ФЭНДОМ

Итало-турецкая война
ИТВ
Время 2 февраля 1892 - 21 февраля 1893
Место Ливия, Кипр, Средиземное море
Итоги Победа Италии
Причина Экспансия Италии
Территориальные
изменения
Захват Италией Ливии и Кипра
Участники
Флаг Италии Итальянская Конфедерация
Флаг Греческой Республики Греческий легион
Флаг Киренаики Сануситы
Турецкие монархисты Османские монархисты

Flag of Turkey svg Турецкая республика

Командующие
Флаг Италии Эмилио Висконти-Веноста
Флаг Италии Луиджи Пеллу
Флаг Италии Бенедетто Брин
Флаг Италии Антонио Балдиссера
Флаг Италии Оресто Баратьери
Флаг Италии Риччотти Гарибальди
Флаг Греческой Республики Тимолеон Вассос
Флаг Киренаики Мухаммад аль-Махди Капитуляция
Турецкие монархисты Юсуф Иззеддин
Турецкие монархисты Сюлейман Шефик-паша Капитуляция

Flag of Turkey svg Камиль-паша
Flag of Turkey svg Ахмед Хефзи-паша
Flag of Turkey svg Хасан Рами-паша

Силы сторон
Флаг Италии 100 000 человек
Флаг Греческой Республики 10 000 человек
Флаг Киренаики 20 000 человек
Турецкие монархисты 45 000 человек
Flag of Turkey svg 70 000 человек

Итало-турецкая война (1892-1893) или Турецко-итальянская война, известная в Италии также как Ливийская война (итал. Guerra di Libia), а в Турции как Триполитанская война (тур. Trablusgarp Savaşı) - вооруженный конфликт, в ходе которого войска Итальянской Конфедерации, пользуясь гражданской войной внутри Турции между республиканцами и монархистами, предприняли успешную попытку захвата турецких колоний - Ливии и Кипра.

Война стала одним из эпизодов т. н. "Драки за Африку" - острого соперничества между европейскими государствами за колониальный раздел Африканского континента в конце XIX века.

Причины войны

Италия окончательно объединилась к 1825 году - молодая держава с бурно развивающейся экономикой остро нуждалась в рынках сбыта, активно включившись в колониальный раздел мира. В 1835-1842 годах был завоеван Тунис, в 1875 году состоялась покупка Северного Борнео, в 1879-1880 годах началась колонизация Сомали, а чуть позже - Эритреи. Тем не менее, несмотря на то, что к 1890-м годам площадь колоний Италии в 3 раза превысила площадь метрополии, молодая республика сильно отставала от других колониальных империй - прежде всего Франции и Британии.

К 1837 году французы завоевали Алжир, а в 1860 году Марокко стало колонией Испании, тем самым экспансия Италии в Западной Африке была ограничена. В 1882 году в ходе антиколониального восстания в Египте во главе с Омер-пашой был свергнут последний правитель из рода Раза, после чего французы, жестоко подавившие восстание, ввели в Египте прямое колониальное правление. Тем самым экспансия Италии была ограничена и на востоке Африки. Единственной относительно доступной территорией, которую еще можно было завоевать, оставалась Ливия - формально, она являлась владением Турции, однако, после республиканской революции в последней, власть в Ливии взяли представители рода Сануситов. В 1877-1892 годах фактическим правителем этой страны был Мухаммад аль-Махди ас-Сануси, однако Ливия была относительно раздроблена и не имела хоть сколько-то боеспособных вооруженных сил, являясь для Рима легкой добычей.

В 1891 году лидером Италии стал представитель Либерально-конституционной партии Эмилио Висконти-Веноста, ставивший одной из целью своего правления расширение итальянских колоний. С его приходом началась активная военная подготовка к грядущей войне с Турцией - военный министр Пеллу и морской министр Брин, имевшие репутацию ястребов, обязались подготовить армию вторжения в течении 3 месяцев, в то время как от Висконти зависело дипломатическое обеспечение войны. Прежде всего, через генерала Риччотти Гарибальди, сына бывшего лидера Италии, было заключено соглашение с Грецией, предоставившей базы для итальянского флота, а в январе 1892 года была подписана совместная конвенция с Французской республикой, которая признала Ливию сферой интересов Италии.

Кризис Турецкой республики

В ходе Царьградской войны 1876-1877 годов и последовавшего вслед за ней Арабского восстания великая некогда Османская империя перестала существовать - турки лишились всех своих владений в Европе, в том числе столицы Константинополя, перешедшего под контроль болгар, а так же контроля над святынями мусульман Меккой и Мединой, Палестиной, Сирией, Междуречьем, Курдистаном и целым рядом других территорий.

