское посольство в Тегеране.

Переговоры

Мосаддык на переговорах с американской делегацией

Налаживание отношений с США стало возможным лишь с приходом в Белый дом президента Кеннеди, которого Мосаддык считал более приемлемой кандидатурой, чем республиканцы Эйзенхауэр и Никсон. 24 июля 1961 года в Тегеране было открыто торговое представительство Израиля - этот шаг, воспринятый крайне неоднозначно в мусульманском мире, т. к. он означал фактическое признание Израиля, был расценен Вашингтоном как готовность Тегерана начать сближение. 14 декабря были восстановлены американо-иранские дипломатические отношения, разорванные из-за заговора Гарани, и состоялись переговоры Мосаддыка с новым послом США Джулиусом Холмсом, а в апреле 1962 года в Тегеран прибыл Кеннеди. Визит его, однако, был омрачен массовыми анти-американскими демонстрациями, организованными партией «Туде», из-за чего доверительной беседы между двумя президентами не получилось - Иран так и продолжил независимый курс во внешней политике. Пожалуй, единственным позитивным итогом от визита Кеннеди была выписка из Нью-Йорка группы высококлассных американских врачей для лечения Мосаддыка.

В 1960-е годы Иран наращивает сотрудничество со странами Европы, прежде всего с Францией, лидер которой - генерал Шарль де Голль - стремился проводить максимально независимую от Вашингтона внешнюю политику, а так же с Германией. Из стран соцблока, помимо Советского Союза, наиболее тесные отношения сложились с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудования. Мосаддык рассчитывал сделать Иран лидером Передней Азии, полностью подчинив себе «керосиновую бочку» планеты - Персидский залив, что поставило бы мировую капиталистическую экономику в определенную зависимость от Тегерана. Военные расходы Иранской республики с 1954 по 1967 год выросли в 20 раз, был создан самый сильный в мире флот судов на воздушной подушке, самая совершенная в Третьем мире ракетная система ПВО, а по численности ВВС Иран превзошел всех членов НАТО, кроме США. Правительство Мосаддыка даже вынашивало планы по освоению атомной энергии, но в этом встретило резкое противодействие Москвы.

Иранские десантники

Иранские десантники на учениях

Такие колоссальные расходы, не смотря на зачастую бескорыстную помощью СССР, едва не привели к серьезным проблемам в иранской экономике, а спонсирование Мосаддыком национально-освободительного движения в британских колониях на побережье Персидского залива - Катаре, Бахрейне и Омане - вызвало охлаждение отношений с другим претендентом на гегемонию в регионе - Гамалем Абделем Насером.

Развитие экономики

После национализации иранской нефтяной промышленности Британия объявила морскую блокаду Абадана - центра нефтедобычи на побережье Персидского залива. С 1952 года британцы захватывали все танкеры, перевозившие иранскую нефть, что едва не привело к полному прекращению ее экспорта, и лишь благодаря помощи Советского Союза правительство Мосаддыка стало получать стабильный доход от продажи нефти, благодаря чему у него появились финансы для проведения масштабной программы индустриализации.

По образцу СССР в 1954 году был принят 1-й пятилетний план развития экономики, предусматривавший национализацию всех лесов и пастбищ, чтобы не допустить их уничтожение, национализацию водных ресурсов, строительство электростанций и гидроузлов, проведение оросительных работ и создание вокруг городов и вдоль автомагистралей «зеленых поясов». 26 января 1955 года Мосаддык объявил программу по полной ликвидации феодализма - правительство выкупало всю землю, находившуюся в руках феодалов и продавало ее крестьянам по цене, на 30% ниже рыночной, причем покупателям предоставлялась 25-летняя рассрочка по очень низкой процентной ставке. В результате 1,5 млн крестьянских семей получили обрабатываемую ими землю в собственность. Было образовано Министерство реконструкции и развития, которое занималось обучением крестьян современным методам ведения сельского хозяйства и обращению с новейшей техникой. С 1956 по 1965 года продукция иранского аграрного сектора увеличилась на 80% в тоннаже и на 67% в стоимостном выражении. Кроме этого, Министерство реконструкции и развития занималось строительством общественных бань, библиотек, школ, прокладкой водопроводов и снабжением населения электричеством.

703

Нефтеперерабатывающие предприятия в Абадане

В 1950-е годы экономика Ирана сделала большой шаг вперед - были модернизированы портовые сооружения, расширена Трансиранская железная дорога, проложены новые автомагистрали, открылось много небольших фабрик, специализирующихся на производстве одежды, продуктов питания, цемента, плитки, бумаги и бытовой техники. Также были открыты и крупные предприятия по производству текстиля, станков и сборке автомобилей.

Однако к началу 1960-х годов в иранской экономике стали очевидны проблемы - стали снижаться темпы номинального экономического роста и доходы на душу населения. В результате Мосаддык вынужден был провести частичную приватизацию убыточных предприятий, чьи акции продавались населению, в т. ч. бывшим феодалам. Были созданы специализированные банки для кредитования средних и крупных частных производственных предприятий. Не ограничиваясь льготными кредитами, государство также предусмотрело широкий спектр стимулов для поощрения инвестиций в новые отрасли прежде всего со стороны национального бизнеса. Мосаддык даже объявил, что не видит ничего плохого, если на иранском рынке появятся иностранные компании, однако половинчатый результат от переговоров с США привел лишь к ограниченному притоку финансов из-за рубежа.

