ФЭНДОМ

«Иранский кризис» - название событий происходивших в Иране в 1924 году, в виде острого противостояния Британской и Российской империй, начавшегося с масштабного мятежа инициированного Британией, и закончившийся получения вассалита России над Ираном. Кризис мог привести к полномасштабной войне между Британией и Россией.

Предыстория

Англо-русский договор 1909 года о разграничения сфер влияния, разделил Ирана на английскую – южная часть, и русскую – северная часть страны, сферы влияния. Во время Первой Мировой войны, Иран был фактически оккупирован русско-британскими войсками. Это время выражалось спокойствием и стабильностью в отношении России и Британии в данном регионе. Но после окончания войны, ситуация изменилась, дружественные отношения бывших союзников стали быстро охлаждаться и постепенно переходить к противоборству. Россия по итогам войны слишком усилилась, и Британия пыталась найти этому противодействия, устраивая проблемы в русских зонах влияния. Впрочем, быстроразвивающаяся Россия, так же пыталась расширять свои сферы влияния, используя обширные арсеналы средств.

Шейх Мохаммед Хиабани, после того как Россия присоединила к себе по итогам войны всю Малую Азию, решил, что со временем с Ираном произойдёт тоже самое. В результате, Хиабани был вынужден пойти на сотрудничество с британцами, как с наименьшем злом, для борьбы с русским влиянием в Иране. Впрочем Хиабани считал, что этот союз будет только временным.

6 апреля 1919 года под руководством Хиабани в Тебризе вспыхнуло вооружённое восстание. В первый же день основные правительственные учреждения перешли под контроль восставших. Выступая на двадцатитысячном митинге в Тебризе, Мохаммад Хиябани заявил: «Сегодня я официально заявляю перед всем миром, что мы восстали против правительства Восуга од-Доуле, подписавшего несправедливое соглашение с Россией». Из Тебриза восстание перекинулось и на другие города. Это восстание вызвала нестабильность в Иране и смуту.

Реза Пехлеви

Реза Пехлеви

На этом фоне, иранский офицер Реза Пехлеви с помощью Персидской казачьей дивизии с боями занял столицу Тегеран, и был назначен Ахмад-шахом военным губернатором и главнокомандующим, а через некоторое время - военным министром. Под его непосредственным руководством, к середине 1920 года, не смотря на обширную британскую помощь, восстание Хиабани удаётся полностью подавить. Авторитет Реза Пехлеви подымается на недосягаемый уровень. В конце 1920 года Пехлеви был назначен премьер-министром.

Используя своё положение и авторитет, а главное, всемерную русскую поддержку, он подготовил свержение династии Каджаров. Учредительная ассамблея меджлиса 31 октября 1921 года объявила о низложении Ахмад-шаха Каджара. 12 декабря 1921 года Реза-хан был провозглашён новым шаханшахом Ирана. Россия получила мощный козырь в борьбе за влияние в Иране.

Ход событий

В начале февраля 1924 года, Пехлеви, по указке из Петербурга (при этом сам шах не должен был остаться в накладе), объявляет о намерении национализации нефтяной промышленности, что в условиях, когда большая часть месторождений принадлежала англичанам, был бы нанёс весьма существенный удар по экономическим интересам Британии в региону. Уже на следующий день, официальный Лондон предостерёг Тегеран от подобных решений, но Пехлеви, опирающийся на русскую поддержку был непреклонен.

С 7 по 12 марта, в Иране происходит попытка государственного переворота с целью смещения Пехлеви, которая не увенчалась успехом. При поддержки русской контрразведки, большинство замешанных в этих событиях, а так же лица продвигающие английские интересы были задержаны. 13 марта, Пехлеви объявил о национализации нефтяной промышленности.

15 марта произошла антиправительственная демонстрация в Тегеране, с требованиями политических и экономических реформ, а так же освобождения всех политических заключённых и участников попытки переворота. Демонстрация была разогнана силами правопорядка. С 20 марта начались целые серии демонстраций в разных городах Ирана, которые разгонялись, а масштаб демонстраций постоянно увеличивался.

Казаки

Казаки Персидской казачьей дивизии

10 мая, в ходе крупной демонстрации в Тегеране, из толпы демонстрантов были произведены выстрелы по полицейским, в ответ полицейские открыли огонь, в результате которого погибло по различным данным от 10 до 30 человек. Это стало отправной точкой восстания. Демонстрации быстро переросли в погромы и бунты, которые охватили всю страну. Ситуацию ухудшало и то, что и бунтовщиков оказалось не мало оружия. Уже 12 мая, бунтовщики пытались взять штурмом резиденцию Пехлеви, но были отброшены Персидской казачьей дивизии. Однако, они смогли освободить некоторых политических заключённых и заговорщиков, а на сторону бунтовщиков перешли некоторые армейские подразделения. Пехлеви начал утрачивать контроль над страной.

15 мая, Пехлеви потребовал от русского посла русской помощи в подавление мятежа, на что получил ответ, что Россия может вмешаться в дела только в Северном Иране. В этом случаи, шах фактически терял большую часть страны, которая бы оставалась под мятежниками, а фактически под британским контролем. Тем временем мятеж всё усиливался, и 19 мая, русский посол предложил шаху вариант: в обмен на вассалитет, Россия помогает восстановить порядок в стране и сохранить целостность Ирана, а Пехлеви остаётся властителем Ирана. 20 мая Пехлеви дал своё согласие на данный вариант, и в этот же день, принес вассальную присягу России.

25 мая, в Иран начался ввод двух русских армейских корпусов, а МИД России официально уведомил Великобританию, что по договорённостям с руководством Ирана, русские войска наводят порядок на всей территории страны, что означало потерю Великобританией контроля над Южным Ираном. Великобритания начала ввод своих войск на территорию Южного Ирана с территории Индии, на что получило резкую реакцию со стороны иранского шаха и МИДа России. Кроме этого, русские войска продолжили продвижение к английской зоне влияния, что грозило вылиться в в англо-русские военные столкновения, и тем самым перерасти в войну. Но, вскоре британская разведка сообщила о сосредоточение в Туркестане ещё трёх русских армейских корпусов, что в случаи начало войны, могло стать катастрофой для Британии. Великобритания пыталась раздуть истерику как по официальным каналам, так и через СМИ, но это всё на что она была способна. Начать войну Британия была не готова, а учитывая отсутствие серьёзных союзников, эта затея выглядела провальной с самого начала. Британия начала вывод своих войск с территории Южного Ирана.

К концу июля, русские и иранские войска подавили основные очаги мятежа и взяли страну под контроль, и к концу осени полностью восстановили порядок в Иране.

Итог

Иранский кризис, начавшийся с попытки увеличения сферы влияния, привёл к тому, что Британская и Российская империи оказались на грани войны, которую к счастью удалось предотвратить. Иран стал вассалом России, кардинально изменив обстановку в регионе, и открыв прямой путь к Британской Индии и Персидскому заливу, что серьёзным образом осложнило англо-русские отношения.