Ближний Восток (1890)

Турция и сопредельные государства

28 июня 1877 года, в ходе антимонархического восстания, была провозглашена Турецкая республика во главе с бывшим великим визирем Ахмедом Шефиком Мидхат-пашой. Новое правительство, ориентированное на опыт Франции и Британии, развернуло в стране серию реформ, преследовавших цель форсированной вестернизации Турции: в 1882 году было введено светское образование и обязательное ношение европейского костюма для служащих, в 1883 - приняты уголовный и гражданский кодекс, в 1885 году церковь отделили от государства, а турецкий язык переведен на латиницу. Кроме того, в Турции возникли постоянно действующий парламент, Национальный банк, а также стали создаваться первые промышленные предприятия.

Тем не менее, новый режим держался в основном за счет поддержки армии - население, пропитанное консервативными и религиозными настроениями, было оппозиционно настроено к реформам, многие по прежнему поддерживали дом Османов, представители которого после революции укрылись в Египте. 30 декабря 1890 года умер Мидхат-паша, бывший для многих олицетворением республики. Военные авантюры последних лет его правления, приведшие к потере Армении, привели к падению авторитета властей, а новый президент - 57-летний Кыбрыслы Мехмед Камиль-паша - не был столь влияительной фигурой, как его предшественник. Этим воспользовались монархисты, поднявшие летом 1891 года вооруженный мятеж против республики.

Последний султан Мурад V, вынужденный после египетского восстания 1882 года переселиться с семьей в Албанию, к этому времени страдал острым душевным расстройством и не мог лично руководить восстанием, поэтому монархисты выдвинули кандидатом на престол его брата Абдул-Хамида, известного своей простотой и имевшего репутацию либерала. Впрочем, Абдул-Хамид отказался лично командовать силами монархистов и вместо себя направил принца Юсуфа Изеддина - сына предпоследнего султана Абдул-Азиза. Активность принца и его успешные переговоры с великими державами позволили мятежникам создать боеспособную армию и 31 января 1892 года даже взять столицу Турции Анкару.

Эти события и были использованы Италией для формального объявления войны - угроза османской реставрации позволила склонить Францию к признанию за итальянцами Ливии, а так же дала повод Висконти объявить себя защитником Турецкой республики. 1 февраля итальянская эскадра подошла к Триполи, а 2 февраля последовало формальное объявление войны.

Ливийская кампания

21-0

Панорама сражения за Триполи

Из-за постоянных проволочек и несовершенства коммуникаций итальянцы начали обстрел Триполи лишь 6 февраля. Спустя неделю на ливийском побережье высадился итальянский десант в 1,5 тысячи человек, силами которых и был занят Триполи, население которого - в основном местные евреи - радостно приветствовало итальянских солдат. В это самое время войска турецких республиканцев во главе с генералом Ахмедом Хефзи-пашой отбили Анкару у принца Юсуфа - поначалу правительство Камиля-паши рассматривало итальянцев как союзников, с помощью которых можно было очистить территорию Ливии от сторонников дома Османов, поэтому оно выразило поддержку действиям флота адмирала Брина.

В течение февраля в Ливии высадилось около 20 000 итальянских солдат генерала Ореста Баратьери, силами которых были заняты Хомс, Тобрук, Дерна, Бенгази, а так же ряд прибрежных оазисов. Постоянной армии в Ливии не было, однако Мухаммад ас-Сануси сумел организовать срочный сбор местного ополчения, в короткие сроки набрав армию, сопоставимую с итальянской, пусть и значительно уступавшую ей в техническом отношении. 26 февраля в сражении при Шар аль-Шатте легкая арабская кавалерия окружила и нанесла серьезный урон войскам Баратьери, однако в итальянской прессе эти события были представлены как незначительное локальное восстание, а 10 марта в специальном декрете декларировался переход Ливии под итальянское господство, хотя к тому времени генерал Балдиссера, сменивший запятнавшего свою репутацию поражением при Шар аль-Шатте Баратьери, контролировал лишь прибрежную зону.