Чтобы поднять уровень жизни населения, правительство приняло постановление о «разделении прибыли» - 1/5 часть прибыли предприятия как государственного, так и частного сектора с 1962 года делилась между рабочими и служащими этого предприятия. Кроме того, для стимулирования роста производительности труда рабочие получали бонусы к зарплате, если удавалось добиться сокращения расходов или увеличения объемов выпуска продукции. В 1963 году Мосаддык предложил превратить всех работников предприятий в акционеров этих предприятий - был принят закон, по которому 99% акций государственных компаний и 49% акций компаний частного сектора, существующих в течение более чем 5 лет, должны были продаваться их работникам, а в случае, если число акций превышает число работников, то и широким слоям населения.

Мосаддык Тайм

Мосаддык на обложке журнала «Time»

К концу правления Мосаддыка удалось добиться ежегодного прироста валового национального продукта в 13,2%, а нефтяная, газовая и строительная отрасли выросли почти на 500% с 1953 по 1967 год. Почти в 4 раза выросла совокупная численность двух классов - интеллигенции и городских рабочих, в промышленность активно стали вовлекаться женщины.

Внутренние противоречия

Мосаддык видел Иран вестернизированным светским государством, однако на пути его программы модернизации стояли низкий уровень образования большинства иранцев и резко-негативное отношение духовенства, которое вело агитацию против республики. Реакцией на антиправительственную позицию духовенства стало провозглашение Мосаддыком масштабной программы реформ в культурной сфере - 10 апреля 1958 года из конституции была исключена 2-я статья, гласившая, что «религией иранского государства является ислам», 1 ноября 1961 года иранский алфавит был переведен на латиницу, 10 декабря 1961 года избирательное право было предоставлено женщинам, а впоследствии им предоставили возможность занимать посты чиновников, адвокатов, судей. Было создано Министерство просвещения, которому поручалось проведение реформы образования - среднее образование стало бесплатным и обязательным, учебную программу во многом скопировали с советской, государственные школы стали бесплатными и доступными для всех слоев населения, государство гарантировало школьникам и дошкольникам бесплатное питание, в 1967 году около 100 000 иранских студентов обучались за рубежом, прежде всего - в СССР. Число учащихся выросло в 2,5 раза, достигнув к концу правления Мосаддыка отметки в 5 млн человек. Доля грамотных за 13 лет увеличилась с 26% до 42%.

Отношение с духовенством у Мосаддыка все время ухудшались - его лидеры, аятолла Кашани, а после его смерти в 1962 году аятолла Рухолла Хомейни, критиковали правительство за проведение секуляризации, предоставление женщинам избирательных прав, негативные последствия земельной реформы и потворство религиозным меньшинствам - иудеям, христианам, зороастрийцам, бахаи, которым, например, позволили принимать присягу на собственных священных книгах вместо Корана. Были однако у Мосаддыка и сторонники среди шиитских богословов - например, аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари, поддержавший курс на сближение с Советским Союзом, или Махмуд Телегани, который был идейно близок к партии «Туде» и отстаивал принцип коллективной собственности.

Женщины на выборах

Иранские женщины на одном из избирательных участков

Помимо образования развивалось и здравоохранение - главной проблемой было предоставление врачебной помощи сельскому населению, для чего в 1955-1957 годах было подготовлено свыше 4500 медицинских групп, благодаря которым 10 млн человек смогли позволить себе бесплатное лечение. В 1965 году была введена система социального страхования, каждому гражданину гарантировали пенсионные выплаты в размере до 100% заработной платы при выходе на пенсию, введены предельные ограничения цен на жилье и недвижимость, нуждающимся матерям и новорожденным стали бесплатно раздавать продукты питания.

Не смотря на в целом успешный курс и рост благосостояния населения, у реформ Мосаддыка были и негативные последствия. Земельная реформа, например, покончив с феодальным землевладением привела к росту социального расслоения на селе - около половины крестьян не получили земли или же очень быстро ее лишились, превратившись в батраков или пастухов, у большинства же наделы не превышали 10 га. Реально от реформы выиграл лишь узкий слой зажиточных фермеров, в основном бывших сельских старост, судебных приставов и некоторых помещиков. Недовольство итогами реформ привело к разрыву коалиции между Национальным фронтом и партией «Туде» - на президентских выборах 1962 года впервые участвовал кандидат от оппозиции, коммунист Реза Радманеш. Набрал он меньше 10% голосов, однако и этого оказалось достаточным, чтобы Мосаддык начал репрессии против своих бывших союзников - созданным в 1958 года как ответ на заговор генерала Гарани Министерством информации и безопасности (перс. Wezarat Atla'eat w Amnat Jomhwra - WAWAJ) было арестовано около 400 активистов компартии. Этот шаг, сделанный в преддверии визита Кеннеди и призванный продемонстрировать готовность Мосаддыка на сближение со Штатами, привел к охлаждению советско-иранских отношений, однако впоследствии большинство арестованных было отпущено на свободу. Советское правительство закрыло на этот инцидент глаза, как оно уже поступило в отношении Насера, так же преследовавшего коммунистов, однако события 1962 года стали тревожным сигналом, что Иран может превратиться из союзника во врага.

Правление Хосейна Фатеми

Продолжение следует...