Итальянская кавалерия

Итальянская кавалерия

Затягивание ливийской кампании вынудило Рим искать альтернативные пути достижения решающего превосходства над противником - Ливия стала превращаться в огромный полигон для испытания новой техники: войска получили новейшие модели пулеметов и винтовки Каркано, так же в Африке впервые стали активно применять дирижабли для ведения военной разведки. Предпринимались попытки использовать дирижабли для осуществления воздушных бомбардировок позиций противника, однако их невысокая скорость и низкая мобильность в условиях мобильной войны с арабами заставили итальянское командование оставить эти планы.

Война сопровождалась взаимным ожесточением обеих сторон - Сануситы первыми стали создавать отряды моджахедов, действовавших в тылу у итальянских войск, в ответ на что генерал Балдиссера предпринял целый комплекс репрессивных мер. Итальянцы сжигали арабские деревни, убивая или переселяя местное население, разрушали мечети и устраивали показательные казни. Не смотря на все меры, предпринятые командованием, чтобы не допустить утечку сведений о зверствах в Ливии, в прессу просочились слухи и даже фотографии, сильно ударившие по престижу Итальянской Конфедерации в глазах европейской общественности. Тем не менее, к началу декабря большая часть Ливии, кроме отдаленных пустынных районов Феццана, в целом, оказалась в руках итальянцев. 20 января 1893 года Мухаммад ас-Сануси сдался в плен в районе оазиса Куфра, после чего военная операция в Африке официально завершилась.

Борьба за Кипр

Битва при Никосии

Турки в сражении при Никосии

Итальянский флот с самого начала имел подавляющее превосходство над морскими силами как принца Юсуфа, так и турецких республиканцев. Успех Ливийской операции вдохновил Бенедетто Брина предложить командованию в Риме произвести высадку на Кипре, контроль над которым позволил бы Италии получить опорную базу на востоке Средиземноморья. Успех высадки во многом могла обеспечить поддержка православных греков-киприотов, для чего генералу Риччотти Гарибальди было приказано сформировать Греческий легион. Контролировали Кипр силы Сюлеймана Шефик-паши - командующего т. н. "силами порядка", по сути, иррегулярными формированиями на службе у дома Османов. После того, как основные силы принца Юсуфа потерпели поражение под Анкарой, монархисты контролировали лишь Киликию и Иконий - в случае окончательно разгрома Кипру предстояло стать той естественной крепостью, куда могли бы отступить солдаты Юсуфа.

Высадке предшествовало морское сражение в заливе Хрисоху 7-8 мая 1892 года, в котором и без того слабая турецкая эскадра была уничтожена итальянским флотом, после чего на острове высадились силы Гарибальди и полковника греческой армии Тимолеона Вассоса общей численностью 3,5 тысячи человек. Итальянцам удалось склонить киприотов на восстание против Шефик-паши - на руку им играло и то, что даже среди турок-киприотов монархисты пользовались поддержкой меньшинства. Вскоре численность отряда Гарибальди возросла в несколько раз и 24 мая он взял Никосию. Равнина Месаория перешла под его контроль, как и значительная часть хребта Троодос на юге острова, однако на севере, где преобладали горы и значительный процент населения составляли мусульмане, продолжали держаться силы Сюлеймана Шефик-паши - обороняя проходы между горами и совершая рейды на позиции Гарибальди, они сопротивлялись все лето и лишь 18 октября сложили оружие в Кирении.

Июньский кризис

Вторжение на Кипр, в отличие от Ливийской кампании, вызвало живой отклик в Анкаре - если свою африканскую колонию власти Турецкой республики до войны фактически не контролировали, то Кипр оставался одной из ее важнейших морских баз, поэтому вторжение армии Гарибальди правительство Камиля-паши расценило как прямой акт агрессии и 7 июня направило в Рим ноту, требуя немедленного вывода войск. Итальянский МИД, не считавший Турцию хоть сколько-нибудь самостоятельным игроком в регионе, просто проигнорировал эту ноту, в результате чего 21 июня последовал ультиматум - Анкара требовала уже полного очищения Кипра и Ливии, угрожая объявлением войны Италии. Так и не получив ответа, в конце месяца Турецкая республика официально разорвала дипломатические отношения с Римом, а в июле республиканцы и монархисты достигли соглашения о совместных действиях против интервентов.

Морское сражение (ИТВ)

Бой итальянского и турецкого флотов у северного побережья Кипра

31 июля турецкая эскадра из 12 судов под командованием адмирала Хасана Рами-паши атаковала итальянский крейсер в районе залива Анталья. Сражение окончилось вничью - крейсеру удалось потопить одну из турецких канонерок и уйти в открытое море. Однако уже 16 октября адмиралу Каневаро удалось нанести туркам решительное поражение при мысе Апостола Андрея, возле северного побережья Кипра - в результате морские силы Турции на Средиземном море были практически полностью уничтожены, а надежда для войск Шефика-паши на эвакуацию с территории острова рухнула.

Захват Кипра дал итальянскому генералитета основания думать, что Турция в военном отношении не представляет никакой силы, а значит даже операция в Малой Азии со стороны итальянцев не встретит сколько-нибудь серьезного сопротивления. Поэтому в ноябре была спланирована десантная операция по захвату важнейшего порта в Восточном Средиземноморье - Антальи. 17 ноября силы Гарибальди при поддержке флота захватили город, гарнизон которого, застигнутый врасплох, практически не оказал сопротивления, однако на этом успехи кончились - корабельная артиллерия, расчистившаяся дорогу итальянским солдатам, никак не могла помочь им вдали от моря, поэтому все попытки наступления вглубь Турции провалились. Кроме того, в это время республиканцы очистили от солдат принца Юсуфа Кайсери и Адану, окончательно переломив ход гражданской войны в свою пользу, - после этого 50-тысячная армия Ахмеда Хефзи-паши взяла в кольцо Анталью, сковав десант Гарибальди боями на подступах к городу. Тем не менее, поддержка флота адмирала Каневаро дала итальянцам возможность в течение трех месяцев отбивать атаки многократно превосходящих сил противника - лишь с заключением Милетского мирного договора, 21 февраля 1893 года, войска Гарибальди эвакуировались из Антальи.

Завершение войны

أحمد عرابي

Ахмед Хефзи-паша во главе армии вступает в освобожденную Анталью

В конце декабря между сторонами начались мирные переговоры, местом проведения которых было избрано селение Балат близ греко-турецкой границы, по гречески называвшееся Палатией. По названию древнего греческого города Милет, располагавшегося некогда на том месте, заключенный в итоге договор получил название Милетского - власти Турецкой республики, к тому времени оставшиеся единственным легитимным правительством Турции, вынуждены были признать захват Италией Ливии и Кипра, однако получили назад Анталью. Кроме того, итальянцы выдали туркам захваченных лидеров монархистов - Сюлеймана Шефик-пашу со штабом и некоторых других офицеров, все из которых были казнены по приговору республиканского суда.

В Италии завершение войны отмечалось как национальный триумф - ее территория увеличилась почти на 1 770 000 км2, Висконти торжественно заявлял, что итальянцы доказали свое право называться великой европейской нацией. Тем не менее, не смотря на явный успех, с дипломатической точки зрения положение Итальянской Конфедерации не улучшилось - Франция, бывшая главным игроком в регионе, была отнюдь не в восторге от усиления в нем чужих позиций, поэтому франко-итальянские отношения с 1893 года стали постепенно охлаждаться. Захват Кипра, в свою очередь, вызвал жесткую реакцию Греческого королевства, монарх которого претендовал на объединение всех земель, населенных греками, под своей властью. В результате едва оформившийся греко-итальянский союз, не просуществовав и нескольких лет, был разорван.

Милетский договор

Подписание Милетского мирного договора

Вторжение в Ливию стало крайне дорогостоящим предприятием для Италии. Вместо планируемого изначально бюджета в 30 000 000 лир в месяц эта "военная прогулка" обходилась в 80 000 000 лир в месяц в течение гораздо более длительного периода времени, чем предполагалось. Общая стоимость войны составила 1,3 млрд. лир, почти на миллиард больше, чем довоенная оценка Висконти. Это вызвало серьезные проблемы в экономике Италии - в результате в 1898 году правительство либералов-конституционалистов пало и к власти вернулась Демократическая партия Дзанарделли. Итальянский контроль над Ливией оставался неэффективным вплоть до конца 1900-х годов.

В Турции же, несмотря на поражение, позиции республиканских властей, наоборот, укрепились - в ходе борьбы с монархистами и интервентами правительство Камиля-паши провело значительные преобразования в армии, а с окончанием боевых действий развернуло новую серию преобразований по европейскому образцу. К примеру, в директивном порядке туркам предписывалось обзавестись фамилиями, турецкий язык был очищен от арабских и персидских заимствований и т. д. Тем не менее, потеря Кипра не прошла для турок безболезненно, а в 1893 году, воспользовавшись слабостью Турции свою независимость от нее провозгласило Армянское княжество, доселе по условиям Портсмутского договора являвшееся совместным русско-турецким кондоминиумом.

Италия-0

Итальянская колониальная империя к 1898 году